Дидактическая игра на уроках обучения грамоте в 1-м классе

Разделы: Начальная школа


Главная забота учителей, обучающих первоклассников, – помочь детям усвоить программный материал и в то же время сохранить им детство.

Дидактические игры, с одной стороны, способствуют формированию внимания, наблюдательности, развитию памяти, мышления, развитию самостоятельности, инициативы. С другой – решают определенную дидактическую задачу: изучение нового материала или повторение и закрепление пройденного, формирование учебных умений и навыков.

Игра стимулирует познавательную активность учащихся, вызывая у них положительные эмоции в процессе учебной деятельности. Помня слова А.С. Макаренко о том, что “хорошая игра похожа на хорошую работу”, каждому учителю необходимо научиться умело использовать игру на уроке.

На первых уроках при ознакомлении детей с составом предложения, с последовательностью слов в предложении особое место может быть отведено игре “Живые слова”.

К доске вызываю трех учеников (это дети, выступающие в роли слов), а остальным даю задание составить предложение, в котором столько же слов, сколько детей стоит у доски.

По картинке дети составляют предложение, например: Ёжик несёт яблоко. У вызванного ученика спрашиваю, в роли какого слова он будет выступать (или дети сами выбирают себе слова из составленного предложения). Классу даю задание поставить “слова” в таком порядке, чтобы получилось составленное предложение.

Затем дети, выступающие в роли слов, называют каждый свое слово по порядку, и все слышат предложение, которое составили коллективно.

В другом варианте игры я сама предлагаю детям, выступающим в роли слов, слова, например: белка, грибы, сушит. Остальные дети составляют из них предложение, правильно выстраивая “живые слова” у доски. Дети – “слова” произносят свои слова, и у них получается предложение: Белка сушит грибы.

Возможен и еще один вариант.

На перемене я готовлю детей, которые будут выполнять роль “живых слов”, обучаю их произносить слова хором, но каждого свое слово. На уроке я сообщаю классу, что “живые слова” приготовили предложение и сейчас произнесут его. Дети – “слова” произносят свои слова хором.

В беседе дети приходят к выводу, что предложение не получилось, потому что слова в предложении произносились не строго друг за другом. Учащиеся выстраивают “живые слова” в нужной последовательности, дети – “слова” произносят друг за другом свое слово. Предложение Солнце светит ярко понимают все дети.

Восстановление последовательности слов в предложении развивает у детей умение определять количество слов в предложении, составлять предложение по заданному количеству слов, а также способствует лучшему пониманию детьми членораздельности и строгой последовательности слов.

Игру “Живые слова” в разных вариантах можно использовать не только на первых уроках по ознакомлению детей с предложением, с его словесным составом и последовательностью слов в предложении, но и в более поздний период, когда дети могут записывать небольшие предложения под диктовку.

Эту игру можно использовать и при изучении темы “Слово”, когда дети начнут учиться делить слово на слоги, составлять слова из слогов. Назвать эту игру нужно не “Живые слова”, а “Живое слово” или “Живые слоги”.

При ознакомлении детей со звуковой стороной слова, при обучении звуковому анализу важное место также отводится игре. При изучении и выделении звуков хорошо использовать игру “Назови слова, в которых есть данный звук”. Так, при изучении звука [у] расставляю на столе игрушки. На уроке в гости к детям приходит нарядная кукла Аленка. Из письма, которое она принесла, дети узнают, что у нее сегодня день рождения.

– Давайте подарим Аленке игрушки, в названиях которых слышится звук [у], – предлагаю учащимся.
Дети произносят слова, называющие игрушки:
Кукла, уточка, петушок, кубики, курочка, гусь.
Когда все предметы были названы, спросила у детей: “А что бы вы могли подарить Аленке из своих игрушек, в названиях которых есть звук [у]?”.

А вот другой вариант игры “Назови слово…”. При изучении звука [и] говорю детям:
– Представьте себе, ребята, что сейчас зима и вы катаетесь на горке. Назовите слова о зиме, в которых слышится звук [и].
Дети называют слова: зима, снеговик, сани, коньки.
Второе задание:
– А теперь назовите слова, в которых не было бы звука “и”.
Мороз, каток, холод, горка, лёд, снег.

Развитию внимания, умения определять на слух нужный звук способствует игра “Какой звук заблудился?”.

Во время урока, посвященного изучению буквы “ж”, я дала детям такое задание:

– Послушайте стихотворение и назовите слово, в котором заблудился звук. Определите, какой звук заблудился.

Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
“Там ползёт зелёный лук
с длинными усами!”

– Какой буквой обозначается звук [ж]? Составьте это слово с нужной буквой из букв разрезной азбуки.

Разнообразить игру можно такими заданиями: написать слово шрифтом, составить два предложения с данными словами (лук, жук).

На уроках, посвященных знакомству и выделению звука, можно проводить и другие игры, которые придумывает сам учитель.

Например, на уроке, посвященном выделению звука [ы] и знакомству с буквой “ы”, предлагаю детям игру “Надуй шарик”.
После игры спрашиваю:

– Ребята, что у меня в руке?
– Шар, – говорят дети.
– А у вас?
– Шары!

Далее проводится работа по выделению звука [ы], наблюдение над его произношением, подбор слов со звуком [ы], знакомство с буквой “ы” и работа по учебнику (см. “Русская азбука”, с. 37).

При закреплении знаний о гласных и согласных буквах помогает игра “Буква заблудилась”. На магнитной доске расставлены буквы, которые перепутал Незнайка.

Гласные: О, С, Е, М, У.

Согласные: Н, К, И, А, Т.

Дети находят то, что перепутал Незнайка, доказывают правильность своих cлов, составляют буквы на место.

При изучении букв дети любят использовать игру “Назови букву”. Эту игру можно проводить почти на каждом уроке. Игра способствует лучшему запоминанию изученных букв.

Я (или ученик) показываю буквы, а дети по цепочке называют их. Если буква названа неправильно, учащиеся хлопком рук подают сигнал (каждый ребенок – участник игры).

Активное участие дети принимают в игре “Покажи букву”. Суть игры состоит в следующем: один ученик стоит c указкой у “ленты букв” и показывает те буквы, которые по цепочке называют сами дети.

Лучшему запоминанию букв способствует и игра “Узнай букву” или “Какие эти буквы?”.

Я предлагаю детям буквы, вырезанные из плотного картона, затем одному ребенку завязываю глаза и прошу его ощупать букву и назвать ее. После того как назовут все буквы, они составляют из букв р с у к л слова: рука, сук, мак, рак, лук, русак. Игра помогает детям не только усвоить начертания печатных букв, но и развить умение составлять из букв слова.

При изучении новой буквы, при формировании умений и навыков правильно читать слоги – слияния с новой буквой можно использовать игру “Дополни до целого слова”.

В гости прилетает Каркуша и приносит детям слоги: ка ки ко ку. Дети учатся читать слоги, подбирают такие слова, в которых есть данные слоги (Каркуша, карандаш, картина, яблоко, яблоки, кошка, курица, кукушка и др.), а Каркуша проверяет, чему научились дети.

Игра “Дополни до целого слова” способствует обогащению словарного запаса детей, развивает их мышление.

Активное участие дети принимают в играх-соревнованиях: “Кто больше?”, “Чей ряд быстрее?”.

При проведении игры “Кто больше?” я предлагаю детям составить слова из слогов, расположенных на доске или на слоговой таблице. Например, на уроке, посвященном закреплению букв “Т” и “т”, даю детям слоги и буквы, расположенные на магнитной доске:

са
ки
ко

ни
ты
ти

с
но
т

Дети читают, а затем составляют слова: кот, коты, кино, нос, кит, сани, киты, коса, кисти, кони.

А вот другой вариант игры “Кто больше?”.

В игре дети составляют слова из данного слова. Например, в гости к детям приходит Незнайка и приносит интересное слово, в котором есть много других слов.

Незнайка принес детям слово: с т о р о н а.

Я прошу учащихся составить другие слова, используя буквы данного слова. “Кто больше?” – спрашиваю я. Дети составляют слова: сто, оса, нора, рот, роса, рост, рано, трос, нос, рос, она, он.

В следующем варианте игры “Кто больше?” требовалось заменить в слове одну букву, например: заменить согласную в слове бочка.

“Кто больше составит слов?” – спрашиваю я. Вот ответы детей:

бочка – точка, почка, дочка, кочка, ночка;
день – пень, тень, лень.

В другом случае дети заменяли в словах гласную букву:

палка – полка, пилка;
мал – мел, мыл, мял, мёл.

Дети любят составлять слова из разрозненных букв или слогов. Например, на уроке закрепления букв “Д” и “д” прочитала детям стихи А. Шибаева:

Много с буквами хлопот,
Уж такой они народ.
Но когда с умом толково
Их построишь в четкий ряд, –
Превратятся буквы в слово
И – с тобой заговорят!

Затем я предлагаю игру “Кто быстрее составит слово?”: о, д., м; у, д., б; в, о, р, д.; с, д., а; р, о, д., в, а; т, е, и; ре, во, де.

Дети составили слова: дом, дуб, двор, сад, дрова, дети, дерево.

Активизирует детей на уроке игра “Заполни окошечки”. Суть игры в том, что Незнайка приносит детям две таблицы со словами, в которых пропущены буквы и слоги. Я прошу детей помочь Незнайке заполнить окошечки.

ПЕТ Х

ОВ

КО ВА

КУ ЦА

РО

У

РИ

ЦА

Ц ПЛЯ

Б ЛКА

ЛИСИ

ЗА

ЦА

ЯЦ

А

Е

В заключение спрашиваю:

– Названия каких животных записаны на первой таблице? На второй?
– В чем отличие домашних животных от диких?
– Каких животных вы видели на арене цирка?

После небольшой беседы дети приступают к чтению текста “В цирке” (см. “Русская Азбука”, с. 174).

Разнообразит уроки обучения грамоте игра “Вкусные слова”:

Буратино шел в гости к детям. Он нес “вкусные слова”, по дороге рассыпал буквы, слоги и все перепутал. Дети помогают Буратино. Они складывают из букв и слогов слова. Вот эти буквы и слоги:

Я

С

Б

Н

ЛО

РУ

КО

ША

Г

ЛИ

ВА

МО

(Яблоко, слива, груша, лимон).

После чтения слов по цепочке или хором учащиеся приходят к выводу, что Буратино нес фрукты.

Игра “Вкусные слова” способствует формированию у детей умений и навыков складывать слова из отдельных слогов и букв, способствует развитию навыков чтения, развивает логическое мышление.

В развитии речи ребенка, его творческого мышления большое значение имеет игра “Помоги Карандашу”. В этой игре поистине проявляется творчество детей. Каждый ребенок старается составить свой рассказ, хочет лично помочь Карандашу.

На уроке, где закреплялись буквы “М” и “м”, в гости к детям приходит веселый Карандаш с плакатом, на котором записаны слова. Карандаш задумался, как ему лучше нарисовать картину. Дети помогают Карандашу, они составляют рассказ, используя слова, данные на плакате:

МОЛОКО
МАСЛО
СОСИСКИ
КОТ
СУМКА
МАМА

Приведу рассказы детей:

1. Мама пришла из магазина. Купила масла, молока, сосисок. Дома её ждала дочка, она играла с котенком. Мама покормила дочку, а дочка угостила котенка сосиской. Он ел и весело мурлыкал.

2. Мама пришла из магазина, принесла масла, молока, сосисок. Сумку оставила на кухне. Сама пошла мыть руки. А кот Васька залез в сумку и вытащил одну сосиску. Мама ругала кота, а он мурлыкал: “Мало-мало”.

После чего переходим к работе по учебнику (см. “Русская азбука”, с. 91)

На уроке, где закреплялись буквы “Ч” и “ч”, веселый Карандаш принес плакат с другими словами:

КОЛЯ
СОБАЧКА
УТКА
УДОЧКА
РЕЧКА
УТЯТА

Приведу рассказы детей:

1. Наступило лето. Коля взял удочки и с собачкой пошел на речку. На берегу он увидел утку с утятами. Коля поймал рыбку и покормил утят.

2. Коля жил летом в деревне. Он помогал бабушке ухаживать за уткой и утятами. А еще Коля любил рыбачить. Он брал удочки и шел на речку. Коля ловил рыбку, а собака Жучка грелась на солнышке.

Когда в классе заслушивается 4-5 рассказов, совершается чудо – Карандаш нарисовал картину. Я переворачиваю плакат с опорными словами другой стороной, и перед детьми предстает готовая картина. И дети видят конечный результат своего труда. Все учащиеся помогали Карандашу, и он нарисовал картину.

Данная игра ценна тем, что во время ее проведения осуществляется индивидуальный подход в формировании у детей умений составлять рассказ по опорным словам. Если первые рассказы составляли сильные дети, то в конце, когда картинки уже были нарисованы, я предлагала и слабым ученикам рассказать о том, что нарисовал Карандаш.

И дети постепенно учились составлять текст по образцу прослушанных рассказов и по картине, которую видели. Так у ребят появлялась уверенность в своих силах.

Главное для каждого учителя, чтобы игра приносила пользу на уроке: сосредоточивала внимание детей, усиливала интерес к учебной деятельности, вырабатывала уверенность в своих силах и чтобы за время игры учащиеся получали максимум радости, наслаждения.

Игры, игровые упражнения, применяемые на уроках, делают процесс обучения грамоте более интересным, занимательным, создают у учащихся бодрое рабочее настроение, облегчают преодоление трудностей в усвоении учебного материала.

Список использованной литературы.

Белякова Г.П. Речевая игра “Живые слова”. – М., 1975.

Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А., Шанько А.Ф., Берестов В.Д. Русская азбука. – М., 2002.

Минскин Е.М. Игры для шестилеток. – М., 1986.

Сохина Ф.А. Развитие речи детей дошкольного возраста. – М., 1989.

Ушаков Н.Н. Внеклассные занятия по русскому языку в начальных классах. – М., 1978.

Шибаев А. Буква заблудилась. – Л., 1986.