Урок русского языка в 5-м классе по теме: "Алфавит, или следствие проведут знатоки"

Разделы: Русский язык


Тип урока: изучение нового материала.

Вид урока: урок – исследование.

Форма проведения: коллективная игра.

Методы: частично-поисковый, репродуктивный, дедуктивный.

Цели урока: познакомить ребят с порядком букв в алфавите, с историей их возникновения, с историческими изменениями в составе алфавита; научить правильно произносить согласные буквы; развивать логическое мышление; вызвать интерес к изучаемой теме и предмету в целом.

Ход урока:

УЧИТЕЛЬ: Сегодня мы открываем собственное детективное агентство…

(один из учеников приносит записку; предложение , которое в ней содержится, записывается на доске и выполняется его синтаксический разбор.)

Мы отправляемся путешествовать, сестренки нас подменят.

2. УЧИТЕЛЬ: Вот и первое наше дело: необходимо найти беглянок из типографии и вернуть. Важность порученного нам дела, думаю, ясна всем, но прежде, чем вы начнете поиск исчезнувших букв, проведем спец. инструктаж. Мы должны знать, с чем имеем дело:

А) работа с учебником .

Б) секретная информация:

Буквы появились очень давно. Вы, наверное, удивитесь, узнав, что наши самые обыкновенные русские буквы – это тоже картинки, вернее, несколько видоизмененные рисунки разных предметов. Кто поверит, что буква А - это претерпевший много изменений рисунок головы быка, Г- угол, Е - вскинувший вверх обе руки человек, М - морская волна, О - человеческий глаз, Р- голова лошади, Т- крестик и т. д. Древние финикийцы изобрели алфавит, первая буква в этом алфавите “алеф”, что значит “бык”, и изображение ее напоминало голову быка.

Вторая буква их алфавита называлась “бет” - “дом”. Теперь нетрудно догадаться, почему стройный порядок букв называется “алфавитом”, но попало это слово к нам не из первых рук, и даже не из третьих. Появилось у нас и свое слово “азбука”. Посмотрите , как выглядели буквы нашего алфавита первоначально ( фото 1 вешаем на доску – древнерусский алфавит. Читаем названия букв.) Тот алфавит, что напечатан у вас в учебниках, современен, но есть и более оригинальный (фото 2 – алфавит будущего.

 

цифры цвет буквы ноты
1, 8 красный А И Ы Ь П Ф до
2, 9 оранжевый Б Ж К Л Р Ш Я Щ ре
3 желтый Г С Ц ми
4 зеленый Д М Т фа
5 голубой Е Н Х Е соль
6 синий В У Э ля
7 фиолетовый З О Ч Ю си

Й Ъ - ? -не установлено.

Таблица создана на основе астрологических данных о соответствии каждому числу буквы алфавита, учения физиков о спектральном разложении луча на семь цветов и версии о соответствии каждого цвета одному из натуральных чисел.

А если каждой букве соответствует нота, то у нас есть возможность не только увидеть, но и услышать алфавит.)

3. УЧИТЕЛЬ: Инструктаж завершен, есть ли версии? Нет. Что делают сыщики в таких ситуациях? … Верно, отправляются на место происшествия.

СЦЕНКА:

На лавочке сидит буква Ф и напевает песенку:

Всем известно без подсказки:

Буква "Ф" – как ключ от сказки.

Никогда его у вас

Не отнимет Карабас…

Рядом находится дверь в типографию. Буквы вбегают и выбегают, входят и не спеша выходят… Подбежала буква Я, присела на скамеечку, полюбовалась в зеркальце, кокетливо подмигнула соседу и пошла в типографию. Выходит менеджер, садится рядом. (Словарная работа: выясняется значение слова “менеджер”)

Менеджер: Почему вы не на работе? Все буквы трудятся, а вы тут уже полдня сидите.

Ф: Видите ли, работы у меня совсем немного, хорошо еще иностранные слова есть, а то бы давно сократили, наверное.

Менеджер: Это еще какие слова?

Ф: Фабрика, фамилия, кофе, лифт, фонарь и др.

Менеджер: Стой, а говоришь, работы мало…

Ф: Конечно мало, я тут подсчитал, что на 1000 знаков текста буква А встречается 62 раза, Б-14, В-38, Г-13, Д-25, Е-72, Ж-17, З-16, И-62, Й-10, К-28, Л-35, М-26, Н-53, О-90, П-23, Р-40, С-45, Т-53, У-21, Х-9, Ц-4, Ч-12, Ш-6, Щ-3, ЬЪ-14, Ы-20, Э-3, Я-18, а Ф-2!

Менеджер: Ну, что ж , отдыхай. (Уходит)

Я (вернувшись): Все! Свободна. Пошли, приятель, попьем кофейку?

Ф: Пошли, слово это я люблю. (Уходят)

УЧИТЕЛЬ: Что ж , господа-следователи, буквы вы видели. Какую допрашивать будем? (Конечно, Ф)

Ф: У нас многие буквы отлучаются с работы. Сами слышали, не у всех работы много, а вот глупость такую могли совершить только молодые. Нашей молодежи, как и вашей, иногда ответственности не хватает. Вы сравните наши фото: нынешний и прежний алфавиты. Они у вас, я вижу, есть.

СРАВНЕНИЕ АЛФАВИТОВ.

Выясняется, что в современном русском алфавите 3 “новые” буквы: э, й, ё.

УЧИТЕЛЬ: Кажется, нашли, осталось задержать и вернуть. Но на станцию в городе Алфавите не просто попасть. Нам предложили выполнить следующее задание: напишите буквы в словах в алфавитном порядке. Например: хоулп – лопух.

Ясьчу, шуть, осавь, ытон, кежи, шер, отен, тосмы, сон, нибыт.

4. УЧИТЕЛЬ: Вот мы и на станции. Вагоны заняты артистами цирка. Среди них и нужно отыскать наших “путешественников”. Списки пассажиров у вас на столах. Смотрите внимательно, до отправления поезда остается несколько минут.

СПИСОК: жонгёры, собачка, клоун, наездник, эквилибристы, дрессировщики, медведи, фокусник, змея, попугай, голуби.

5. УЧИТЕЛЬ: Итак, нарушители порядка найдены. Дело можно считать закрытым. Объявляю благодарность всем служащим агентства.

Домашнее задание: Нарисуйте свой портрет цветными буквами своего имени.

6. Выставление оценок.