Слово – не воробей, вылетит – не поймаешь

Разделы: Школьная психологическая служба


Цели данного занятия:

  • Показать участникам занятия, что слово имеет важное значение в нашей жизни.
  • Научить приемам изменения своей речи.

Содержание занятия.

1. Приветствие участников группы. “Я рад тебя видеть…”
2. Правила работы в группе.
3. Вспомнить пословицы, поговорки,выдержки из произведений о слове речи.

Примеры:

Выпустил словечко – не догонишь на крылечке.
Доброе слово кошке приятно.
Доброе слово железные ворота отопрет.
Дурное слово – что смола: пристанет – не отлепишь.
Как сказано, так и сделано.
Малое слово большую обиду творит.
Не бросай слова на ветер.
На добром слове кому не спасибо?
Не ножа бойся – языка!
Словами горю не поможешь.

Как вы считаете, почему в народном творчестве так часто используется слово?
Ответы участников, рассуждения, выводы.

Слова – основа всего, что мы регулярно воспроизводим в своей жизни. Вся информация передается нам словами. Одно слово очень много значит. Если обратить на слова внимание, то оказывается, что большинство использует отрицательные формы (не). Как мы рассказываем о своей жизни друзьям и знакомым? Возможно, вы сами нагнетаете вокруг себя обстановку, и своими словами роете яму для своих будущих успехов, которые не придут к тому, чья речь пестрит словами: не везет, не ладится, не умею, не хочу, не смогу.

Пример:

“ Не хотите ли выписать газетку?” - “Не хочу”
“Не остановите ли автобус у магазина?” - “Не остановлю”.

Как вы думаете, почему ответы в этих ситуациях были именно такими? Приведите свои примеры.

4. Если прислушаться к словам? то вылезают интересные штучки:

Я не хочу идти на работу.
Я не люблю эту “черную пятницу”.
Не нравится мне этот класс.
Я не успеваю все делать.
Я не хочу жить в этой стране.

Что бросается в глаза в этих предложениях? Что Вы думаете по этому поводу?
Обилие частицы не – указывает на отношение к миру. Не – негативная позиция по отношению к жизни.

5. Может быть, вы играли в детстве в такую игру: в течение какого-то времени участники договариваются не произносить какое-то слово, предположим, слово нет. Тот, кто по ошибке произнес его, - проиграл. Человек, который слишком часто использует в языке частицу не и слово нетё как правило, проигрывает.
Ели вы всерьез решили изменить что-то в своей жизни, придется выкорчевывать эту зловредную частицу из своего языка. Проследите за своей речью в течение нескольких дней. Итак, поиграем. Как только ваш язык потянется произнести знакомые звуки, прищемите его зубами. Предположим: “Я (…) хочу жить в этой стране…”
Теперь вместо того, чтобы благополучно закончить фразу, вам придется продолжить, используя частицу но: “Я (…) хочу жить в этой стране, но (…) в такой атмосфере, возможно только … и т. д.”
С частицей не предложение можно было бы закончить в любом месте. Так мы чаще всего и поступаем, обрывая свои рассуждения с помощью категоричного отрицания. Вместо того, чтобы проследить, куда уведет нас наша мысль. А уведет она нас не куда-нибудь, а к решению проблемы. (“Я хочу жить в стране, если разберусь с причинами, которые мешают нам жить”)

6. В нашем языке существуют такие удивительные вещи, с которыми вам никогда не приходило в голову поиграть. Как люди говорят о своих делах, о своем будущем? Приведите примеры: Да потихоньку.

Суток не хватает, все бегом, бегом.
Скорей бы день прошел.
Да, что-то черная полоса пошла.

Когда кто-то произносит нечто подобное, это не только метафоры; обычно это буквальное и точное описание того, что испытывает внутри себя этот человек. Измените слова, добавьте яркости, света (бурно, спокойно, ровно, ярко, удачно, замечательно). Это звучит слишком просто, но так оно и есть. Слова не только посредники между мыслью и чувством, слова – это живая плоть ваших мыслей. Старайтесь чаще размышлять вслух, тогда вы сможете лучше понять самого себя.

Давайте попробуем изменить эти фразы. Предложите свои варианты предложений и их новое звучание.

7. Упражнение.

Напишите пять предложений,  которые начинаются со слов “Я не могу…”:

Я не могу расслабиться.
Я не могу бросить курить.
Я не могу принять решение…

Когда вы употребляете выражение “Я не могу” вы ставите колышек,отметив границу своих возможностей. Один колышек - справа, другой – слева, третий и четвертый – и так постепенно выстраивается целый частокол. А теперь измените “Я не могу” на “Я не буду…”.

Я не буду расслабляться.
Я не буду бросать курить.
Я не буду принимать решение…

Теперь появилась возможность выбора между глаголом “делать” и “не делать”. Почему не будешь этого делать? Что тебя останавливает? Что мешает тебе это сделать? Что будет, если ты это все-таки сделаешь? Таким образом, мы прорываемся через мыслительные ограничения.

8. Весной, когда зацветают тополя, вокруг все становится белым от пуха. Тополиный пух летает повсюду, попадает людям в нос, глаза, уши. Точно так же и в нашем языке повсюду летает лингвистический “пух”, засоряя его. “Пухом” называют слова “все”, “никогда”, “всегда”. Эти слова являются обобщениями и не допускают никаких возражений. Бывают исключения, например: ночь всегда сменяет день, яблоки никогда не падают вверх. Тут “пух” безобидно летает вокруг нас, не причиняя неудобств. Но как только он начинает попадать в наши глаза и нос, он перестает быть таким уж безобидным. Когда мы допускаем слова-обобщения, описывая все, что касается лично нас, мы тем самым ставим серьезные ограничения на пути достижения цели. “Я никогда ничего не делаю правильно”. Половина предложения “забита” лингвистическим “пухом”.
Попробуйте вместо обобщений использовать исключения. Вместо “никогда” - “иногда”, вместо “ничего” - “кое-что”. Что получилось? Как только вы это сделаете, дышать и смотреть, то есть ориентироваться в собственных проблемах, будет значительно легче.

Я не получаю ничего из того, что мне хотелось бы получить.
Я хотел бы все поменять в своей жизни.
Мне ничего уже не светит.

Вы заметили, что в этих примерах встречаются обобщения: “многое”,“ничего”, “все”, “всегда”…? Попробуйте изменить эти предложения. Как успехи? Что получилось?

9. Аналогично “работаем” со словами “лучше”, “хуже”, которые сами по себе предполагают сравнение. Плохо, лучше по сравнению с кем, Необоснованное суждение. Выглядит примерно так: “Я – эгоист” или “Я – неудачник”. Чье это мнение? Директора компании “Сибнефть”, или это общественное мнение? Какой меркой вы пользовались, что составили о себе подобное суждение? Были какие-то конкретные причины для подобного заявления? Это ваши собственные соображения или кто-то внушил их вам? Вспомните, кто первый высказал это неприятное суждение и на чем он основывался, делая подобное заявление.
Суждения, обобщения, неполные сравнения – все они не вызывают никакого беспокойства до тех пор. пока в один прекрасный день не обнаружится, что человек попал в засаду. Он понастроил вокруг себя частокол из своих же собственных слов, до предела ограничил свои возможности и теперь чувствует себя беспомощным и не имеющим шансов. Но поверьте, мир устроен именно так, как мы говорим о нем. Язык может ограничивать наш мир. Но разрушить эти границы – вполне доступное и недорогое удовольствие.

Рефлексия занятия.

ЛИТЕРАТУРА

1. Клюева Н. В. Технологии работы психолога с учителем.- М.: ТЦ “Сфера”, 2000.
2. Колядинцева О. А., Посашкова И.П. Личность учителя: постижение себя на пути к успеху. Методическое пособие.- Омск: ООИПКРО, 2000.
3. Ларин А. Формула успеха.- СПб.: Издательство “Невский проспект”, 2000.
4. Прихожан А. М. Психология неудачника: Тренинг уверенности в себе.- М.: ТЦ “Сфера”, 2000.
5. Харт Л. Из гусеницы – в бабочку. Три ступени личностного роста.- СПб.: Питер Паблишинг, 1997.