Разработка урока по литературе в 7-м классе: «Образ автора в рассказе И.С. Тургенева "Бежин луг"»

Разделы: Литература


Особое место в системе работы над развитием речи занимает сочинение-рассуждение, потому что процесс овладения техникой рассуждения способствует выработке умения чётко и ясно формулировать мысль, обосновывать её, пользуясь различными способами аргументации, или опровергать то или иное суждение, с которым нельзя согласиться, умение правильно построить свою речь, расположить её части в определённой взаимосвязи и последовательности, сделать обобщение и выводы.

Трудным для учеников является сочинение типа “Образ ...”. Часто понятие “образ” подменяется понятием “характеристика”.

Писать сочинение на тему “Образ ...” – значит говорить о мастерстве писателя в создании характера. А для этого необходимо не только хорошо знать текст произведения, но и уметь его анализировать.

Предлагаемый урок является частью моей сложившейся системы по обучению работы над сочинением-рассуждением. Урок показывает, как на основе анализа текста идет разграничение понятий “образ” и “характеристика”, выдвигается тезис к сочинению типа “Образ ...”, составляется план на основе подобранных аргументов.

Тема урока. Образ автора в рассказе И. С. Тургенева “Бежин луг”.

Цель урока: раскрыть понятие “образ”, показать построение образа автора-рассказчика на основе анализа текста, подготовить учащихся к домашнему сочинению.

ХОД УРОКА

I.Словарная работа.

Эстетический – художественный, относящийся к чувству прекрасного, к красоте и её восприятию.
Одухотворённый – проникнутый возвышенным чувством, чувством красоты, высокой мыслью.
Философский – разумный, рассудительный, глубокомысленный, спокойный.

II. Постановка задачи.

Учитель. Прочитайте тему урока, определите задачи на сегодняшний урок. О чем будем говорить? Какой теоретический вопрос нужно повторить? Итак, что такое образ?

Дети. Образ – вид, облик; живой наглядное представление о ком-либо; обобщенное художественное отражение действительности.

Учитель. Посмотрим, как раскрывается это понятие в учебнике, (стр. 8, в учебнике “В мире литературы” под редакцией А. Г. Кутузова, 7 класс, М., Дрофа, 2002г.) Как же создается образ? Тургенев словно нарисовал для нас картину леса. Но нарисовал не красками, а словами. Он словами изОБРАЗил летний лес. Образ – это то, что изображено.
Создать образ – значит совершить, по крайней мере, три действия: воОБРАЗить, преОБРАЗить, изОБРАЗить.
Итак, образ – это не только воображение, изображение, но и преображение реальных, настоящих людей, животных, предметов, явлений природы и событий.”
Основной вопрос: Как создается образ?

Дети. Вообразить, преобразить, изобразить.

Учитель. Значит, словом “образ” называют характер, созданный средствами поэтического искусства, определенными приемами. Какие приемы создания образа вы знаете?

Дети. Портрет, речь, поступки, авторские описания, описания обстановки.

Учитель.Итак, когда дана тема типа “образ”, мы можем поставить только один вопрос: как, какими средствами рассказывается характер данного героя? Если мы поставим вопрос как-то по-другому, не затрагивая средств создания образа героя, мы не раскроем понятие “образ”, оторвем содержание от формы, т. е. разговора о художественном творении не получится. (Недопустимо подменять понятие “образ” понятием “характеристика”. Образ = характеристика + приемы создания). Но это не значит, что автор сочинения, раскрывая подобную тему, не может быть самостоятельным. Его самостоятельность проявится в следующем:

  • самостоятельно определить средства, с помощью которых раскрывается характер героя;
  • самостоятельно анализирует и делает вывод о характере героя;
  • самостоятельно определяет типичность или не типичность, идейный смысл образа.

Учитель. Итак, какая наша задача на сегодняшний урок?

Дети. Определить черты характера автора-рассказчика. Определить приемы, с помощью которых создается образ автора-рассказчика.

III. Работа с текстом.

По ходу работы учащиеся делают записи в тетрадях в две колонки: приемы; черты характера.

Учитель. С чего начинается рассказ?

Дети. С описания июльского дня.

Учитель. Какая основная мысль описания?

Дети. “Был прекрасный июльский день”.

Учитель. Чем он прекрасен?

Дети.

  • “заря... разливается кротким румянцем” (кроткий – незлобливый, покорный, смирный)
  • “солнце... светлое и приветно лучезарное”
  • “весело и величаво... поднимается могучее светило”
  • облака “насквозь проникнуты светом и теплотой”
  • “ цвет небосклона, легкий, бледно-лиловый...”
  • “краски все смягчены; светлы, но не ярки... печать кротости”.
  • “пахнет пылью, сжатой рожью, гречихой”.

Учитель. В этом описании есть “я” автора?

Дети. Конкретного “я”, присутствия героя нет. Дана картина природы. Отношение автора к природе высказано не прямо, он словно со стороны любуется картиной июльского дня. Так может любоваться природой человек, который понимает прекрасное. Природа рождает у автора поэтическое восприятие, одухотворенное, доброе чувство. Автор испытывает эстетическое наслаждение, любуясь июльским днем. Ему ничего от этого дня не нужно – бескорыстное любование.

Учитель. Для чего в начале рассказа введен пейзаж?

Дети. Выполняет роль зачина.
– Дает характеристику автору-рассказчику: так создать описание может только человек, понимающий прекрасное, с поэтическим восприятием пейзажа, с эстетическим отношением к природе.

Вывод записываются в тетрадь:

Приемы

Черты характера

1. Описание июльского дня. Понимает прекрасное, поэтически воспринимает пейзаж, эстетическое отношение к природе, бескорыстное любование картиной июльского дня.

Учитель. Когда появляется конкретное “я” автора как действующего лица? (Учебник Кутузова, стр. 320)

Дети. “... охотился я ...”, “... я нашел и настрелял ...”, “... я решился ...”

Учитель. Может по первым фразам определить его социальное положение?

Дети. Дворянин; см. “такой погоды желает земледелец для уборки хлеба; человек не работает на земле, свободен, в такой удачный для уборки хлеба день – и на охоте. Охота – увлечение, охотится в свободное время.

Записываются выводы.

2. Сообщение об охоте. (Повествование) Социальное положение:  дворянин.

Учитель. Что произошло с рассказчиком?

Дети. Заблудился.

Учитель. Почему заблудился автор?

Дети. Наступила ночь.

Учитель. Как наступила ночь?

Дети. “Ночь росла как грозовая туча”.

Учитель. Оправдано ли такое сравнение?

Дети. Сравнение строится на быстроте действия. Гроза несет страх, жуткое состояние, становится темно.

Учитель. Есть ли чувство страха у автора?  (См. учебник, стр. 338, 3-й абзац)

“На землю ложится мгла. Природа, такая кроткая, ясная и приветливая днем, становится совсем другой. И сразу меняется настроение охотника. Он заблудился в знакомых местах! Вот какими словами он передает свои ощущения: “недоумение”, “неприятная сырость”, “как-то жутко”, “таинственно”, “пугливо”, “угрюмый мрак”, “странное чувство”, “немо и глухо”, “уныло”, “жалобно”, ... “очутился над страшной бездной...”.

Где здесь описание природы, а где – описание душевных переживаний охотника? Отделить одно от другого невозможно”.

Дети.“Жутко”, т.е. неприятно, испытывает тревогу, страх, ощущение таинственности вызывает тревогу (упоминание о запоздалом ястребке).
Характер автора-рассказчика раскрывается через ощущения   заблудившегося человека.

Учитель. Каков хронологический путь блужданий героя?

Дети.

  • “Я слишком забрал вправо...”
  • “... пошел, забирая влево”(“Да где же я?”)
  • “... теперь опять вправо нужно взять...”(“Да где же это я?”)
  • “Я отчаянно устремился вперед”.
  • “... тут, я окончательно уверился в том, что заблудился совершенно...”

Учитель. Чем вызвано угрюмое настроение автора?

Дети. Угрюмое настроение вызвано чувством одиночества.

Учитель. Когда усиливается это чувство одиночества?

Дети.  Чувство одиночества усиливается, когда автор оказывается в лощине :”Казалось, что отроду не бывал в таких пустых местах”, “... очутился над бездной...”

Выводы записываются в тетрадь.

3. Ощущения заблудившегося в ночи человека. Испытывает страх, тревогу, угрюмое настроение вызвано чувством одиночества. Ночь рождает ощущение таинственности. Одиночество рождает философское размышление о жизни: человек -часть природы, маленькая песчинка, затерянная во вселенной, не имеющей конца и предела.

Учитель. Как меняется психологическое состояние автора-рассказчика?

Дети. Психологическое состояние автора меняется, когда он получает способность ориентироваться в пространстве; когда увидел огни костра и мальчиков около костра.

Учитель. Рассказывает ли охотник мальчикам что-либо о себе?

Дети. Нет. Сказал, что заблудился. На вопрос мальчиков ответил откуда он.

Учитель. Далее Тургенев для характеристики автора-рассказчика использует прием – роль наблюдателя и слушателя.
Как проявляется наблюдательность автора в описании внешнего вида мальчиков?

Дети. Рассказчик наблюдателен: определяет материальное положение каждого; по портрету определяется характер, возраст.

Учитель. Как автор реагирует на рассказы мальчиков?

Дети. Слушает, не перебивает.

Учитель. Верит ли он этим рассказам?

Дети. Нет. Понимает, что страшное и таинственное навеяно образом ночи. Мальчики суеверны, и все, что непонятно, воспринимается ими как таинственное, а за таинственным им чудится страшное начало жизни.

Учитель. Какое отношение автора к мальчикам и их рассказам?

Дети. Это даровитые, способные дети. Каждый из них отличается своим, особым характером.

Учитель. Какие черты характера автора-рассказчика раскрываются в сцене у костра?

Дети. Автор наблюдателен, хорошо знает жизнь крестьянских детей, видит их даровитость, индивидуальность, трудолюбие, с симпатией относится к этим даровитым детям.

Выводы записываются в тетрадь.

4. Роль наблюдателя и слушателя. Наблюдательность проявляется в описании мальчиков: определяет материальное положение, по портрету определяет характер; возраст мальчиков. В рассказах ребят есть серьезное и наивное. Знает быт крестьянских детей. Говорят, подражая взрослым, верят в народные поверья. Автор делает вывод, что это даровитые, способные дети. Ночь вносит смятение в душу человека, рассказы мальчиков передают это смятение, автору понятен их страх.

Учитель. Через чье восприятие дается наступление утра?

Дети. “... по моему лицу...”, “... я открыл глаза...”, “... тело мое...”

Учитель. Каково настроение автора в этой сцене?

Дети. Настроение автора бодрое, веселое, восход солнца восстанавливает свет и гармонию. Потоки солнечного света возрождают к жизни.

Вывод записывается в тетрадь.

5. Описание наступления утра, восходящего солнца. Бодрое, веселое настроение, радость от наступления нового дня жизни.

IV. Выводы.

Учитель. Каким же предстает перед нами автор?

Дети. Наблюдательным, любознательным; хорошо знающим и понимающим природу, ее красоту; хорошо знающим быт крестьянских детей; человек и природа взаимосвязаны.

Учитель. Какие приемы использует Тургенев для создания образа автора?

Дети. Описание природы; ощущения заблудившегося человека; роль наблюдателя и слушателя; описание наступающего утра и восходящего солнца.

V. Работа над планом сочинения.

На основе записанных выводов составляется план к сочинению “Образ автора в рассказе Тургенева “Бежин луг”.

Учитель. Что из себя представляет формулировка темы: рассуждение, понятие, вопрос?

Дети. Это тема – понятие.

Учитель. Какой основной вопрос к теме можно поставить? Какими приемами пользуется Тургенев для создания образа втора? (Прямой ответ на поставленный вопрос к теме будет тезисом сочинения)

Дети. Образ автора раскрывается через описание природы; ощущения человека, заблудившегося в ночи; в роли слушателя и наблюдателя.

Формулировку сокращаем: образ автора раскрывается посредством описания, передачей ощущения, наблюдением, повествованием. (т.е.Тургенев использует разнообразные средства для раскрытия образа автора в рассказе “Бежин луг”.)
В сильном классе можно взять тезис более обобщенный: “Мастерство Тургенева в раскрытии образа автора в рассказе “Бежин Луг”. На основе записанных выводов – аргументов доказывается понятие “мастерство”.

П Л А Н

I. Герои рассказа Тургенева “Бежин луг”.

II. Образ автора раскрывается описанием, повествованием, через ощущения, наблюдения.

1. Эстетическое восприятие июльского дня.
2. Ощущения заблудившегося человека.
3. Роль наблюдателя и слушателя.
4. Радость от наступления нового дня жизни.

III. Связь человека и природы (см. в учебнике под редакцией Кутузова для 7 класса стр.338, последний абзац).

VI. Домашнее задание.

Подготовить устное сочинение на тему “Образ автора в рассказе Тургенева “Бежин луг”.

Использованая литература:

1. И.С.Тургенев “Бежин луг”;

2. Учебник 7 класса под редакцией Кутузова “В мире литературы”;

3. Е.И. Богомолова, Т.К. Жаров, М.М. Клочихина “Методическое пособие для преподавателей литературы подготовительных отделений вузов”, М., “Высшая школа”, 1973г.;

4. П.Г.Воробьев “Рассказы И.С.Тургенева в школе”, М., “Просвещение”, 1968г.

5. “Тургенев в школе”, М., “Дрофа”, 2001г.