Развитие творческой личности через факультативные занятия "Флора"

Разделы: Начальная школа


Переход начальной школы с трехлетнего на четырехлетнее обучение определил дальнейшее развитие теории и практики дидактической системы Л.В. Занкова.

Проведенный анализ основных теоретических положений системы: ведущей идеи, дидактических принципов, типических свойств; содержания, методов, организационных форм обучения и показателей общего развития школьников, и методологических оснований структур и содержания современного образования позволил проверить теоретические положения системы Л.В. Занкова с позиций требования времени.

Теория и эксперимент позволили сформулировать положение о том, что в основу построения четырехлетнего курса обучения по системе Л.В. Занкова может быть положена идея возможно большей ее эффективности для общего развития школьника в сравнении с трехлетним курсом.

Это обосновывалось тем, что увеличение общего количества учебных часов (за счет лишнего года обучения) позволяет изменить глубину и объем изучаемого материала по таким предметам, как музыка, изобразительное искусство, труд. Поскольку наблюдение, мыслительные процессы и практические действия в процессе эстетического и трудового воспитания отмечены глубоким своеобразием и отличаются от воспитательного воздействия всех остальных учебных предметов, изменение статуса этих “неглавных” дисциплин будет способствовать более полноценному и целостному общему развитию школьника, как в первый, так и в последующие годы обучения. Следовательно, изменяется соотношение значимости изучения двух групп предметов: русского языка, математики, естествознания, обществознания, с одной стороны, изобразительного искусства, музыки, трудового и физического воспитания – с другой (при трехлетнем обучении, соотношение было в пользу “основных” предметов).

В итоге возможна реализация одного из положений системы, которое, которое при четырехлетнем обучении может быть декларировано как основное: в начальном образовании нет главных и неглавных предметов, каждый предмет значим для общего развития ребенка, под которым подразумевается развитие его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и эстетических возможностей.

Решению задачи максимального общего развития детей в условиях четырехлетнего обучения, как показал эксперимент, способствуют:

  • введение в систему с первого по четвертый класс новых предметов эстетического цикла – литературного чтения и музыки;
  • интегрирование таких областей знаний как естествознание и обществознание в курсе “Окружающий мир”;
  • существенные изменения программ, связанные с обучением детей более младшего, чем прежде, возраста по русскому языку, математике, труду;
  • программы факультативов по экономике, информатике, иностранным языкам и др.

Класс, с которым я работаю включен во всероссийский эксперимент по обновлению структуры содержания общего образования. Работаем второй год. Ребята помимо основных уроков изучают английский язык (2 ч.), информатику (1 ч.), факультативные занятия: “Конструирование и математика” (1 ч.), “Развивающие игры” (1 ч.), “Флора” (1 ч.) в неделю.

Факультативные занятия “Флора”

Рассматривая естественный растительный покров, необходимо различать понятия “флора” и “растительность” Для человека, далекого от ботаники, эти слова кажутся синонимами. Но на самом деле это совсем не так.

Флорой принято называть совокупность видов растений, встречающихся на какой-либо территории. Можно говорить, например, о флоре Кемеровской области, о флоре европейской части России, о флоре всей нашей страны и т.д. Чем больше территория, тем богаче ее флора, тем больше видов растений там встречается. Флора нашей Родины насчитывает более 18 000 видов. Все это огромное разнообразие растений распределяется по 160 семействам.

Природная флора любой части нашей страны испытывает на себе большее или меньшее влияние человека. Особенно велико это влияние в густонаселенных районах. Человек вырубает леса, распахивает степи, осушает болота, строит города, прокладывает дорого и т.д. Но, с другой стороны, деятельность человека приводит к появлению новых заносных растений, несвойственных природной флоре данной местности. Число видов таких растений со временем все более увеличивается. Это одно из неизбежных следствий интенсивного воздействия человека на природу. Некоторые из заносных растений хорошо приживаются и прочно удерживают свое место в растительном покрове. Примером подобного рода может быть пахучая ромашка, которая была случайно занесена к нам из Северной Америки (это растение отличается от наших отечественных ромашек тем, что не имеет по краю соцветия корзинки белых язычковых цветков).

Итак, в результате деятельности человека флора любой местности со временем меняется: одни виды исчезают, другие появляются вновь.

Изучая курс “Мы и окружающий мир” школьники должны главным образом получить общее представление о богатстве и разнообразии, о некоторых закономерностях развития природы и жизни людей, расширить свой кругозор, узнать об экологическом равновесии, о гибельных последствиях нарушения природных связей. Очень мало дети узнают о лекарственных травах, которые нам сейчас так необходимы. Под влиянием малого объема физической работы у человека перестраивается обмен веществ, лекарственные травы побуждают к активной деятельности, способствуют предотвращению общей перенапряженности.

Курс факультатива как раз пополнит знания детей об истории культур, о пользе лекарственных трав, об их употреблении в косметике, находит отражения в художественной литературе и устном народном творчестве.

Цели и задачи факультатива “Флора”

  • Расширение знаний детей об окружающем мире и практическое применение растений с целью сохранения и укрепления здоровья.
  • Восстанавливать доброе и непотребительское отношение к окружающему миру.
  • Осознание себя как части природы и бережного отношения к своему здоровью.

Изучение растений по разделам:

  • 1. Введение (2 ч.).
  • 2. Травянистые растения (10 ч.):
    • подорожник –                                      мать-и-мачеха;
    • тысячелистник обыкновенный –      череда;
    • элеутерококк колючий –                    ромашка;
    • крапива –                                            медуница, земляника.
  • Луговые растения:
    • костер безосный –                              пырей ползучий;
    • тимофеевка луговая –                         клевер;
    • мышиный горошек –                          таволга вязолистная (белоголовник).
  • 3. Растения водоемов (3 ч.):
    • ряска –                                                 кувшинка белая;
    • кубышка желтая –                               камыш озерный;
    • осока.
  • 4. Кустарники (10 ч.):
    • смородина черная –                          малина;
    • черемуха –                                          шиповник;
    • боярышник –                                      калина;
    • черника –                                            рябина обыкновенная;
    • брусника –                                          голубика.
  • 5. Деревья (5 ч.):
    • сосна –                                                ель;
    • сосна сибирская (кедр) –                  береза;
    • осина.
  • 6. Экскурсии. Растения “Красной книги” (2 ч.)

Некоторые методические моменты введения занятий курса в практику.

На первых занятиях познакомились с ярусами растительности леса: трава, кустарники, деревья.

Ходили в лес на экскурсию проследили это в природе, в библиотеку, познакомились с литературой, которая нам понадобится.

В первой четверти была поставлена задача учить детей пользоваться дополнительной литературой, учить первым навыкам конспектирования. На уроках дети пользовались своими записями (зачитывали по тетрадям). Во II и III четвертях задачи усложнялись. Дети постепенно стали рассказывать то, что приготовили дома.

При этом перед учениками вставала необходимость внимательно следить за ответами своих одноклассников, чтобы не повторять уже сказанное. Это уже сложнее. В работе используются иллюстрации растений, гербарии. Учащиеся разгадывают и составляют сами загадки, шарады, кроссворды. Учатся оформлять сообщения в виде рефератов. Это активизирует мыслительную деятельность, делает занятия интересными, развивает творчество, позволяет почувствовать себя успешными. Факультативный курс “Флора” укрепляет у учащихся желание учиться, познавать что-то новое, интересное.

В первом классе, для укрепления здоровья, дети принимали витамины согласно рекомендаций медицинского работника.

Используя знания, полученные на факультативе “Флора”, во 2 классе внедрили фиточай из сбора лекарственных трав и ягод.

Дидактические материалы

Лесная грамота

Если ты заблудишься в лесу, а на небе нет солнца, а у тебя нет компаса, посмотри на паутину: пауки растягивают паутину обычно по направлению с севера на юг.
В некоторых ботанических садах устроены клумбы с цветочными часами. В отдельных секторах такой клумбы посажены растения, цветущие в различные часы. Эти “часы” показывают время с утра до вечера.
Когда открываются и закрываются венчики некоторых цветов.

Цветы

Время открытия

Время закрытия

Шиповник

4-5 часов утра

7-8 часов вечера

Цикорий

4-5 часов утра

2-3 часа дня

Мак

5 часов утра

3 часа дня

Одуванчик

5-6 часов утра

2-3 часа дня

Фиалка двухцветная

7-8 часов утра

5-6 часов дня

Лён

6-7 часов утра

4-5 часов дня

Кислица

9-10 часов утра

5-6 часов дня

Мать-и-мачеха

9-10 часов утра

5-6 часов дня

Вьюнок

8 часов утра

 

Портулак

10 часов утра

утром

Табак душистый

8 часов вечера

 

Викторина “Зеленый друг”

1. Какие хвойные деревья и кустарники растут в наших лесах? (Ель, сосна, лиственница, можжевельник)

2. Чем ценна древесина лиственницы? (Устойчива против гнили, поэтому применяется для подводных сооружений, в судостроении, в производстве самолетов, в машиностроении)

3. Лесоводы иногда называют березу доброй няней ели. Почему? (Всходы ели под пологом молодого березняка не гибнут от заморозков и от обжигающих лучей солнца)

4. Почему у сосны нижние ветви отмирают, а у ели нет? (Сосна – светолюбивое дерево)

5. Почему погиб лес, когда вырубили старые дуплистые деревья? (В дуплах старых деревьев гнездятся птицы, живут летучие мыши, поедающие опасных для леса насекомых)

6. Какую роль играет ива для берега реки, водохранилища? (Своими корнями ива укрепляет берег, защищает водоем от излишнего испарения)

7. Какое дерево цветет позднее всех? (Липа. Цветет летом)

8. Какое растение называют северной мимозой? (Кислицу. За то, что от ярких солнечных лучей, от капли дождя листочки складываются и “вянут”, как у мимозы стыдливой)

9. Какие ядовитые грибы растут в наших лесах? ( Бледная поганка, мухомор, ложные опята, желчный гриб, сатанинский гриб)

10. Съедобен ли дождевик? (Молодые дождевики едят)

11. В какое время суток следует отправляться за грибами? (С рассветом, когда гриб самый крепкий, душистый)

12. Название какого ядовитого растения леса связано с названием птицы? Зверя? (Вороний глаз. Волчье лыко)

13. Какую ягоду называют северным гранатом? (Костянику)

Лесная аптека

1. Ты натер ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника).

2. Свежие листья какого растения прикладывают при ссадинах, ожогах и укусе насекомых? (Листья подорожника).

3. Какое болотное растение можно использовать вместо йода и ваты? (Сфагнум, или торфяной мох. Он хорошо впитывает кровь и гной, содержит дезинфицирующее вещество сфагнол).

4. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква, содержит лимонную кислоту).

5. Плоды каких кустарников очень богаты витамином С? (Черной смородины, шиповника).

6. Какими лечебными свойствами обладает мать-и-мачеха? (Отвар из сухих цветков и листьев – хорошее средство от кашля).

7. Какую траву любят кошки? При каких болезнях она помогает? (Валериану. Валериановые капли употребляют при нервных расстройствах и бессоннице).

8. Какие болезни лечит красавица березка? (Почки березы используют как мочегонное, потогонное и желчегонное средство).

9. Когда следует собирать лекарственное сырье? (Когда в растении накапливается больше питательных веществ: цветки – в начале цветения; листья – перед цветением или в начале его; корни и корневища – весной и осенью; кору – весной, в начале сокодвижения, когда она хорошо отделяется. Собирают растения в сухую солнечную погоду, когда высохнет роса).

10. Назовите правила сушки лекарственного сырья. (Сушить растения надо под навесом, на чердаке, избегая прямого солнечного света, разложив тонким слоем. Листья кладут черешками в одну сторону. Корневища и корни отмывают от грязи и разрезают. Три – четыре раза в день растения переворачивают, сухие убирают. Мох сфагнум сушат на крыше навеса, на солнце)

Охрана природы

1. Почему нельзя разрушать и уносить из леса лесную подстилку? (Лесную подстилку образуют лежащие на поверхности почвы отмершие хвоя, листья деревьев, ветки. Подстилка влияет на рост растений, молодых всходов, создает благоприятные условия для жизни землероек, личинок насекомых и т.п., предохраняет корни растений от заморозков, от жары).

2. Нашел грибник один боровик, а разрыл вокруг весь мох и подстилку, выискивая мелкие грибочки. Какой вред он нанес природе? (Такой “старатель” погубил грибницу, возраст которой, может быть, 300-500 лет). Напомните правила сбора грибов. (Не разрывать мох, не нарушать грибницу. Гриб срезать ножом или выкручивать, ямку засыпать землей и прикрыть мхом. Не собирать незнакомых и старых грибов, не трогать ядовитых: ими лечатся лоси и другие животные).

3. Почему не в каждом лесу растут лишайники? (Лишайники растут лишь там, где чистый воздух).

4. Почему особенно весной и вначале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнезда, зверушек искать укромные места).

5. Вы увидели гнездо птицы. Как сохранить его? (Не вытаптывать траву у гнезда, если оно на земле, не трогать яйца руками, не брать в руки птенцов).

6. Вылетевших из гнезда птенцов называют слетками. Почему нельзя уносить их домой? (Птицы учат их искать пищу, защищаться от врагов. Дома прокормить птенца трудно; выпущенный на волю он будет беспомощным).

7. Почему к весеннему шмелю нужно относиться особенно бережно? (Зимуют у шмелей только самки, дающие потомство).

8. Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный костер, окурок, молния).

9. Как правильно разжечь костер? (Выбрать место подальше от деревьев, снять дерн и положить под куст подальше от огня. Когда костер будет залит водой, убрать головни, уложить дерн обратно и хорошо полить).

10. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (Фотоохота).

11. Какие насекомые появляются весной первыми? Почему? (Зеленовато-синие гренландские мухи, бабочки-крапивницы, лимонницы, комары-толкуны, божьи коровки, пчелы, муравьи. Они зимуют во взрослом состоянии).

12. Какие ягоды можно собирать весной из-под снега? (Клюкву, бруснику).

13. Что означает “плач” березы весной? (Сокодвижение. В средней полосе бывает в апреле).

14. Какое травянистое растение зацветает первым? Когда? (Мать-и-мачеха, в апреле).

15. Какое растение называют “цветок-букетик? Почему? (Медуницу. Сначала все цветки розовые, через несколько дней на стебельке можно увидеть голубые, синие и фиолетовые цветки. Отцветая, цветки меняют окраску).

16. Почему у березы молодые листочки клейкие? (Смолистые вещества защищают листья от заморозков).

17. Какое значение имеет листопад? (Приспособление к зимней засухе; выброс ненужных веществ с листьями; защита дерева от поломок).

18. У каких растений листья краснеют? (У рябины, осины, черемухи, смородины, манжетки).

19. Почему листья с ветвей у верхушек деревьев опадают последними? (Они самые молодые, дольше живут).

20. Как называют дуб, который не сбрасывает листья на зиму? (Зимний дуб).

21. У каких растений семена снабжены “парашютами”? (У одуванчика, чертополоха, кипрея, осота, тополя, ивы).

22. Какие животные помогают распространять семена? (Птицы, мыши, собаки, муравьи, бурундуки).

Как собирать лекарственные растения

1. Собирать лекарственные растения можно только в тех местах, где их много. Часть растений нужно обязательно оставлять в природе!

2. Растения собирают в сухую погоду, когда уже исчезла роса. Надо следить, чтобы на растениях не было пыли и грязи.

3. Нельзя собирать лекарственные растения вдоль дорог, на улицах городов, в скверах. В этих растениях накапливаются вредные вещества, которые выбрасывают в воздух автомобили.

Литература

1. В.В. Петров. “Растительный мир нашей Родины” – Москва, “Просвещение”, 1991;

2. Б.Б. Запартович, Э.Н. Криворучко, Л.И. Соловьева. “С любовью к природе” – Москва, “Педагогика”, 1976;

3. А.А. Плешаков. “Природа”;

4. С.В. Кульневич, Т.П. Лакоценина. “Нетрадиционные уроки в начальной школе” – Воронеж, “Учитель”, 2002.