Интегрированный урок информатика + психология по теме: "Темперамент"

Разделы: Информатика, Школьная психологическая служба


Введение

Анализ данных социологического опроса учащихся 12-16 лет, проведенного Центром социологии образования РАО, показывает, что “общение с компьютером” в качестве наиболее предпочитаемого вида проведения досуга сегодня отмечает каждый четвертый подросток (25,6 %).

Психологи утверждают, что занятия подростков компьютером без педагогического сопровождения могут привести к потере у ребенка интереса к познанию других граней окружающего мира, создать трудности в общении со сверстниками, занизить или завысить самооценку, “зомбировать” его посредством компьютерных игр.

Сегодня избежать проблемы компьютерной зависимости у подростков, проявляющих способности в области программирования и информационных технологий, по нашему мнению, возможно через создание комфортной коммуникативной среды там, где воспитанник проводит немало времени за компьютером. Для нас комфортная коммуникативная среда – это среда, в которой психологически каждому комфортно, действуют принципы гуманистических отношений, существует возможность для творческого самовыражения, компьютер выступает средством обеспечения содержательного взаимодействия людей, а не причиной их отчуждения.

В нашем коллективе уже 3 года реализуется проект “Формирование комфортной коммуникативной среды в кружке “Программист”. Кроме ребят и педагогов кружка в проекте принимают участие методист Романова О.Н. и психолог Щеткова Ю.В.

Модель выпускника проекта:

  • проявляет уважение и терпимость к окружающим;
  • знает свои индивидуальные особенности, понимает причины личных проблем и решает их;
  • имеет желание самосовершенствоваться.

В процессе реализации проекта были проведены уроки по межпредметным связям: психология и информационные технологии. Одно из таких занятий – урок по теме “Темперамент”.

Занятие по теме “Темперамент” проводится в рамках воспитательного проекта “Формирование комфортной коммуникативной среды в кружке “Программист”.

Занятие рассчитано на учеников 5–7-х классов общеобразовательной школы.

Цель занятия:

  • Повышение уровня коммуникативных способностей учащихся и интереса к самопознанию с использованием информационных технологий.

Задачи:

обучающая:

  • обучить конкретным навыкам определения типов темперамента у людей в повседневной жизни;
  • научиться в графическом редакторе Flash рисовать мультфильмы по кадрам;

воспитывающая:

  • показать на примерах, что люди, имеющие разные типы темперамента, отличаются друг от друга и нужно учиться быть терпимым к каждому из них,
  • учиться работать в команде;

развивающая:

  • выработать потребность применять свои знания на практике.

Урок проводится в форме лабораторно-практического занятия и рассчитан на 1,5 часа.

Занятие проводится в компьютерном классе с возможностью работы в Интернет и свободным пространством для практики.

Содержание занятия

Организационный момент (1–2 минут)

Ребята рассаживаются в круг у доски, успокаиваются, готовятся к уроку и настраиваются на работу.

Проверка домашнего задания (15–20 минут)

На предыдущем занятии у ребят было домашнее задание: найти в Интернет определение понятия “темперамент” и основных типов темперамента.

Обсуждение материала. Педагог просит давать не заученные понятия, которые ребята нашли в Интернет, а своими словами понятие главных терминов (темперамент, типы темперамента). Этот прием вводится для получения обратной связи от учеников (действительно ли они поняли материал) (5 минут).

Ребята обсуждают данные преподавателем определение понятия “темперамент” и основных типов темперамента [1].

Темперамент – это индивидуально своеобразная, природно-обусловленная совокупность динамических проявлений психики.

Холерик – человек очень энергичный, способный отдаваться делу с особой страстностью, быстрый и порывистый, склонный к бурным эмоциональным вспышкам и резким сменам настроения, со стремительными движениями.

Сангвиник – человек с заметной психической активностью, быстро отзывающийся на окружающие события, стремящийся к частой смене впечатлений, сравнительно легко переживающий неудачи и неприятности, живой, подвижный, с выразительной мимикой и движениями.

Флегматик – человек невозмутимый, с устойчивыми стремлениями и настроением, с постоянством и глубиной чувств, с равномерностью действий и речи, со слабым внешним выражением душевных состояний.

Меланхолик – человек впечатлительный, склонный к глубоким переживаниям, легко ранимый, но внешне слабо реагирующий на окружающее, со сдержанными движениями и приглушенностью речи.

На эту работу отводится 10 минут.

Затем ребята проходят компьютерный тест, чтобы узнать свой тип темперамента  http://testforall.narod.ru/t_v_temp.html. (5 минут).

Практика (60 минут)

Практическая часть урока проводится при помощи “анализа конкретных ситуаций” – это разновидность метода активного обучения “деловая игра”. Заключается этот метод в знакомстве с конкретной ситуацией и проработке фактов и явлений, составляющих эту ситуацию. В рамках данного метода предусматривается обязательное коллективное обсуждение.

Преподаватель просит ребят разделиться на 4 группы (пусть инициатива исходит от самих учеников, тогда будет развиваться самоорганизация). Когда группы займут свои места, им дается задание: придумайте и нарисуйте в графическом редакторе Flash наглядную ситуацию, в которой четко бы прослеживался заданный тип темперамента и прокомментируйте своё выступление:

1 группа – холерики,

2 группа – сангвиники,

3 группа – флегматики,

4 группа – меланхолики.

Предлагается распределить в группе роли:

– организатор,

– художник,

– сценарист,

– докладчик,

– свой вариант роли.

Группы начинают обсуждение. В это время педагог поочередно подходит к каждой группе и отвечает на возникшие вопросы.

В каждой группе могут оказаться люди, по тем или иным причинам (усталость, плохое настроение и др.) не задействованные в общей работе. Задача педагога – заметить таких ребят (не более одного человека из группы) и предложить им немного другой вид деятельности. Эти ребята будут составлять группу независимых экспертов и организуют для себя удобное место.

Пока в рабочих группах идет обсуждение (7–10 минут в зависимости от готовности), педагог объясняет экспертам их задачу: внимательно просмотреть все выступления и дать им свою оценку. Оценивается точность изображения и пояснения заданного типа темперамента. Оценка выдается не в баллах, а в форме суждения, что показалось правильным, а что – нет.

На компьютерах каждая группа (или один художник, которому объяснили его задачу) рисует мультфильм в редакторе Flash (наглядную ситуацию для данного типа темперамента).

Покадровая анимация во Flash

Анимация в Macromedia Flash это последовательность изображений (кадров), при последовательном просмотре которых возникает иллюзия движения или изменения свойств объекта.

Покадровая анимация – это анимация, полностью составленная из ключевых кадров. В ней вы сами определяете как содержимое кадра, так и его "длительность" (т.е. сколько таких статических кадров будет занимать изображение).

На временной шкале покадровая анимация выглядит следующим образом:

Рис. Покадровая анимация

Рис. Покадровая анимация

Технология создания покадровой анимации следующая:

  1. Сначала создать слои с теми объектами, положение которых не изменяется.
  2. Заблокировать созданные слои с помощью замка.
  3. На фоне "декораций" создать покадровую анимацию для объектов, положение которых изменяется (F5 – продолжение кадра, F6 – создание нового “ключевого” кадра)
  4. Просмотреть фильм Ctrl + Enter. 

Предполагается, что ребята уже владеют основными приемами рисования во Flash.

По истечении времени группы по очереди выступают. После каждой демонстрации идут комментарии со стороны экспертов, других групп. Педагог подводит итог после обсуждения выступления каждой группы с целью закрепления материала, чтобы у каждого участника занятия отложилось в памяти: что было верно, а что не доработано.

За несколько минут до конца выступлений педагог дает задание одному из экспертов загрузить на всех компьютерах мультимедийную презентацию по теме “Темперамент”. После выступлений ребята проходят к компьютерам и просматривают презентацию.

Закрепление (8 минут)

Ребятам дается задание ответить письменно на вопросы:

1. Какой тип темперамента преобладает у предложенных известных героев сказок:

  • Пьеро – ...
  • Буратино – ...
  • Карабас Барабас – ...
  • Черепаха Тортилла – ...

(Те, кто не читали сказку “Золотой ключик”, придумывают своих героев с ведущими типами темперамента).

2. Как в жизни Вам пригодятся знания, полученные на данном занятии?

Последний вопрос – это необходимый этап занятия, на котором происходит рефлексия своей деятельности, активности на сегодняшнем занятии. Важно, чтобы каждый ученик для себя понял и осознал полезность полученных знаний и как он будет ими пользоваться в жизни.

Преподавателям и учащимся, заинтересованным в дальнейшем изучении темы ”Темперамент”, мы рекомендуем следующие адреса в Интернет:

  • http://www.stadyy.narod.ru/smile/temperam.htm
  • http://www.ug.ru/ug_pril/gv/99/28/t4_1.htm"
  • http://ru.laser.ru/socion/references/gulenko/education.html

Использованные источники

  1. 1Пономаренко Л.П., Белоусова Р.В. Основы психологии для старшеклассников: Пособие для педагога: в 2 ч. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2001. Ч. 1. Основы психологии: 10 кл.
  2. Электронные лекции преподавателя Федерации Интернет образования Торбочкиной Н.К. Flash-технологии. 2003 г.
  3. http://testforall.narod.ru/t_v_temp.html