Индивидуально-ориентированный подход в обучении географии

Разделы: География


Использование ИОСО призвано было решать важную задачу учреждения внесемейного воспитания – создание оптимальных психолого-педагогических условий для развития личности ребенка посредством учебной деятельности, как ведущего типа деятельности детей-школьников.

Переход на ИОСО потребовал от меня расширения и обогащения индивидуального научно-методического арсенала в предметной области, а также психолого-педагогической подготовки с воспитанниками детского дома. Несколько лет создавались и отрабатывались отдельные элементы технологии обучения географии по ИОСО: планирование, практическая учебная деятельность, диагностико-аналитическая оценка результатов.

Итогом многолетней экспериментальной работы стала технология индивидуально-ориентированного обучения географии в учреждении интернатного типа.

С 1999 года ИОСО входит в общий образовательный модуль новой экспериментальной программы школы-интерната “Медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение развития личности ребенка в условиях учреждения внесемейного воспитания”. Этим самым усиливается акцент в реализации прав ребенка на самоопределение, самоутверждение и самооценку на всех возрастных этапах его учебной деятельности, обеспечивая ему участие как равноправного субъекта совместной деятельности. Потребовалось переосмыслить действенность некоторых составляющих технологию элементов, скорректировать содержание наработанного учебно-методического материала, внести необходимые поправки в календарно-тематическое планирование, индивидуально-ориентированные планы, виды и формы текущего контроля. Усилена технологичность учебной деятельности, так как именно она может выступать средством обеспечения субъектности ученика. Для этого технологией предусматривается:

  • открытость дидактики через индивидуально-ориентированные планы, раздаточный материал, дифференцированный по уровням сложности, комплекты картографического материала, дополнительная географическая литература, видеоматериал, справочник, энциклопедии;
  • обучение добыванию знаний и формирование навыков логического мышления, работы с информацией, как основным предметом учебной деятельности, организационной деятельности.

В процессе этой работы ученики, каждый в своем темпе и с учетом своих возможностей, осознают смысл слов самообучение, самореализация, саморазвитие.

Начальный этап в учебном процессе – календарно-тематическое планирование курса географии для всех классов. Оно осуществляется на основе имеющихся программ, в которых показана дифференциация содержания, и выделены уровни усвоения материала: базового, обязательного для всех, и повышенного уровня для углубленного изучения географии.

Новым является планирование уровней освоения учебного материала в процессе двух видов организации учебных занятий: лекционного и лабораторного. Начиная с 6 класса, количество времени, отводимого на объяснение материала, учителем снижается с 70% до 40% в 10 классе. В этой же последовательности постепенно возрастает доля самостоятельной работы учеников (с 30% до 60% времени, отводимого для изучения темы). В классах коррекции и компенсирующего обучения на всех возрастных этапах вводится дополнительное время на осмысление, понимание материала и формирование предметных умений.

В календарно-тематических планах 6 - 8-х классов изучение материала учебника идет по параграфам, в 9 - 10-х классах организация обучения строится по темам и разделам. Дополнительно вводится графа контроля за умениями и навыками ученика.

Следующий этап – составление разноуровневых минипрограмм изучения всего курса, раздела, темы, параграфа, которые в дальнейшем становятся индивидуально-ориентированными планами обучения географии для каждого ученика. За 10 лет работы по ИОСО подготовила для тиражирования третье поколение ИОП, хотя некоторые из них, созданные в 1994 году, еще используются в учебном процессе. Часть планов пришлось обновить в связи с новыми требованиями автора технологии ИОСО и новыми учебниками. При дифференциации материала по уровням усвоения в ИОПах выдерживались следующие критерии:

  • нормативный уровень – узнавание, понимание географической информации, ориентирование по карте;
  • компетентный – характеристика объектов, явлений, простые сравнения, умение находить и извлекать информацию из картографических источников;
  • творческий – объяснение причин, явлений, простейший прогноз, свертывание информации, написание реферата, проведение исследований.

Эти планы служат хорошей основой для проектирования на протяжении всего курса обучения продуктивных педагогических отношений между мною (учителем) и ребенком (учеником) в рамках конкретного параграфа, темы.

Создание собственного стиля обучения и получение конечных результатов, которые могут быть диагностированы и оценены учителем и, что важнее, самим учеником, происходит в процессе познавательной деятельности на лабораторных и лекционных занятиях. Независимо от планируемой формы и вида занятия предусматриваю последовательное прохождение по 4 этапам деятельности: ориентационно-мотивационный, системно-информационный, алгоритмическая деятельность, создание нового алгоритма и творчество. Такая поэтапность учебной деятельности обеспечивается соответствующим научно-методическим арсеналом в виде диагностического и раздаточного материала, ИОП, алгоритмами, планами и инструкциями работы с источниками географической информации, особыми формами и приемами организации последовательной деятельности.

В процессе учебной деятельности каждый ученик проходит через:

  • Конструирование индивидуального образа изучаемой темы, мысленно создавая в меру своих когнитивных способностей свой образ темы. Моя задача – помочь ребенку достроить этот образ до целостного вида.
  • Фиксирование учеником, а затем и учителем (мной), основных понятий-ориентиров сначала по теме, а затем и для курса в целом (9 - 10-е классы). Эти понятия-ориентиры разделяются на общие для всех (так называемые минимумы содержания образования) и индивидуальные для каждого ребенка (те, которые он сам выделил как субъектно значимые для него). Эти индивидуальные образовательные опоры обязательно отмечаю и в дальнейшем планирую организацию деятельности ученика преимущественно с ними.

Ребенок получает возможность определить собственные цели в изучении конкретной темы и раздела, выбирать наиболее оптимальные формы и темы обучения, применять те способы обучения, которые наиболее соответствуют его собственным особенностям, рефлексивно осознавать полученные результаты и осуществлять самооценку своей деятельности и результатов.

Организация познавательной деятельности требует обширного дидактического материала. Разработан и систематизирован в виде учебно-методических комплектов материал по разным темам и учебным курсам географии с дифференциацией по уровням усвоения. Для организации самостоятельной работы используются планы, инструкции и алгоритмы проработки географической информации.

В начале учебного года и каждой четверти ученикам 8 - 10-х классов сообщается количество лекций, их темы и сроки проведения. Планирую разные виды лекций, но в 9 - 10-х классах предпочтение отдаю проблемным тематическим лекциям с привлечением разнообразных наглядных пособий, видеоматериала. Стараюсь вовлечь ребят в активную мыслительную деятельность по решению проблемы на значимом для каждого уровне. В конце таких лекций проводится пятиминутная рефлекспауза – самооценка каждым проведенной работы, теоретических и практических приобретений. Считаю, что ученику это помогает осознать объем той полезной информации или умения, которым он может пользоваться на последующих занятиях, не боясь ошибок.

Основная работа по усвоению и применению географических знаний осуществляется на лабораторных занятиях с обязательной организацией индивидуальной деятельности (а также работе в парах, малых группах).

Особая форма организации учебного пространства в кабинете географии (большой круглый стол в центре и учебные микропространства по периметру кабинета) позволяет организовать продуктивную деятельность детей в режиме психомоторного раскрепощения и сенсорной свободы. Для этого увеличиваю содержательную нагрузку по конкретной теме, чтобы ученик постоянно использовал полученную на лекционных занятиях географическую информацию, добывал по инструкциям новую и старался использовать ее “здесь и теперь”. Считаю, что единственный способ дать информацию в зону ближайшего развития ребенка, сделать ее значимой, состоит в максимальном увеличении объема и скорости обращения (или востребованности) необходимой географической информации.

Коллективная деятельность по теме организуется в однородном учебном пространстве вокруг большого стола. Для индивидуальной, парной работы используются несколько учебных пространств вне общего круга. Соответственно меняется и моя роль учителя на протяжении занятия: информатор – организатор – диспетчер – консультант – информатор – аналитик.

Давно использую в своей практике самооценку. Основное назначение ее вижу в формировании волевых качеств, целеустремленности, настойчивости, что важно для наших воспитанников, отличающихся деформацией волевой среды, особенно в 6 - 8-х классах.

Основная моя задача на любом занятии состоит в создании комфортных психолого-педагогических условиях для осуществления деятельности и постепенного вооружения ученика инструментами учебной работы. Иными словами, в корректном ненасильственном сопровождении воспитанника по его индивидуальной образовательной траектории.

Завершающий этап в технологии – осуществление контроля усвоения знаний и уровня владения предметными умениями и навыками. Для этого используются разные формы текущего и итогового контроля:

  • выслушивание с показом по карте устного ответа ученика по заявленному им уровню в ИОП;
  • ответы на проверочные тесты, в которых предусмотрены задания разной сложности. При текущем контроле (а иногда, как “научительные”) использую “мягкие” тесты. Они позволяют ученику заменить вопрос, на который он не знает ответ, на вопрос, составленный им самим по той же теме. Такие тесты выявляют только то, что знает ученик, и анализ тестов дает мне гораздо больше позитивной информации от ученика, чем обычные тесты. Для ученика они снижают уровень тревожности, так как он знает, что практически всегда справится с тестом. Ему психологически комфортно работать, и в итоге, в памяти остаются те трудные вопросы, ответ на которые придется поискать в учебнике.
  • задание на разгадывание кроссвордов, ребусов на I и II уровне сложности;
  • самостоятельное составление кроссвордов, проверочных тестов, вопросников, опорных схем, схемографов отдельных регионов мира (10 класс) – III уровень сложности;
  • собеседование по вопросам и миниэкзамены по темам, разделам, рефераты;
  • контрольное итоговое тестирование.

Обучение географии по ИОСО позволяет ученику выбрать для себя посильный уровень и темп освоения учебного материала и обучаться в опережающем темпе. Опережающее обучение, так же как и работа с отстающими, может осуществляться по индивидуальному маршруту на лабораторных уроках и индивидуальных консультациях (здесь учебная деятельность организуется в разновозрастных группах с выдачей адресных комплектов заданий). Каждую четверть увеличивают на неделю свои “каникулы” по географии 5-6 человек из класса, самостоятельно проработав и сдав зачет по нескольким параграфам или темам. Это активный и значимый стимул для самооценки ученика, признание успешности его учебной деятельности.

Итоговая результативность его обучения оценивается в конце учебного года и позволяет мне увидеть и осмыслить и уровень полученного “продукта” обучения, и эффективность использованных отдельных элементов технологии в снижении психофизиологических затрат ребенком в освоении географии, т.е. оценить своеобразный КПД своей педагогической деятельности.

Считаю задачу выполненной, если мой ученик приобретает социально-значимые умения и навыки, позволяющие ему в дальнейшем пополнять свои знания путем самообразования, быть адаптабельным и успешным. К ним я отношу:

  • Ориентирование в картографических источниках: план местности, города, атлас автомобильных дорог, карта погоды, географические разномасштабные карты, глобус.
  • Извлекать нужную информацию из любых источников: учебника, пособия, справочника, газет, журналов и др.
  • Провести свертку этой информации в виде конспекта, таблиц, схем и др.

А главное, чтобы воспитанник имел целостное представление о мире, России, крае, своей малой родине и сформировал собственную гражданскую позицию.

Анализ всех количественных данных за прошедшие 9 лет показывает положительную динамику и количественных, и качественных показателей, свидетельствующих об успешности использования данной технологии в учебной практике. Все дети осваивают базовый уровень, половина ребят владеют географическим материалом на компетентном уровне.

Большинство моих учеников к 9 - 10-у классу приобретают навыки самостоятельной работы с географической информацией. Благодаря самооценке учатся адекватно оценивать свои учебные возможности, выбирая осознанно уровень обучения географии. Умеют эмоционально и грамотно выстроить свое сообщение по теме или защите реферата на экзамене.

Дальнейшее совершенствование технологии обучения географии по ИОСО мне видится в привлечении школьного психолога к планированию отдельных этапов учебной деятельности и моделированию конструктивных особенностей индивидуально-ориентированных учебных занятий. Его задача – на основе особенности процессов психофизиологии познавательной деятельности обозначить те границы, в пределах которых учебный процесс будет эффективным и совпадать с возможностями и способностями конкретного ребенка. Помочь мне (учителю географии) спланировать и построить индивидуальную деятельность ученика на максимуме его интеллектуальных возможностей, не перегружая его географической информацией в ущерб другим школьным предметам; на основе диагностики скорректировать задания в индивидуальной графе ИОП, с учетом избирательности ребенка к предмету рекомендовать способы проработки материала. Последнее особенно важно, так как в способах проработки учебного материала четко проявляются личностные особенности ученика (доминирующий тип мышления, характер и темп речи, чтения, письма, скорость, точность, переключаемость при выполнении разных учебных заданий). Иными словами, научно обоснованное проектирование индивидуальных траекторий учебной деятельности применительно к конкретной области знаний. Возможно, в итоге такого творческого сотрудничества будут созданы ИОП развития личности воспитанника детского дома посредством учебной деятельности в различных предметных областях школьной программы.