Интегрированный урок музыки и литературы "Колыбель творчества", 2-й класс (программа 1—4), система Л.В. Занкова

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель: осознание детьми фольклорных истоков авторского поэтического и музыкального творчества.

Задачи:

  • Показать учащимся взаимосвязь музыкального и поэтического фольклора с авторским литературным творчеством
  • Развивать творческие способности детей на основе личностно-ориентированного подхода через инсценирование, сочинительство, исполнение музыкальных произведений
  • Воспитывать уважение к духовной культуре русского народа.

Оборудование: звуковоспроизводящая техника (проигрыватель, магнитофон); фортепиано, ложки (деревянные), колокольчики, игрушка "Гном", маски-шапочки (медведь, лиса, заяц, еж), учебники "Литература" В.Ю. Свиридовой (2 часть), увеличенная карта-схема "Страны Литературии", использованная учителем в ходе подготовки к уроку книга-сборник " Мудрость народная, жизнь человека в русском фольклоре. Младенчество. Детство" (М., "Художественная литература" 1991г.).

Используемые произведения:

Музыка:

а) распевка "Как под горкой под горой…"
б) русская народная песня "Небылица"
в) русская народная песня "Савка и Гришка"
г) музыкальная игра "У оленя дом большой"
д) песня "Пестрый колпачок" муз. Г. Струве, сл. Н. Соловьевой
е) песня "Простая песенка" муз. В. Дементьева, сл. В. Семернина

Литература:

а) А. Майков "Колыбельная песня"
б) С. Черный "Колыбельная"
в) И. Зиедонис "Не ешь, о дитя мое…"
г) русская народная колыбельная
д) небылица (русская народная)
е) потешки
ж) веселые стихи разных поэтов (по выбору уч-ся)

Подготовка к уроку: дать детям поисковое задание - найти и выучить наизусть веселые стихи разных авторов; разучить с ребятами музыкальную игру.

Ход урока:

Настрой на урок (начинает учитель литературы):

  • Сегодня у нас необычный урок. Сегодня на уроке встретятся литература и музыка, и вы увидите и почувствуете, как тесно они связаны друг с другом.
  • Начать наш необычный урок я хочу с необычного стихотворения. Послушайте.

    Учитель начинает читать стихи И. Зиедониса, фоном звучит красивая, плавная русская народная мелодия.

    И. Зиедонис

    "Не ешь, о дитя мое, когда песню поют!
    Никогда не ешь, о дитя мое, когда поют песню!
    Там, в песне, чья-то душа маленькая умоляет, молит, она, может быть, проголодалась в это мгновение - не ешь, никогда не ешь, о дитя мое, когда песню поют.
    Не пей, о дитя мое, не пей, когда песню поют!
    Иволга там поет, дождика просит, росинку у листьев выпрашивает.
    Мы народ едоков, о дитя мое, но ложку свою положи на стол, когда песню поют, положи свою ложку на стол, о дитя мое.
    Одни двери для ложки и песни.
    О дитя, возьми на руку ложку, в сторонку ее отведи, - первой песню пусти, о дитя"

    По окончании стихов учитель делает паузу и задает вопрос:

    Какую песню самой первой впускает в свою жизнь маленький ребенок (дитя)? (Конечно, колыбельную)

    И на наш урок первой впустим "Колыбельную песню"! Ее автор А. Майков. Откройте, пожалуйста, учебник литературы - стр. 106.

    Работа над литературным произведением:

    1. Первичное чтение учителем, выслушивание впечатлений детей, первый отклик;
    2. Чтение способом "Эхо" (по 2 строчки сначала читает учитель, давая образец чтения, за ним эхом повторяют дети);
    3. Словарная работа (выяснение значения непонятных детям слов);
    4. Выразительное хоровое чтение (по четверостишиям):
    5. 1-е - ласково

      2-е - с паузами на знаках препинания (обратить внимание на знак ;)

      3-е - строго

      4-е - с достоинством

    6. Индивидуальное чтение по ролям - автор, мать ветра, ветер;
    7. Ответы на вопросы учебника после текста (№ 1,2,3,4).
      • Сколько нянек позвала мать к сыну? (3)
      • Почему именно таких? (орел-сила, зоркость; солнце-тепло и добро; ветер -всезнающий, мудрый)
      • Найдите контраст (могучий ветер, гоняющий волны и воюющий со звездами, может быть очень нежным и ласковым)
    8. Заключительное хоровое чтение.

    Музыкальная часть урока (ведет учитель музыки).

    Можно ли спеть колыбельную А. Майкова? Какая должна быть мелодия у колыбельной песни? (ласковая, нежная, певучая)

    Далее уч-ся под руководством учителя музыки пытаются сочинить мелодию к первым 4 строчкам "Колыбельные песни" А. Майкова, напевают ее. Выслушиваются все желающие. Важно бережно отнестись к попыткам детского композиторского творчества: не оценивать, не критиковать, отмечать достоинства каждой мелодии.

    Учитель литературы:

    • Ребята! Встречались ли нам в учебнике литературы другие авторские колыбельные?
    • Давайте перечитаем "Колыбельную", автор которой Саша Черный (стр. 47)
    • Чем отличаются стихотворения А.Майкова и С.Черного? Чем похожи?
    • Чье произведение ближе к фольклорному стилю? Чем?

    Дети высказывают свои мнения, предположения.

    Учитель: - Подтверждение вашим мыслям я нашла в книге - сборнике русского фольклора (показывает книгу). Послушайте русскую народную колыбельную:

    Ай, бай, бай
    Ты, собачка, не лай.
    Ты, корова, не мычи.
    Ты, петух, не кричи.
    А наш Юра будет спать,
    Станет глазки закрывать.

    • Что вы заметили?(дети отмечают сходство народной колыбельной и стихотворения Саши Черного)
    • А вот еще фольклорное произведение. Послушайте и определите его жанр:

    Вы послушайте, ребята,
    Моей сказки небогатой
    От конька-горбунка
    И медведя-плясунка:
    Облоухая свинья
    На дубу гнездо свила,
    Поросила поросят
    Все по маленьким сучкам.
    Поросяты визжат -
    Полететь они хотят.
    Полетели, полетели
    И на воздухе присели…

    • Что вы услышали? (небылицу)
    • На каком уроке вы уже встречались с небылицей? (на уроке музыки)

    Учитель музыки после распевки "Как под горкой под горой" исполняет вместе с детьми русскую народную песню "Небылица". Затем знакомит учеников с русским народным инструментом дудочкой - свирелью. Показывает, как она звучит, как правильно играть на дудочке. После этого логично исполнить хором русскую народную песню "Савка и Гришка сделали дуду". В ходе исполнения дети движениями рук и пальцев показывают игру на дудочке.

    В качестве физминутки двумя учителями совместно проводится музыкальная игра "У оленя дом большой" с постепенным ускорением (2-3 раза).

    Учитель литературы обращает внимание детей на карту Литературной страны, расположенную на форзаце учебника (увеличенная копия карты – на доске).

    • Где мы сейчас находимся? (в Фольклорной волости)
    • Продолжим наше путешествие по Фольклорной волости…. Вспомните, что в народном творчестве есть для того, чтобы развеселить, потешить малыша? (потешки)
    • Какие потешки вы помните наизусть? (дети рассказывают)

    Работа с учебником литературы (стр. 57): перечитывание народных потешек, инсценирование или чтение по ролям с использованием масок зверей - лисы, зайца, медведя, ежа.

    Проверка поискового задания:

    • Да, русский народ сочинил замечательные потешки. А знаете ли вы авторов, которые пишут веселые, потешные стихи? Следом за ними мы отправляемся в Сады Поэзии! (учитель вновь обращает внимание детей на карту).

    Дети рассказывают наизусть знакомые им веселые стихи разных авторов. Установка: рассказать так, чтобы всех повеселить, потешить; обязательно назвать автора.

    Учитель музыки:

    • Ребята, а если к веселым стихам добавить хорошую музыку, что получится? (веселая песня!) Знаете такую?

    Исполняется песня "Пестрый колпачок" муз. Г. Струве, сл. Н.Соловьевой. Песня сопровождается игрой на детских музыкальных инструментах: колокольчиках, ложках, треугольниках. В ней поется о веселом гноме.

    Учитель литературы держит в руках игрушку - гнома:

    Познакомьтесь: гном Тимошка!
    Просит он помочь немножко:
    Очень любит сочинять,
    Но не может рассказать…
    Ну, ребята, помогайте,
    Вместе с гномом сочиняйте!

    Учитель дает начало строчки: "Гном веселый говорит…." Уч-ся сочиняют рифмовки - продолжение. Игрушка переходит из рук в руки, от одного юного поэта к другому. Рифмовки получаются разнообразными – и веселыми, и грустными, словом, - “авторскими”.

    Обобщение:

    • Когда мы в рифму сочиняли, где мы с вами побывали? (см. карту - в Садах Поэзии)
    • А теперь трудный вопрос! Художник нарисовал на карте Сады Поэзии рядом с Фольклорной волостью. Случайность? Осознанный выбор? (выслушиваются ответы детей)

    Учитель подводит итог общих рассуждений:

    • Все авторы - и писатели, и поэты, и мы с вами, иногда сами того не осознавая, берут идеи, мысли, настроение из русского народного творчества, из фольклора. С детства погружаясь в мир народной поэзии - в колыбельные, потешки, сказки, небылицы, взрослые поэты растят из нее свои поэтические сады, пьют из родников русского фольклора…. Конечно, не случайно Фольклорная волость граничит с Садами Поэзии…

    Учитель музыки:

    • А как вы думаете, в кого могла бы превратиться Лягушка-царевна из народной сказки (см. карту), переплыви она на листике от фольклорного берега к авторскому? (в веселую “лягушку с гитарой на спине…”)

    Класс исполняет произведение "Простая песенка" муз. Дементьева, сл. Семернина. Песня звучит как иллюстрация к предыдущим рассуждениям уч-ся.

    Оба учителя обращаются к детям с вопросами, подводя итог урока:

    • Каким получился наш урок?
    • Что бы вам хотелось сделать дома?

    Домашнее задание дети получают дифференцированно, в зависимости от индивидуальных особенностей ученика: нарисовать иллюстрацию к одному из произведений, придумать и записать свой стишок или свою мелодию, научиться выразительно читать стихи и т.п. Можно предложить детям, чтобы они сами себе дали домашнее задание. Желательно, чтобы оно носило творческий характер.