Гражданско-правовое образование как фактор формирования толерантного подхода к особенностям культуры различных народов, иного рода взглядам, нравам, привычкам

Разделы: Иностранные языки


Наступил XXI век. С одной стороны, культура заявила о себе как о жизнеобразующем факторе, она приобрела независимый, объективный характер. С другой стороны, сегодня имеют место признаки проявления кризиса традиционных культур. В этом противоборстве новых и традиционных тенденций в развитии поликультуры рождается “новый гуманизм” XXI века, который основывается на общечеловеческих ценностях и призывает к самоидентификации личности. Он выявляет ответственность человека и его сопричастность ко всему, что происходит в мире. В этом контексте еще больше повышается значение такой универсальной ценности, как права и свободы человека. В культурном и политическом сознании индивида сочетается актуальное и историческое. Именно это сочетание составляет суть специфики современного этапа развития человечества, что и порождает множество противоречий. Но лишь диалог культур, диалог цивилизаций открывает возможность перехода к новому гуманистическому этапу развития человечества. Знание поликультуры, развитие демократии, толерантность и диалог призваны стать основой гражданского мира и согласия. Все знают – у мира нет альтернативы. Имеются все основания считать, что глобальному образованию принадлежит значительная роль в формировании поликультуры мира, согласия и ненасилия. Политическая культура, являясь составной частью поликультуры, призвана воспитывать у участников образовательного процесса систему демократических ценностей и ориентаций на поддержку демократии.
Гражданско-правовое образование становится фактором формирования у обучаемых толерантностного подхода к особенностям культуры, религий различных народов, иного рода взглядам, нравам, привычкам, если они не нарушают права человека и гражданина.
Толерантность рассматривается как основной, ключевой нормативный элемент системы демократических ценностей, лежащей в основе развития гражданского общества, критерий доверия и поддержки демократии. В условиях участия в межкультурной коммуникации и познания иных культур на первый план выдвигается проблема воспитания у школьников терпимости к иным культурам, пробуждения интереса и уважения к ним, преодоление в себе чувства неприятия других культур, так как от этого зависит, как будет осуществляться межкультурная коммуникация, то есть адекватное взаимопонимание участников коммуникативного акта, принадлежащих к разным национальным культурам.
Наличие кризисных процессов в поликультурном мире, низкая правовая культура населения, попрание прав и свобод человека, конфронтация в обществе требуют от всех государственных и общественных институтов, в том числе и образовательных учреждений, активных действий по утверждению законности, утверждению прав и свобод человека и гражданина.
Образование направлено на осознание того, что права и свободы человека, демократия, ответственность, толерантность, а, следовательно, взаимопонимание и мир становятся жизненно важной потребностью.
Становление правового государства в нашей стране в значительной степени зависит от гражданско-правового образования, которое включает в себя обучение и воспитание в их неразрывном единстве.
Овладение политической культурой человека, компонентом которой являются основы культуры прав человека, рассматривается автором данной статьи как важнейший содержательный компонент образования. Оно будет способствовать не только формированию демократии в обществе, но и ориентации каждого индивида в мире общечеловеческих ценностей, формированию гуманистического стержня его жизнедеятельности.
Гуманистический подход к социальной и образовательной политике, провозглашенный Всеобщей декларацией прав человека, Конвенцией ООН о правах ребенка и другими правовыми документами аккумулируют в себе принципы, выработанные человечеством в ходе исторического развития. Главная их направленность – признание человеческого достоинства, уважение жизни, права и свободы человека, равенство, неприкосновенность, братство, мир и согласие. Эти документы обладают значительным образовательным и воспитательным потенциалом. Они способствуют гуманизации образования, нацеливают учителя строить воспитательный процесс на правовых и гуманистических основах. Внутренний мир человека в детстве развивается наиболее интенсивно. Происходит осознание себя как личности, осмысливается свое назначение и место на земле.
Определение основ формирования демократической, толерантной образовательной среды для развития нравственных ценностных ориентаций школьника и реализации его жизненных планов — цель предлагаемого нами модуля “Democracy and Tolerance” (Демократия и толерантность) учебного курса “Internet in Learning English”.
В основу разработки модуля “Democracy and Tolerance” (Демократия и толерантность) автором настоящей статьи были положены материалы международного Интернет-проекта “Глобальные диалоги по вопросам демократии” (Global Democracy Dialogues).
Организатор этого проекта – американская организация “Центр по конституционным правам”, находящаяся в Лос-Анджелесе, штат Калифорния <http://www.crf-usa.org>. В данном проекте приняли участие учащиеся и учителя учреждений образования из четырех стран, Литвы, Польши, России, США.
Учебный процесс организован с использованием метода проекта, обучения в сотрудничестве, кооперативного обучения, современных информационных технологий, включая Интернет. Выработка нового знания осуществляется на основе общения участников образовательного процесса, построенного на основе реализации методики обучения в сотрудничестве. Обучение осуществляется на основе организации коммуникационного процесса, способствующего формированию навыков межличностной коммуникации, овладению новыми знаниями, приобретению опыта проектной работы в коллективе. Для реализации задач данного модуля используются различные источники информации, как традиционные, так и электронные, включая Интернет. На основе критического подхода к глобальному образованию у обучаемых формируется умение проводить рефлексию при оценке эффективности познавательной деятельности. Данный учебный модуль является интегрированным, междисциплинарным учебным курсом (история, граждановедение, обществознание, информатика, английский язык), что требует от учителя английского языка профессиональных знаний в данных образовательных областях, а также объединения усилий педагогов-специалистов при разработке учебного плана и содержания модуля для успешной реализации поставленных целей и задач.
В основе разработки данного модуля лежит личностно-ориентированный подход, использование которого создает условия для образования демократической среды в процессе организации познавательной деятельности учащихся.
Задачей модуля в содержательном плане является сообщение учащимся поликультурных знаний о тех сферах культуры англоязычных стран и России, которые не получили достаточного освещения в базовом курсе:

  • изучение вопросов демократии и толерантности в школе и обществе;
  • раскрытие принципа законности, который в конституционно-правовом смысле означает, что права и свободы человека являются высшей ценностью;
  • рассмотрение языкового поликультурного образования и владения английским языком как необходимых условий для осуществления межкультурной коммуникации.
  • использование современных информационных технологий в школьном образовании разных стран для реализации межкультурной коммуникации как составной части глобального образования.

В нашем курсе разработана технология участия в учебных международных проектах как средства расширения иноязычной коммуникативной компетенции школьников в процессе углубления поликультурной направленности их языковой подготовки с использованием Интернет-технологий в условиях глобального образования. Задания, связанные с разработкой школьных проектов, подразделяются на два вида:

  • изучение материалов международного Интернет-проекта;
  • разработка учащимися класса школьных проектов и их реализация.

В основе метода проектов лежит развитие познавательной деятельности школьников, формирование у обучаемых умений ориентироваться в информационном пространстве, самостоятельно конструировать свои знания, организовать свою учебную деятельность, направленную на создание учебного продукта, который является материальным результатом совместного труда, формирование у учащихся толерантностного подхода к особенностям культуры разных народов, иного рода взглядам, нравам, привычкам. Использованный нами в модуле “Democracy and Tolerance” (Демократия и толерантность) метод проектов вместе с современными информационными технологиями, включая Интернет, является способом достижения дидактической цели:

  • расширение иноязычной коммуникативной компетенции на основе развития поликультурной и информационно-коммуникативной компетенций школьника,
  • формирование толерантного сознания личности.

Реализация данной цели модуля завершается практическим результатом – созданием школьного проекта: “How to Promote Democracy ”(Как развивать демократию).

Так как ядром языковой подготовки школьников является коммуникация, все упражнения, разработанные в нашем курсе, направлены на расширение иноязычной коммуникативной компетенции обучаемых. Участие в уроках-электронных конференциях (форумах международного Интернет-проекта “Глобальные диалоги по вопросам демократии”), уроке-разработки проекта, уроке-защиты проекта, уроке-соревновании, уроке-награждении развивает у учащихся умения общаться друг с другом, создает интегрированную информационно-образовательную, коммуникативную и толерантную среду, в которой становятся возможными новые формы организации коммуникативной деятельности обучаемых.

Метод проектов, с одной стороны, предполагает использование совокупности разнообразных методов, средств обучения. С другой стороны, он предполагает необходимость использования знаний из различных образовательных областей, различных областей науки, технологии, что приводит к интегрированию знаний и умений, а в конечном итоге расширению иноязычной коммуникативной, развитию поликультурной и информационно-коммуникативной компетенций обучаемых в условиях Интернет-среды, формированию толерантного сознания личности школьника.

Таким образом, изучение вопросов демократии и толерантности в рамках международного Интернет-проекта в нашем курсе осуществляется на основе углубления поликультурной направленности языковой подготовки школьников в условиях глобального образования с использованием современных информационных технологий, метода проектов, толерантностного подхода к особенностям культуры различных народов, иного рода взглядам, нравам, привычкам.

Примерные рекомендации по проведению урока учебного курса “Internet in Learning English” (Интернет на уроках английского языка)

Тема урока: Democracy and Tolerance in School and Society (Демократия и толерантность в школе и в обществе)

Цели:

познавательный аспект – провести конференцию “Democracy and Tolerance in School and Society” (Демократия и толерантность в школе и в обществе), используя Интернет-ресурсы американской организации “Центр по конституционным правам”, Лос-Анджелес, штат Калифорния <http://www.crf-usa.org>, показывая учащимся, как в политической культуре разных народов изучаются темы по проблемам демократии и толерантности.

  • Учащиеся знакомятся с понятиями “демократия”, “толерантность”, “глобальное образование”, “электронная конференция”, “проект”, с принципом законности, который в конституционно-правовом смысле означает, что права и свободы человека являются высшей ценностью, с системой изучения основ политической культуры как составной части поликультуры с целью углубления понимания сущности демократии и необходимости демократизации жизни общества.
  • Осуществляется внедрение современных информационных технологий в учебный процесс посредством организации работы учащихся в международном Интернет-проекте;

развивающий аспектрасширение и углубление иноязычной коммуникативной компетенции на основе развития поликультурной и коммуникативно-информационной компетенций:

  • развитие умения выступать с докладом на конференции по проблемам демократии и толерантности с использованием современных ИКТ (электронная презентация, использование Интернет-ресурсов и др.),
  • развитие у обучаемых способности к анализу, сравнению, к формулированию выводов при проведении исследовательской и творческой деятельности,
  • развитие умений к осуществлению репродуктивных и продуктивных речевых действий, к выбору выражений, адекватных ситуаций общения на конференции,
  • развитие умений участвовать в виртуальной научно-практической конференции как формы обучения,
  • развитие критического мышления,
  • развитие умения проводить рефлексию: анализ и оценивание собственной деятельности, результатов учебной деятельности одноклассников по выполненному исследованию, созданию доклада, реферата по теме конференции;

воспитательный аспект – воспитание у школьников интереса к изучению проблем демократии в контексте глобального образования и поликультуры посредством Интернет-обучения; формирование толерантностного подхода к особенностям культуры различных народов, иного рода взглядам, нравам, привычкам.

  • Приобщая молодежь к работе с государственными и международными документами по вопросам прав гражданина и человека, автор стремится воспитывать у школьников правовое сознание, уважение законов, прав гражданина и человека.
  • Проводится работа по воспитанию у школьников гражданственности на основе знаний по вопросам демократии и толерантности.
  • У школьников воспитывается чувство гордости за их способность внести свой личный вклад в развитие глобального образования посредством создания проектов по проблемам демократии и толерантности, представления созданных проектов мировому сообществу посредством Интернета.
  • Интернет-образование способствует воспитанию ответственности за порученное дело, экспериментальному поиску, свободному самовыражению, раскрывает творческие способности обучаемых. В процессе занятий развивается толерантность, способность услышать другого человека, поощряется активность учащегося не только в плане анализа "чужих" проектов, но также в создании собственных.
  • Автор старается подвести учащихся к пониманию необходимости участия в глобальных диалогах по вопросам демократии для формирования толерантного сознания личности, необходимого для выживания человечества.

Учебный аспект – продолжается работа по

  • развитию умения выступать с докладом перед аудиторией на конференции,
  • формированию умения понимать основное содержание более сложных, информационно насыщенных текстов – докладов участников конференции,
  • формированию умения переспросить выступающего, попросить повторить высказывание или какое-то место в докладе, дать разъяснение,
  • развитию умения обобщать сказанное другими участниками общения на школьной конференции, обобщать циркулирующую в группе информацию в самостоятельно сформулированный вывод.

Речевой материал: лексика и грамматические явления предыдущих уроков.

ХОД УРОКА

1. Во вступительном слове учитель обсуждает с учениками задачи урока, используя электронную презентацию в среде Power Point международного Интернет-проекта “The Global Democracy Dialogues” с помощью мультимедиа-проектора, подключенного к компьютеру.

2. Учитель знакомит учащихся с задачами урока: провести конференцию “Democracy and Tolerance in School and Society”, выработать конкретные рекомендации по развитию демократии в школьном сообществе, проанализировать и оценить собственную деятельность, результаты учебной деятельности одноклассников по выполненному исследованию и определить основные направления индивидуального и группового участия в проектной деятельности.

3. Используя мультимедийный проектор, учитель знакомит учащихся с порядком работы на конференции.

4. Предлагается выполнить задание: сопоставить повестку дня, предложенную в Книге для ученика, с повесткой дня, выработанной на основе совместной деятельности учащихся и учителя в классе, с учетом результатов проведенной исследовательской работы и предложений участников школьной конференции.

CLASS CONFERENCE

Democracy and Tolerance in School and Society

Agenda

  • International GDD Project and Its Role in My Understanding of Democracy and Tolerance
  • My School Participation in the International Internet Project “Global Democracy Dialogues”
  • Students’ Rights and Responsibilities in a Democratic Model of School Life
  • Democracy at School: Problems and Solutions
  • Ways of Promoting Democracy in My Country
  • Similarity and Peculiarities in American and Russian Students’ Understanding of Democracy and Its Role in the Society
  • Democracy and Tolerance Knowledge as a Part of Polyculture in Global Education.

5. После прослушивания доклада участники конференции задают докладчику интересующие их вопросы.

6. По окончании конференции учащиеся проводят рефлексию: оценивают проведенную конференцию, анализируют и оценивают собственную деятельность. При оценке результатов деятельности одноклассников по выполненному исследованию и его представлению на конференции, учащиеся используют рекомендации “Как оценить доклад” (How to Assess a Report).

Assignment. Give assessment to your classmates’ individual or group project and write it down.

Title: Authors:
Reporters: Date:

1. Read what he (she) or they have written. Put down some notes.
2. What is this work about?
3. What is its main idea?
4. How many parts are there in their work?
5. What do you think about the contents of their work?
6. Is there anything you find interesting, new, exciting?
7. Which part of the Project did you find the most interesting or relevant?
8.Why?
9. Which part of the Project did you find least interesting or relevant?
10. What have you learnt from this Project?
11. What materials have been used?
12. What do you think of their presentation?

  • Does the project contribute to the social, economic and political development of Russia?
  • Are the objectives outlined in the proposal?
  • Can the applicant demonstrate the need for this project in the community where it is intended to serve?
  • Does the proposal demonstrate an attempt to use all the available resources?
  • Can the project be accomplished within the time frame?
  • Are there any plans for sustaining the proposal’s future activities?
  • Are the applicant’s expectations realistic?
  • Are there any qualitative and quantitative terms to measure the results of the Project?
  • Make suggestions on how the group might improve their work.

7. Задание на дом: оформить заявку на участие в конкурсе проектов “How to Promote Democracy”.

Библиография.

1. Макаренко И.А. Интернет-ресурсы на уроках английского языка. Фестиваль педагогических идей “Открытый урок”. Сборник тезисов. 2003/2004 учебный год. – М: ООО Издательство “Первое сентября”; ООО “Чистые пруды”, 2004. – С. 167.

2. Макаренко И.А. Реализация компонента образовательного учреждения государственного стандарта среднего (полного) общего образования по иностранному языку в процессе изучения учебного курса “Internet in Learning English”.// Язык и коммуникация: Научно-методический журнал. Вып. 5 – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского государственного педагогического университета, 2004. – С. 29 – 34.

3. Макаренко И.А. Education systems in the USA, UK, Russia: Similarities and differences.// Язык и коммуникация: Научно-методический журнал. Вып. 5 – Ростов-на-Дону: Изд-во Ростовского государственного педагогического университета, 2004. – С. 34 – 35.

4. Farrell T. 2003. Reflective teaching. The principles and practices. English Teaching Forum, 41, 4, p.p. 14 – 21.

5. Kung, Shiao-Chuan. 2003. Using web resources in a public speaking class. English Teaching Forum, 41, 2, p.p. 28 – 31.

6. Malcolm, D., W.Rindfleisch. 2003. Individualizing learning through self-directed projects. English Teaching Forum, 41, 3, p.p. 10 – 15.

7. Ribe, R., N.Vidal. 1993. Project work. Oxford:Macmillan Heinemann. English Language Teaching.

8. Teeler, D., P.Gray. 2001. How to use the Internet in ELT. Harlow, England: Longman.

9. Todd, R.W. 2002. Using self-assessment for evaluation. English Teaching Forum, 40, 1, p.p. 16 – 19.

10. Tomalin, B., S.Stempleski. 2001. Cultural awareness. Oxford: Oxford University Press.

11. Vaughan-Rees, M., G. Sweeney, and P. Cassidy. 2000. In Britain. 21st century edition. London: Chancerel International Publishers.

12. Windeatt, S., D. Hardisty, D. Eastment. 2000. The Internet. Oxford: Oxford University Press.

13. Yang, A., Chan-piu Cheung. 2003. Adapting textbook activities for communicative teaching and cooperative learning. English Teaching Forum, 41, 3, p.p. 16 – 20.