Обобщающие занятия для дошкольников по программе "Школа 2000—2100" по теме "Если вы вежливы" (учебник З.И. Курцевой "Риторика")

Разделы: Работа с дошкольниками


Средства обучения: песенка В. Шаинского «Улыбка», наглядный материал – рисунок сказочного леса с его жителями и Риториком

1. Речевая разминка. (Дети сидят на ковре).  

Ребята, начинаем наше занятие. Ну-ка, угадайте, кто к нам прилетел на урок в гости:

Не птичка, а с крыльями.

Правильно, это бабочка, но она прилетела не одна, а со своими подружками- бабочками, которые разлетелись по всему классу. Посмотрите на свои парты. Видите, куда они опустились?

Упражнение на дыхание «Летающая бабочка» (бабочка вырезана и прикреплена на ниточке).

Давайте мы поможем нашим бабочкам полетать.

Для того , чтобы они полетели, надо бабочку расположить на уровне губ. Затем набрать воздух через нос и небольшую струю воздуха направить на бабочку, чтобы она «полетела».

Как красиво «летают» ваши бабочки. А теперь попробуйте как можно дальше дать вашей бабочке «полетать» над партой.

Что для этого надо сделать?

Наши бабочки остались очень довольны, но им надо улетать домой. Давайте мы их отпустим.

Да, без наших гостей стало грустно, но чтобы не грустить, давайте попробуем 

«Вкусное варенье» (артикуляционное упражнение для мышц языка) 2 раза.

Ах, как вы перемазали губы вареньем. Ну-ка взгляните на себя в зеркальце. Что надо сделать, чтобы убрать остатки варенья с губ?

Ну вот, варенье съели и губы облизали. Обмакнули губы салфетками. Настроение поднялось и кажется даже время побежало быстрее и веселее.

Артикуляционные упражнения для мышц губ «Улыбнись» 2-4 раза.

Совсем стало хорошим наше настроение. Давайте все улыбнемся себе в зеркальце.

А теперь улыбнемся друг другу.

Очень хорошие улыбки у вас получились.

Фонетическое упражнение.

Посмотрите на доску. Что вы там видите?

Правильно, это буквы, обозначающие гласные звуки.

Давайте негромко произнесем их слева - направо, вслед за указкой.

А теперь, кто сам может это сделать, четко и громко проговаривая звуки? (2-3 ребенка).

А сейчас прошли и сели за парты.

2. Вспоминаем. Беседа.

Давайте прослушаем песенку композитора В. Шаинского «Улыбка».

Как вы думаете, почему наше занятие началось с этой песенки?

Конечно, улыбка помогает нам показать доброе отношение и внимание к другим. И от этого у всех поднимается настроение и становится радостно на душе.

Мы всегда должны помнить, что к другим людям надо относиться внимательно и сердечно, чтобы это доброе отношение вернулось назад к нам.

А как вы думаете, как мы называем человека, который никогда об этом не забывает и потому, всякому с ним легко и приятно общаться?

Верно, вежливым и воспитанным.

3. Закрепление материала.

1)- Ребята, давайте вспомним, куда привела дорожка Риторика?

Правильно, мы оказались в сказочном лесу у лесных жителей: старичка - Боровичка, Лесовичка и кота Черныша. И что же помогло нам в общении с обитателями леса?

Давайте назовем все волшебные слова, которые пригодились нам в сказочном лесе.

2)- И сейчас, я предлагаю вам сыграть со мной в игру, которая называется «Вежливо - невежливо». И мы сразу узнаем, все ли знают правила вежливости. Правила игры таковы: если вежливо - хлопайте 2 раза, невежливо - 1 раз.

Поздороваться при встрече -

Толкнуть, не извиниться -

Помочь подняться, поднять упавшую вещь -

Сказать спасибо и пожалуйста -

Повернуться к собеседнику спиной -

Нагрубить товарищу, толкнуть его -

Сказать ласковое, доброе слово -

Пожелать счастливого пути -

3) Физкультминутка.

Мы гуляем друг за другом
Лесом и зеленым лугом.
Крылья пестрые порхают,
Всюду бабочки летают.
Раз, два, три, четыре
Полетели, закружили.

4) Разыгрывание сценок встречи и прощания. Риторика со старичком Боровичком, Лесовичком и котом Чернышом. 2-3 раза (наглядный материал на доске).

5) Анализ диалогов.

Воспитатель и дети выслушивают диалоги, выбирают понравившиеся и объясняют, почему именно эти диалоги понравились и отмечают, какие вежливые слова были использованы. Что было не совсем удачным, на что следует обратить внимание.

А вы заметили, как произносятся вежливые слова?

Верно, они произносятся с улыбкой.

Так почему же улыбка так украшает произнесенное слово, фразу?

Конечно, ведь даже в песенке поется: «от улыбки станет всем теплей».

Скажите, ребята, как вы думаете, вежливый человек может быть злым?

Верно, ведь вежливость тогда настоящая, когда она искренняя, естественная. А, значит, она всегда рядом с добротой, с доброжелательным отношением к другому. А если человек добр, то он спокоен и улыбчив.

4. Итог.

Ребята, помните, мы слушали песенку из «Радионяни»: о вежливости, в которой вежливые слова сравниваются с «ключиком от души»?

Так какими же мы должны быть, чтобы «ключик от души» всегда нам помогал?

Так давайте с вами, ребята, договоримся, что всегда всем окружающим, обращаясь к ним, вы будете дарить только добрые вежливые слова и улыбку. И тогда у каждого будет такое настроение, как в ясный солнечный день. style='mso-spacerun:yes'>  

Дополнительный материал.

Послушайте стихотворение М.Дружинина, которое называется «Кто знает волшебное слово» и ответьте на вопрос, какие вежливые слова используют герои.

Здравствуй, тетушка сорока!
Ты куда летишь?
Далеко!
С новостями на хвосте
Нужно мне успеть везде!

«Доброе утро!» скажи, Попугай! –
Ты нас приветствовать не забывай!
Днем «Добрый день» говори нам при встрече,
Вечером помни слова «Добрый вечер!»,
А в благодарность за все воспитание
Что ты нам скажешь?
Пока! До свидания!

Слоненок, ты на хвост мне сел!
Прости, Мартышка, не хотел!
Слоненок долго извинялся,
Ну а потом… с хвоста поднялся.

Эй, привет, соседка-Мышка!
Может, в гости пригласишь?
Извини, голубчик Кот,
Очень узкий в норку вход!

Подарили Хрюшке
Пряники и сушки.
Рада Хрюшка:
Хрю- хрю- хрю!
Вас, друзья, благодарю!

Хочешь, Белка на тележке
Подвезем твои орешки?
Ну, конечно же, спасибо!
Вы мне очень помогли бы!

Поешь овса из корыта,
Приятного аппетита!
Спасибо!- Лошадка сказала,-
Но этого мне очень мало!

Будьте любезны! и Будьте добры!
Дом наш покрасьте, друзья- маляры!
Мы с удовольствием выкрасим дом,
Только вот кисти и краски найдем!

Дайте капусты кочанчик другой!
Разве так просят? Подумай, косой.
Дайте, пожалуйста, - вспомнил Зайчишка,-
И, если можно, с большой кочерыжкой.
Вот, молодец, ему лапу пожали
И самых вкусных кочанчиков дали…

Так набегался Щенок,
Прямо валится он с ног!
Засыпает и бормочет:
Всем, всем, всем спокойной ночи!

 Стихотворения можно инсценировать по ролям.