Познание учеников класса по теме: "Столбчатые диаграммы"

Разделы: Математика


  1. При работе с учащимися среднего звена использую принципы:
  • позитивное отношение к собственной личности;
  • навыки самооценки;
  • адекватность поведения;
  • “цивилизованное” общение;
  • самостоятельное принятие решений;
  • решение проблемных ситуаций;
  • анализ, систематизация;
  • навыки творчества.
  1. Принцип партнерского общения
  • слушать и слышать;
  • быть открытым;
  • не захлестывать своими эмоциями;
  • не упускать никого и ничего;
  • не сталкивать мнения.

По мере возможности, в результате учебной деятельности на уроках математики учащиеся учатся анализировать, ясно и конкретно выражать свои мысли, слушать, воспринимать, творить.

Некоторые приемы, игры, схемы, таблицы деятельности “учитель-ученик”.

Самохарактеристика

ученика __* класса на конец прохождения темы, блока, главы и т.д.

Что я знаю и умею

Материалы: учебник, дневник, лист бумаги.

Инструкция: очень серьезно и внимательно заполни данную таблицу ( можете внести изменения важные на ваш взгляд)

по… тема

ФИО учащегося_________________

Оценки по теме (тесты, контрольные работы, диктанты, самостоятельные работы, …)

Умею, знаю

Не умею, вызывает трудности.

Нужна помощь

учитель ученик
         
         

Или

Умею, знаю Умею очень хорошо Не умею, не знаю Хочу научиться

(вспомнить, повторить)

         
         

В результате такой работы ученики:

  • Учатся анализировать свою деятельность (проводят диагностику),
  • Вырабатывают свое мнение и обосновывают его,
  • Строят доказательства и умозаключения,
  • Ясно и конкретно выражают свои мысли,
  • Слушают, воспринимают, обдумывают, доказывают (важно убедить ребенка, что это нужно не для оценки, для устранения недочетов, пробелов, очень важно, чтобы ученики не боялись отмечать свои пробелы).

Игра

“Нравится - не нравится” лучше: “Мое – Я”

Данная игра позволяет выяснить важные аспекты отношения к учебе.
Хорошо идет игра на конец, или начало года.

Материалы: лист бумаги формат А-4 на каждого учащегося, фломастеры, карандаши, если есть возможность,  то выполнить на ПК.

Инструкция: Нарисуйте на своём листе четыре больших круга или квадрата, пронумеруйте их от 1до 4.

Ход игры:

  1. Закройте глаза и сделайте три глубоких вдоха и выдоха…
  2. Посторайтесь ответить на следующие вопросы:
  • Что вы думаете о прошедшем (начавшемся) учебном годе по предмету (математика, алгебра, геометрия)?
  • Нравилось ли тебе учиться?
  • Какие цвета и формы приходят вам в голову, когда вы об этом думаете?
  1. Откройте глаза и нарисуйте внутри каждого круга пришедшие вам в голову цвета и предметы.
  2. Вновь закройте глаза и подумайте:
  • Какая тема была самой сложной (легкой)?
  • Какая тема вам понравилась больше все ? ( Если можно, то почему?)
  1. Откройте глаза и нарисуйте на другой стороне листа пришедшие вам в голову цвета и предметы. (Не забудьте указать название тем)
  2. Теперь подумайте о чем-нибудь интересном, что вы узнали вне школы (нарисуйте, напишите).

Внимание! Анализ:

  • Что у вас лучше всего получается?
  • Где вы больше всего хотели бы быть?
  • В какой ситуации вы учитесь лучше всего? ( Можно устно)

Посмотрите внимательно на результаты вашей работы. Всё ли вы сделали?

Не забудьте написать ФИО (можно пожелания).

Спасибо за работу! Молодец!

Игра

"На ошибках учатся"

Цель: Учителя должны следить за тем, чтобы учащиеся, совершив ошибку, не начинали себя принижать. Учащиеся неизбежно совершают много ошибок. В результате, у некоторых из них может сложиться негативное суждение о самих себе. Если это происходит, то необходимо вмешаться и скорректировать позицию ученика.

В этой игре ученики могут обсудить друг с другом, как они обычно реагируют на свои крупные и мелкие ошибки.

Оборудование: Бумага и карандаш каждому участнику.

Инструкция: Каждый из нас совершает ошибки. Только таким образом мы можем чему–то учиться. Каждый знает, что время от времени он делает ошибки. Можете ли вы вспомнить сейчас какую–нибудь свою ошибку (по предмету).

Некоторые люди, совершив ошибку, устраивают над собой строгий суд. Другие же просто ещё раз пытаются сделать то, что у них не получилось. С каждым таким шагом они учатся и никогда не делают больших проблем, если у них что–то не вышло. А как вы реагируете на свои ошибки?

Ответьте, пожалуйста, на оба вопроса. Если хотите, можете нарисовать подходящие картинки.(15мин).

Теперь объединитесь по двое – трое и обсудите, что вы вообще думаете по этому поводу. (10 мин).

На новом листе крупно напишите:

“Делать ошибки – это нормально. На своих ошибках мы учимся”.

Украсьте свои листы, чтобы на них было приятно смотреть. Можно взять домой на память.

Анализ:

  • Переживаешь ли ты, когда совершаешь ошибку?
  • Можешь ли ты, после того как совершил ошибку, начать делать что–то другое?
  • Пытаешься ли ты многократно совершать какое-то действие до тех пор, пока не научишься его делать?
  • Кто радуется вместе с тобой, когда у тебя что–то получается?

Можно проследить насколько ученик анализирует свою деятельность и самооценку личности ребенка. Получается диагностика учебных умений.

Ошибка – замечательная вещь!

Ошибка ошибке – рознь.

Цель:

  • научить избегать (не допускать) ошибки,
  • анализ собственной учебной деятельности,
  • ясно и конкретно выражать свои мысли.

Слушать - воспринимать – обдумывать - предлагать.

Оборудование: материал с/р, к/р, п/р, лист, карандаш.

Инструкция:

  1. Проанализируйте свою к/р или другую работу, сгруппируйте допущенные ошибки, заполните по результатам таблицу.

Наименование темы, контрольной работы и т.п

ошибки

пример

глупые вычислительные правила задачи
             
             

По результатам работы разработайте карточку, состоящую не менее, чем из пяти заданий.

Не бывает неудач, есть только опыт.

  1. Если есть возможность, то сделайте инструктивную карточку.

Учиться- учить себя

Пример карточки

Тема, и др. Правило, пример Алгоритм Самостоятельно
 

 

 

Решение уравнений

Смотри учебник стр…

Решить уравнение:

2х-17=63+4х

решение:

2х-17-4х=63

2х-4х=63+17

-2х=80

х=80(-2)

х=-40

Ответ: -40

Чтобы решить уравнение:

1.Перенести слагаемые с неизвестным в левую часть уравнения, меняя их знаки;

2.Перенести слагаемые без неизвестного в правую часть уравнения, меняя их знаки;

3.Прведем в обеих частях подобные члены;

4. Разделим обе части уравнения на коэффициент при х

(если он не равен нулю).

Решите уравнения:

4х+5=2х-7

5х-7=13

3(х+2)=2(х+2)

х-1=7(х-1)

х-2=1+4х

 

Анализ неожиданной двойки.

Если получили двойку, начинайте анализировать работу, выясните, почему это произошло..

Причина

Вывод

Я-(оцените себя)

Рекомендации

(учитель)

Результаты

1 Не могли вспомнить, о чём говорилось в задании Плохая память      
2 Читали много раз, но не запомнили данные Читали без внимания (произвольное внимание)      
3 Не вспомнили ранее пройденный материал Не повторили или слабая база знаний      
4 Не поняли условий задания Страдает способ мышления      
5 Не успели выучить

до конца

Планирование работы      
6 Не проконтролировали вас дома (школе) Нужен контроль      
7 Не могли сформулировать ответ Нужно развивать речь      
8 Не поняли вопроса, не знали, что знаете материал Отсутствие уверенности

(рефлексия)

     

Пример урока проведенного в школе.

 

Математика Урок –6 класс.

Цели: Научить строить диаграммы, показать применение в жизни;

  • Развитие пространственного воображения, самопознания себя, устной речи учащихся;
  • Воспитание организованности, дисциплинированности, ответственности за свой труд и одноклассников.

Оборудование: учебник Н.Я.Виленкина, В.И.Жохова, А.С. Чеснокова Математика – 6 класс Москва “Сайтком” 2003, карандаши, линейки, лист бумаги.

Структура урока:

 

1 Организационный момент – настрой.

(пульс)-15 сек.

  2 мин
2 Проверка дом задания

результаты

фронтально 3мин
3 Кросс-опрос фронтально 3 мин
4 Золотая арифметика (устный счет),

карточка (пульс)

Фронтально, индивидуально 5 мин
5 Изучение нового материала

“художник или мыслитель”-тест-диаграмма

  2 мин

5 мин

6 Закрепление нового материала-

Учебник-244-245 стр,

(пульс)-диаграмма

  3 мин

5 мин

7 Домашнее задание –творческое, индивидуальное, по учебнику№1421,№ 1424   3 мин
8 Подведение итогов   2 мин

Ходу урока

Устный счет
(время ограничено –2 мин)
Кросс – опрос

  1. Выражение “рядом идущие”.                                    (Параллельные прямые)
  2. Переведите в десятичную дробь 1/2                        0,5
  3. Как называется ось ОХ?                                          (Ось абсцисс)
  4. Решить уравнение, значит, найти его.                    (Корень)
  5. Частное двух отрицательных чисел.                        (Положительное число)
  6. Если запись числа оканчивается 5
    или 0 оно делится на...?                                               (5)
  7. Как называется ось ОУ?                                            (Ординат)
  8. Что означат слово “отвес”?                                       (Перпендикуляр)
  9. Как называется закон
    “От перестановки множителей произведение не меняется” ?
  10. Число, стоящее под чертой дроби.                          (Знаменатель)
  11. Сотая часть числа.                                                     (Процент)
  12. Инструмент для измерения
    и построения отрезков в тетради.                          (Линейка)
  13. Прямые, пересекающиеся
    под прямым углом.                                                  (Перпендикулярные)
  14. Результат сложения.                                                (Сумма)
  15. Расстояние, деленное на время.                            (Скорость)

Количество ударов пульса за 15 секунд.

Вычислите устно

“ Золотая арифметика”

30: (2+ 10X –52) = 3                                      Х=6

(5+9:Х) 2-9=3                                                Х=9

(47+6Х –27): 8=7                                          Х=6

-235Х=0,                                                      3Х= -4/5, 8Х= 3,2

98+8(-1+63: (-7))= 6*(-9)+ (-36-48:6)=    -41- (3*(-4) : -21) =

Новый материал:

“Личность – та же Вселенная: глубокая, таинственная, неисчерпаемая”.

-Ребята, что у вас возникает при слове диаграммы?

-Какое последнее событие в нашей стране было отражено через диаграммы? (Выборы президента России)

-Скажите, пожалуйста, а мы можем с вами построить диаграмму по нашей школе? Посещаемость учащимися кружков и секций…

(Идет построение по предложениям учащихся, рассматриваются различные варианты расположения осей и их названий).

Давайте проведем небольшой тест: “ Художники или мыслители”.

 

Содержательность-увлекательность-доступность

Индивидуальность

“мыслители” и “художники”

Человеческий мозг делится на два полушария – левое и правое.

Левое работает со словестно-знаковой информацией, выполняет сознательные, мыслительные операции (чтение, счет, решение задач и др.). правое полушарие заведует эмоциями, оперирует образами. Часто у человека развитие обоих полушарий идет неравномерно. Отсюда различие стилей деятельности, подхода к анализу изучаемых явлений.

Левополушарные – это мыслители, правополушарные – художники.

В учении первые (левые) опираются на чёткость понятий, логику связей, умозаключений.

Правополушарные воспринимают, прежде всего, эмоциональную сторону предмета.

Упражнение – тест “Левый или правый?”

Чтобы определить, какое полушарие у вас более развито, проведем эксперимент.

  1. Переплетите пальцы рук. Какой палец оказался сверху – левой или правой руки? (Поставьте соответствующую букву)
  2. Скрестите руки на груди ( поза Наполеона). Какая Рука оказалась сверху? (Поставьте соответствующую букву)
  3. Изобразите аплодисменты. Какая ладонь сверху? (Поставьте соответствующую букву)

Если у вас доминирует левое – вы яркий “мыслитель”, правое – вы художественная натура.

Подсчитаем количество учащихся класса в %:

“мыслители”- %,

“художники” - %.

Строим диаграмму –ваши предложения, как лучше отразить полученные результаты, чтобы это было наглядно (Закрасить)

Проверка результата, подсчет. А как еще можно отразить получившиеся результаты теста, не используя столбчатую диаграмму.

(Круговая, через проценты).

Делаем вывод, кто преобладает в классе “художники или мыслители”.

  • По результатам измерений пульса каждый строит диаграмму

(индивидуальный просмотр результатов – анализ для учителя).

  • По результатам работы делаем вывод, что отражают круговые и столбчатые диаграммы.

Столбчатые диаграммы используются, когда необходимо наглядно сопоставить результаты опроса, продемонстрировать динамику процесса, показать, как изменяются со временем интересующие явления и т. д.

Круговые диаграммы, когда нужно представить соотношение между частями целого.

  • Выводы запишите в тетрадь.

Задание на дом:

  1. Учебник стр 246 № 1421, № 1424(а).
  2. На отдельном листе бумаги сделать диаграмму
  3. “ Я - индивидуальность в учении”

    -Составьте (начертите) диаграмму ваших индивидуальных особенностей в учении,

    -оцените приблизительно в % роль отдельных компонентов способностей.

  4. Ребята имеющие дома ПК, если есть такая возможность, составить диаграмму в компьютерном варианте (если нужна консультация, то подойдите индивидуально).
  5. Проанализируйте дома, какой диаграммой вы могли бы поделиться.
  6. Пример: а) телевидение…

    б) бюджет семьи…

    в) успеваемость по предметам…

    г) всхожесть семян…

  7. Задание по вашему собственному выбору.

Подведение итогов урока:

Не бывает неудач, есть только опыт.

На уроке мы с вами изучили…. (выводы и обобщение учащихся)

Данный урок содействовал актуализации, развитию и появлению личностных качеств, формированию индивидуальности, творческой реализации возможностей учащихся,

Воспитывал сознательную любознательность.

Выставляем оценки за работу на уроке:

Поднимите руку, кто поставил себе 

-“5”,

-“4”,

-“3”.

Урок – это взаимодействие, общение, общая деятельность учителя и учеников.

Словарик: индивидуальность

а) неповторимость, своеобразие каждого человека;

б) набор признаков, присущих конкретному человеку.

Приложение 1

Литература

  1. Китаева М.В. “Успешный учитель – успешный ученик” Практическое пособие для педагогов – Ростов -на –Дону. Феникс, 2003.-224с.
  2. Немов Р.С. Психология в 3 томах, 3-е изд. –М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 1998.-632 с.
  3. Майорова Н.П, Чепурных Е.Е, Шурухт С.М. Обучение жизненно важным навыкам в школе: Пособие для классных руководителей. “Образование – культура” Санкт – Петербург 2002. – 288с.
  4. Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога в образовании. Учебное пособие. М. “Владос” 1996.-529с.
  5. Чернявская Н.П. Педагогическая техника в работе учителя. М.: Центр “Педагогический поиск”, 2001-176с.
  6. Классному руководителю о классном часе. Техника подготовки и проведения личностно – ориентированного классного часа. / Под ред. Степанова Е.Н., Александровой М.А.-М.: Т.Ц. Сфера, 2003-128с.