События, люди, эхо революции 1905—1907 гг. в России

Разделы: История и обществознание


Цели и задачи:

  • создать общее представление обо всей революции в целом;
  • повысить эмоциональное отношение к событиям революции;
  • закрепить полученные на уроках знания;
  • повторить основные события революции, опираясь на исторические источники, публицистику и художественные произведения периода революции;
  • закрепить умения пользования картой;
  • развивать навыки устной речи;
  • познакомиться с биографиями людей, участников революции.

Вопросы семинара.

1. Россия в начале XX века (характеристика экономического и политического положения).
2. Российские противоречия (основные и второстепенные).
3. Причины революции в России. Наличие революционной ситуации . 3 признака.
4. Задачи революции (общенациональные).
5. 3 политических лагеря. Политические партии. Программы.
6. Потоки революционного движения (конкретные требования рабочих, крестьян, национальных окраин)
7. Маневры самодержавия в ходе революции (“кнут” и “пряник”).
8. Начало российского парламентаризма (1 и 2 Государственные Думы).
9. Итоги революции (плюсы и минусы, характеристика).
10. Эхо российской революции в мире.
11 .Даты революции (по треугольнику на доске)
12. Понятия.

Оформление доски: в центре – тема урока, вопросы семинара; на левой половине – термины (без объяснений), “треугольник” (без дат; можно указать начало, кульминацию, конец революции); на правой – карта “Революция 1905-1907 гг. в России”.

Термины урока:

революция – глубокое, качественное изменение в развитии общества;
партия – группа людей, объединенная общностью идей и интересов;
ситуация – положение, состояние;
манифест – обращение главы государства или высшего органа власти к населению;
парламент – высший представительный, законодательный орган власти;
парламентаризм – система государственной власти с четким разделением на законодательную и исполнительную;
конституция – основной закон государства, определяющий устройство государства, принцип образования органов власти, права и обязанности граждан.

Даты революции:

1. 9 января 1905 года – Кровавое воскресение;
2. 12 мая-22 июля – стачка в Иваново-Вознесенске;
3. 14-25 июня – восстание на броненосце “Потемкин”;
4. 7-17 октября – Всероссийская политическая стачка;
5. 17 октября – опубликование “Манифеста”;
6. 11-16 ноября – восстание на крейсере “Очаков”;
7. 9-19 декабря – вооруженное восстание в Москве;
8. 27 апреля-8 июля 1906 года – 1-я Государственная Дума;
9. 19 августа – введение военно-полевых судов;
10. 1 января 1907 года – отмена выкупных платежей;
11. 20 февраля -3 июня – 2-я Государственная Дума;
12. 3 июня – “третьеиюньская монархия”.

ХОД УРОКА

I. Вступительное слово учителя.

Тема урока. Основные вопросы. Условия работы на уроке.

II. Основная часть.

1. Характеристика экономического и политического развития России в начале XX века: особенности экономики (2-й эшелон, средний уровень, догоняющая модель, многоукладность, экстенсивный путь, развитие вширь).

2. Назовите основные и второстепенные противоречия в развитии России. Сделайте вывод.

3. Причины революции в России.

– Что является причиной всех революций?
– Назовите причины революции в России. Что такое революция?
– Какие условия необходимы для ее осуществления?
– Что такое ситуация?
– Назовите признаки революционной ситуации.
– Докажите на фактах их наличие в России.

4. Задачи революции.

– Какие задачи стояли:

– перед страной;
– перед рабочими;
– перед крестьянами?

– Какие из них являлись общегосударственными?
– В чьих интересах было решение этих задач?

5. Три политических лагеря. Партии

– На какие группы разбилось российское общество?
– Когда и какие партии образовались?
– Назовите их лидеров и программы.

6. Cообщение ученика о начале революции – Кровавом воскресении.

  • М.Горький
  • А.Коц

– Вместе с дымом от оружейных залпов рассеялась вера в царя. Кровавая расправа потрясла страну, повсюду вспыхнули стачки солидарности. В России началась революция.
– Назовите движущие силы революции.
– К 1-2 мая неповиновение отмечалось уже в 177 городах России. Количество участников было более 200 тысяч человек.

7. Сообщение ученика об Иваново-Вознесенской стачке. Образование Советов рабочих депутатов.

  • Афанасьев
  • Фрунзе
  • Ноздрин “Забастовка”

– Выступления рабочих центра были повсеместно поддержаны.

8. Назовите четыре потока революционного движения в России. Чьи выступления были наиболее опасны для самодержавия и почему?

9. Сообщение ученика о восстании на броненосце “Князь Потемкин-Таврический”.

  • Пастернак “1905 год”
  • Матюшенко

10. Маневры самодержавия. С самого начала революции самодержавие пыталось ее погасить.

– Какими методами действовали власти? Перечислите мероприятия репрессивного характера, уступки

Но революция продолжалась. Самым мощным явлением стала Всероссийская октябрьская политическая стачка.

11. Сообщение ученика о Всероссийской стачке.

– Какие лозунги были выдвинуты?
– Что прибавилось к общим требованиям?
– Какие альтернативные пути выхода из ситуации предложил Витте?
– Какой вариант выбрал император?

12. Сообщения ученика о Манифесте 17 октября 1905 года и об образовании новых партий и их лидерах.

– Но революция не остановилась.

13. Сообщение ученика о восстании на крейсере “Очаков”.

  • Пастернак “Лейтенант Шмидт”
  • Паустовский “Казнь”

– Борьба продолжалась и вернулась сначала опять в столицу, где образовался Петербургский Совет рабочих депутатов во главе с Л.Д.Троцким, а затем в Москву.

14. Сообщение ученика о Декабрьском вооруженном восстании.

  • “Пресня горит”
  • Ухтомский

15. Начало российского парламентаризма.

– Что такое парламентаризм?
– Когда работала и что из себя представляла 1-я Гос. Дума?
– Почему она была распущена?
– Когда действовала 2-я Гос. Дума ее отличие от первой?
– Причины роспуска?
– Какое название получило это событие?
– В чем сущность “третьеиюньской монархии”?

16. Итоги революции.

– Чего добились участники революции?
– Что не удалось сделать?
– Каковы общие итоги?
– Каков характер этой революции?
– Дайте прогноз на будущее.

17. Эхо революции. Сообщение ученика по карте мира.

III. Закрепление.

Проверочная работа.

1. Восстановите недостающие в треугольнике даты революции:

1 вариант – 1905 год;
2 вариант – 1906-1907 годы.

2. Дайте определение понятиям:

1 вариант – революция, партия, ситуация
2 вариант – манифест, парламентаризм, конституция

Примечания:

1. Вопросы 1, 2, 3, 4, 5, 8, 10, 11, 15, 16 проверяются фронтально.
2. Проверочная работа может быть проведена устно или письменно.
3. В общеобразовательном классе обсуждение вопросов остается, но интеграции нет.
4. Дополнительный материал в книге “Первая российская”. М.1985 .