"До последнего дыхания…". Открытый урок по литературе, посвященный 60-летию Великой Победы

Разделы: Литература


60-летию Великой Победы посвящается…

Цели:

  • повторить тему “Великая Отечественная война в современной литературе”; что такое тоталитарное государство;
  • познакомить детей с творчеством И.Уткина, М.Джалиля, Х. Калоева, Чагылгана; отработать навыки анализа литературного произведения;
  • организация диалога национальных культур как способ воспитания толерантности учащихся; формирование культурного межнационального общения, воспитание любви к поэзии различных народов.
  • развивать творчество детей, способствовать воспитанию чувства любви и гордости за свою Родину и народ.

Оборудование:

  • видеомагнитофон,
  • телевизор,
  • аудиомагнитофон,
  • портреты поэтов различных национальностей: Мусы Джалиля, Иосифа Уткина, Хазби Калоева, Чагылгана в обрамлении лент красного цвета;
  • выставка рисунков, плакатов, творческих работ.

Ход урока

Свет в зале приглушен, в центре “горит” Вечный огонь. Дети сидят полукругом, в

центре – приглашенные ветераны фронта и тыла.

Урок начинается с просмотра видеозаписи документального фильма “Великая Отечественная война. Сталинградская битва.”

1. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО УЧИТЕЛЯ

На фоне видеоматериала звучат слова:

Давным-давно была война,
Давным-давно прошла она,
Для тех, кто жил, она была когда-то…

– Итак, Великая Отечественная… Почему именно эта тема? Война завершилась 59 лет назад, а в этом году, как вы знаете, 61-я годовщина Сталинградской битвы. Понятно, когда о ней говорили люди, пережившие эти события – для них память о войне священна. А почему?

– Хотя бы потому, что они пережили эту страшную войну, потому что в условиях тоталитарного государства иначе нельзя было, потому что сильны были чувства гражданина своей страны, любви к Родине.

– А что, ребята, в наши дни по-другому?

– Да, отношение к войне нынешнего поколения неодинаково. Одни считают, что о войне говорить нужно, ведь это наша история. Не было бы их, героев войны, не было бы нас. Другие никаких глубоких ощущений не переживают, третьи (есть и такие) о войне ничего не знают, в лучшем случае – что-то слышали.

– В наше сложное время, когда много мнений, оценок, трудно правильно оценить, сформулировать свое отношение. Я считаю важными вопросы, связанные с Великой Отечественной войной. Сегодня на уроке литературные произведения вновь вернут нас к событиям той страшной войны…

2. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Учитель:

– За каждым событием этой страшной войны стояли люди. Разные. И те, кто с оружием в руках защищал свой народ, и те, кто стоял у станка, работая на фронт, и те, кто СЛОВОМ вселял веру в победу, подбадривал, призывал подниматься на защиту своей страны, Родины, Отчизны.

Поэтическая страничка.

– Сотни литераторов, сражавшихся с фашистами, пали в борьбе за свободу и независимость нашей страны. Бессмертен подвиг татарского поэта Мусы Джалиля, не сложившего своего оружия – поэтического слова – в гитлеровских застенках: “…Я не боюсь смерти. Когда мы говорим, что презираем смерть, это на самом деле так. Если я при жизни делал что-то важное, бессмертное, то этим заслужил другую жизнь – “жизнь после смерти”. Цель жизни в этом и заключается: жить так, чтобы и после смерти не умирать”. Эти проникновенные слова, обращенные к самым близким людям – жене и дочери – написаны Джалилем в канун его отъезда на фронт. В них определение и объяснение великого и творческого подвига, совершенного поэтом, чье имя стало символом стойкости, героизма, беззаветной преданности Родине, верности гражданскому и писательскому долгу. Муса Джалиль казнен фашистами в тюрьме в 1944 году. Ему посмертно присвоено звание Героя Советского Союза.

1-й ученик декламирует стихотворение Мусы Джалиля “Варварство”:

Они с детьми погнали матерей и яму рыть заставили,
А сами они стояли – кучка дикарей и хриплыми смеялись голосами.
У края бездны выстроился ряд бессильных женщин, худеньких ребят.
Пришел хмельной майор и медными глазами окинул обреченных…
Мутный дождь гудел в листве соседних рощ и на полях, одетых мглою.
И тучи опустились над землею, друг друга с бешенством гоня.
Нет! Этого я не забуду дня, я не забуду никогда вовеки!
Я видел, плакали как дети-реки, и в ярости рыдала мать-земля.
Своими видел я глазами, как солнце скорбное, омытое слезами,
В последний раз детей поцеловала. В последний раз.
Шумел осенний лес, казалось, что сейчас он обезумел.
Гневно бушевала его листва, сгущалась мгла вокруг.
Я слышал – мощный дуб свалился вдруг. Он падал, издавая вздох тяжелый.
Детей внезапно охватил испуг, прижались к матерям, цепляясь за подолы.
Раздался резкий звук, прервав проклятье, что вырвалось у женщины одной,
Мальчишка – мальчуган больной головку спрятал в складках платья
Еще не старой женщины. Она смотрела, ужаса полна –
Как не лишиться ей рассудка? Все понял, понял все малютка:
“Я, мама, жить хочу, не надо умирать! Спрячь, мамочка, меня!”
Он плачет, и, как лист, сдержать не может дрожи.
ДИТЯ! Что ей всего дороже? Нагнувшись, подняла обеими руками мать,
Прижала к сердцу против дула прямо.
– Пусти меня, пусти! Не надо умирать!
– Не бойся, мальчик мой, сейчас заснешь ты вольно.
Закрой глаза, но голову не прячь, чтобы живым не закопал тебя палач!
Терпи, сынок, терпи, сейчас не будет больно.
И он закрыл глаза, и заалела кровь, по шее лентой извиваясь.
Две жизни наземь падают сливаясь. Две жизни – и одна любовь!
Гром грянул, ветер свистнул в тучах, заплакала земля в тоске глухой.
О, сколько слез горячих и горючих! Земля моя, скажи мне, что с тобой?
Ты часто горе видела людское, ты миллионы лет цвела для нас,
Но испытала ль ты хотя бы раз такой позор и варварство такое?
Страна моя, враги тебе грозят! Но выше протяни великой славы знамя!
Омой его следы кровавыми слезами, и пусть его пронзят,
Пусть уничтожат беспощадно тех варваров, тех дикарей,
Что кровь детей глотают жадно – кровь наших матерей.

Учитель:

В одном из стихотворений Франко писал: “Поэт всегда новобранец, всегда ученик”. Таким новобранцем был осетинский поэт Хазби Калоев. Хазби всегда искал. Он не мог удовлетвориться одной манерой, одним стилем, одной формой изложения. Чем особенно дороги нам сегодня стихи Хазби Калоева? Прежде всего за беззаветную любовь к своему народу, земле. Мало прожил молодой горец – всего 22 года, он погиб в бою под Белгородом в 1943 году.

2-й ученик читает наизусть стихотворение осетинского поэта Хазби Калоева “Прощальный привет”:

Гнула буря дерево сурово – вся в росе, лежит под ним земля…
Скакуна оседлываю снова и скачу в далекие поля.
Мне нельзя сворачивать с дороги– счастье добывается в бою…
Не гляди так мрачно, друг мой строгий,
Лучше разверни гармонь свою!
Требую я мужества большого, дружбы настоящей, навсегда…
Кто коня удержит вороного?
Вот упала ранняя звезда…
После нас ты будешь жить на свете –
Дорог нам прощальный твой привет…
Одного хочу в мгновенья эти: подари улыбки свет!

Учитель:

Незаконченным будет наш разговор, если мы не вспомним поэтов земли Олонхо, поэтов Якутии. Один из них – Чагылган. Как поэт, Чагылган формировался в тесном общении с духовной жизнью, языком, бытом и нравами якутов. О Якутии он писал: “Вот колыбель моего детства, колыбель, овеянная буйными ветрами Севера, колыбель, качавшаяся под мерный речитатив сказочника – олонхосута, родного якутского Баяна”. О войне Чагылган знал не понаслышке. Он воевал в составе легендарного батальона якутских снайперов – стрелков, писал стихи, которые сразу появлялись на полосах фронтовых газет. С Твардовским мечтал познакомиться молодой поэт.

3-й ученик читает стихотворение якутского поэта Чагылгана “Воину – якуту”, написанное им в 1944 году:

В бранной жизни твоей, в снах тревожных твоих,
В перерывах между боями
Пусть звучат над тобой Олонхо* дивный стих
О боях наших дедов с врагами.
И народа наказ помни в трудные дни:
Бей повсюду врага неустанно,
И, вздохнув глубоко, навсегда сохрани сладкий запах родимой поляны.
Утомленье твое после долгих атак пусть развеется воспоминанием
О безмолвных и светлых якутских ночах
И о северном ярком сиянье.
Чтобы был в бою и упорней и злей,
Чтобы был ты к врагу беспощадней,
Вспомни край свой родной, вспомни Лены своей
Красоту и простор неоглядный.


* Олонхо – якутский героический эпос.

Учитель:

Окрыляющая, романтическая в своей идеальности красота России по-своему передана в лирике военных лет Иосифа Уткина. “Его стихи, написанные в годы войны, пожалуй, самые сильные в его поэтическом наследстве”,– отмечает в своих воспоминаниях Е. Долматовский. Иосиф Уткин погиб 13 ноября 1944 года в авиакатастрофе, возвращаясь в Москву с фронта. Полгода он не дожил до Победы… Летом того же года, перед гибелью, у него вышел сборник стихов “О Родине. О дружбе. О любви”.

Образ Родины красной нитью проходит через все творчество Уткина – в русской природе, в Пушкине, слушающем песню няни, в русской речи, в любимой женщине.

Стихотворение Иосифа Уткина “Если я не вернусь, дорогая…” читает 4-й ученик:

Если я не вернусь, дорогая,
Нежным письмам твоим не внемля,
Не подумай, что это – другая.
Это значит… сырая земля.
Это значит, дубы-нелюдимы
Надо мною грустят в тишине,
А такую разлуку с любимой
Ты простишь вместе с Родиной мне.
Только вам я всем сердцем и внемлю,
Только вами я счастлив и был:
Лишь тебя и родимую землю
Я всем сердцем, ты знаешь, любил.
И доколе дубы-нелюдимы
Надо мной не склонятся, дремля,
Только ты мне и будешь любимой,
Только ты да родная земля!

АНАЛИЗ СТИХОТВОРЕНИЯ ПРОВОДИТ УЧИТЕЛЬ

– Ребята, перед вами стихотворение “Если я не вернусь, дорогая”. Вы умеете анализировать поэтическое произведение.

  1. Дата написания с историческим или биографическим комментарием.
  2. Связь стихотворения с эпохой (для понимания основной идеи).
  3. Тема и идея стихотворения:
    а) о каких явлениях жизни говорит поэт;
    б) как я понимаю мысли и оценки, данные поэтом, описываемые явления жизни.
  4. Пафос стихотворения (с греческого – чувство, страсть, страстное воодушевление, подъём).
  5. Структура стихотворения:
    а) метрика (тоника, силлабо– тоника)
    б) ямб, хорей, дактиль…
  6. Рифмика-неточная, мужская – женская
  7. Строфика:
    а) катрен – четверостишие;
    б) способы рифмовки – парная
  8. Изобразительно – выразительные средства иносказания, используемые автором.
  9. Интонационно – синтаксические фигуры и их речевые особенности.
  10. Лексико – морфологические средства языка.
  11. Моё собственное восприятие.

– Прозвучали поэтические произведения авторов разных народов.

– Что их связывает? (Дом, семья, полянка, Родина).

– Что двигало этими людьми и другими, что поднимало их на борьбу?

(Выходим на понятия героизм, патриотизм, любовь к Родине).

– Можно ли сказать, что поэты тоже внесли свой вклад в дело Победы?

– Какой ценой досталось победа советскому народу?

– Что лежало в основе героизма советских людей?

– Вся страна – единый военный лагерь. Объясните смысл этих слов.

3. РАБОТА В ГРУППАХ

– Существует точка зрения, что невозможно было бы достичь быстрой перестройки экономики, людских ресурсов, если не было бы тоталитарного государства. Попробуем обсудить этот вопрос. Работа в группах, их три, каждая из которых будет работать в определенной позиции:

– “ЗА” – защитники;

– “ПРОТИВ” – оппоненты;

– “КОМПРОМИСС” – аналитики, которые находят слабые и сильные стороны позиций “за” и “против”.

– Используя литературные произведения, прозвучавшие на уроке, подтвердите или опровергните эту точку зрения.

– Еще один вопрос группам. Как вы считаете, необходимо ли в наши дни говорить о Великой Отечественной войне? (Учащиеся обсуждают и высказываются).

Подвести итоги обсуждению можно строками поэта Ю.Воронова:

А может, нам о них забыть?
Опять война, опять блокада…
Я слышу иногда:
“Не надо, не надо раны бередить.
Ведь это правда, что устали мы от рассказов о войне.
И о блокаде полистали стихов достаточно вполне.
И может показаться: правы и убедительны слова.
Но даже если это правда,
Такая правда – не права!
Чтоб снова на земной планете
Не повторилось той зимы,
Нам нужно, чтобы наши дети об этом помнили, как мы!
Я не напрасно беспокоюсь,
Чтоб не забылась та война:
Ведь эта память – наша совесть.
Она как сила нам нужна.

Эти строки и будут ответом на вопрос: “Надо ли говорить о войне?”

Я прошу обратить внимание на материалы, которые были подготовлены к сегодняшнему уроку – это рисунки, плакаты, сочинения. Все это еще раз подтверждает: “То, о чем мы говорим, необходимо в первую очередь нам, потомкам. Невозможно жить без истории”.

4. ТВОРЧЕСТВО УЧАЩИХСЯ. СТИХИ ДЕТЕЙ О ВОЙНЕ

– В нашем классе есть свои поэты, которые не смогли обойти своим вниманием тему войны. Ребята прочтут собственные творения.

Кучинская Маргарита “Стихотворение о войне”.

С автоматом в руке, все ближе к врагу
И с мыслью в голове “Я не умру!”
Пробирается парень совсем молодой,
В его сердце пламень.
И крепкой рукой поднимает он флаг над своей головой.
И нет мыслей о славе – ему не нужен почет.
А перед глазами вражеский танк ползет.
Вокруг – хаос, клубы дыма, пули летят.
Генералы солдатам вперед идти велят.
Его ослабший товарищ падает вниз,
А парень кричит ему: “Держись!”
Подбежал он к нему и рану зажал, не сдержал слезу и закричал:
– Смерть фашистам! Смерть зверью! За тебя, друг, отомщу!
И последнюю гранату взял он сильною рукой,
Побежал навстречу смерти парень молодой.
Взрыв раздался, танк горит.
Русские прорвались, а немецкий полк бежит!
Всё! Победа в этой битве была и твоя,
А парень с тоскою сказал: “Друг, я – за тебя!”

Михайлова Любовь “Вчера, сегодня, завтра…”

Сегодня в этом мире – прекрасном и опасном-
Есть множество конфликтов – гражданских, мировых,
Которые впоследствии могут оказаться
Не только вспышками костра…
Примером для этого послужит война.
“Вторая мировая”, – названа она.
Не зная того деспота, жила наша страна.
Но вот и грянул сорок первый, и в бой пошла она.
Рванулись силы патриотов, зажглась искра в глазах людей.
“Бороться, защищать”, – вот главное из целей,
Призыв такой был у страны у всей.
Строились заводы, сеялись поля,
За станки вставали не только мастера –
Вставали женщины и дети каждого двора и в жару, и в холода.
Строили и создавали всё новое тогда.
Цена успеха была высока, и победа была уже близка.
Наконец, наступил тот решающий день,
И вот эта Победа – ровно в полдень.
Колышется в Берлине красный флаг:
“Конец тебе пришел, нацистский враг!”
Люди! Раскройте глаза, дайте запрет войне навсегда!
Хватит смертей на земле!
Жизнь дана не для зла, жизнь дана для творения добра!

Чулак Ирина.

Без объявления войны атаковали все границы германские войска.
Напали на страну, бомбили с самолетов наши города.
Что делать?
От пуль ли хорониться? Оглянуться на других?
А на устах у них:
– Ребята, за Москву мы будем воевать!
И победим врага!

Халитова Алина “Минута молчания”.

Тише… ты слышишь голоса погибших,
Что положили жизнь за Родину свою?
Тех храбрецов – солдат своих, разбивших врага.
Их смелость и отвагу воспою.
Не побоявшись, встали на защиту:
– Я жизнь отдам за Родину свою!
Немало патриотов шло на битву,
Теперь среди могил я их стою.
Россия
Так им благодарна за будущее, жизнь и за любовь,
Которую пронес народ в сердцах своих,
Разбивая лица врагов в кровь.
Как мало знаем о войне. Как много слышали о ней…
И часто видит мать во сне, как мертвый сын приходит к ней.
Мы помолчим немного и вспомним те года.
И те герои забыты не будут никогда!

Учитель:

– Почтим героев и защитников Великой Отечественной войны МИНУТОЙ МОЛЧАНИЯ.

Помните!
              Через века,
                                Через года,
                                                 Помните!
О тех,
             Кто уже не придет никогда,
                                                            Помните!!!

5. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Написать письмо – обращение участника Великой Отечественной войны нам, живущим в ХХI веке.

Завершает урок песня “День Победы”.