Урок на тему: «"Экспрессионизм – это "искусство крика", это "бунт на коленях"(по новелле "Превращение"Ф. Кафки)», 11-й класс

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 11


Погрузиться в ночь, как порою, опустив голову, погружаешься в мысли, – вот так быть всем существом погружённым в ночь. Вокруг тебя спят люди. А ты бодрствуешь, ты один из стражей и, чтобы увидеть другого, размахиваешь головёшкой, взятой из кучи хвороста рядом с тобой. Отчего же ты бодрствуешь? Но ведь сказано, что кто-то должен быть на страже. Бодрствовать кто-то должен.

Ф.Кафка

Урок построен по методу творческого чтения. На данный урок в 11-м классе отводится 2 часа.

Картина Э.Мунка “Крик”.

1. БЕСЕДА.

Портрет Ф. Кафки (слайд). Автор портрета – итальянский художник Ренато Гуттузо.

Рассмотрите портрет и скажите, в какой живописной манере он выполнен. (В контексте нашего занятия подчёркнуты вопросы и задания, с которыми учитель обращается к ученикам).

– Портрет создан в экспрессионистской манере: мы видим элементы деформации в чертах худого, страдальческого лица, крутые изломы бровей, огромные печальные глаза и напряжённый взгляд.

– Тревожный красно-багровый фон ещё больше подчёркивает беспокойство и внутреннюю тревогу Ф. Кафки.

Прочитаем выразительно эпиграф к уроку. Можно ли по нему судить о жизненной позиции этого, пока почти незнакомого нам, писателя?

– Думается, что это человек с большим чувством ответственности за всё, что происходит в мире, что подтверждают его слова: когда все спят, когда весь мир погружён в ночь, кто-то должен быть на страже, чтобы беречь этот мир.

2. БИОГРАФ.

Ключ к пониманию его жизненной позиции даёт биография писателя.

Родился и жил Франц Кафка в Праге. Исследователь его творчества Д.Затонский писал: “Кафка – самая странная фигура в европейской литературе ХХ столетия. Еврей по происхождению, пражанин по месту жительства, немецкий писатель по языку и австрийский писатель по культурной традиции”.

Отец Ф.Кафки Герман Кафка был из бедной семьи, но благодаря напористости и энергии открыл своё галантерейное дело. Он дал сыну хорошее образование: Франц окончил гимназию, потом юридический факультет Пражского университета.

Но отец и сын были очень разными людьми. Отец, человек жестокий, грубый, держал всю семью в железном кулаке и сломал характер сына. Настойчивостью отца Франц не обладал: робкий по натуре, застенчивый и совестливый, склонный к размышлениям и созерцательности, Франц не сделал карьеры и в течение 14 лет оставался скромным служащим страховой компании.

В душе Франца поселился глубокий разлад, ощущение своего бессилия и одиночества. Он писал: “Всё фантазия – семья, служба, друзья, улица и жена; ближайшая же правда только та, что ты бьёшься головой о стенку камеры без окон и дверей” (дневниковая запись 21 октября 1921 г.). Он остро ощущал разлад между обществом и собой, страстно ненавидел бездушный буржуазный мир – и это наложило отпечаток на всё его творчество. При его замкнутости Кафка не был в стороне от общественных движений своего времени, интересовался социалистическими идеями, но перейти к активным действиям не мог.

3. ИСКУССТВОВЕД.

Кафку называют ЭКСПРЕССИОНИСТОМ.

С понятием экспрессионизм мы познакомились, когда изучали тему “Экспрессионизм в зарубежном изобразительном искусстве”. ЭКСПРЕССИОНИЗМ – не только лишь выразительность, но художественный метод, основанный прежде всего на ярком выражении духовного начала. Заслугой этого художественного метода является воинственное выдвижение на первый план человека, его внутреннего мира в пору, когда человеку угрожало уничтожение в кровопролитных войнах и под прессом капиталистического производства “…экспрессионизм – это крик одинокого человека. Этот человек боится техники. Он боится начальства. Он боится толпы. Он боится любви. Знаменитая картина Э.Мунка “Крик” (второй эпиграф к нашему уроку) может служить эмблемой экспрессионизма. Это безумный крик страха. Крик, который не слышит безразличная толпа” (М.Рагон).

Многое в творчестве Ф.Кафки: пессимизм, разлад с действительностью, который усилился в годы первой мировой войны, необычные способы изображения – сближает его с экспрессионистами. Он совмещает реальное и фантастическое – и это превращает жизнь его героев в нечто реально-абсурдное. Он использует ГРОТЕСК, КОНТРАСТ, ИНОСКАЗАНИЕ, МЕТАФОРУ, чтобы подчеркнуть дисгармонию, разлитую в мире.

4. УЧИТЕЛЬ.

И тогда чем интересно творчество Ф. Кафки? Откуда это пронзительное чувство ответственности и желание “бодрствовать в ночи”, “быть на страже”, когда весь мир спит? (Проблема занятия).

Обратимся к его новелле “Превращение”. Вы предварительно прочитали новеллу. Как вы озаглавили каждую из трёх её частей?

1 часть – “Странное пробуждение”.

2 часть – “Жизнь под диваном”, или “Бунт на коленях”.

3 часть – “Оно издохло”, а уместнее – “Печальный конец Грегора”.

Выполним творческий анализ текста новеллы. Как-то Франц Кафка о своей работе писателя сказал: “Я не рисую людей, не рассказываю историй, это только картины, только картины”. Пойдём таким путём: выделим картины в его новелле “Превращение” и попытаемся понять, о чём они нам повествуют.

1 часть “Странное пробуждение”.

Словарная работа:

  • абсурд – нелепость, бессмыслица, фантастика;
  • коммивояжёр – разъездной торговый агент какой-либо фирмы, заключающий торговые сделки и имеющий при себе образцы товаров, каталоги, прейскуранты.

Что в 1-й главе абсурд, а что реальность?

Абсурд.

Выразительное чтение отрывков из новеллы.

  1. Портрет Грегора: “Проснувшись однажды”… до слов: “ ножки беспомощно копошились у него перед глазами”.
  2. Грегор мучительно пытается выбраться из постели: “Хорошо бы немного поспать и забыть всю эту чепуху”, – подумал он”… до слов: “почувствовал какую-то неведомую дотоле, тупую и слабую боль в боку”.
  3. Абсурдны первая встреча с семьёй и встреча с управляющим, которые потрясены тем, что произошло с Грегором. Но эти фантастические картины помогли Кафке многое совершенно реальное рассказать о своём герое и ещё ярче подчеркнули то безвыходное положение, в котором он вообще пребывает в жизни, даже когда был человеком.

Реальность.

Попав в столь нелепое положение, Грегор больше всего обеспокоен тем, что он опоздал на службу. Что это за служба?

– “Замза был коммивояжёром. “Ах ты, господи, – подумал он, – какую я выбрал себе хлопотную профессию!”.. до слов: “… завязывай со всё новыми и новыми людьми недолгие, никогда не бывающие сердечными отношения”.

– Из раздумий Грегора о своём положении в фирме мы узнаём, что мелкие служащие, подобные ему, находятся в унизительном положении, что он мирится с этим положением и выполняет нелюбимую работу только ради своей семьи (отца, матери, сестры), которая попала в затруднительное положение. Семья тоже обеспокоена, что он ещё дома. А когда пришёл управляющий фирмы, члены семьи пытаются оправдать Грегора за опоздание, и мы узнаём, какой скромный человек и добросовестный труженик Грегор.

Что поражает больше всего в этой совершенно нелепой, фантастической ситуации?

– Мучительные попытки Грегора остаться человеком, и он им остаётся, пусть не внешне, но внутренне: “Только не задерживаться понапрасну в постели”,– сказал он себе. Обязательный во всём, Грегор и теперь проявляет это замечательное качество.

“Больше всего его беспокоила мысль о том, что тело его упадёт с грохотом и это вызовет за всеми дверями если не ужас, то уж, во всяком случае, тревогу”. В своём невероятно тяжёлом положении он не хочет испугать, обеспокоить близких людей и думает прежде всего о них. В подтверждение этому ещё одна цитата: “… он подумал, как было бы всё просто, если бы ему помогли. Двух сильных людей – он подумал об отце и прислуге – было бы совершенно достаточно… Но даже если бы двери не были заперты, неужели он действительно позвал бы кого-нибудь на помощь? Несмотря на свою беду, он не удержался от улыбки при этой мысли”.

Что означила эта невольная улыбка Грегора?

Только горькую иронию и мужество героя.

УЧИТЕЛЬ. Наверное, самая сильная картина в 1-й части – это первая встреча Грегора со своей семьёй после его превращения. Чем она потрясает?

– Мать оцепенела, а потом стала звать на помощь. Потрясает мольба Грегора, обра-щённая к ней, и то, как отнеслись к ней родители.: “Мама, мама, – тихо сказал Грегор и поднял на неё глаза”. Но несмотря на холодную погоду, она “распахнула окно настежь и, высунувшись в него, спрятала лицо в ладонях”. Отец “схватил правой рукой трость управляющего, а левой взял со стола большую газету и, топая ногами, размахивая газетой и палкой, стал загонять Грегора в его комнату… Отец неумолимо наступал, издавая, как дикарь, шипящие звуки… Отец … не сообразил, что надо открыть другую створку двери и дать Грегору проход. У него была одна навязчивая мысль – как можно скорее загнать Грегора в его комнату… он гнал теперь Грегора вперёд с особенным шумом… И Грегор – будь что будет – втиснулся в дверь…один его бок был совсем изранен; вскоре он застрял и уже не мог самостоятельно двигаться дальше, на одном боку лапки повисли; на другом они были больно прижаты к полу. И тогда отец с силой дал ему сзади поистине спасительного пинка, и Грегор, обливаясь кровью, влетел в свою комнату”.

– Потрясает вот этот контраст между тем, как тихо, с мольбой о помощи, с желанием успокоить обращается сын к матери, и шумным, суматошным поведением родителей, особенно злым и беспощадным у отца. Почему бежит от сына мать? Почему злобно шипит отец? Зачем отцу во что бы то ни стало надо было с таким остервенением загонять сына в его комнату? Ведь Грегор ведёт себя очень миролюбиво!

– Наблюдая в этой картине за поведением её участников, можно сказать, что самым человечным остаётся, конечно, Грегор: думая только о семье, он боится своим видом потревожить, испугать близких, он доброжелателен с управляющим, стараясь сохранить своё положение в фирме; но самые близкие ему люди заняты только собой, особенно жесток отец, именно по его вине сын получает страшные раны. И Грегор понимает, что своим превращением он загнан в безвыходное положение.

2-я часть “Жизнь под диваном”. (О втором заголовке поговорим позже).

Почему возник такой заголовок для 2-й части?

– Грегора под диван загнал страх и стремление не пугать близких своим видом. Он даже потратил 4 часа, чтобы втащить на диван простыню и прикрыть ею пространство между диваном и полом, где от теперь прятался, чтобы его не было видно.

Какие картины вы выделяете во 2-й части и какие мысли они у вас рождают?

– Сестра приносит Грегору еду, стараясь подобрать такую, какая ему подойдёт. Брат бесконечно ей благодарен. Но в этой картине обращают на себя внимание, казалось бы, незначительные детали: миску Грегора сестра подняла не просто руками, а при помощи тряпки и вынесла прочь; “сестра смела веником в одну кучу не только его объедки, но и снедь, к которой Грегор вообще не притрагивался, словно и это уже не пойдёт впрок, поспешно выбросила всё это в ведёрко … и вынесла”. Знать все подробности кормления Грегора родителям было невыносимо.

– Следующая картина – “Грегор подслушивает”. Лишённый всякого общения, он подслушивал разговоры в соседних комнатах. Первая утешительная новость, которую услышал Грегор: “Он считал, что от того предприятия, которое обанкротилось, у отца решительно ничего не осталось… Единственной в ту пору заботой Грегора было сделать всё, чтобы семья как можно скорей забыла банкротство, приведшее всех в состояние полной безнадёжности. Поэтому он начал тогда трудиться с особым пылом… и позже зарабатывал столько, что мог содержать и действительно содержал семью. К этому все привыкли; деньги у него с благодарностью принимали, а он охотно их давал… Сестра очень любила музыку и трогательно играла на скрипке, у Грегора была тайная мысль определить её на будущий год в консерваторию; консерватория упоминалась в семейных разговорах как прекрасная, несбыточная мечта; однако Грегор думал о консерватории очень определённо и собирался торжественно заявить о своём намерении в канун рождества…

Грегор с достаточными подробностями узнал, что, несмотря на все беды, от старых времён сохранилось ещё маленькое состояние и что оно, так как процентов не трогали, за эти годы немного выросло. Кроме того, оказалось, что деньги, которые ежемесячно приносил домой Грегор, уходили не целиком и образовали небольшой капитал”.

Узнав эту утешительную новость, Грегор даже в мыслях не упрекнул отца, что от него всё это скрывалось в то время, как он, отказывая себе во всём, работал на семью, ведь он мог бы оставить ненавистную службу, но “теперь оказалось несомненно лучше, что отец распорядился деньгами именно так” (думает Грегор). В нынешнем своём положении он понимает, что накопленный капитал не спасёт семью, что деньги на жизнь надо зарабатывать, и “ему делалось жарко от стыда и горя”. Как много говорит нам эта простая, на первый взгляд, картина об огромном человеколюбивом сердце Грегора: его безжалостно эксплуатирует собственная семья, но от него не слышим ни слова упрёка. А как прекрасна его мечта учить сестру в консерватории! Мечта, которую он, несомненно, осуществил бы, не случись с ним страшное превращение, но и в реальной жизни с Грегором тоже ведь могло бы произойти непоправимое несчастье. И в несчастье своём он остаётся человечным человеком!

Третья и главная картина 2-й главы новеллы – “Бунт Грегора”. Что было прелюдией к ней?

– Грегор придумал себе новое занятие: он стал ползать по стенам и потолку, оставляя безобразные следы. Заметив это, сестра и мать решили вынести из его комнаты лишнюю мебель, чтобы она не мешала этому его занятию. Правда, мать засомневалась: “… разве, убирая мебель, мы не показываем, что перестали надеяться на какое-либо улучшение и безжалостно оставляем его самому себе? По-моему, лучше всего постараться оставить комнату такой же, какой она была прежде, чтобы Грегор, когда он к нам возвратится, не нашёл в ней никаких перемен и поскорее забыл это время”. Но сестра была другого мнения, и они принялись за дело.

– “Хотя Грегор всё время твердил себе, что ничего особенного не происходит…всё это, как он вскоре признался себе, показалось ему огромным, всеохватывающим переполохом… Они опустошали его комнату, отнимали у него всё, что было ему дорого; сундук, где лежал его лобзик и другие инструменты, они уже вынесли; теперь они двигали... письменный стол, за которым он готовил уроки, учась в торговом, в реальном и даже ещё в народном училище, – и ему было уже некогда вникать в добрые намерения этих женщин...”.

– А далее уже картина бунта Грегора: “Поэтому он выскочил из-под дивана и четырежды поменял направление бега, и впрямь не зная, что ему спасать в первую очередь, увидел особенно заметный на уже пустой стене портрет дамы в мехах, поспешно вскарабкался на него и прижался к стеклу, которое, удерживая его, приятно охлаждало ему живот. По крайней мере этого портрета, целиком закрытого теперь Грегором, у него наверняка не отберёт никто… Он сидит на портрете и не отдаст его. Скорей уж вцепится Грете в лицо”. Такого агрессивного Грегора мы не знаем: зреет его протест, он хочет защитить своё право хотя бы на эту комнату и любимые предметы в ней, если ему осталось только это убежище.

Что было следствием протеста Грегора?

Мать “упала с раскинутыми в изнеможении руками на диван и застыла”.

– “Эй, Грегор! – крикнула сестра, подняв кулак и сверкая глазами”.

А что же Грегор?

– “…казнясь раскаянием и тревогой, он начал ползать, облазил всё: стены, мебель и потолок – и наконец, когда вся комната уже завертелась вокруг него, в отчаянии упал на середину большого стола”.

Всё: “бунт” Грегора закончился, он ничего не добился. Но не пришёл конец его страданиям.

“Что случилось? – были первые слова (возвратившегося отца).

…Грегор вырвался, – ответила сестра.

– Ведь я же этого ждал, – сказал отец... словно он был одновременно зол и рад… он двинулся на Грегора с искажённым от злости лицом…; он необычайно высоко поднимал ноги, и Грегор поразился огромному размеру его подошв… вдруг рядом с ним упал и покатился впереди него какой-то брошенный сверху предмет. Это было яблоко; вдогонку за первым полетело второе… Отец… швырял одно яблоко за другим… Одно легко брошенное яблоко задело Грегору спину, но скатилось, не причинив ему вреда. Зато другое, пущенное сразу вслед, накрепко застряло в спине у Грегора. Грегор хотел отползти подальше, как будто перемена места могла унять внезапную невероятную боль; но он почувствовал себя словно бы пригвождённым к полу и растянулся, теряя сознание”.

Так безжалостный отец, ни в чём не разобравшись, наносит сыну тяжелейшее ранение. Картина жуткая, она вызывает содрогание, и уже ненавидишь этого отца, который должен был первым броситься сыну на помощь. Как можно объяснить злобу отца? Превращение Грегора нарушило тот обывательский покой, который с таким трудом создавался семьёй, благодаря, кстати, труду, терпению, самоотверженности только Грегора, а когда этот покой нарушился, то, оказывается, можно пожертвовать и жизнью того, кто его создавал. Страшно и непростительно. И только мать “взмолилась, чтобы отец сохранил Грегору жизнь”.

УЧИТЕЛЬ. Вернёмся к другому заголовку, который вы подобрали ко 2-й главе новеллы.

Почему “Бунт на коленях”?

– Потому что, отважившись на протест в защиту своих прав, Грегор, увидев обморок матери и сверкающие глаза сестры, сразу его прекратил. Он действительно не герой и даже не обычная, полная достоинства личность, а “маленький человек”, страдающий, униженный, несчастный и беззащитный. Здесь вновь возникает ассоциация с картиной Эдварда Мунка “Крик”, на которой изображён даже не кричащий человек, а именно крик среди извивающихся зловещих линий, уходящих вдаль. Но кто слышит этот крик? Тихую мольбу Грегора о сострадании никто в семье не услышал. И становится понятной метафора: экспрессионизм – это “искусство крика”, это “бунт на коленях”.

3-я часть.

Какой эпиграф из текста 3-й части можно подобрать к ней?

“…несмотря на свой нынешний плачевный и омерзительный облик, Грегор всё-таки член семьи, …с ним нельзя обращаться как с врагом, а нужно во имя семейного долга подавить отвращение и терпеть, только терпеть”.

Это даже не столько эпиграф, сколько антиэпиграф. Почему?

– Потому что в 3-й части всё происходит наоборот: никто не хочет терпеть. Семья вообще отказывает Грегору во всех человеческих правах. “Уже не раздумывая, чем бы доставить ему особое удовольствие, сестра теперь утром и днём… ногою запихивала в комнату Грегора какую-нибудь еду, чтобы вечером, независимо от того, притронется он к ней или – как бывало чаще всего – оставит её нетронутой, одним взмахом веника вымести эту снедь. Уборка комнаты… проходила теперь как нельзя быстро. По стенам тянулись грязные полосы, повсюду лежали кучи пыли и мусора”. Все лишние вещи теперь “перекочевали в комнату Грегора. Равным образом – ящик для золы и мусорный ящик из кухни. Всё, хотя бы лишь временно ненужное, служанка… швыряла в его комнату”.

Как выглядит теперь Грегор?

– “…именно теперь у него было больше, чем когда-либо, оснований прятаться, ибо из-за пыли, лежавшей повсюду в его комнате и при малейшем движении поднимавшейся, он и сам был весь покрыт пылью; на спине и на боках он таскал за собой нитки, волосы, остатки еды; слишком велико было его равнодушие ко всему, чтобы ложиться, как прежде, по несколько раз в день на спину и чиститься о ковёр”. После ранения яблоком у него возникло равнодушие к своей судьбе.

Какую картину можно считать единственным светлым моментом в этой безна-дёжной жизни героя?

– “Сестра играет жильцам на скрипке”. Привлечённый её игрой, Грегор сам не заметил, как выполз в гостиную.

“А сестра играла так хорошо! Её лицо склонилось набок, внимательно и печально следовал её взгляд за нотными знаками. Грегор прополз ещё немного вперёд и прижался головой к полу, чтобы получить возможность встретиться с ней глазами. Был ли он животным, если музыка так волновала его? Ему казалось, что перед ним открывается путь к желанной, неведомой пище. Он был полон решимости пробраться к сестре… дать ей понять, чтобы она прошла со своей скрипкой в его комнату, ибо здесь никто не оценит её игры так, как… он… пусть она сядет рядом с ним на диван и склонит к нему ухо, и тогда он поведает ей, что был твёрдо намерен определить её в консерваторию… После этих слов сестра, растрогавшись, заплакала бы, а Грегор поднялся бы к её плечу и поцеловал бы её в шею”.

Нельзя без слёз читать эти трогательные строки, в которых Грегор, чуткий, нежный, тонко понимающий музыку, – конечно же, человек.

– Но по контрасту с этой картиной сразу же идёт следующая – “Семья выносит приговор Грегору”: его заметили, ужаснулись, и первый, кто произнёс Грегору окончательный приговор, была его любимая сестра, о счастливом будущем которой он так трепетно мечтал:

“Мы должны избавиться от него… Если так тяжело трудишься, как мы все, невмоготу ещё и дома сносить эту вечную муку. Я тоже не могу больше.

– Она тысячу раз права, – сказал тихо отец. Мать… начала глухо кашлять в кулак с безумным выражением глаз…

Пусть убирается отсюда! – воскликнула сестра. – Это единственный выход, отец.

Ты должен только избавиться от мысли, что это Грегор”.

Но Грегор и не думал пугать кого бы то ни было, а тем более сестру.

УЧИТЕЛЬ. В новелле есть “говорящая” деталь – это “образ” двери. Первый раз эта деталь появляется после встречи Грегора-насекомого с семьёй: “Дверь захлопнули палкой, и наступила долгожданная тишина”. Пока дверь не заперли. Потом, когда “Грегор вырвался”, дверь запирают на ключ. Теперь же “Как только он оказался в своей комнате, дверь поспешно захлопнули, заперли на задвижку, а потом и на ключ”.

“А теперь что? – спросил себя Грегор, озираясь в темноте”. И невольно вспоминается дневниковая запись Ф.Кафки: “Всё фантазия – семья, служба, друзья, улица и жена; ближайшая же правда только та, что ты бьёшься головой о стенку камеры без окон и дверей”. Как созвучно всё это с картиной Винсента Ван Гога “Прогулка заключённых”!

Прочитаем картину смерти Грегора. Какие мысли она рождает у вас?

“Вскоре он обнаружил, что вообще уже не может шевелиться. Он этому не удивился… Он чувствовал, правда, боль во всём теле, но ему показалось, что она постепенно слабеет и наконец вовсе проходит. Сгнившего яблока в спине и образовавшегося вокруг него воспаления, которое успело покрыться пылью, он уже не ощущал. О своей семье он думал с нежностью и любовью. Он тоже считал, что должен исчезнуть, считал, пожалуй, ещё решительней, чем сестра. В этом состоянии чистого и мирного раздумья он пребывал до тех пор, пока башенные часы не пробили три часа ночи. Когда за окном всё посветлело, он ещё жил. Потом голова его помимо воли совсем опустилась, и он слабо вздохнул в последний раз”. Семья обрекла сына и брата на гибель. Когда мы читаем новеллу, то только в самом начале обращаем внимание, в какое мерзкое, безобразное существо превратился Грегор. А потом совершенно забываешь об этом, и всё, что происходит с ним, вызывает наше сочувствие, сострадание, остро понимаешь безысходность его положения. Грегору отказали даже в праве быть достойно похороненным. Обратим внимание на реплики персонажей:

– Поглядите-ка, оно издохло, вот оно лежит совсем-совсем дохлое! – сказала служанка.

– Умер? – сказала госпожа Замза…

– Ну вот, – сказал господин Замза, – теперь мы можем поблагодарить бога…

– Да, – отвечала служанка, давясь от добродушного смеха, – насчёт того, как убрать, это, можете не беспокоиться. Уже всё в порядке.

“Госпожа Замза и Грета склонились над своими письмами, словно намереваясь писать дальше; господин Замза, который заметил, что служанка собирается рассказать всё подробно, решительно отклонил это движением руки”.

Им не хочется слышать, что иссохшее тело Грегора просто вымели на помойку. И семья благополучно отправилась за город на весеннюю прогулку. Так завершается новелла.

УЧИТЕЛЬ. Вернёмся к эпиграфу нашего урока. Что хотел сказать Ф. Кафка?

ИСКУССТВОВЕД.

Центральная тема его творчества – отчуждение человека от общества, несвобода его, зависимость личности от социальных условий жизни. Главный герой Кафки – “маленький человек”, страдающий, униженный, несчастный и беззащитный. И поэтому: “Кто-то должен быть на страже. Бодрствовать кто-то должен”, – эти слова несут глубокий смысл и относятся прежде всего к пониманию самим писателем своего места в жизни общества. Написав новеллу “Превращение”, он предупреждает людей о страшной силе обывательского равнодушия, которое ведёт человека к гибели. Он выступает в защиту сострадания, милосердия, он за нежность, чуткость, доброту в человеческих отношениях. Он величайший гуманист.

Наше занятие завершается выступлением БИОГРАФА.

Франц Кафка ушёл из жизни 3 июня 1924 года. Перед смертью он попросил друга Макса Брода сжечь все свои рукописи. К счастью, М. Брод не выполнил его завещания, и книги Ф. Кафки пришли к читателю, сделав его имя всемирно знаменитым.

Творчество Кафки стало предметом ожесточённых споров уже после его смерти, так как он не любил публиковаться и при его жизни читателям была известна только одна шестая часть его произведений; большая же часть притч, новелл (“В исправительной колонии”, “Гигантский крот”, “Нора”, “Превращение”, “Сельский врач”, “Тоска"” и др., романы (“Процесс”, “Америка”, “Замок”) опубликованы после смерти писателя. Русский читатель познакомился с творчеством Ф. Кафки только в конце 80-х годов ХХ века.

Литература к занятию.

  1. Хрестоматия по зарубежной литературе для средней школы. 10–11 классы. Челябинск, 1995, стр. 137–138.
  2. Ф.Кафка. Роман, рассказы. М. РИФ. 1991.

МЕТОД ТВОРЧЕСКОГО ЧТЕНИЯ

Данный метод применяю при изучении произведений литературы, когда мы идём вслед за автором, когда они звучат на уроке. Тщательно и бережно отбираю фрагменты текста, готовлю их выразительное чтение в исполнении учащихся, учителя, возможно, актёров (в записи), близкие к тексту или сжатые пересказы, художественное рассказывание, комментированное чтение учителя и учащихся, устные и письменные отзывы о прочитанном, слово учителя, беседу о восприятии прочитанного – всё это объединяю в сюжете урока, чтобы выявить идейное, нравственное, эстетическое значение произведения в целом.

Цели

Приёмы работы учителя

Виды деятельности учащихся

Научить слушать и слышать художественное слово, ценить его, наслаждаться им.

Учиться самим говорить и писать ясно, выразительно, на правильном литературном языке

Выразительное чтение учителя, мастеров художественного слова, актёров (в записях).

Комментированное чтение учителя.

Слово учителя, имеющее целью правильное восприятие.

Беседа, выявляющая восприятие прочитанного, его идейных и художественных особенностей, а также ставящая проблему, вытекающую из прочитанного.

Слово или беседа учителя после изучения, активизирующие восприятие, переживания учащихся

Чтение произведений дома и в классе.

Выразительное чтение.

Заучивание и чтение наизусть.

Слушание художественного произведения.

Составление плана, воспроизводящего сцены, эпизоды.

Близкие к тексту или сжатые пересказы.

Художественное рассказывание.

Устные и письменные отзывы о прочитанном.

Составление сценариев, инсценировок.

Критические заметки.

Слушание произведений.

Сочинения на основе художественных произведений, по живым впечатлениям

Хочу здесь привести как пример работу, которая была выполнена мною и моими учениками при изучении творчества Ф. Кафки в той последовательности, в какой она проводилась:

  1. Урок на тему “Экспрессионизм – это “искусство крика”, это “бунт на коленях” (по новелле Ф.Кафки “Превращение”), построенный по методу творческого чтения.
  2. Домашнее задание: опираясь на текст новеллы, ответить устно или письменно на вопрос: “Почему погиб Грегор Замза?”
  3. Внеурочная работа – просмотр видеофильма “Процесс”, снятого английскими кинематографистами по одноимённому роману Ф.Кафки, роману века, по мнению большинства литераторов. Автор сценария Г.Пинтер, режиссёр Дэвид Джонс, блестящее исполнение главных ролей Кайлом Маклакленом, Энтони Хопкинсом, Жюльет Стивенсон, Джеймсом Роббардсом и Альфредом Молина.
  4. Обсуждение видеофильма “Процесс”.
  5. Письменная работа на тему “Экспрессионизм – это “бунт на коленях” (по произведениям Ф.Кафки)”.

Публичная защита ученического реферата на тему “Экспрессионизм – это “искусство крика”, это “бунт на коленях” (по произведениям литературы и живописи)”. Защита происходит в ставшие традиционными в нашей гимназии Дни науки.