Комбинированный урок физики и музыки "Я помню вальса звук прелестный…"

Разделы: Физика


Цели урока:

  • Образовательные:
    • познакомить учащихся с понятием “ звук”, характеристиками звука;
    • научить различать звуки по громкости, тону, тембру; показать, как эти характеристики связаны с частотой и амплитудой колебаний.
  • Развивающие:
    • способствовать развитию умения распознавать звуки по громкости, тону, тембру;
    • показать связь физики с музыкой, литературой;
    • познакомить с новыми приборами и их назначением.
  • Воспитательные:
    • способствовать формированию у учащихся активной жизненной позиции. Умения отстаивать своё мнение, ценить прекрасное, разбираться в музыке;
    • способствовать воспитанию чувства патриотизма, любви к своему городу, к Родине.

ХОД УРОКА

I. Организационный этап.

Звучит музыка романса “ Я помню вальса звук прелестный…”, исполняемая учителем музыки.

Учитель физики. Здравствуйте, ребята! Сегодня тема нашего урока звучит поэтически: “ Я помню вальса звук прелестный…”. И это не случайно. Среди вас есть солисты нашего школьного хора, участники вокальных групп русской песни и современной песни. Этот урок поможет вам взглянуть по новому на свои увлечения, раскроет некоторые тайны звуков, окружающих вас.
Замрите! Закройте глаза! И прислушайтесь! Все вслушиваются в окружающий нас мир! А теперь откройте глаза и скажите мне, кто, что из вас услышал? Только не повторяйтесь.

Дети называют услышанные звуки.

II. Изложение новой темы.

Учитель физики. Мы живём в мире звуков. Нас окружает шум нашего города, шелест листвы, гул голосов друзей и взрослых людей, звуки железной дороги, соединяющей Запад и Восток нашей Родины. С детства, знакомые нам звуки, сопровождают нас. Одни успокаивают, другие поднимают настроение, третьи вызывают грусть, четвёртые зовут к действию, движению. Человек, который не слышит от рождения, не может овладеть речью, мир для него лишён многообразия.
Откройте, дети, тетради и запишите тему урока, число.
Запишите определение нового для вас понятия “ акустика”.

На доске учитель помещает табличку с определением:

Акустика – это раздел физики, занимающийся изучением звука, его свойствами, звуковыми явлениями.

(Можно использовать мультимедийный проектор и программу Power Point)

Учитель музыки. Давайте посмотрим, а что же является источником звука. У вас на столах лежат музыкальные инструменты. Покажите, как они звучат, (дети исполняют несколько тактов на гитаре, домбре, бубне, треугольнике, шумовых инструментах). А вы ребята (обращается к классу) внимательно посмотрите на эти инструменты. Но источником звука может быть человеческий голос. Сейчас Вадим исполнит песню “ Если с другом вышел в путь…”, а мы его послушаем.

Ученик исполняет песню.

Учитель физики. Мы прослушали миниконцерт, а теперь подведём итоги. Что же являлось источником звука в каждом случае?

Дети. Голосовые связки; металлические тарелочки, железный треугольник, мелкие шарики трещотки, струны гитары и домбры.

Учитель физики. Действительно в каждом случае источником являлось колебание: струны, мембраны, шариков, камертона. Однако не все колеблющиеся тела являются источником звука. Убедимся в этом. (Демонстрация опыта 1.)

Опыт 1. Зажмём упругую стальную линейку в слесарные тиски. Отведём верхний конец линейки в сторону и отпустим. Пластина колеблется, но звук мы не слышим.

Вывод: не всякое колеблющееся тело является источником звука.

Опыт 2. Уменьшим длину стальной линейки, замечаем, что она начинает издавать звук, потому что колебания учащаются. Образование звука происходит тогда, когда линейка совершает 20 колебаний в 1 с.

Определение: величину, которая показывает число колебаний за единицу времени, называют частотой.

На доске вывешивается табличка со словом “частота”.

Но некоторые детали приборов и механизмов могут колебаться с частотой 20 000 колебаний в 1 сек. Тела, которые колеблются с частотой выше 20 000 колебаний в 1 сек, издают ультразвук. Эти звуки воспринимают животные (лошади, дельфины, киты, собаки). В литературных произведениях нам часто встречаются описания различных звуковых явлений. Вспомним некоторые из них.

Дети зачитывают отрывки из литературных произведений, найденных дома в процессе подготовки к уроку.

1. Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя;
То как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя.
То по кровле обветшалой
Вдруг соломой зашумит,
То, как путник запоздалый,
К нам в окошко застучит.

А.С.Пушкин “Зимний вечер”

2. Вот зима – и за туманами
Скрылось солнце. Дик и груб
Океан гремит органами,
Гулом раковинных труб.

И. Бунин “Покрывало море свитками”

3. Что ты ржёшь, мой конь ретивый,
Что ты шею опустил,
Не потряхиваешь гривой,
Не грызёшь своих удил?
Отвечает конь печальный:
“От того я присмирел,
Что я слышу топот дальний,
Трубный звук и пенье стрел…”

А.С.Пушкин “Конь”

Учитель музыки. В вашем классе многие ученики занимаются музыкой и поют в вокальных группах, хоре, поэтому вам нетрудно будет вспомнить песни, где бы тоже говорилось о звуковых явлениях (шуме, звоне, шёпоте, пении).

Дети слушают фонограмму песни, угадывают название и исполняют её. Звучат фонограммы песен:

  1. “ Подмосковные вечера”
  2. “ Вечерний звон”
  3. “ Позвони мне, позвони”
  4. “ Одинокая гармонь”
  5. “ Как у наших у ворот…”

Учитель физики. В повседневной жизни мы имеем дело, чаще всего, со звуком, распространяющимся в воздухе. Однако он может распространяться и в других средах: в воде, земле, металлах. Скорость звука в этих средах больше скорости звука в воздухе. Вот как описывает в своём произведении “ Борьба за огонь” писатель Рони-младший охоту. Обратите внимание на то, как ведёт себя один из охотников, как он узнаёт о приближении зверя.

Учитель зачитывает отрывок из произведения и задаёт вопросы:

– Зачем Нао припал ухом к земле?
– А кто из вас назовёт приёмники звука?

Дети. Уши человека и животных, микрофон.

Учитель физики. Микрофон – это прибор, преобразующий звуковые колебания в колебания электрического тока. Для наблюдения этих колебаний создан прибор осциллограф.

Класс наблюдает осциллограмму, девочка поёт в микрофон песню.

В физических и технических лабораториях для получения звука нужной частоты колебаний применяют специальные приборы – звуковые генераторы.

Опыт 3. Включаем генератор звуковой частоты, меняем громкость звука и частоту. Наблюдаем за кривой на экране осциллографа.

Определение: максимальное отклонение кривой от положения равновесия называется амплитудой колебаний.

Посмотрите на гитару. Источник звука один, а звук каждая струна издаёт особый. У пианино каждая струна издаёт свой звук, непохожий на другой. Две одинаковые гитары, а звучат по-разному. Мы никогда не спутаем с вами звук трубы со звуком баяна. Сейчас вы видите источник звука – синтезатор, но не видите, какой инструмент будет звучать. Прослушайте звуки, назовите мне инструменты.

Дети. Орган, пианино, гитара, ударные, колокольчик.

Учитель физики. Действительно, звуки отличаются друг от друга. Голос своей мамы мы узнаем из тысячи голосов. Для описания звуков введём характеристики звука.

1. Громкость.

Мы знаем, что звук бывает громким и тихим. И различные песни звучат громко, призывно или тихо, лирично.
Сейчас девочки исполнят нам упражнение - распевку тихо и громко, а вы следите за осциллограммой на экране осциллографа.

Учитель музыки. Обратите внимание, как меняется амплитуда колебаний. Она увеличивается при увеличении громкости и уменьшается при уменьшении громкости. А теперь этот же опыт повторим со звуковым генератором.

Опыт 4. Уменьшаем громкость звукового генератора, амплитуда колебаний маленькая. Увеличиваем громкость, не меняя частоты, амплитуда увеличивается.

Вывод: громкость звука определяется амплитудой колебаний.

Посмотрите на таблицу уровня громкости (рис.68, стр.53, учебник “Физика 7”, Н.М. Шахмаев, С.Н.Шахмаев, Д.Ш.Шодиев). Видите, что громкость звука, воспринимаемая ухом человека, от самого тихого до самого громкого, вызывающего боль, разделили на 130 частей и одну часть назвали децибелом, в честь американского изобретателя телефона Бела. На этой диаграмме громкости звука, создаваемые различными источниками, от громких до разговора шёпотом.

2. Тон.

Вы знаете, что звук бывает “ высокий” и “ низкий”. Чтобы объяснить это качество звука, попросим Диану спеть нам в микрофон песню. А вы, ребята, наблюдайте, как меняется осциллограмма. (Диана вместе с учителем музыки исполняет песню “ "До"- воробышек в гнезде…”).
Запишите в тетрадях вторую характеристику звука – тон.

Учитель физики. По внешнему виду осциллограммы мы видим, что чем больше частота, тем выше тон звучания, чем меньше частота, тем тон ниже.

Вывод: тон определяется частотой.

Учитель музыки. Звук одинаковой частоты и громкости на различных инструментах звучит различно. Одна и та же нота, взятая разными певцами, звучит иначе. В мире создано много скрипок, и все они звучат по-разному. Особенно красивые звуки издают скрипки итальянских мастеров Страдивари и Гварнери. Эти скрипки не превзойдены по окраске звучания.
Качество звука, связанное с “ окраской”, получило название – тембр.
Запишите в тетрадях третью характеристику звука.

3. Тембр.

Тембр связан со специфическими свойствами инструментов. Вспомните сказку “ Волк и семеро козлят”.
– Почему козлята не пустили волка в дом?
– Какой был у него голос?
– Что сделал кузнец, как он изменил голос волка, каким стал новый голос?

Дети отвечают на вопросы, дают характеристику голосов волка и козы.

Учитель физики. Звук, как и свет, падая на границу двух сред, одновременно отражается и преломляется. Причём звук отражается почти полностью. Отражение звука можно наблюдать в горах, в лесу, в пустой комнате. Иногда отражённый звук приходит с разных сторон, тогда мы слышим звук несколько раз. Это явление получило название эхо. Об этом явлении сложены загадки, стихи, песни. Вспомним их.

Дети:

1. Никто его не видывал,
А слышать – всякий слыхивал,
Без тела, а живёт оно,
Без языка – кричит.

Н.А.Некрасов

2. И сморщась, голова зевнула,
Глаза открыла и чихнула.
Чихнуло эхо – конь ретивый
Заржал, запрыгал, отлетел,
Едва сам витязь не слетел.

А.С.Пушкин “Руслан и Людмила”

Учитель музыки. а теперь послушаем песню об этом явлении. Солистка хора исполняет песню “Покроется небо пылинками звёзд…”.

III. Закрепление. Итоги.

Учитель физики. Сегодня на уроке мы познакомились с понятием звука, его характеристиками.

– Что же может быть источником звука?
– Какие характеристики звука вы узнали?
– Какие физические величины определяют эти характеристики?

Учитель выставляет оценки за урок, комментируя их.

Домашнее задание: параграфы 11-13, кроссворд по теме “ Звук”, сообщения.

Учащиеся решают кроссворд и сообщение по желанию.

Наш урок я предлагаю закончить песней, в которой и тон, и тембр, и звук, соответствуют нашему настроению, нашим взаимоотношениям и где упоминаются звуковые явления.

Все присутствующие исполняют песню О.Митяева - “Изгиб гитары жёлтой”.

Литература:

Н.М.Шахмаев, С.Н.Шахмаев, Д.Ш.Шодиев. Физика 7, Москва, “Просвещение”, 1999год.

Тихомирова С.А., Дидактический материал по физике 7-11, Москва, “ Просвещение”, 1996 год