Доклад по теме: "Методы, приемы и средства обучения: богатство и разнообразие, целесообразность и эффективность"

Разделы: Иностранные языки


Знания - дети удивления и любопытства

Луи де Бройль

Современное человеческое общество характеризуется высоким интеллектуальным потенциалом, тесным сплетением социальных и экономических взаимоотношений между странами и континентами. Стираются границы и языковые барьеры. Сегодня нельзя быть достаточно информированным, не пользуясь компьютером, сетью Интернет, не получая информации из международных средств массовой информации по вопросам экономики, техники, медицины и т. д.

Бесспорно, что в начале нового века целью обучения иностранному языку уже не может являться передача лингвистических знаний, умений и навыков, и даже не энциклопедическое освоение страноведческой информации.

Центральное место в педагогическом процессе должно занять формирование способности к участию в межкультурной коммуникации, что особенно важно сейчас, когда смешение народов, языков и культур достигло невиданного размаха, и как всегда остро встала проблема воспитания толерантности к чужим культурам, пробуждение интереса и уважения к ним, преодоление в себе чувства раздражения от избыточности недостаточности понимания или просто непохожести других культур. Ни для кого не секрет, что знание иностранного языка, и скорее всего английского, является исключительно важным требованием ко всем, кто хочет принять участие в конкурсе на получение интересной и высокооплачиваемой работы. Такой языковой бум радует всех обучающих иностранным языкам, но одновременно тревожит вопрос: как, с помощью каких учебных материалов обеспечить уровень владения иностранным языком.

Выбор методов обучения не может быть произвольным. Лишь на первый взгляд, и то неспециалисту, может показать-ся, что учитель выбирает методы, какие ему заблагорассудится. На самом деле он очень стеснен в определении путей достиже-ния цели. Объективные и субъективные причины, имеющиеся возможности, случайности сужают диапазон выбора, оставляют педагогу считанные способы эффективной работы. Выбирая , тот или иной метод обучения, учителю необходимо каждый раз учитывать многие зависимости. Прежде всего определяются главная цель и конкретные задачи, которые будут решаться на уроке. Они "задают" группу методов, в общих чертах пригод-ных для достижения намеченных задач. Далее следует целенаправленный выбор оптимальных путей, позволяющих наилуч-шим образом осуществить познавательный процесс.В психолого-педагогической литературе выделено немало причин, влияющих на выбор методов обучения. В таблице они сведены в иерархическую систему.

Фактор

Место

Цель обучения. Уровень обучения, который

необходимо достигнуть

1

Уровень мотивация обучения

2

Реализация принципов, закономерностей

обучения

3

Объем требований и содержания, которые

необходимо реализовать

4

Количество и сложность учебного материала

5

Уровень подготовленности учащихся

6

Активность, интерес учащихся

7

Возраст. Работоспособность учащихся

8

Сформированность учебных навыков. Учебная

тренированность и выносливость

9

Время обучения

10

Материально-технические, организационные

условия обучения

11

Применение методов на предыдущих уроках

12

Тип и структура занятия

13

Взаимоотношения между учителем и учащимися, которые сложились в процессе учебного труда

(сотрудничество или авторитарность)

14

Количество учащихся в классе

15

Уровень подготовленности учителя

16

Переход на многоуровневую систему подготовки СОШ - колледж - ВУЗ и совместимость разных уровней при подготовке студентов, ставит вопрос с помощью каких материалов и с помощью каких средств обеспечить базовый уровень владения иностранными языками. Я попыталась создать адаптивный учебно-методический комплекс ( УМК ) рабочих материалов для обучения и изучения английского языка в политехническом колледже, который включает : Госстандарт, рабочую программу, календарно-тематический план, руководство для преподавателя, учебно-практические пособия для студентов.

Предназначение УМК дисциплины состоит в том, чтобы обеспечить учебный процесс как целостность, т.е. в единстве 1. целей обучения (сформировать у студентов практические навыки владения языковым материалом и умения опознавать и понимать его в устной и письменной речи ), 2. содержания ( грамматика, упражнения, тексты, контролирующие задания и т. д. ), 3. дидактического процесса ( как учить ) и 4. организационных форм обучения ( различные виды учебных занятий ).

Состав УМК - 12 тем-блоков.

Аранжировка материала в УМК : грамматический материал, лексический материал, тексты для чтения и аудирования, контрольно-проверочные задания ).

Презентация темы начинается с вводной беседы, которая настраивает студентов на тему нашего будущего разговора, подготавливает к восприятию материала.

Пример: 3-ий курс, тема №2 " My profession , вводная беседа:

The Beauty Of Human Labour

There are about 6 thousand trades and professions in the world. But only one must become your profession. Who can help you to choose this only profession ? Of course, your parents, your friends, teachers and foremen-tutors, sometimes it is a technical circle or a club of interest.

Everyone must choose the profession in which he or she can develop character and talents and work with the best results, put into practice the knowledge received at educational institutions.

You have already chosen your way in life, that's why you study at the Neryungri Polytechnical college, leaning different professions. The aim of our college is to educate not only a skilled specialist but a personality with great intellectual potential, competitive at the labour market.

Every profession and trade is honorable. The principle factor here is the person's attitude to work.

To know more about the profession, to become an expert in the profession make people study

continuously: workers - technicians - engineers. Never stop your studies, make your career - that'll be useful for you and our society.

Comprehension Study :

1. Who advised you to enter the College ?

2. Are you sure that you' ve made the ight choice ?

3. Do you think you can work with the best results on the chosen profession ?

4. Do you agree with the aims put forward by the administration of our college ?

5. Why is it necessary to study continuously ?

Вход в урок. Атлет, придя на тренировку, не хватается за штангу без разминки. Так и в начале урока нужен настрой на определенный тип деятельности. Обычно урок английского языка начинается с традиционного устного опроса или фонетической зарядки, с пословиц и поговорок, подобранных к данной теме, а может начаться с интеллектуальной разминки.

Пример: 2-ой курс, урок 5-ый, тема " My Motherland "

Речевая зарядка: Some people call our environment " a global village ". not a town or a city.

Why do they say so ? Think over such explanations:

1. WE live in one mega world - no barriers for information on economics, engineering, medicine and so on.

2. Development of marketing - we can buy the same goods.

3. Internet connects people living in different countries.

Say whether you agree or disagree with these statements. Give your own opinions.

Конструкция урока. Из стандартных кубиков можно построить избушку и дворец .Так и стандартный набор разделов урока может быть реализован разными приемами или их комбинацией. Можно долго и нудно вдалбливать грамматический материал и не добиться желаемых результатов. Я поступаю следующим образом, используя методы иллюстрации, демонстрации и упражнений. Прибавленное сюда объяснение преподавателя и привлечение опыта учащихся намного повышает эффект восприятия, степень усвоения, в дальнейшем экономит время на уроке. Кроме того, все таблицы представлены в символьном (схематичном) изображении.

Используя межпредметную связь с математикой, студенты практическим путем выводят формулы образования Passive Progressive и Passive Perfect:

BE + Ving BE + V3 = BE + ( Ving BE )+ V3 = BE + Being + V3

HAVE + V3 BE + V3 = HAVE + ( V3 BE ) + V3 = HAVE + BEEN + V3

Данный метод выполняет функцию углубления знаний, умений применять ранее изученный материал в измененных условиях, стимулирует познавательную деятельность .

И, конечно же, только различные виды упражнений дают возможность овладеть грамматическим материалом, формируют у студентов практические навыки опознания и понимания его в устной и письменной речи.

Чтение и устная речь. Не секрет, что наши дети мало читают, печатное слово им заменяют телевидение и компьютер. При работе с текстами важно выделить основную мысль , которую затем следует детализировать с помощью содержания текста. В этом помогает мне работа с микротекстами. Большой по объему текст я разделяю на небольшие отрезки, законченные в смысловом отношении.

Пример:3-ий курс, тема " Ecology". урок 2 " Ecological problems of big cities"

Text 1. There are 150 super cities in the world with population from 1 to 5 and more people. Tokyo, New York, London, Rio de Janeiro. Mexico are just a few cities which have grown into giant urban agglomerations. People in super cities complain more often about bad water and bad air, noise and absence of greenery. A new term - urban climate - was born in the monster cities. It means higher temperatures, oppressive atmosphere, intensive precipitation and smog. Some western experts claim that it is practically impossible to protect big cities from pollution. But are they right ?

Text 2. There are also 230 rather large cities with population from 100,000 to 1 million. So the problem of an ecologically balanced urban environment is becoming extremely topical. Keeping the air and water clean is not enough to make all cites a good place to live in. Cities must be built in a way that people and natural environment co-exist in perfect harmony with nature. Public transport should be switched over to electrically driven vehicles or moved underground. Fountains and artificial lakes in the center of big cities create a pleasant microclimate in the city.

Text 3. Photo-chemical smog measurements in London showed ozone concentration higher than

100 parts per billion. Ozone can be formed by sunlight from oxygen under certain conditions. But high concentrations are usually the result of sunlight breaking down nitrogen oxides and hydrocarbons. Both these components are put into the air by automobiles.

Затем читаем тексты по очереди, выделяя главную мысль, которую студенты записывают в тетради. По окончании чтения все студенты имеют материал для базового высказывания. Продвинутые студенты делают развернутые высказывания, привлекая материал предыдущего урока и знания, полученные на других уроках.

После этого я вывешиваю картинку под названием " My neighborhood, my environment", сопровождая ее вопросом: What is wrong in this environment ?

Теперь студенты должны применить полученные знания на практике, т. е. назвать не только недостатки такой застройки, но и сказать, что нужно изменить в данном микрорайоне.

Интересным получился урок, в котором я применила метод "столкновения мнений

Студентам были предложены две газетные статьи " Экологические проблемы озера Байкал" и "Чистая вода в Байкале " , которые прямо противоположно трактуют создавшееся положение на озере. Выделив основные положения обеих статей, и обсудив их, мы привлекли для дальнейшего обсуждения заинтересованных лиц - Ученого, Рыбака, Директора целлюлозно-бумажного комбината и Менеджера туристической фирмы. Они рассказали о проблемах, волнующих их, связанных с экологической ситуацией на озере Байкал, а затем мы все вместе искали пути решения этих проблем. Студенты предлагали различные методы решения этих проблем от закрытия комбината до создания национального парка.

Чтение и устная речь

Read the articles and discuss the problem posed in them.

Ecological problem of Lake Baikal

20 years have passed since the completion of the Baikal paper factory. "Much water has flowed since that timer-people say usually in such cases. But what is the amount of water that has actually flowed from the lake during this period? Or, to be more exact, the amount that has flowed from one pipe taking in pure water, into another pipe returning contaminated water to the lake."About 1,500 million cu m of industrial waste water has been discharged into Lake Baikal in 20 years'says Grigory Galaziy, director of the Limnological Institute. "Hence, more then 50 per cent of the world's purest water has been ruined".Crawfish purifying and filtering lake waters are perishing in large numbers. Growth rates of Baikal fishes and nerpa have slowed down, their fecundity and size have diminished .Endemic organisms, found in no other place but lake Baikal, are disappearing. Cosmopolitan species are taking their place.. In short, the whole ecological system of the lake is changing. The battle for saving the unique nature and specific animal's world has bore its fruit: a decision has been passed to preserve the natural resources of the lake. We will pass it to our descendants clean.

Pure water in Baikal

MOSCOW- Everybody visiting Baikal for the first time is offered a glass of water straight from the lake. At the Baikal restaurant, lake water is served as local speciality.

Visitors can look down through water 70 feet deep and count the stones on bottom. The water's mineral content is very low. In this crystal-clear water some 150 types of plants and fish live-many of them found nowhere else in the world.

There have been many discussions on Baikal in the U.S.S.R. Scientists demanded that Baikal - 6,360 feet deep-should be preserved completely as it is as a wonder a nature. Others wanted to use this giant reservoir-it contains one fifth of the world's resources of fresh water - for economic purposes. The arguments still go on, and there are many points of detail still in dispute. But Baikal paper factory has proved that a factory can return its "waste" water to the lake quite pure, if it uses modern filtering techniques. The Academy of Sciences and the State Planning Committee have prepared a plan to make southern shore of Baikal into natural park, with camps and tourist centers for 25,000 guests the next few-years. (Adapted from the Canadian Tribune, 1973)

Метод инсценизации помогает превратить сухие по содержанию тексты в содержательную беседу. Пример: на уроке под названием " Океаны под приговором смерти" после прочтения текста студентам предлагается такая ситуация - конференция ООН по окружающей среде, на которой основным докладом выступает швейцарский океанограф Жак Пикар. Он говорит о загрязнении морей и океанов, после его выступления участники конференции задают интересующие их вопросы. По окончании конференции участники принимают обращение к главам государств принять все возможные меры по пр5кращению растущего загрязнения морей и океанов.

2. Text

Professor Jacques Piccard, the Swiss oceanographer, said that the oceans will die unless the world can stop their progressive pollution. 'The Baltic will be the first to go/" he said, "followed by the Adriatic, then the rest of the Mediterranean."

Professor Piccard, who during his ocean current research has seen more of sea pollution than any other scientist, said that somewhere between 5 and 10m tons of oil products were going into the oceans each year.

About 1,800,000 tons of this, including 200,000 tons of lead, came from cars into the atmosphere and then the oceans.

Tankers gave another million tons and the rest came from oil products sent out into rivers.

5,000 tons of mercury going into the sea each year from paper factories was considered another major danger. A third was insecticides.

The professor, who was speaking on behalf of the secretariat of the United Nations conferense on the environment, pointed out that many experts believed life in the seas would be destroyed within the next 25 to 30 years, if man was not prepared to pay the price of stopping pollution.

The most critical regions of those mentioned by Professor Piccard lie in the closed seas because these are the nurseries of world fish. Unfortunately, these areas are the most easily polluted.

The Baltic is already nearly useless as a fish source. Pollution of the British coast comes largely from the big rivers carrying a large part of waste from industry and agriculture.

3. After - text exercises:

a) answer the questions:

1. What will happen ( случится ) to the oceans if the world doesn't stop

progressive pollution?

2. What are the major pollutants of the ocean?

Where do they come from?

3. What are the most critical regions in the ocean9

b) Finish the following sentences and translate them into Russian.

1. The ocean will die unless...

2. Between 5 to 10 million tons of oil products...

3. 200,000 tons of lead came...

4. Tankers gave another million tons and...

5. 5,000 tons of mercury going into the sea each year from...

6. Many experts believed...

7. The most critical regions lie...

c) Retell the text in short

d) Write down the names of the major sea pollutants.

Большое внимание в последнее время привлекает к себе метод проектов, который служит обобщением всей работы по теме, требует самостоятельного поиска дополнительных материалов. К заключительному уроку по теме Экология студенты должны были найти и оформить материал по темам: " Озоновые дыры ", "Парниковый эффект " "Деятельность человека и загрязнение окружающей среды".

Студенты подготовили рефераты, работая в группах по три - пять человек, которые защищали на этом уроке.

В УМК представлен в большом количестве иллюстрационный материал, который служит на первом курсе стимулом для развития умений и навыков устной речи, снимает комплекс зажатости студентов, в дальнейшем помогает совершенствовать эти навыки и умения. С этой целью в УМК для первого курса даже введено действующее лицо по имени Триг, который тоже изучает английский язык и делает много ошибок, исправлением которых занимаются мои студенты.

Все материалы УМК и методы, которые я применяю на уроках при работе с этим материалом , подчинены сформулированной выше цели: научить студентов владению английским языком в рамках заданной темы, научить их работать самостоятельно, развить способности к самообучению.

Полученные результаты. Работая по УМК в течение трех лет, то есть обучая студентов с первого по третий курс, я получила следующие результаты: студенты, которые не умели читать и говорить на английском языке, сейчас читают в меру возможностей и могут делать короткие высказывания по темам, на уроках работают на повторах и со словарем. Студенты, которые регулярно занимались по УМК, свободно переводят тексты, ориентируясь даже в сложных грамматических конструкциях. Их высказывания на языке отличаются правильностью построения предложений, глубиной мысли, употреблением тематической лексики, распространенностью высказываний . На этом работы над УМК не заканчивается. У меня есть задумка создать грамматический практикум для студентов, в котором в простом и ясном изложении будет представлен грамматический материал и упражнение для тренинга.