Свекла – древний овощ. Секрет 10

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Организация школьной библиотеки, Внеклассная работа, Работа с родителями


Цель: показать значимость трудовой деятельности людей, занимающихся выращиванием овощных культур

Предварительная работа:

  1. Подбор, систематизация материала к темам методического блока
  2. Подбор детских худ. произведений для дополнительного чтения
  3. Экскурсии в овощные магазины и ларьки
  4. Сбор рецептов по заготовке овощей на зиму.
  5. Конкурс детского рисунка “Свекла – свеклушка”
  6. Выставка овощей. (муляжи)
  7. Географическая карта.
  8. Разноцветные карты – “разносы”
  9. Написание конспекта

ХОД ЗАНЯТИЯ

На столе стоит блюдо с овощами (с которыми проходили занятия этого блока + свекла). Чучело приглашает всех пройти к столам и рассмотреть овощную выставку.

Чучело: Ребята назовите знакомые овощи. О каких овощах мы с вами вели разговор. А есть ли такой овощ, чьи секреты мы еще не раскрывали в Огородной стране? (Свекла).

В комнату входит девочка в малиновом платьице с шапочкой свеклы на голове:

- Здравствуй, Огородное Чучело! Здравствуйте ребята и взрослые! Я – Свеколка, внучка бабушки Свеклы. Долго же нам пришлось ждать встречи, пока вы о нас вспомните. Моя бабушка ждала, ждала, устала ждать, да отправилась в погреб отдыхать, зиму-зимушку пережидать. А я все ждала, прислушивалась к разговору овощей и вот наконец-то дождалась встречи с вами.. Ведь и у моих родственников есть, о чем рассказать, есть свои овощные секреты.

Чучело приглашает ребят и Свеколку подойти к географической карте.

Чучело: Да мы не раз путешествовали с вами по этой карте, отмечая место произрастания овощных культур. А чтобы быстрее ориентироваться по карте, мы с вами придумали модельки-символы в виде овощных трафаретов. И к сегодняшнему занятию мы приготовили вот такие маленькие свеколки, которые поместим на карте, как только послушаем историю появления свеклы в разных странах (материал выбираем из Приложения).

Свеколка: Ребята, я для вас приготовила разноцветные “разносы”. На них нужно разложить овощи с выставки, обращая внимание на цвет разносов и окраску овощей. Какие овощи вы положите на зеленый разнос? На красный? На желтый? Все разносы должны быть с овощами.

Игра “Овощная радуга”

Игра “Узнай на вкус”

Участникам игры завязывают глаза, а затем дают попробовать кусочки разных овощей: свежий помидор, соленый огурчик, вареную свеклу, картошку, горошек. Ребята должны узнать, что за овощ им дали.

Свеколка раздает детям памятки - свеклушки.

Чучело: Свеколка, ребята тебя ждали в гости, посмотри, какие они нарисовали чудесные рисунки о твоем семействе (все обходят выставку и рассматривают детские работы)

Ребенок читает стихотворение Свекла

От дождя земля намокла, зайчик солнечный исчез,
Но живет на грядке свекла, набирает вкус и вес.
Может, звезды свеклу греют, потому что все сильней
Под лиловой кожей зреют кольца сахарные в ней.

В. Сабирев

Чучело: Да, друзья я забыл вам рассказать еще об одном секрете семейства Свеклы. Год 1747 год стал для Европы “сладким” годом. Немецкий химик Марк-граф доложил Прусской академии, что нашел в белой свекле сахар не хуже тростникового. Если сахар растет рядом, зачем ездить за ним далеко? Немецкие селекционеры – ученые позаботились, чтоб в белой корнеплодной свекле стало еще больше сахара, чтоб выгодно было его добывать.

Обе свеклы – и красная столовая, и белая сахарная – прижились у нас на Украине. Здесь же были построены первые сахарные заводы.

Больше уже не нужно было кланяться английским и французским купцам, которые продавали втридорога сахар. Стала Россия пить чай со своим сахаром. Теперь кофе и чай с русским сахаром пьют и Запад и Восток.

Свеколка: Ребята, а вы любите сахар? Как часто вы его используете в пищу? В каких продуктах питания есть сахар? Что может произойти, если много употреблять в пищу сахара?

Чучело: Ребята, сегодня я хочу угостить вас самым витаминным салатом. Как вы думаете, как называется этот салат? (Винегрет)

Мы с вами постепенно знакомились с овощными секретами, но до сегодняшнего дня об этом овощном блюде мы не могли говорить, так как свекла один из основных овощей, который добавляют в винегрет. И так, какие овощи нужны при приготовлении винегрета?

По ходу, как дети называют, Свеколка выкладывает овощи на стол, приговаривая: картофель вареный, горошек консервированный и т.д. (можно заполнить таблицу).

Ребятам предлагаются тарелочки с винегретом. Проходит дегустация этого блюда.

Чучело: вот и подошло к концу наше путешествие по Овощной стране. Конечно, мы не все секреты с вами открыли. Подрастая, год от года, вы будите быстрее разгадывать тайны овощей, ведь их на огородных грядках еще так много Мне хочется всем присутствующим пожелать, чтобы вы каждый день употребляли в пищу различные салаты, овощные супы, пили натуральные соки. В овощах много витаминов, которые так нужны человеческому организму.

ПРИЛОЖЕНИЕ

Свекла – древний овощ. Она росла в саду вавилонского царя Мардук-аппал –Иддина две тысячи лет назад. Это была лиственная свекла – мангольд, которая годилась лишь на салаты, а вот на борщ, винегреты эта свекла не подходила.

Лишь тысячу лет спустя вавилонские, арабские и персидские умельцы доказали, что “корешки” у свеклы могут быть сытней и вкусней, чем “вершки”. Восток за полторы тысячи лет опередил Запад: Европа все еще продолжала готовить свекольные салаты.

Восточная, мелкая и малосладкая, корнеплодная свекла появилась в Европе только после крестовых походов. Ей отвели место сначала в садах, а затем на огородах, рядом с лиственной свеклой – мангольдом.

От этих двух свекол-родоначальниц и произошли наши теперешние свеклы: и оранжевая кормовая для скота, и красно-фиолетовая столовая, из которой варят борщи, и прозванная “сахарной” – белая корнеплодная свекла.

Двести лет назад не каждому по карману был сахар. Его делали из сока сахарного тростника, который растет в тропиках.

(Н, Надеждина Во саду ли, в огороде…М.: Дет. лит-ра, 1972. – С. 50 – 52)

СВЕКЛА СТОЛОВАЯ

Столовая свекла, введенная в культуру в глубокой древности, с давних пор широко используется в нашей стране для приготовления винегретов. Борщей, маринадов. Весной в пищу идут молодые листья и черешки, осенью и зимой – корнеплоды.

Свекла отличается от других овощей высоким содержанием сахара (9%), в ней имеется небольшое количество яблочной и щавелевой кислот, соли калия, натрия, магния, фосфора, из витаминов преобладает витамин С. В молодой ботве свеклы много каротина и витаминов С и группы В.

ПОЧВЕННЫЕ УСЛОВИЯ

Под свеклу не рекомендуется вносить свежий навоз. Скороспелые сорта нужно располагать на хорошо дренированных, плодородных почвах, обработку которых приводят ранней весной. Под свеклу обычно отводят открытый солнечный участок.

ПОСЕВ

“Семена” свеклы в действительности представляют собой соплодия. В этом соплодии, часто называемом “клубочком”, обычно бывает 2-3- семени, заключенных в общую твердую оболочку. Для прорастания семян требуется температура не ниже 7 С. Для повышения всхожести семена перед посевом в течении часа замачивают в воде – лучше в проточной.

ОСНОВНАЯ КУЛЬТУРА

Посев проводят в открытом грунте в мае – июне. Расстояние между гнездами в ряду 10 – 15 см (в зависимости от сорта), ширина междурядий 30 см. В гнездо высевают по 2-3 семени.

ПОЛИВ

В жаркую сухую погоду растения поливают: недельный расход воды – около 10 л на 1 кв.м. Избыток воды нежелателен, так как это вызывает усиленный рост листьев и ущерб росту корнеплода. Землю вокруг корнеплодов очень осторожно рыхлят небольшой мотыгой, стараясь их не задеть.

ПОДКОРМКА

В конце июля - начале августа свекла поглощает свыше 50% всех элементов питания. В этот период наиболее эффективны подкормки минеральными удобрениями. Первую проводят перед рыхлением, в фазе 2-3 настоящих листьев, вторую – через 15-20 дней. Дозы такие: азота – 2-3, фосфора – 2-3, калия – 3-4 грамма действующего вещества на квадратный метр.

СБОР УРОЖАЯ

К уборке сортов с круглыми корнеплодами приступают, как только они достигают достаточно крупных размеров. При раннем посеве это делают в мае – июле, но основной урожай созревает в августе. Выкопанные в это время корнеплоды либо идут в пище, либо закладываются на хранение. Для хранения круглые, здоровые корнеплоды закладывают в ящики, пересыпая слоями торфа, песка или опилок. Хранят свеклу в защищенном от заморозков помещении. Во время хранения рекомендуется периодически осматривать корнеплоды и удалять старые и больные.

ХОЗЯЙКЕ НА ЗАМЕТКУ

  • при хранении очищенной свеклы в ней разрушается витамин С, взаимодействующий с кислородом воздуха;
  • посуду для варки свеклы следует правильно подбирать по объему, чтобы меньше оставалось пространства для воздуха;
  • чтобы свекла получилась сочной и вкусной, ее лучше отваривать, не очищая от кожуры и не срезая корешков;
  • для уменьшения контакта свеклы с кислородом воздуха посуда при варке свеклы должна быть закрыта;
  • при варке свеклу следует закладывать только в кипящую воду;
  • перед использованием сушеной свеклы ее необходимо ошпарить кипятком, слить его и после этого залить водой комнатной температуры, чтобы свекла набухла. Варить сушеную свеклу следует в той же воде, в которой она замачивалась, чтобы потеря питательных веществ была наименьшей;
  • не рекомендуется варить свеклу в подсоленной воде – вкус ее ухудшается;
  • у лучших сортов свеклы кожица темная, сам корнеплод слегка приплюснутый;
  • при длительной варке и тушении свекла из темно-красной становится буро-желтой. Уксус, кислый квас или лимонная кислота, добавленная в свеклу, помогают сохранить ее первоначальный цвет;
  • чтобы свекла при варке не потеряла цвет, можно добавлять в воду или в бульон немного сахара, из расчета 0,5 чайной ложки на 2 л воды.

ЗАГАДКА

1. Алый сапог в земле горит
2. Над землей – трава, под землей – алая голова.
3. Красненькие сапожки в земле и в лукошке.
4. Сверху зелено, снизу красно, в землю вросло.
5. Красненькие сапожки в земле лежат.
6. Под землей огонь горит, а снаружи дым видно.
7. Красный пан в яму упал.
8. Красна, в землю вросла.
9. Это что таково: в землю вросло,
    Сверху толсто, снизу востро, собой красно?
10. Сафьян башмак в земле горит.

Кроссворд “УРОЖАЙНЫЕ ГРЯДКИ”

Задание: прочитай загадки и впиши отгадки. Прочитай в вертикальном столбике название кроссворда.

1. Вот пахучая загадка – парашютики над грядкой,
   День и ночь они висят, опуститься не хотят.
   Ну-ка, берегись, микроб! Поднял голову …

2. Из норы за холку пышную я тяну лисицу рыжую.
    Но не хитрую плутовку, а хрустящую…

3. Летом свеженький, зеленый, прямо с грядки прыг на стол,
    А зимою – я соленый, и вокруг меня – рассол.

4. Огородники часто его называют ласково “синенький”

5. Что копали из земли, жарили, варили,
    Что в земле мы напекли, ели да хвалили?

6. Он круглый и красный, как глаз светофора.
    Среди овощей нет вкусней …

7. Родственник лука, имеет специфический запах.

8. Золотая голова велика и тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла.
    Голова велика, только шея тонка.

9. Над землей – трава, под землей – алая голова.

10. Раскололся тесный домик на две половинки,
      И посыпались оттуда бусинки – дробинки

11. Кругла, а не шар, с хвостиком, а не мышь.
      Желта, как мед, а вкус не тот.

12. …?…желтые сорвем, пузатые, как бочки.
      То растут они вдвоем, то по одиночке

13. Сверху зелено, посередке толсто, под конец тонко.

14. Прежде чем его мы съели, мы наплакаться успели.

15. Лопаты не нужно, сидит она близко,
      Красная, с белой подкладкой …

Кроссворд “КОРНЕПЛОД”

Задание: разгадай загадки, впиши отгадки. Прочитай по вертикали слово, которое обозначает название кроссворда. Что оно обозначает?

1. Кругла, рассыпчата, бела, на стол она с полей пришла.
    Ты подсоли ее немножко, ведь, правда, вкусная …

2. Расту в земле на грядке я, красная, длинная, сладкая!

3. Показался желтый бок, только я не колобок.
    Не из мягкого я теста, покати – не тронусь с места.
    Приросла к земле я крепко, позови меня … Я …

4. Растет на огороде, его корни и листья добавляют во время засолки овощей на зиму.

5. Сверху зелено, посередке толсто, под конец тонко.

6. Взошла обычная ботва, похожа на морковку, а корешки ее берем на салат и засолку.

7. Алый сапог в земле горит.

8. Его зубчики едят в сыром виде, добавляют при засолке помидор и огурцов.

9. Щеки розовые, нос белый, в темноте сижу день целый.
    А рубашка зелена, вся на солнышке она.

Кроссворд “ИНВЕНТАРЬ”

Задание:отгадай загадки, впиши отгадки. Прочитай по вертикали слово. Что оно обозначает? Кто еще является помощником для огородника?

 

  1. Доску грызла и кусала, на пол крошек набросала.
  2. Проползла во двор змея черная и длинная,
  3. Огород нам поливала, на работе не зевала.

  4. Эй, Назар, пора вставать, огород поливать.
  5. Поднимайся бодро, доставай – ка…

  6. Огородник Федот с длинным носом живет,
  7. Как наклонится , так дождик пойдет.

  8. Когда мастерят грядки, делают разметку при помощи …
  9. Деревянная шея, железный клюв, стучит тук-тук-тук!
  10. Я землю копала, ничуть не устала,
  11. А кто мной копал, тот и устал.

  12. Зубасты, а не кусаются.
  13. Чтобы к корешкам попадал воздух, зовут его на помощь, чтобы взрыхлить землю.

ОТВЕТЫ

1. Кроссворд “Урожайные грядки” 1.- укроп; 2. – морковка; 3 – огурец; 4 – баклажан; 5 – картошка; 6 – помидор; 7 – чеснок; 8 – тыква;
9 – свекла; 10 – горох; 11 – репа; 12 – дыня; 13 – редька; 14 – лук; 15 – редиска.

2. Кроссворд “Корнеплод”: 1 – картошка; 2 – морковь; 3 – репа; 4 - хрен; 5 - редька; 6- петрушка; 7 - свекла; 8 - чеснок; 9 - редис.

3. Кроссворд “Инвентарь” 1 - пила; 2 – шланг; 3- ведра; 4 – лейка; 5 – шнур; 6 – молоток; 7 – лопата; 8 – грабли; 9 – рыхлитель.