Организация познавательной деятельности учащихся на основе индивидуально-ориентированной системы обучения

Разделы: Биология


Как и всякая другая технология обучения, ИОСО основана на психологических закономерностях, по которым весь учебный процесс делиться на 3 этапа: понимание –> усвоение –> применение. Для того, чтобы эти этапы проходили эффективно, необходимо в первую очередь определить учебные цели и задачи, подобрать оптимальное сочетание форм и приемов, средств и видов деятельности учащихся. Все это предусматривается в календарно-тематических планах (КТП).

Путеводителем в обучении для учащихся служат ИОП (индивидуально-ориентированные планы). При их составлении руководствовалась требованиями программы и стандартов образования, но соотносила их с критериями, предъявленными данной технологией обучения. Задания в ИОПах дифференцированы по трем уровням:

  • I. базовый, нормативный, соответствует оценке “удовлетворительно”;
  • II. компетентный – соответствует оценке “хорошо”;
  • III. творческий – соответствует оценке “отлично”.

Задания базового уровня должны обеспечивать усвоение учебного материала, составляющего образовательный минимум по биологии. Как правило, это задания на воспроизведение и понимание этого материала.

Задания компетентного уровня направлены на развитие умений обобщать изученный материала, анализировать, применять по алгоритму.

Задания творческого уровня направлены на развитие самостоятельности, критичности мышления, исследовательских умений, творческого осмысления изученного материала.

В ИОП включаются задания, которые ребята могут выполнить и дома, и в классе. План содержит информацию о сроках сдачи темы, о количестве самостоятельных работ, а значит и о количестве оценок, необходимых для сдачи темы.

Ученик сам решает вопрос о том, на каком уровне он будет работать при изучении той или иной темы. Колонка “индивидуальные задания” позволяет учителю скорректировать задания и для самых слабых ребят, добиваясь таким образом их успешности, и для сильных ребят, позволяя им развиваться.

Все, что планируется в КТП и ИОП, реализуется на учебных занятиях, которые в ИОСО бываю двух форм: лекционные и лабораторные.

Лекция в ИОСО – это подача нового материала блоками. Цель лекции – обеспечить понимание нового материала и частичное его усвоение.

В зависимости от возраста ребят, значимости и сложности темы, а также от общего уровня подготовки класса (в школе есть классы выравнивания и классы ЗПР), используются разные формы лекционных занятий:

1. Вводная лекция – раскрывает основное содержание всей темы, выделяет понятия, сообщает алгоритм изучения темы. Дается в виде схемы, таблицы, опорного конспекта.
2. Тематическая лекция – раскрывает содержание наиболее трудных и важных тем, вопросов, биологических процессов. Записывается подробный конспект, зарисовки, схемы.
3. Обобщающие лекции – систематизируют и углубляют знания.
4. Кинолекции – источником знаний служат кадры из фильма, диафильма и т.д.

Независимо от формы лекции, к ней предъявляются следующие требования:

а) подбираемый для лекции материал должен быть доступным для понимания всех детей, интересным, выстроен в логической последовательности, преподносится четко, эмоционально, т.к. считаю объяснение учителя образцом ответа учащего; изучение нового материала организуется в форме рассказа, чаще беседы, обсуждения поставленной проблемы, опираясь на знания предыдущих тем и жизненный опыт ребят;

б) любая информация должна сопровождаться наглядностью: показом таблиц, схем, рисунков, фрагментов фильмов, натуральных объектов, демонстрацией опытов, так как у большинства воспитанников развито лишь наглядно-образное мышление;

в) главная информация должна быть записана в тетрадь: понятия, выводы, опорные моменты.

Чтобы сформировать у учащихся навыки записи конспекта, используются “пустые” опоры. Они помогают ребятам выделить главное, правильно расположить учебный материал. Такие опоры в последующем могут использовать при устном ответе, это помогает развитию логического мышления. При заполнении “пустых” опор ребята пользуются текстом учебника, справочной литературой, могут обсуждать учебный материал в парах или группах.

Например, при изучении темы “Покрытосеменные” в 6 классе, предлагаются опоры следующего вида:

Семейство Злаки:

1. Представители: 

а) дикорастущие;
б) культурные.

2. Формула цветка:

3. Виды соцветий (с примером растения):

а)
б)
в)
г)

4. Название плода;

5. Особенность стебля;

6. Тип корневой системы;

7. Жилкование листьев;

8. Фазы развития (на примере пшеницы):

1)
2)
3)
4)
5)
6)

9. Виды пшениц по составу питательных веществ:

Признаки

I

II

1. Количество клейковины в эндосперме.
2. Какой срез зерновки.
3. Отношение к теплу.
4. Использование.

                         

10. Виды пшениц по срокам посева

Первые два семейства изучаются обязательно под руководством учителя. Затем доля самостоятельности работы постепенно увеличивается.

После заполнения опоры организуется обсуждение в группах, закрепляя еще раз изученное, и проводится промежуточная диагностика понимания материала в форме фронтального экспресс-опроса или тестирования с обязательной коррекцией знаний (особенно для слабоусваивающих ребят). В конце лекции предусмотрена работа с ИОПами: уточняются сроки контроля, поясняются дифференцированные задания.

В старших классах для проведения лекций привлекают учащихся. Так, изучение темы “Витамины” проводится в форме сюжетно-ролевой игры. Ребята готовят материал, наглядность и на лекции выступают в роли врачей, диетологов, кулинаров, математиков, физиков, химиков, рассказывая о витаминах с точек зрения разных наук.

Таким образом, включая на лекциях в работу аудиальные, визуальные и кинестетические каналы восприятия, достигается не только понимание изучаемого материала, но и формируются и общеучебные и предметные умения и навыки.

Цель лабораторных занятий – обеспечить усвоение и применение изучаемого материала. Подразделяю их на лабораторные занятия по отработке знаний и лабораторные занятия по контролю знаний. Главными видами деятельности учащихся на этих занятиях являются самостоятельные работы, которые применяются в разных сочетаниях в зависимости от цели занятия, особенности учебной темы и индивидуальных особенностей ребят в конкретном классе. Используются следующие: виды организации познавательной деятельности:

1. Самостоятельная работа с понятиями. Она может быть организована в форме игры “Лото”, составления и разгадывания кроссвордов, диктантов по рисунку, устных парных диктантов, групповой и парной работы с сорбонками, индивидуальной работы с перфокартами и т.д. Многократность повторения понятий приводит к их запоминанию, особенно у детей с низким объемом памяти.

2. Самостоятельная работа по сворачиванию известной информации в схемы, таблицы, опоры, кроссворды. Например:

11 класс. Тема “Основы генетики”

Задние:

“3” Сравни модификационную и мутационную изменчивость.
“4” Сделай вывод об их отличии и сходстве.

Вопросы для сравнения

Модификационная изменчивость

Мутационная изменчивость

1. Под влиянием каких факторов происходит?
2. Какое влияние оказывает на фенотип?
3. Какое влияние оказывает на генотип?
4. Наследуется или нет?
5. Какое значение имеет для организма?
6. Какое значение имеет для эволюции?

   

3. Самостоятельная работа по развитию логического мышления. Например:

7 класс. Тема: “Грибы”

Задание: распредели грибы в таблице по группам. Ответ поясни.

масленок

пенициллин

головня

мукор

сыроежка

шампиньон

трутовик

черная ножка

серая плесень

4. Самостоятельная работа с новой информацией. Часть несложного материала предлагается изучить самостоятельно и оформить в виде таблицы, схемы, опорного конспекта, текстового конспекта, сообщения (проводится индивидуально или в паре, на уроке или дома). Для “слабых” ребят выдаются карточки-инструкции с указанием источника и последовательности выполнения работы. Например: 7 класс. Тема: “Основные группы растений””

Задание:

“3”: прочитай параграфы 83, 84. Заполни таблицу “Многообразие злаков”;
“4”: почему все эти растения относятся к семейству злаков?
“5”: сделай сообщение о происхождении и значении любого растения семейства злаков.

Растения семейства злаков

Дикорастущее или культурное

Применение

Особенности строения

Родина (для культурного), местообитание (для дикорастущего)

1.Пшеница
2. Рожь
3. Ячмень
4. Овес
5. Рис
6. Кукуруза
7. Сахарный тростник
8. Бамбук
9. Ковыль
10. Тростник
11. Мятник

       

5. Самостоятельные лабораторные и практические работы по биологии (могут проводится в парах или группах).

6. Самостоятельные (индивидуальные или групповые) задания на экскурсиях.

Задания для самостоятельных работ подбираются адресно (с учетом индивидуальных наклонностей и способностей детей) или предлагается свободный выбор. Оцениваются такие задания по степени сложности или степени самостоятельности выполнения. Таким образом, удачное сочетание разных самостоятельных работ, учет индивидуальных особенностей детей способствует лучшему усвоению учебного материала, особенно у депривированных ребят с низким уровнем мышления. Кроме того, самостоятельные работы способствуют развитию таких умений и навыков, как систематизация, обобщение, самообучение, самоанализ деятельности.

Для эффективного обучения самостоятельной работе создано несколько форм проведения лабораторных занятий, повышающих эффективность усвоения знаний учениками с разным уровнем обучаемости.

Учебная мастерская – это форма урока, где в организованном пространстве и времени ученик мастерит, конструирует свои знания. Главное подобрать такой индуктор (побудитель), который наведет в умах учеников мотивационный запрос, с помощью которого может включить подсознание, сферу эмоций ребенка. Проблема решается самим учеником, а учитель участвует в процессе познания в роли организатора совместного поиска.

Ход мастерской может быть следующим:

  1. сонастройка (создание атмосферы) – индуктором здесь может быть рассказ, кадры фильма, стихи, музыка и т.д.;
  2. групповая или индивидуальная работа с информационным материалом;
  3. групповая социализация – сравнение результатов работы с другими участниками;
  4. социоконструкция – конструирование групповой модели;
  5. межгрупповая социализация: презентация моделей, высказывание мнений расширение информации;
  6. самоконструкция – индивидуальная работа (создание индивидуальной модели, написание мини-текста, сочинение и т.д.);
  7. афиширование работ (на стенде, доске и др.);
  8. рефлексия, самоконтроль (работа с проверочными заданиями).

Подобная мастерская организована при изучении темы: “Экологические группы насекомых” в 8-м классе.

Цель мастерской: расширить знания учащихся о многообразии видов насекомых, значении насекомых в жизни человека; сформировать представление о соответствии строения разных насекомых с их образом жизни.

После лекции блока и отработки материала на одном из представлений насекомых о его внешнем, внутреннем строении, размножении, образе жизни, проведены два лабораторных занятия в форме учебной мастерской:

1. Сообщение учителя на фоне кинокадров.

“Насекомые самые многочисленные животные на земном шаре, их насчитывается около 10 млрд. Если расположить их в одну линию, то получилась бы лента, опоясывающая земной шар 125 млн. раз. Понятно, что при таком огромном количестве, насекомые играют важную роль на Земле и для человечества (ведь на каждого человека приходится не менее 200 млн. ползающих, бегающих, плавающих, летающих насекомых)”.

– Почему же насекомые такие разные? (Они живут в разных экологических условиях.)

Всех насекомых подразделяют на экологические группы. Дается таблица и записывается в тетрадь:

Экологические группы

Представители

Значение

Общие признаки группы

1. Насекомые паразиты
2. Хищники
3. Опылители
4. Падалееды
5. Растительноядные
6. Водные
7. Почвенные
8. Древоточцы

        

Класс разбивается на группы по 8 человек, участники каждой из групп имеют примерно одинаковый уровень обучаемости. Познавательная деятельность в группах организуется в форме настольной игры “Лото”.

2. Индивидуальная работа в группе.

Каждый участник группы получает игровое поле (какой одной экологической группы насекомых).

1.             

               

4.              

2.              

5.               

3.               

6.               

На группу дается набор карточек, в которых помещен рисунок насекомого и информационный материал о его строении, питании, местообитании. В группе, где собраны ребята посильней, все карточки пускаются по кругу. Каждый участник, изучив информацию, решает, подходит к его карточке это насекомое или нет. Он делает запись в тетрадь, а карточку возвращает в круг. В группе, где собраны более слабые ребята, допускается помощь со стороны или учителя, или закончившего работу ученика из другой группы, или консультанта.

3. Групповая социализация.

После окончания работы ребята сверяются: нет ли совпадений, выясняют неточности, ошибки. Разрабатывают свои карточки и помещают их на игровое поле.

4. Межгрупповая социализация.

На следующем этапе работы ученики перегруппируются. Участники группы теперь имеют одинаковые игровые поля. Они еще раз проверяют правильность выбора (т.к. в группе есть сильный ученик). Затем учитель дает задание группам: дать общую характеристику экологической группе и предположить значение данных насекомых. Более слабые ребята, как правило, справляются только со второй половиной задания – значение насекомых. Общую характеристику у насекомого им помогают составить более сильные ученики. Результаты заносятся в тетрадь (в таблицу).

5. Презентация.

Каждая группа отчитывается о работе: показывает насекомых, рассказывает об их значении, дает общую характеристику (это может быть распределено между участниками группы по желанию). Остальные группы записывают (заносят) информацию в таблицу в тетради. Таким образом, ребята получают обширную информацию, которую они добыли разными способами.

6. Рефлексия.

Подводятся предварительные итоги об успехах работы групп и отдельных учеников. Дается индивидуальное задание на дом – закончить фантастический рассказ: “В 2015 году в одно из обширных болот упал метеорит и занес туда неизвестный науке вирус. В условиях Земли вирус адаптировался и стал поражать личинки насекомых, но не всех, а только отряда двукрылых. Через месяц на территории не осталось ни одной мухи, ни одного комара, ни одного слепня. Как обрадовались жители! Но …….”.

7. Афиширование.

В начале следующего занятия ребята сдают работы, которые затем будут оценены и лучшие работы вывешены на стенде (с согласия ученика).

8. Самоконтроль.

Проводится проверка усвоения знаний по индивидуальным разноуровневым карточкам-заданиям.
Результаты проведения такой мастерской показали, что с базовым уровнем все ребята справились, большинство учащихся усвоили материал на компетентном уровне, творческие задания – сочинения оказались очень интересными и биологически верными.
Подобная организация лабораторного занятия позволяет ребятам с разным уровнем обучаемости включаться в общую работу, чувствовать ответственность за свои действия, и в то же время работать самостоятельно, не боясь ошибиться, т.к. всегда может получить помощь от учителя и товарищей.

Урок закрепления знаний по теме.

Целью урока является актуализация, восстановление взаимосвязи между отдельными частями темы, корректировка учебных навыков. Для примера показывают проведение подобного урока-закрепления по теме “Лист” в 6-м классе. К этому уроку специально готовится: выставка книг о тайнах зеленого листа, подбираются распустившиеся веточки деревьев и большое количество разных комнатных растений, а также таблицы, схемы.

Урок начинается со вступительного слова:

“Едва ли о другом органе растения столь долго существовали такие неполные и ложные представления, как о листе. Ни один орган не испытывал на себе человеческой несправедливости, сколько лист. В течение веков человек упорно не признавал его пользу, считая лишь украшением, тогда как восхищался значением корня, цветка, семени. А между тем лист выражает саму сущность жизни растения, т.к. является органом воздушного питания. Сегодня вам необходимо закрепить знания о строении и значении зеленого листа. Результаты работы будут заноситься в рейтинговый лист, который получил каждый ученик”.

Форма данного листа:

Ф.И. ученика

Этапы контроля

Общий балл

 

1

2

3

4

5

6

7

 

1 этапсамостоятельная работа (в парах, группах или индивидуально).

Учащимся необходимо описать выданное им комнатное растение по плану:

1)название,
2) черешковый или сидячий лист,
3) простой или сложный,
4) лип сложного листа,
5) форма листовой пластинки,
6) край листовой пластинки,
7) жилкование,
8) класс растения,
9) листорасположение

  • на “3”: 1, 2, 3, 7, 9;
  • на “4”: 1, 2, 3, 5, 6, 7, 8, 9;
  • на “5”: 1 - 9.

Учитель проверяет и оценивает работу, оценки выставляет в рейтинговый лист.

2 этапустная проверка знаний (в форме игры “Счастливый случай”).

Представитель групп (ряды) отвечает на вопрос, если не может, то отвечает следующий. За каждый правильный ответ – 1 балл. Вопросы подбираются с однозначным ответом, чаще всего это понятие темы.

3 этапсамостоятельная работа по карточкам (подписать части внутреннего строения листа и указать их значение). После выполнения работы один из учеников показывает их на таблице и говорит значение. Проверяется взаимопроверкой (1 ответ – 1 балл).

4 этап – звучит музыка Чайковского “Времена года” и отрывок стихотворения Бунина “Лес – точно терем расписной”. Ученик демонстрирует опыт, показывающий изменение окраски листа. Ребятам предлагается ответить на вопрос: “Почему листья осенью становятся багровыми?” Ответы оцениваются.

5 этапиндивидуальные задания. Ребята заслушивают сообщения об опытах Вен Гельмонта и Д. Пристли по изучению фотосинтеза.

6 этапиндивидуальная работа по перфотекстам – “сравнение фотосинтеза и дыхания”, испарение. (Оценивается взаимопроверкой).

7 этапподведение итогов. Ребята подсчитывают баллы, переводят их в оценки ( критерии на доске). Делается общий вывод, даются рекомендации по подготовке к итоговой контрольной работе.

Подобная организация позволяет учащимся разных уровней обученности самостоятельно проверить свои знания, заполнить пробелы, выяснить непонятное.

Уроки игры (игровые моменты). Очень часто лучшему усвоению изучаемого материала помогают игровые моменты, даже в старших классах. Игра “генетические пирамидки” используется на уроке, посвященному разбору закона Менделя: независимое наследование генов. Материал затруднителен для понимания, требует развитого абстрактного мышления. Сообщаю ребятам, что в формировании будущего гибрида участвуют две особи: женская и мужская, их заменят две пирамидки, на гранях которых написаны 4 типа гамет (их дают гибридные особи).

Наследование цвета и формы семян гороха:

1 пирамидка + 0

2 пирамидки 0 –>

Генотип гибрида

Фенотип гибрида

1.
2.
3.
. . .
10.

АВ
Ав

Ав
Ав

АаВв
ААвв

желт., гладк.
желт., моршин.

В конце работы, даже самые слабые ребята видят, что хотя генотип формируется случайно, но в общем наблюдается закономерность: каждый признак наследуется независимо от другого.

В жизни есть много ситуаций, когда выбора просто нет. Мы не выбираем Родину, братьев и сестер, детский сад, школу, учителей. Следовательно, ученику в школе чрезвычайно важно научиться жить не только в условиях свободы выбора, но и в условиях несвободы выбора, когда выбор определен обстоятельствами. Научиться этому поможет учитель на хорошо продуманном и правильно организованном уроке.

Уроки контроля. Для контроля знаний учащимся предлагается выбор разных форм ответа:

1. Устные ответы по индивидуально-ориентированным планом. При этом ребята могут пользоваться планом ответа, пустой опорой или опорным конспектом (слабоуспевающие дети). Это способствует развитию монологической речи, умению разворачивать информацию, осмыслению материала темы и применению знаний.
2. Письменные или устные ответы по РУК (разноуровневым карточкам). Они содержат задания всех уровней сложности, но карточки нормативного уровня разбиваются еще на задания по узнаванию, пониманию и применению по образцу. Как правило, задания на узнавание представлены в виде рисунков, т.к. большая часть воспитанников имеет наглядно-образное мышление и рисунок помогает им вспомнить материал, выполнить его и почувствовать себя успешным в учебной деятельности.
3. Защита реферата (для старших ребят)
4. Зачет по теме (особенно для детей имеющих много пропусков).
5. Выполнение лабораторной или практической работы.

При сдаче тем, учебный материал которых можно сдавать не в логической последовательности, используется модель “Калейдоскоп” (материал сдается учеником по индивидуальному маршруту, независимо от других). Данная модель вносит разнообразие и вызывает интерес у детей, дает возможность организовать взаимоопрос. Например, при изучении темы “Грибы” в 7 кл., использовалась именно эта форма организации деятельности.

После сдачи всего материала темы ребята выполняют 5-ти уровневую контрольную работу. Цель ее – диагностика усвоения изученного материала. На индивидуальной консультации осуществляется коррекция уровня усвоения материала.

Ребятам, сдавшим тему раньше срока, предлагаются разноуровневые творческого характера задания: составить “лото” по теме, разгадать кроссворд, написать проверочный тест. Желающие могут самостоятельно изучать следующие темы по ИОПам или углублять знания по теме с помощью дополнительных заданий, помогать учителю опрашивать других учащихся.

Для того, чтобы все звенья этой системы обучения эффективно работали, нами созданы УМК (учебно-методические комплекты) по всем темам биологии с 6-го по 11-й классы. Они содержат: ИОПы, поурочные планы, “пустые” опоры или алгоритмы изучения темы, задания для самостоятельных работ, дифференцированные проверочные карточки, тексты итоговых контрольных работ, дополнительные интересные задания. К комплекту прилагается наглядность: таблицы, рисунки, видеотека, натуральные объекты, модели, коллекции и т.д. Разработаны комплекты четвертных, полугодовых, годовых контрольных работ 3-х уровневой сложности по всем классам для диагностики усвоения учебного материала.

Таким образом, технология обучения биологии по ИОСО представляет собой особую систему, решающую учебную и дидактические цели с помощью активных форм обучения, способствующую включению каждого ребенка в процесс обучения независимости от его когнитивных способностей, делая обучение комфортным и успешным. Это способствует формированию ребенка как личности, как субъекта учебного процесса, способного к самообучению. Обучаясь по такой системе, ребенок получает не только знания, но и систему умений и навыков по добыванию знаний.