Традиционная программа на предмет "Введение в историю" по теме: "Я и мое имя". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Цель урока: вызвать у учащихся желание узнать историю возникновения своего имени.

Задачи:

  1. Познакомить учащихся с новыми словами: "тезка", "именины", святцы".
  2. Уточнить значение слова "имя" и словосочетания "день рождения".
  3. Показать на примерах влияние на имена отдельных эпох, принадлежность к разным народам.
  4. Воспитывать чувство взаимоуважения и самоуважения, коллективизма, товарищества, взаимовыручки.

Оборудование:

  • Учебник "Введение в историю. 3 класс"
  • Рабочая тетрадь к учебнику.
  • Словари:
  1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т.
  2. Краткий толковый словарь русского языка / Под ред. В. В. Розановой. – М., 1982.
  3. Лапатухин М. С. и др. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся – М., 1981.
  4. Ожегов С. И. Словарь русского языка, 1986.
  5. Петровский Н. А. Словарь русских личных имен, 1980.
  6. 4000 наиболее употребительных слов русского языка, 1982.
  • Святцы.
  • Список имен, их лексическое значение и происхождение (см. приложение).
  • Цветок ромашки каждому ученику.
  • Рисунки с изображением людей различных эпох, принадлежности к разным народам.
  • Изображение инопланетянина.
  • Зеленый и синий жетоны каждому ученику.

Ход урока

I. Организация.

II. Актуализация знаний.

Разгадывание кроссворда

  1. Как называется промежуток времени в 100 лет?
  2. Как называется самый короткий промежуток времени?
  3. Как называется отрезок времени в 12 месяцев?
  4. Какая наука изучает родословную человека?

Учитель: Как при выполнении домашнего задания вы представляли всех своих родственников?

Дети: В виде генеалогического дерева.

Учитель: Почему в виде дерева? Что символизирует дерево?

Дети: Единое целое. Начало. Взаимосвязь.

Учитель: Какое значение имеет слово "корень"?

Работа в группах. (Мозговой штурм)

Дети: Часть слова. Часть растения. Начало всего.

Учитель: А теперь давайте найдем значение этого слова по "Толковому словарю живого великорусского языка Владимира Ивановича Даля". (Демонстрация словаря.)

Работа учащихся со словарем.

Учащиеся зачитывают найденное в словаре значение слова "корень".

Дети:  (отвечает первый ряд) - Подземная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питательных веществ.

Учитель: В какой отрасли знаний используется это определение?

Дети: В природоведении (в биологии).

Учитель: Есть ли другое значение у слова "корень"?

Дети: (отвечает второй ряд.)

- В грамматике: Основная часть слова без приставок и суффиксов.

Учитель: Какое значение слова "корень" нашел третий ряд?

Дети: Начало, источник чего-либо.

Учитель: Какое из определений подходит к нашему генеалогическому дереву?

Дети: Начало, источник чего-либо.

Учитель: Кто стоял у истоков, в начале вашего рода?

Дети: Наши дедушки и бабушки.

III. Определение темы и цели урока.

Учитель: Скажите, что отличает одного человека от другого человека?

Дети: Характер. Внешность. Фамилия. Имя.

Учитель: Как тебя выделяют в классе?

Дети: По имени.

Учитель: Как узнают, что это твоя тетрадь? Твои оценки?

Дети: По имени и фамилии.

Учитель: Как же тогда звучит тема сегодняшнего нашего урока?

Дети: Об имени.

Учитель: Как вы догадались?

Дети: Одного человека от другого отличает, прежде всего, имя.

Учитель: Правильно, мы будем говорить об именах.

Наша цель – найти ответы на вопросы:

- Что означает мое имя?

- Почему меня так назвали?

- Нельзя ли обойтись без имени?

IV. Работа по раскрытию темы урока.

Учитель: Когда дают имя человеку?

Дети: При рождении.

Учитель: Наши предки были суеверны. Они очень боялись"сглаза", вредоносного действия чужих или своих похвал; им казалось, назвать ребенка красивым, нежным или горделивым именем – это значит привлечь к нему гибельное внимание … злых духов… И поэтому детям давали "обманное имя". Иногда разыгрывался целый смешной спектакль. Отец, крадучись, под полой выносил младенца из избы, а потом с криком и шумом появлялся уже в открытую, уверяя, что нашел подкидыша. Все домашние поносили и того, кто подбросил ребенка, и самого малыша, и нарекали его соответственно, скажем, Найдёном или Ненашем. Бесам оставалось только отступиться: погубишь крошку, а взрослые только обрадуются – ведь им он чужой.

На Руси существовал обычай давать имена детям в честь деда и бабушки. Крестное имя давалось человеку при крещении. Оно обычно выбиралось священником из церковного календаря в соответствии с именем святого, память которого праздновалась в день рождения или крещения человека. (Демонстрация Святцев.)

Лишь в святцах перечень имен был единым. В действительности имена дворянок и крестьянок резко противопоставлялись друг другу. Невозможно представить в начале ХХ века графиню Матрену или Феклу, а также крестьянку Тамару.

Имя указывало на сословие. В современном языке такого разграничения уже нет. Однако считается, что каждый человек имеет своего ангела-хранителя, оберегающего его с самого рождения.

Как вы думаете, день рождения и именины – это одно и то же?

Дети: Нет.

Учитель: Давайте разберемся. Что такое именины?

Дети: Именины – праздник в день, когда Церковь отмечает память одного из святых. (Святцы) (Учитель показывает учащимся, дети находят, в честь какого святого они могли быть названы.)

Учитель: Что называют днем рождения?

Дети: День рождения – тот день, когда человек родился.

Учитель: Что такое имя? Раскройте значение этого слова при помощи словаря.

Работа в группах. Определение дают учащиеся.

Дети: Имя – это личное наименование человека, присвоенное ему при рождении и под которым он известен в обществе.

( Лексическое значение слова "имя" прочитывается по словарю. Затем учащиеся записывают его в тетрадь.)

V. Физкультминутка.

Дети стоят у парты.

Учитель называет имена, если имя распространенное у нас, то дети делают хлопок над головой, если редкое имя – учащиеся топают ногами.

Учитель: Вера, Анисья, Анна, Андрей, Глеб, Виктор, Варвара, Анастасия, Тарас, Екатерина, Георгий, Зоя, Фрол.

VI. Первичное закрепление.

Учитель: В стихотворении Юрия Благова описана ситуация выбора имени младенцу.

- В чем здесь проблема, и как она была решена?

(Инсценирование стихотворения)

Ученик:

Дед, стараясь для внучонка,
Нахватал из разных мест
Ряд имен, звучащих звонко;
Говий…, Муций…, Свен…, Орест…

Зять решил по ходу прений
Повернуть вопрос ребром:
- Назовем посовременней;
Гелий…, Атом…, Космодром…

Дочь, захваченная спором,
Шумно лезет на рожон.
С целым импортным набором
Эдвин…, Мельвин…, Сельвин…, Джон…

Бабка с нехристями знаться
Не желает. И сама
Вносит лепту, глядя в святцы;
Псой…, Сысой…, Кузьма…, Фома…

Сочинительством премудрым
Занимались вчетвером.
Ночь проспорили, а утром
Мальчик назван был Петром.

Учитель: Почему спорщикам удалось договориться?

Дети: приводят такие ответы:

- Петр обозначает "камень" в переводе с греческого языка.

- Это имя довольно распространенное, одновременно старое и современное.

- И святой такой есть (в православном календаре отмечается день святых Петра и Павла).

- А бабушка рассказывала, что еще и пост называется Петровским, в честь святого Петра.

- Еще есть Петров день.

Учитель: Молодцы, ребята! Как много вспомнили об имени Петр!

VII. Самостоятельная работа. Применение знаний в знакомой ситуации.

Учитель: У каждого на столе есть ромашка с лепестками и список имен со значениями. На сердцевине ромашки вы должны из списка значений имен найти свое имя, написать, из какого языка оно к нам пришло.

Если знаете, то напишите, в честь кого вы названы (бабушка, дедушка, какой-то исторический или литературный герой).

На лепестках напишите, пожалуйста, как называют вас дома близкие люди (мама, папа, бабушка, дедушка, друг или подруга).

Проверка написанного материала.

Учитель: Ребята, есть желающие прочесть вслух свою запись на ромашке?

Несколько человек зачитывают содержание своих цветков.

VIII. Работа с учебником.

Учитель: Прочитайте статью из учебника (Саплина Е. В., Саплин А. И. Введение в историю. Учебник для 3 класса. – М.: Дрофа, 2001. ) страница 19.

- О чем она рассказывает?

Дети: У каждого народа есть свои имена.

Учитель: Какое самое распространенное имя в Англии?

Дети: Джон.

Учитель: Найдите Джона на рисунке.

- Какое самое распространенное имя в Испании?

Дети: Хуан.

Учитель: Какое самое распространенное имя во Франции?

Дети: Жан.

Учитель: Какое самое распространенное имя в Германии?

Дети: Ханс.

Учитель: Какой известный сказочник носит такое же имя?

Дети: Ханс Христиан Андерсен. (Датский сказочник).

Учитель: Какое самое распространенное имя в Италии?

Дети: Джованни.

Учитель: А в нашем классе какие имена самые распространенные?

Дети: Екатерина.

Учитель: Что обозначает это имя?

- Посмотрите еще раз на листок со списком имен, который лежит у вас на партах (см. приложение).

Дети: Имя Екатерина произошло от греческого, что в переводе означает "всегда чистая".

Учитель: Как называют людей, имеющих с кем-либо одинаковое имя?

Дети: Тезка.

Учитель: Да. Это слово – тёзка.

- Что оно обозначает? Обратимся за помощью к "Толковому словарю Сергея Ивановича Ожегова". (Учитель демонстрирует этот словарь учащимся.)

Дети работают со словарем в группах, затем зачитывают ответы, взятые из толкового словаря.

Дети: Тезка – человек, имеющий одинаковое с кем-нибудь имя.

Дети записывают слово "тезка" и его значение в тетрадь.

Учитель: У кого из ребят нет тезки в нашем классе? Встаньте, пожалуйста.

Встают те, у кого нет тезки.

Учитель: Что означает Ваше имя?

Дети: Ирина – в переводе с греческого языка означает мир.

Учитель: (добавляет) Согласие. Спокойствие.

- Посмотрите, какие красивые у вас имена!

IX. Игра-путешествие.

Учитель: Я приглашаю вас в путешествие. Но вот беда, у нас произошел сбой в компьютерной системе машины времени, и все перепуталось: времена, страны и народы.

Давайте поможем Вашим героям определить, откуда они родом, и дать им имена, глядя на их одежду, орудия труда.

(Работа в группах. У каждой группы детей рисунки людей с характерными признаками времени и страны. Защита группами своих заданий.)

Дети зачитывают свои ответы.

Учитель: К нам прилетел инопланетянин. Пусть каждая группа даст ему свое имя.

- При этом первая группа даст такое имя, чтобы был доволен папа из стихотворения Юрия Благова, которое было инсценировано.

- Вторая группа постарается дать такое имя, чтобы была довольна мама из этого же стихотворения.

- Третья группа постарается дать такое имя, чтобы была довольна бабушка из этого стихотворения.

- Четвертая группа постарается дать такое имя, чтобы был доволен дедушка из этого стихотворения.

- Пятая группа постарается дать имя жителя следующего, XXII века.

(Работа в группах. Защита группами своих заданий.)

X. Итог урока.

Учитель: Для чего служит имя?

Дети: Имя отличает одного человека от другого.

Учитель: Для чего нужно знать историю своего имени?

Дети: - Я узнал, из какого языка пришло мое имя.

- Я узнала, что обозначает мое имя.

XI. Объяснение домашнего задания.

Учитель: Записать в рабочую тетрадь, в честь кого названы ты, твоя мама, папа, сестра, брат, бабушка, дедушка.

Прочесть в учебнике (Саплина Е. В., Саплин А. И. Введение в историю. Учебник для 3 класса. – М.: Дрофа, 2001) материал об именах на страницах 18-23 .

XII. Мониторинг эмоционально-психологической атмосферы урока.

Рефлексия учеников на занятии – ретроспективная оценка занятия (эмоциональный уровень – понравилось или нет, было хорошо или плохо и почему, смысло-аксиологический уровень – почему это важно, зачем это нужно знать или уметь делать).

Учитель: Если вам на уроке было интересно, поднимите зеленый жетон, лежащий у вас на парте.

Если вам на уроке было неинтересно, поднимите, пожалуйста, синий жетон, лежащий у вас на парте.

Дети поднимают жетон определенного цвета по своему усмотрению. Учитель сразу может видеть, насколько урок понравился детям. Учитель предлагает учащимся аргументировать свой выбор.

Учитель: Что вам понравилось на уроке? Почему?

- В чем испытывали затруднение?

Конец урока: релаксация, позитивные оценки личности и деятельности.

Учитель благодарит учащихся за сотрудничество на уроке.

Список литературы

  1. Избранные жития святых / Сост. Афанасий, архиеп. Пермский и Соликамский. – СПб.: Сатистъ, 1998. – 477 с.
  2. Имя, характер, судьба. Сборник. – М.: Яуза, Омега, 1995. – 384 с.
  3. Казанская В. Г. Личность ученика и учителя в начальной школе. – СПб.: КАРО, 2004. – 208 с. (Модернизация общего образования)
  4. Костомаров В. Г. Жизнь языка: От вятичей до москвичей. – М.: Педагогика-Пресс, 1994. – 240 с.: с ил.
  5. Православный церковный календарь. – М., 1998.
  6. Пронштейн А. П., Данилевский И. А. Вопросы теории и методики исторического исследования. – М.: Просвещение, 1986.
  7. Саплина Е. В., Саплин А. И. Введение в историю. 3 кл.: Книга для учителя. – 5- е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2000. – 128 с.
  8. Саплина Е. В., Саплин А. И. Введение в историю. Учебник для 3 класса. – М.: Дрофа, 2001.
  9. Успенский Л. В. Ты и твое имя. – Волгоград: Нижн.-Волж. кн. изд-во, 1994. – 288 с.

Словари

  1. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. В 4 т. – М.: Русский язык, 1999.
  2. Краткий толковый словарь русского языка / Сост. И. Л. Городецкая, Т. Н. Поповцева, М. Н. Судоплатова, Т. А. Фоменко; Под ред. В. В. Розановой. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: Русский язык, 1982. – 245 с.: с ил.
  3. Лапатухин М. С. и др. Школьный толковый словарь русского языка: Пособие для учащихся / М. С. Лапатухин, Е. В. Скорлуповская, Г. П. Снетова; Под ред. Ф. П. Филина. – М.: Просвещение, 1981. – 463 с.
  4. Ожегов С. И. Словарь русского языка: Ок. 57 000 слов / Под ред. чл.-корр. АН СССР Н. Ю. Шведовой. – 18 –е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1986. – 797 с.
  5. Петровский Н. А. Словарь русских личных имен: Ок.2600 имен / Спец. науч. ред. О. Д. Митрофанова. – 2-е изд., стереотип. – М.: Русский язык, 1980. – 384 с.
  6. 4000 наиболее употребительных слов русского языка / Под ред. Н. М. Шанского. – 3-е изд., исправл. – М.: Русский язык, 1982. – 367 с.: с ил.

Приложение

Краткий список имен и их значение

Александр – защитник людей (греч.).

Алексей – защитник (греч.).

Анастасия – воскресенье (греч.).

Андрей – мужественный (греч.).

Анжелика – от русского имени Ангелина, в переводе с греческого означает "вестник".

Анна – благодать, милость (еврейское).

Екатерина – всегда чистая (греч.).

Игорь – герой (сканд.).

Ирина – мир, мирная (греч.).

Лидия – родом из Лидии (в Малой Азии).

Любовь – старославянское имя, перевод с греч. слова "любовь".

Максим – самый большой, величайший (лат.).

Михаил – равный Богу (древнееврейское).

Наталья – природная (лат.).

Никита – победитель (греч.).

Павел – малый (лат.).

Петр – камень, утес, скала (греч.)

Татьяна (Татиана) – имя легендарного Сабинского царя (лат.).

Тимур – имя среднеазиатского полководца, в переводе с тюркского языка означает "железо".