Методическая разработка урока по русскому языку в 11-м классе по теме: "Грамматические средства выражения основной идеи поэмы М.М. Пришвина "Фацелия"

Разделы: Русский язык


Цель урока:

  • повторить орфограммы и пунктограммы, раскрывающие мастерство М.М. Пришвина, язык произведения;
  • пособствовать развитию творческой активности в вопросах устной и письменной речи.

Оформление доски. Портрет писателя. Запись темы урока: “Человек, любовь, природа, творчество – прекрасная гармония”

Песнь о “звезде утренней” и “звезде вечерней”.


“Расставание?” –

“Пустыня”
“Росстань”
“Радость”
Ступени жизни
самого писателя
Душа,
дух,
духовный,
духовность

Миниатюры “Осенние листики”, “Неведомому другу”.

  • философский смысл жизни в природе. (Микротемы, поэтические образы).
  • какова философия жизни человека? (Лингвистический эксперимент).
  • какое место в жизни занимает эта миниатюра?
  • как обогащается смысл слов в художественном тексте? (Миниатюра “Неведомому другу”. Семантика богаче лексического значения).

МЕТАФОРЫ, ЭПИТЕТЫ, РИТОРИЧЕСКИЕ КОНСТРУКЦИИ, АФОРИЗМЫ, ПАРАЛЛЕЛИЗМ, ОЛИЦЕТВОРЕНИЕ?

Зима, осень, лето, ветер, листики = жизнь природы.
Опоры на основной закон правописания:

Тема сочинения: “Пойми живой язык природы – и скажешь ты: прекрасен мир”
(И.С. Никитин). / По одному или нескольким произведениям русской литературы XX века).

ПЛАН

  1. Изображение природы в русской литературе – традиционно.
  2. “Фацелия” М. М. Пришвина – песнь о “звезде утренней” и о “звезде вечерней”.
  3. 1.
    2.
    3.
    4.
    5.

  4. Человек, любовь, природа, творчество – прекрасная гармония.

ХОД УРОКА

Класс разделен на две группы.
Работают все вместе.

I. Анализ названия с точки зрения основной идеи произведения.

Анализ слова ФАЦЕЛИЯ (обратить внимание на фонетический облик слова: / Ц / - тв., н/п; Я/й а/ - звуков больше, чем букв.

Ученики произносят вслух это слово, ощущают мелодичное звучание, что определяет музыкальное оформление поэмы.

II. Работа по материалам, написанными на доске.

Пользуясь записью на доске, определить, записать в тетради основные ключевые мысли, которые мы будем рассматривать с точки зрения грамматики (это будет тема и идея произведения).

Творческая работа. Продолжить: “Фацелия” - это…” (Варианты: поэма (песнь) о “звезде утренней” и “звезде вечерней”). Вселенная, мироздание.)

Название “Фацелия” символично. Это (продолжить…).

В записи: синяя медоносная трава, перо синей птицы, утраченная возлюбленная. / Почему одинаковое написание суффиксов? Какая это часть речи?/

Обратить внимание: ключевые мысли выражены в названиях, эпиграфах, афоризмах ее трех глав. (смотреть в тексте)

Записать предложение по схеме:
Эти главы (О:О,О,О- >) (Эти главы: “Пустыня”, “Росстань”, “Радость” ступени жизни самого писателя)

Пояснение учителем: вначале была пустыня, одиночество. Боль утраты еще сильна, но уже близко ощущение радости. Связь человека с природой не только физическая, но и более тонкая, душевная.

Образование слов (душа - душевная - душевность), (дух - духовный - духовность).

Значение слов /Работа со словарями/.

ДУША – внутренний, психический мир человека.

ДУХ – психические потребности, то, что побуждает к действиям. Внутренняя моральная сила. (Предан душой и телом своему делу).

ДУХОВНЫЙ – умственная деятельность человека, духовные интересы.

ЗАПИСЬ ПОД ДИКТОВКУ

В природе писателю открывается то, что происходит и с ним самим, он успокаивается, утешается.

Внимание на доску: схема /указательное слово, (что…), …/ - Союзное слово или союз?

Учитель: Глубокое философское содержание миниатюр определяет их своеобразную форму. Они близки к притче. Отсюда и богатство художественных средств (отметить каких).

Работа по записи на доске.

Ответить письменно на вопрос: Какой из приемов является основополагающим для автора?

/Параллелизм – основной художественный прием, используемый автором/.

ДИКТАНТ

Душа писателя обнимает все живое, здоровое, что есть на земле, и наполняет радостью. Только через любовь можно найти себя как личность, и только личностью можно войти в мир любви человеческой.

Приходит вечерняя заря, к художнику приходит женщина, и он ей, а не своей мечте, говорит о любви.

Прочитать выразительно предложение. В каком из них вы задумались о постановке запятой?

III. Работа по текстам “Фацелии”

Миниатюра “Осенние листики”. (работа организована по группам ).

1-я группа (более сильная) 2-я группа
1. Составить партитуру (правильно выделить логические и эмоциональные ударения – значит понять смысл, уловить настроение, эмоциональный колорит художественного текста.
2. Самостоятельное выполнение заданий, написанных на доске. (Вопросы для анализа)
1. Повторение правил (графическое изображение на доске)
2. Внимательно, не торопясь, прочитать 1-й абзац миниатюры (сколько глаголов употреблено в этой части?)
3. Выписать глаголы, выделяя орфограммы по заданию, указанном на доске. (Графически). Выписать предложение по схемам. (Глаголы - это внутренняя сила движения).

Ученики индивидуально анализируют миниатюру “Неведомому другу”

Проверка.

  • Прочитать предложения, объясняющие философский смысл жизни в природе.

Вывод: У природы свои законы жизни. Сменяемость времен года. Каждое время года опоэтизировано. Чувствуется внутренняя сила жизни.

  • Прочитать глаголы (внутренняя сила движения, а не олицетворения). (2-я группа)
  • Выделить поэтические образы.
  • Прочитать предложения, объясняющие философию жизни человека.
  • Каков афоризм? Прослушав, выполните аналогичную работу (лингвистический эксперимент).

Афоризм 1-ой части: “… раз ты оторвался от родимого царства, то и прощайся, погиб” / Цитата или тезис? Нужны ли кавычки?/

Вывод: (последний абзац). В человеке получают продолжение лучшие стороны жизни природы, но он человек (homo sapiens) милостивый и великодушный./Я милостив (благодетель) сегодня, но вперед гневить меня ты бойся!/

IV. Чтение анализа миниатюры “Неведомому другу”

Ассоциативный ряд: (Изображение природы в русской литературе – традиционно).

В.П. Астафьев “Затеси”.

Г.О. Куклин “Непредвиденные записи”.

Ф.И.Тютчев: (о природе –

“В ней есть душа,
В ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык”.

Н. Заболоцкий: “ Я не умру, мой друг.
Дыханием цветов себя я в этом мире обнаружу.
Многовековый дуб мою живую душу корнями обовьёт, печален и суров…
Нет в мире ничего прекрасней бытия.”

ОБОБЩЕНИЕ

У каждого из писателей в творчестве три родника: НАРОД, РОДИНА, ПРИРОДА.

V. Составление плана к сочинению по теме (см. на доске).

План.

I. Изображение природы в русской литературе – традиционно.
II. “Фацелия” М.Пришвина – поэма о “звезде утренней” и “звезде вечерней”.

1. Главы поэмы – жизненные ступени самого писателя
2. Параллелизм – основной прием, используемый автором.
3. Философский смысл жизни в природе.
4. Философский смысл жизни человека.
5. Обогащение смысла слов в художественном тексте (Семантика богаче лексического значения).

III. Человек, любовь, природа, творчество – прекрасная гармония.

Домашнее задание: написать сочинение по данной теме.