Научно-методическая работа по теме: "Учет индивидуальных особенностей восприятия детей как фактор сохранения их здоровья и оптимизация учебного процесса"

Разделы: Начальная школа


Обоснование выбора темы, ее актуальность.

В последние годы в нашей стране возросла престижность образования. В ответ на социальный запрос появились многочисленные инновационные заведения, значительно расширился спектр образовательных услуг. Многие родители получили возможность

дать ребенку разностороннее образование, которое было невозможно в их детстве. Однако зачастую эти желания оказываются неосуществимыми, т. к. ребенок неожиданно для родителей сталкивается с неопределимыми трудностями при усвоении школьной программы, из-за того, что ребенок часто болеет.

В результате медицинских исследованиях было доказано, что в основе ухудшения состояния здоровья ребенка за годы обучения его в школе является конфликт между “внешней” и “внутренней” регуляции ребенка, в частности, конфликт между методом обучения и его индивидуальными психофизиологическими особенностями. Результатом такого конфликта является болезнь нервной регуляции, или психосоматические нарушения.

Прочитав это в литературе, меня это заинтересовало, а, набрав первый класс, я тщательно изучила медицинские карты своих первоклассников.

Показатель

Количество

Процент

Группа здоровья

 

 

1 группа

4

14,3

2 группа

18

64,3

3 группа

6

21,4

4 группа

0

0

Физкультурная группа

 

 

Основная

22

78,6

Подготовительная

3

10,7

Специальная

3

10,7

 Из результатов видно, что в классе 4 ребенка с 1 группой здоровья, эти дети не имеют отклонения по всем параметрам здоровья; 18 человек имеют 2 группу здоровья (здоровые дети с высокой отягощенностью по биологическому, генеалогическому и социальному анамнезу, имеющие некоторые функциональные и морфологические изменения в поведении, с риском развития хронической патологии; 6 человек имеют третью группу здоровья (хронические заболевания или врожденную патологию)

ФИЗКУЛЬТУРНАЯ ГРУППА: основная – 22 человека, подготовительная – 3 человека; специальная – 3 человека.

В качестве рабочей гипотезы выдвинула предположение:

1. Построив учебный процесс с учетом индивидуальных особенностей восприятия детей, можно предупредить психосоматические и эмоциональные перегрузки младших школьников.

2. Дети меньше будут болеть, что повлияет на успешность учебной деятельности.

Исходя из рабочей гипотезы, я поставила следующие задачи:

  • Изучить литературу по данной проблеме.
  • Создавать условия для развития всех анализаторных систем учащихся.
  • Проводить сравнительный анализ исследовательской работы.
  • Определять эффективность по данному вопросу.

Цель исследования: внедрить методы и приемы обучения с учетом индивидуальных психофизиологических особенностей детей.

Исходя из задач, я провела диагностику по определению ведущей модальности. В результате диагностики в классе были выявлены:

  • Визуалы: 9 человек 32,14%.
  • Аудиалы: 7 человек 25%.
  • Кинестетики: 12 человек 42,86%.

Определить ведущую модальность ребенка можно по анализе предпочитаемых им слов.

“Визуалы” наиболее часто используют в своей речи слова – существительные; взгляд, свет, картина, вид, образ; глаголы: представить, рассматривать, взгляните, окинуть взглядом, осветить; прилагательные: ясный, цветной, грязный, блестящий, яркий; наречия: темно, светло, блестяще, красиво. “Визуалы” любят видеть, рассматривать, читать. Они лучше воспринимают новой материал, когда он написан в книге, на доске, представлен схематически. Визуалы лучше справляются с письменными заданиями, нежели устными. Они лучше овладевают правилами правописания и меньше делают орфографических ошибок.

“Аудиалы” чаще всего в своей речи используют слова – существительные: голос, разговор, звук, речь, свист, шум, эхо, крик, стук; глаголы: слушать, читать, кричать, повторять, обсуждать; прилагательные: немой, громкий, тихий, крикливый; наречия: глухо, шумно, тихо, музыкально. “Аудиалы” лучше воспринимают информацию на слух, с большей охотой говорят и слушают, читают вслух, учат стихи и готовят пересказы вслух. Предпочитают слушать информацию, записанную на магнитофоне, нежели читать ее про себя. Они с удовольствием разыгрывают диалоги, пересказывают текст. Они лучше пишут изложения, диктанты.

“Кинестетики” часто употребляют слова – существительные: холод, ласка, жара; глаголы: хватать, взять, чувствовать, давить, прикоснуться; прилагательные: радостный, жаркий, гладкий, игривый, шершавый, пушистый; наречия: гладко, игриво, жарко. “Кинестетики” лучше усваивают материал, когда могут его исследовать через активные движения. У них хорошо развита моторная память, и они легче усваивают новую информацию, записывая ее за учителем или списывая из источника. Они с удовольствием пишут на доске. Любят принимать участие в разыгрывании сценок по изученному материалу.

В прошлом учебном году прослушала курсы повышения квалификации по проблеме: “Здоровьесберегающие технологии в образовании”. Руководитель курсов Дзятковская Е. Н.

К здоровьесберегающим технологиям в образовании сформулированы инвариантные требования:

1. Несиловая педагогика.
2. Высокая учебная мотивация.
3. Свобода выбора способов, форм и интенсивности работы с информацией.
4. Полимодальность.
5. Мультисенсорность и двуполушарность информационной среды.
6. Сочетание дивергентного и креативного характера мышления.
7. Снижение психоэмоциального и психомоторного напряжения.

Чтобы грамотно и эффективно построить учебный процесс, нужно помнить о том, что информацию об окружающем мире дети получают, используя 3 основных канала восприятия: визуальный, аудиальный и кинестетический. Приоритетным обычно является один канал. Именно через ведущий канал восприятия ребенок усваивает учебный материал. С этим учетом строю учебный процесс.

В этом учебном году провела диагностику по определению ведущего глаза и ведущего уха.

Распределение детей по функциональной ассиметрии мозга.

Ведущий глаз/ухо

Количество

Процент

1

ЛЛ

6

21,4

2

ПП

13

46,4

3

ЛП

3

10,7

4

ПЛ

6

21,4

Со смешанным типом оказалось 9 человек(32,1%). Это требовало грамотного рассаживания детей в классе, определения для каждого оптимального рабочего места – правоглазые и правоухие дети были посажены на первый ряд у окна, левоглазые и левоухие – на третий ряд, правоглазые-левоухие – на первый вариант среднего ряда, левоглазые-правоухие – второй вариант среднего ряда.

Исходя из сказанного, излагаю материал на доступном детям языке, то есть полимодально и мультисенсорно.

Мультисенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся получить ее, используя свой ведущий канал восприятия. Приведу пример использования мультисенсорных приемов познавательной деятельности на уроке. Тема урока: “Твердые и мягкие согласные”.

Задания для детей с ведущим зрительным каналом восприятия и переработки информации.

1. Произнести перед зеркалом твердые и мягкие звуки. Твердые звуки произнести серьезно, при произнесении мягких звуков улыбаться.
2. В схеме выделить мягкие и твердые звуки.

Задания для детей с ведущим слуховым каналом восприятия и переработки информации:

1. С закрытыми глазами произносить поочередно твердые и мягкие звуки.
2. Соотнести различные шумы с твердыми и мягкими звуками.

Задания для детей с ведущим кинестетическим каналом восприятия и переработки информации:

1. Прикасаться пальчиками к поролону – мягкий звук; к деревянным кубикам – твердый звук.
2. Твердость звука передать характером движения: ходьба на месте “солдатиком”, мягкость звука – изобразить, как мягко передвигается кошечка, руками передать мягкость движений “кошачьих лапок”.

Активизировать познавательный процесс можно и через ассоциативную стимуляцию обонятельного и вкусового анализаторов. Обонятельный анализатор: дети вспоминают “твердые” запахи (мыло) – твердый звук; и “мягкие” запахи (карамель, фрукты) – мягкий звук. Вкусовой анализатор: дети ассоциируют твердые звуки с разгрызанием орехов, леденцов; мягкие звуки – с жеванием масла, намазанного на мягкий батон.

Мультисенсорное представление информации на уроке позволяет учащимся получить ее, используя свой ведущий канал восприятия. Это помогает не только опираться на развитую модальность ребенка, но и научить использовать мене развитые модальности в процессе обучения.

Стараюсь на уроке вселить чувство уверенности в своих возможностях. Так, по темпу выполнения работ дети делятся на стайеров, спринтеров и микстов. Все они работают в своем темпе. Даю каждому ребенку возможность выполнять задание в своем временном режиме. Если ребенок не успевает за одноклассниками, он не должен от этого страдать. Таким детям даю дополнительное время, чтобы школьники закончили работу.

Известный психолог Жан Пиаже писал, что информация в процессе ее усвоения мозгом должна пройти четыре стадии информации:

– чувственно-эмоциональную;
– образную;
– логическую;
– на четвертой стадии, на которой формируется мыслеобраз – своеобразный синтез чувственно-образного со словесно-логическим.

Я стараюсь сделать процесс обучения природосообразным, соответствующим психике ребенка. Этой цели служат иллюстрации к учебным правилам, понятиям и определениям – своеобразные опорные ассоциативные образы-символы. Стала это использовать на уроке. Сначала сама предлагала, подбирала ключевые правила и определения. Освоив принцип создания таких иллюстраций, давала детям в качестве домашнего задания. Потом в классе обсуждали наиболее удачные, легко запоминающие решения. Ценность такой работы в том, что дети усваивают СПОСОБ ОБУЧЕНИЯ. Это упрощает и облегчает учебный процесс. Информационная нагрузка равномерно распределяется между левым и правым полушарием. Это снижает утомляемость ребенка, повышает его работоспособность. Такая методика обучения способствует формированию наиболее эффективного двуполушарного мышления ребенка.

В этом помогает книга Дзятковской Е.Н. “ Русский язык для правополушарных.”

Например, изучается тема “Правописание безударных гласных в корне слова”. Она не слышится. Как написать слово верно? Наверное, нежно постараться ее услышать. Но как? Представьте себе слепого человека. Слух помогает ему ориентироваться в пространстве. Для того, чтобы узнать, какая перед ним дорога, слепой стучит, УДАРЯЕТ палкой вокруг себя и прислушивается. Так и в слове: если непонятная гласная попадает под УДАРЕНИЕ – сразу станет все ясно.

Тема: “Правописание гласных после шипящих”. ЧА-ЩА пишется через А, ЧУ-ЩУ пишется через У.
А почему так? Представьте себе ЧАЩУ (очень густой лес). Как зовем ,друг друга и как откликаемся в чаще: “ Я – Ю – Ю – Ю…!” Нет? А как? … Правильно. Так можно запомнить, что согласные буквы слова ЧАЩА дружат только с А и У.

Использование принципа полимодальности и мультисенсорности подачи учебного материала, стимулирует творческие способности детей, развивает поисковую активность. У детей появляется гибкость мышления и действий, оригинальность и быстрота, формируется креативность мышления.

Чтобы дети могли выполнить на уроке большой объем работы, провожу динамические паузы; даю упражнения, чтобы отдохнули глаза, упражнения на оздоровления внутренних органов.

Например:

Мы посуду мыли сами
Помогали нашей маме.

Эта своеобразная гимнастика для легких, небольшие колебания грудной клетки способствуют лучшему кровообращению, газообмену в легких.

Использую на уроке цветовые круги.

Думаю, что я нахожусь еще в самом начале пути поиска способов реализации учебного содержания с позиции сохранения здоровья детей. Впереди – поиск и осмысление, освоение и внедрение опыта, большой, но интересный и нужный труд ради тех, кого существует профессия УЧИТЕЛЬ.