Исследовательская деятельность учащихся в предметной области "Информатика"

Разделы: Информатика


Любому обществу нужны одаренные люди, и задача общества состоит в том, чтобы рассмотреть и развить способности всех его представителей. К большому сожалению, далеко не каждый человек способен реализовывать свои способности. Поэтому так важно именно в школе выявить всех тех, кто интересуется различными областями науки и техники, помочь претворить в жизнь их планы и мечты, вывести школьников на дорогу поиска в науке, помочь наиболее полно раскрыть свои способности. Пожалуй, главная задача школы – дать ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных возможностей и склонностей.

Современное содержание образования не может выдаваться ученику только с целью освоения учебного материала. Школьник создает творческий образовательный продукт и получает качественное образовательное приращение, когда овладевает основами креативной и когнитивной деятельности. Поэтому учитель не только предоставляет ученикам свободу выбора, но и учит их действовать осмысленно в ситуации выбора, вооружает необходимым деятельностным инструментарием. На сегодняшний момент образовательный процесс признает главной ценностью саму личность учащегося, его личностно-субъективные качества как основание организации учебного процесса.

Основным способом существования личности выступает процесс, деятельность, содержание которой определяется социальными ролями, выполняемыми ребенком, и в которых отражены определенные социальные функции.

Несмотря на понимание необходимости развития познавательных способностей в процессе обучения в школе, реального внедрения технологий развития познавательных способностей учащихся не происходит. Связано это, с одной стороны, с тем, что учителя, в большом числе случаев, пока не овладели дидактическими основами развития познавательных способностей учащихся, не усвоили условий их успешного развития в процессе обучения, и, в связи с этим, не в состоянии использовать развивающие технологии в рамках "своего" учебного предмета. С другой стороны, это связано с недостатками современных учебников и учебных пособий, зачастую имеющих описательный характер.

Таким образом, потребностью сегодняшнего дня является переход с усвоения готовых знаний на уроке к самостоятельной исследовательской деятельности ученика.

Главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования анализировать, сравнивать, выделять главное, устанавливать связи практической значимости, применимости результатов исследования, научной строгости и доказательности, наличие творчества.

Исходя из представляемых на научно-практических конференциях работ, можно выделить следующие виды работ:

Проекты – работы, связанные разными видами моделей, достижением определенного результата, имеющие структуру, приближенную или полностью совпадающую с научным исследованием.

Рефераты - работы, предполагающие подбор информации по выбранной теме из большого количества источников.

Эксперимент - работы, имеющие задачу визуализирования известных научных фактов, предполагают самостоятельную трактовку особенностей результата в зависимости от изменения исходных условий.

Исследовательские работы по информатике можно разделить на 3 больших блока, включающих в себя все виды исследовательских работ описанных выше:

  1. доклады (рефераты);
  2. проекты, связанные с использованием языка (системы) программирования;
  3. проекты с применением современных информационных технологий (презентации, web-дизайн, flash-технологии).

Осознанное самостоятельное усвоение нового знания может происходить только на основе уже имеющихся знаний и умений оперировать ими. Проекты, создаваемые при помощи языка программирования требуют хорошей математической подготовки, свободного владения приемами программирования. В связи с этим, подобные проекты для разработки целесообразно предлагать представителям физико-математических классов, обладающих вышесказанными умениями.

При этом необходимо наличие значимой в исследовательском, творческом плане проблемы/задачи, требующей интегрированного знания, исследовательского поиска для ее решения.

Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

И это относится к проектам связанным не только с программированием, но и с информационными технологиями.

Современный этап развития российского образования характеризуется широким внедрением в учебный процесс компьютерных технологий. Они позволяют выйти на новый уровень обучения, открывают ранее недоступные возможности как для учителя, так и для учащегося. Информационные технологии находят свое применение в различных предметных областях на всех возрастных уровнях, помогая лучшему усвоению как отдельных тем, так и изучаемых дисциплин в целом. Персональный компьютер помогает учащимся самоутверждаться, реализовывать свои знания в практической деятельности, творчески решать учебные задания. Сегодня целесообразность применения компьютерных технологий в среднем и старшем звеньях школьной системы очевидна.

Навыки пользователя ПК и рынок обучающих программ, мультимедийных справочников, Интернет открывают большие возможности самообразования. Облегчение доступности базы знаний за счет применения постоянно совершенствующихся средств мультимедиа (цветовое и звуковое оформление, анимация) и методик дистанционного обучения (обучающе-контролирующие программы, диалоговый режим, различные уровни сложности) изменяет ролевую функцию учителя в образовательном процессе. Роль учителя как носителя и распространителя информации отходит на второй план, а доминирующей становится роль интерпретатора знаний. Главным становится научить пользоваться новыми знаниями, правильно внедрить их в интеллектуальную среду обучающихся, акцентировать тематические и межпредметные связи, сформировать устойчивые навыки практического применения знаний, развить на их основе мыслительные и творческие способности учеников, обеспечить выход на более высокий уровень образовательного процесса.

В нашей школе учащиеся с удовольствием берутся за проекты, основанные на межпредметных связях.

К примеру, решая проблему использования компьютера в процессе обучения геометрии, следует исходить не только из функциональных возможностей компьютера и желания использовать его в учебном процессе, сколько из методической системы обучения геометрии, анализ которой должен показать, какие учебные задачи могут быть решены только средствами компьютера, ибо другие дидактические средства менее эффективны или вообще не применимы. На этом фоне проекты учащихся, связанные с возможностью создания обучающих материалов по изучению графиков функций в декартовой, полярной системах координат и заданных параметрически безусловно актуальна.

На современном этапе развития отечественного образования особую значимость приобретает научное направление, связанное с совершенствованием педагогических технологий, использующих средства информационных компьютерных технологий для преподавания общеобразовательных предметов.

Использование компьютерных программ, являющихся электронными учебниками, ориентировано на поддержку традиционного курса обучения, что не отвлекает детей от школьного предмета, а скорее способствует развитию у ребенка повышенного интереса к нему.

В обучении предметных дисциплин должен получать свое отражение характерный для нашего времени процесс информатизации образования, внедрение новейших компьютерных технологий и дистанционного обучения.

В результате современного этапа развития Интернет происходит расширение культурного, гуманитарного кругозора человека. Интернет несет в себе большой потенциал образовательных услуг. Образовательные услуги призваны удовлетворять потребности пользователя в различных сферах и аспектах образования, образовательной деятельности. Помимо этого Интернет еще является и хорошей возможностью рекламы образовательного учреждения.

Проекты, связанные с созданием сайтов были выбраны в качестве формы обучения по программе “Информационные технологии” в 10-11 классе, идущей параллельно с предметом “Информатика”. Работа над проектом начинается в 11 классе. В процессе разработки сайта предполагается достижение следующих целей:

  • развитие творческих способностей учащихся;
  • развитие навыков самостоятельной работы;
  • умение работать в коллективе;

В процессе работы над проектом учащиеся знакомятся с различными принципами и формами представления и размещения информации на сайте, изучают технологии, с помощью которых создают свой сайт.

Для работы над проектом учащиеся объединяются в группы не более 3 человек, каждый из которых на определенном этапе работает в качестве: менеджера проекта (концепция сайта, его информационно-содержательное наполнение, структура размещения информации, реклама сайта и т.д.), web-программиста, web-дизайнера.

Этапами работы над проектом являются следующие: выбор темы, разработка концепции сайта, определение структуры размещения информации, названия рубрик, страниц и т. д., разработка дизайна сайта (цветовая схема, логотип, эффекты и т. д.), отбор информации для размещения на сайте, выбор технологий и инструментов для создания сайта, конструирование и отладка сайта, размещение в Интернете, сбор отзывов и окончательная доработка сайта, защита проекта.

Организация учебно-воспитательного процесса в рамках любой концепции тщательная подготовительная работа в соответствии с принятыми для данной концепции принципами. А если учебно-воспитательный процесс строится на основе развития интеллектуальных и творческих способностей школьников, то это вдвойне усложняет задачу школы, но, несмотря на возникающие сложности, подобная концепция является приоритетным направлением любого инновационного образовательного учреждения.

В подобных учебных заведениях создаются научные общества учащихся. Главная задача этих обществ – дать ученику возможность развивать свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных способностей и склонностей, причем без всякого принуждения и насилия над личностью ребенка. В школах обучаются много учеников, которые ищут ответы по интересующим вопросам в различных областях науки и техники.

Систематическая самостоятельная работа школьников, активность школьников в урочной и внеурочной деятельности, создание для них возможностей перехода от репродуктивной к творческой деятельности, качественная работа научно-методических советов школ способствует формированию и развитию у большинства старших школьников умений ведения исследовательской работы, овладению методами поисковой познавательной деятельности.

Таким образом, главнейшей задачей школы должна быть необходимость давать возможность учащемуся осознавать свою значимость, свою принадлежность к науке, знакомить с методами научной и творческой работы, развивать познавательный интерес, давать возможность принимать участие в научных экспериментах и исследованиях.