Урок русского языка в 4-м классе по теме: "Правописание "тся"и "ться"в глаголах"

Разделы: Начальная школа


ТЕМА: ПРАВОПИСАНИЕ ТСЯ И ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ.

ЦЕЛЬ: НАБЛЮДАТЬ НАД ПРАВОПИСАНИЕМ ГЛАГОЛОВ НА ТСЯ И ТЬСЯ.

УЧИТЬ САМОСТОЯТЕЛЬНОМУ ВЫВОДУ О ПРАВИЛЕ ПРАВОПИСАНИЯ

ТСЯ И ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ.

УПРАЖНЯТЬСЯ В ВЫБОРЕ ПРАВОПИСАНИЯ ТСЯ И ТЬСЯ В ГЛАГОЛАХ.

РАЗВИВАТЬ ГРАМОТНУЮ РЕЧЬ УЧАЩИХСЯ, ОРФОГРАФИЧЕСКУЮ

ПАМЯТЬ. ДОБИВАТЬСЯ АККУРАТНОСТИ В РАБОТЕ.

ОБОРУДОВАНИЕ: ТАБЛИЦА СПОСОБОВ ПРОВЕРКИ ПРАВОПИСАНИЯ В

ГЛАГОЛАХ ТСЯ И ТЬСЯ. ТАБЛИЧКА СО СЛОВОМ

“ССОРА”.

ХОД УРОКА:

1. Организационный момент. Мотивация деятельности.

- Громко прозвенел звонок,
Он позвал нас на урок.
Парта у меня в порядке:
И учебник, и тетрадки.
Я настроился, готов
Слушать следующий урок.

2. Минутка чистописания.

К к кл кр ка
Красноярск класс кенгуру квас
Пошёл кочан на стрижку, остригся в кочерыжку.

3. Введение в тему. Постановка проблемной ситуации.

На доске: Учится-учиться.

Прочитайте слова, записанные на доске.

Что интересного заметили?

Какие вопросы у вас возникли?

Разные это слова или в каком-то из них допущена ошибка?

В этом мы с вами должны разобраться в течение урока.

4. Наблюдение над правописанием тся и ться.

- Сравните предложения:

Саша учится на пятёрки. Саша хочет учиться на пятёрки.

- Запишите предложения, подчеркните глаголы, определите число, время, лицо глаголов.

- В каком предложении вы не смогли определить у глагола время, число, лицо? Почему?

- Откройте учебник с.158 упр.274

- Чем отличаются глаголы 1 и 2 столбика? Озаглавьте оба столбика. Спишите.

(Списывание с комментированием, объяснением изученных орфограмм)

- В каких глаголах встретилась орфограмма “Проверяемые безударные гласные в корне

слова”?

Нельзя кое-как, положась на удачу,
Усвоить тему, решить задачу,
Правильно сшить костюм без примерки-
Каждое дело “просит” проверки.

- Подберите проверочные слова к данным глаголам:

( Решаться - прорешивать, питаться - пропитанный).

5. Физминутка.

Наше северное солнце
Ярко светит нам в оконце:
“Просыпайтесь, норильчане!
Выпивайте кружку чая,
И холодною водой
Умывайтесь всей гурьбой.
На зарядку становитесь,
Полотенцем оботритесь,
И бегом в родную школу,
Все за парты вновь садитесь!”

6. Открытие нового знания.

- Сделайте вывод: в какой форме ь пишется, а в какой –нет.

- Сравните свой вывод с выводом в учебнике на с.159.

- Правильно ли вы его сформулировали?

На доске:

(Что делает?) катается;

(что делать?) кататься;

(что делает?) купается;

(что делать?) купаться.

- Что помогло вам сделать правильный выбор правописания тся и ться в глаголах? (Вопросы)

- Значит, не только по форме слова можно определить выбор написания ь знака, но и по вопросам.

Рассмотрите таблицу:

Определение правописания тся и ться в глаголах по форме слова Определение правописания тся и ться в глаголах по вопросу
ТСЯ- 3 лицо, ед. число или множ.число. Например: кувыркается, кувыркаются. ТЬСЯ - неопределённая форма глагола. Например: кувыркаться. (Что делает?) кувыркается, (что делают?) кувыркаются. (Что делать?) кувыркаться.

- Вы вправе выбрать сами, как вам легче запомнить: определив форму слова или по вопросу.

7. Первичное закрепление. Упражнение в правописании.

Задание: С.159 упр.276.

- Работать будем у доски по цепочке, объясняя выбор правописания, пользуясь таблицей и полученными знаниями.

8. Словарная работа.

- Найдите в тексте слово с удвоенной согласной.

ССОРИТЬСЯ

- Какая это часть речи?

- Докажите, от какого слова произошёл этот глагол?

ССОРА

- Разберите это существительное по составу. Устно подберите однокоренные слова.

(Поссорился, рассориться, поссорить и т.д.)

- Назовите антоним к этому слову (Дружба)

9. Подведение итогов урока.

- Что новое узнали на уроке? Какое знание “открыли”? Чему учились? Вернёмся к началу урока к словам “учится - учиться”. Кто из ребят был прав? Кто был близок к правильному решению проблемы?

10. Домашнее задание.

- Запишите по 10 глаголов на тся и ться. Пользуясь таблицей, выучите правило правописания на тся и ться.