Примерная схема распределения задач по формированию умений осуществлять разнообразные условные игровые действия у детей раннего возраста (азы сюжетной игры)

Разделы: Работа с дошкольниками


При работе над проблемой повышения уровня свободной самостоятельной игры дошкольника, возникла необходимость изучить разные концепции становления сюжетной игры в дошкольном возрасте. Познакомившись с новым подходом к организации сюжетной игры в детском саду, направленный на активизацию свободной самостоятельной игры детей через передачу им постепенно усложняющихся игровых умений, изложенный Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой в пособии для воспитателя: Организация сюжетной игры в детском саду. – М. 2000.,было решено познакомить с ним педагогический коллектив детского сада. Да и к тому же мне повезло встретиться с этими замечательными педагогами на курсах повышения квалификации по программе “Развитие”. Ведь это и вселило уверенность в правильности видения этого подхода и помогло разобраться в волнующих вопросах, как играть с детьми в условиях реальной жизни группы детского сада? Как изменить тактику игрового взаимодействия по мере взросления детей? Какую примерно тематику можно использовать для совместной игры с детьми?

Авторы в планах занятий к программе “Развитие” предлагают схему поквартального распределения задач по развитию игровой деятельности детей во второй младшей и средней группах. А также дают рекомендации по организации работы в старших и подготовительных группах. Именно эти схемы помогли воспитателям представить перспективу работы в течение целого года, определить успешность продвижения детей, скорректировать свою тактику, определить, кто из детей в большей мере нуждается в их внимании (осуществлять дифференцированный подход к детям). Но, к сожалению, не оказалось таких перспективных планов для детей раннего и старшего дошкольного возраста. И это поспособствовало тому, чтобы составить эти перспективные планы, тем самым, облегчив работу воспитателя.

Предлагаем вашему вниманию схему примерного поквартального распределения задач по формированию азов сюжетной игры детей раннего возраста. Но вначале сформулируем суть предлагаемого подхода разработанного авторами Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой.

Успешное освоение игровых умений дошкольником зависит от целенаправленной работы педагогов в период раннего возраста. К трём годам у детей необходимо сформировать азы сюжетной игры – умение осуществлять разнообразные условные игровые действия. Воспитателю необходимо организовать на протяжении всего года условия для предметного элементарного взаимодействия детей друг с другом.

Помогая дошкольникам овладевать игровыми умениями, необходимо руководствоваться следующими принципами организации сюжетной игры в детском саду:

Первый принцип: воспитатель должен играть вместе с детьми в позиции “играющего партнёра”, “умеющего интересно играть”, умеющего строить игру таким образом, чтобы на соответствующем возрастном этапе дети сразу ставились перед необходимостью использовать именно новый, более сложный способ построения игры.

Второй принцип: воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом его этапе следует развёртывать игру таким образом, чтобы дети сразу “открывали” и усваивали новый, более сложный способ её построения.

Третий принцип: начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать ребенка, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнёрам – взрослому или сверстнику.

Задача педагога: сформировать у ребёнка к трём годам умения развёртывать условные сюжетные действия с сюжетной игрушкой, предметом заместителем и воображаемым предметом, связывать два-три игровых действия в смысловую цепочку, словесно обозначать их, продолжать по смыслу действие, начатое партнёром-взрослым, а затем сверстником.

Начиная работу по формированию сюжетной игры, воспитатель должен исходить не только из паспортного возраста детей, но и учитывать общий уровень развития ребёнка. Приведённая схема по организации игры может использоваться по отношению к детям достаточно широкого возрастного диапазона: от полутора до трёх – трёх с половиной лет.

Первый квартал – сентябрь, октябрь, ноябрь

Программные задачи. Методика работы. Типы сюжетов. Примерное тематическое содержание.
Стимулировать детей к взаимоподрожательным, зеркальным действиям, направленным на взрослого, друг на друга.

Воспитатель предлагает одному из детей встать у конца скамейки, сам встаёт у др. конца и обращается к ребёнку: “Давай поиграем! Будем мяч катать!”. Взрослый катает мяч по скамейки к ребёнку и стимулирует его ответное действие: “А теперь ты мне!”.

… “Ребята, посмотрите, как мы с (имя младшего воспитателя.) поиграем!…

Кто теперь так хочет поиграть?” Воспитатель помогает желающим занять места у концов скамейки и даёт им мячик. Обратить внимание детей друг на друга: “ Кто хочет покатать мячик? Ты, Серёжа. Вставай здесь! С кем ты будешь играть? Со Светой? Ну, иди, Света, вставай вот сюда, с другой стороны скамеечки. Серёжа, кати мячик к Свете. А теперь Света Серёже. Хорошо дети играют с мячом. А вот у нас ещё мячи. Кто тоже хочет играть?

Достаточно 4 - 6 обменов мячом, взрослый – ребёнок. Прокатывание предмета вдвоём с няней или 2-х старших дошкольников. Взрослый-взрослый достаточно 2-3 показа.

Ребёнок - ребёнок.

Ребёнок – ребёнок.

Прокатывание мяча, тележки, вагончиков, грузовичков по: скамейке, ковровой дорожке, доске…

Формирование предметного взаимодействия в парах детей, условного игрового действия, замещающего реальное действие с “настоящими” вещами.

Воспитатель предлагает двум малышам: “Давайте построим башню. Я положила первый кубик. Петя, теперь ты клади кубик сверху. А теперь – Оля. Теперь опять Петя. Получится высокая башня! Давайте снова строить!”

Воспитатель организует взаимодействие 2 – 3 пар детей. Последовательность проигрывания предложенных сюжетов:

А. Игровые действия воспитателя направлены на детей.

Б. Игровые действия детей направлены на воспитателя.

Совместная постройка башни из кубиков, сбор пирамидки, поочерёдное нанизывание бус и т.п.

Второй квартал – декабрь, январь, февраль

Формировать умения осуществлять условные игровые действия с сюжетными игрушками.

Воспитатель развёртывает сюжетную игру на виду у детей, одушевляя игрушки.

Воспитатель усаживает за детский столик куклу (мишку, зайца размером не менее 50 см), ставит на стол игрушечную тарелку, кладёт ложку (соответствующих кукле размеров). Обращаясь к детям, говорит: “Вы играете, и я поиграю с куклой. Я сейчас её покормлю, она есть хочет. Вот здесь кашка в тарелке, давай кушать, дочка!” Берёт ложку и несколько раз (5 – 6) подносит ко рту куклы. При этом разговаривает с куклой: “Ешь, открывай рот! Вот какая хорошая, ест кашу!” Воспитатель искренне заинтересован игрой, эмоционально относится к куклам.

Несколько связанных по смыслу действий (2-3) в рамках одной сюжетной линии, ситуации: кукла хочет, есть – не хочет, есть, хочет спать – не хочет спать… направленных на кукольного персонажа.

Игровые действия детей направлены на игрушки

Однотемные, одноперсонажные сюжеты, где игровые действия в основном направлены на игрушку персонаж: кормление, укладывание спать, купание…

Формировать умения подключаться к игровым действиям партнёра – взрослого и дополнять их своими действиями.

Игра продолжается с вовлечением в неё определённого ребёнка: “Давай играть. Вот мишка и кукла сидят за столом. И ты с ними садись. А я вас кормить буду!”

В игру можно включить ещё одного ребёнка. “Я не успеваю всех кормить сразу. Маша, помоги мне, покорми мишку”.

Воспитатель берёт мишку, разговаривает с ним: “Мишка, почему ты такой грустный? Есть хочешь? Дать каши?”, обращаться к наблюдаемому за игрой малышу:

“Петя, свари мишке кашу. Он есть хочет”. Ребёнок ставит на плиту кастрюлю и снимает её с репликами: “Уже!”, “Вот каша!” и т.п. Воспитатель в это время ставит на стол тарелку, берёт ложку. Обращается к мишке: “Сейчас Петя нам кашу принесёт. Будешь, есть, а потом спать”. “Кормит” мишку. Затем обращается к другому малышу: “Серёжа, мишка наш поел. Теперь ему спать пора. Уложишь его спать?” т.п.

Две смысловые ситуации, связанные друг с другом. Действия уже известные детям, наблюдаемые в реальности.

 

“Варит” кашу на игрушечной плите, а затем “кормит” ею кукол. “Кормит” куклу, а затем “укладывают” её спать. “Стирает”, а затем “гладит” и т.п.

 

Формировать умение осуществлять условные игровые действия с предметами – заместителями.

Расширять круг действий с предметами заместителями: использовать один и тот же предмет для выполнения разных игровых действий. Использовать разные предметы – заменители для выполнения одного и того же по смыслу игрового действия.

Воспитатель наряду с игрушками – подобиями реальных вещей (игрушечными кастрюлями, кроватками, утюгами и пр.) использует в совместной игре с детьми предметы – заместители (палочку вместо ложки, кубик вместо мыла…)

Воспитатель предварительно убирает игрушечные ложечки и, приготовив небольшую палочку, начинает играть: “Мишка есть хочет, покормлю его кашей. Вот тарелка, а ложечки нет. А вот у нас ложечка (берёт палочку) Ешь, мишка (кормит мишку палочкой вместо ложки) Далее воспитатель обращается к одному из наблюдающих за игрой детей: “Не наелся ещё мишка. Покорми ты его ещё. Вот тебе ложка! (даёт палочку). Это у нас как будто ложка! А я пока кроватку ему приготовлю”.

Аналогично ситуация “купания” Воспитатель: “Сейчас я буду дочку мыть, она купаться хочет. Надо в ванночку водички тёплой налить. Вот здесь налью. Подходит к игрушечному крану или просто к стене: “Ш-ш.… Налила воды. Давайте мне дочку!”. (Кукле) Иди купаться, водичка хорошая. Сейчас намылю тебя. Где мыло? Забыла принести. Дима, принеси-ка мне вон тот кубик (кубик заранее приготовлен, лежит на соседнем столе) спасибо, это у меня как будто мыло. Буду им мыть”. Воспитатель “моет”, трёт куклу мылом – кубиком. Обращается к одному из детей: “У зайца твоего лапки грязные. Как он будет с грязными лапками за стол садиться? Надо помыть. Вот тебе мыло (дают кубик), помой зайке лапки”.

Действия воспитателя направлены на сюжетную игрушку с применением предмета-заместителя, а затем вовлечение ребёнка для продолжения действий начатых взрослым.

“Купание”, “приготовление еды”, “день рожденье куклы”, “полечим куклу”…

Третий квартал – март, апрель, май.

Продолжать формировать умения осуществлять игровые действия с предметами-заместителями.

Предмет-заместитель должен всегда сочетаться с сюжетной игрушкой (если хлеб замещается кубиком, то тарелка, на которой он лежит, должна быть “ как настоящая” если мыло замещается бруском, то необходим игрушечный тазик, в котором стирают и т.п.)

Предметно-игровая среда сохраняется, а в последующие дни необходимо специально ее организовывать, подбирая те же игрушки, которые использовались в совместной игре с детьми.

По мере работы с детьми, предметно-игровая среда при сохранении стабильных ключевых игровых предметов (игрушечные персонажи, кухонная плита, кроватки для кукол, умывальник и т.п.) должна периодически частично изменяться педагогом.

Пример: воспитатель в игровом уголке располагает постельное белье, но при этом убирает игрушечные кроватки.

Если сам ребенок не найдет, чем их заменить, воспитатель может помочь ему: “Давай кроватку из стульев сделаем” и т.п.

Словесное обозначение взрослым предмета-заместителя, стимулирование ребёнка обозначать игровые действия словом.

Сюжеты знакомые детям.

Расширять смысл игровой ситуации для малыша.

С детьми, у которых наблюдаются стереотипные манипуляции с игрушками. Например: если ребенок бесконечно “варит” что-то на игрушечной плите, воспитатель может усадить рядом за стол мишку и начать с ним разговаривать: “Хочешь, есть, мишка? Видишь, Петя что-то варит в кастрюле. Петя, ты что варишь? Кому? Уже, наверное, сварилась, готова. Мишка как раз есть хочет” и т.п.

Если ребенок постоянно манипулирует игрушечным грузовиком, прокатывает его, дергает за колеса и т.п. Воспитатель может наполнить смыслом действия ребенка: “Твой грузовик за кирпичиками, наверное, поехал. Привезет кирпичики, чтобы строить дом. Зайчику нужен дом. Где же у нас кирпичики?” и т.п.

Подключение воспитателя к уже возникшей игре, игровым действиям ребенка.

Игровые действия взрослого направлены на игрушку, а затем на ребёнка.

Создаётся предметно-игровая среда на бытовые темы.

Формировать умение включать в игру наряду с предметами заместителями и воображаемый – предмет.

Развивать у ребенка умение направлять условные действия с заместителями и воображаемыми предметами на самих себя.

Направлять ребенка к элементарному взаимодействию в рамках общего сюжета (на дополнение по смыслу условных действий сверстника).

Малыш вертит в руках зеленый мяч. Воспитатель: “Вася, это у тебя арбуз? Куклам хочется сладкого!” Воспитатель: “Аля, возьми конфету (воображаемую), угости мишку”. Если ребенок не принимает этого предложения, взрослый сам угощает мишку воображаемой конфетой: “Мишка, попробуй, какая вкусная конфета. Ест, улыбается Аля, у меня еще есть одна (берет со стола еще одну воображаемую конфету) Вот, попробуй и ты” и т.п.

Воспитатель ставит несколько стульчиков в ряд и говорит: “ Это автобус. Я поеду на автобусе в лес. Кто хочет со мной поехать? Садитесь в автобус. У нас большой автобус, все поместятся. Я вас повезу, где мой руль? Поехали. Рррр (изображает шум мотора). Би-би! Рррр. Все дети едут. Далеко, далеко. Остановились. Давайте все в лес пойдем гулять. Выходите. Будем собирать ягоды, взрослый срывает воображаемую ягодку и “ест” ее. Вы тоже собирайте ягоды. А теперь надо ехать обратно. Садимся в автобус. Сейчас он поедет. Никто в лесу не остался?” и т.п.

Например, развертывая “кормление” кукол, говорит: “Вася уже тарелку для каши приготовил. Настя, подай ему, пожалуйста, кастрюльку с кашей “играя с детьми в “ поездку в лес “предлагает: “Маша, какую большую ягодку ты нашла (ягодка воображаемая). Угости ею Диму “ и т.п.

Участвуя в игре, воспитатель развертывает сюжет таким образом, чтобы действие одного из малышей было адресовано сверстнику, он как бы “замыкает” детей друг на друге.

Бытовые темы : готовить обед для игрушки (варить суп, жарить котлеты, кипятить чай); кормить куклу (накрывать на стол, разливать суп, мыть посуду); укладывать куклу спать (делать кукле кроватку, баюкать). Путешествовать на машине (ремонтировать ее, собирать в лесу грибы, ягоды, листья и т.п.)

Разные сюжеты. Главное, понятные детям и чтобы они стимулировали развертывание условных действий с заместителями или воображаемыми предметами.

2 года 6-8 месяцев

Подготовить детей к принятию роли.

 

 

 

 

 

 

 

 

Побуждать детей принять на себя роль “другого”, помочь им во вхождении в образ.

 

 

 

 

Стимулировать детей к выполнению самых разных игровых действий.

Воспитатель: “Давайте играть. Я буду лисой” (не прибегайте к атрибутам, как уши, хвосты. Не надевайте шапки с изображением животных и т.п.).

Затем раскрываете образ – описываете внешний облик персонажа, подчеркивая только самые характерные его черты. Далее кратко рассказываете, где персонаж живет, какой у него домик и как он называется. (Дупло, норка, берлога…)

Теперь дети могут узнать, чем питается животное, что оно особенно любит (белочка - орешки, грибы, зайчик - капусту и морковку).

Последовательность превращений:

Знакомые детям и привлекательные для них животные и птицы;

Интересные детям предметы и в первую очередь движущиеся (паровоз, машина);

Взрослые, чьи профессии имеют характерный внешний атрибут.

Закончив свой короткий рассказ о персонаже, образ которого вы приняли, вы буквально в двух – трех фразах сообщаете малышам, что остались без детенышей (лисят, котят, зайчат). Что вы скучаете без них и очень хотите, чтобы они снова у вас были, и что можете сделать для малышей ряд приятных вещей (что-то подарить, интересно поиграть, чем-то угостить и т.п.). В конце вы задаете вопрос: “Кто хочет быть моим…(бельчонком, лисенком)?”

Убедитесь в том, насколько дети вообразили себя “другими”, и заодно, помогите им утвердиться в новом образе. Для этого задайте такие вопросы:

  • Лисята, а где у вас ушки?
  • Ну, а хвостики у вас есть?
  • А нюхать-то вы умеете? А как? Покажите.

Воспитатель использует возникшее между детьми простое предметное взаимодействие, как бы “обрамляя” его сюжетным контекстом.

Превращения в животных: кошечку, собачку, белочку, ежика, лисичку, медвежонка, олененка…

И птиц: воробышка, сороку, ворону, синичку, курочку, петушка…

Интересные детям предметы.