Межпланетные Олимпийские игры

Разделы: Спорт в школе и здоровье детей, Внеклассная работа


Из опыта работы

 Вместо предисловия

 Более 25 лет назад “Межпланетные олимпийские игры” проводились в пионерском лагере ЦК ВЛКСМ “Орленок”. Больше нигде и ничего подобного я не встречал. Из разработок лагеря я взял название (да простят мне авторы), а этапы соревнований взял из других разработок и других авторов, и немного “обыграл” их в соответствии названий этапов. Некоторые игры и состязания придумал сам. Мне хотелось, чтобы оригинальные разработки не были забыты, а были ли бы еще дополнены и нашли достойное применение. Если у кого-то есть оригинал, то я был бы рад его увидеть.

 Виды состязания

  • Марсианские черепахи *
  • Луноход *
  • Бой роботов 0 *
  • Космические пираты 0
  • Похитители звезд 0
  • Конкурс “Созвездие рыб” 0
  • Гонки “Близнецов” * 0
  • Катание на “Фаэтоне” *
  • Полет кометы *
  • След болида *
  • Вавилонская башня *
  • “Иглу”– домик эскимосов *
  • Метание “нанайского топора” * 0
  • Состязание созвездия Стрельца * 0

Виды обозначений: 0 – летние виды; * - зимние виды

Марсианские черепахи

Инвентарь: санки – 2 шт.

Соревнуются 2 пары участников. Двое садятся в санки спиной друг к другу, толкаясь ногами стараются первыми достичь финиша, “рис.1”

Рис. 1

Рис. 1

Луноход

Инвентарь: санки – 2 шт., палки – 2 шт.по 50 см., стакан – 2 шт.

Соревнуются 2 участника. Они садятся на санки и, толкаясь палками, достигают рубеж, там берут стакан и набивают его снегом, затем выбивают снежок из стакана (проба лунного грунта взята) и возвращаются обратно, “рис. 2”

Рис. 2

Рис. 2

Бой роботов

Оборудование: на поверхности площадки обозначить круг диаметром 2 метра.

Бой ведут 2 робота, руки за спиной, стоя на одной ноге играющие стараются вытолкнуть из круга соперника, или вывести из равновесия, “рис. 3”

Рис. 3

Космические пираты

Оборудование:

а) ограниченная площадка;

б) бумажная лента на скотче по количеству играющих, 2 пиратские повязки.

На спину приклеивается бумажная лента (можно в виде дужки). Играющие не дают возможности пиратам оторвать ленту. Игра длится 2-3 минуты, выигрывает та команда, чьи пираты (их двое или один) оторвут больше лент. Пираты назначаются в команде.

По окончанию тайма команды меняются местами, “рис. 4”

Рис. 4

Рис. 4

Похитители звезд

Инвентарь: звезды по количеству игроков (красные или зеленые)

Играющие выстраиваются напротив друг друга, по очереди соперники похищают звезды, которые игроки держат на расстоянии вытянутой руки, удерживая двумя пальцами. Если похититель успеет убежать до контрольной линии, он выиграл. Если проиграл (его догнали и осалили), то дает свою звезду, “рис. 5”

Рис. 5

Рис. 5

Конкурс “Созвездия рыб”

Инвентарь:

а) удочки (палка 1,5 м, нитка, поплавок, крючок)

б) макеты рыб или кегли с кольцом.

Играющие должны “поймать” за 5 минут как можно больше рыб. Выигрывает та команда, чьи игроки “поймают” больше рыб.

Гонки “Близнецов”

Инвентарь: лыжи с креплениями на 7 человек – 2 пары.

Участники гонок становятся на лыжи по 7 человек и согласованно идут к намеченному финишу. Команда, закончившая гонку первая, становится победителем.

Катание на “Фаэтоне”

Инвентарь:

а) санки – 1 шт.;

б) коньки – 4-6 пар;

в) кегли – 2 шт.

Соревнование проводится на льду. Участники садятся на санки, конькобежцы толкают участника, и скользят к финишу, затем гонщики меняются местами. Выигрывает команда, закончившая соревнования первой, “рис. 6”

Рис. 6

Рис. 6

Полет кометы

В соревнованиях принимают участие 6 конькобежцев: 3 мальчика и 3 девочки.

Стартующие бегут до флажка или стойки и передают эстафету. Выигрывает команда, закончившая бег первой, “рис. 7”

Рис. 7

Рис. 7

След болида

Игра проводится на площадке 30 х4 0 метров, покрытой рыхлым снегом. Участникам за 4-5 минут нужно обозначить дорожками геометрические фигуры. Участники, обозначившие точнее по размерам – выигрывают: треугольник 6 на 4 м; прямоугольник 5 на 2 м; трапеция со сторонами 2, 3,3,4 м; круг диаметром 3 м; прямоугольный треугольник со сторонами по 4 м, “рис. 8”

Рис. 8

Рис. 8

Вавилонская башня

Оборудование: лопата штыковая – 2 шт.

За определенное время нужно из плотного снега вырезать кирпичики и соорудить из них башню. Основание башни приблизительно 50 см. х 50 см.

Выигрывает команда, игроки которой соорудят башню выше. Время 5-6 минут, “рис. 9”

Рис. 9

Рис. 9

Метание “нанайского топора”

Инвентарь:

а) пластмассовая палка (можно деревянная), приблизительно 50 см;

б) мяч резиновый, средний по величине.

Мяч привязывается к палке с одной стороны. Играющие должны попасть “топором” в мяч баскетбольный, который служит мишенью. Каждое попадание 1 очко. Время состязаний – (определите сами). “Топор” можно метать на дальность, “рис. 10”

Рис. 10

Рис. 10

Состязание созвездия Стрельца

Оборудование: два макета снеговика крепятся к трубе жестко. Трубка надевается на стержни с основанием и упором.

Снежками нужно повернуть снеговика боком к себе, на кого будет смотреть снеговик, тот и проиграл. Время игры 5-7 минут, по истечении каждой минуты определяется счет, общий итог по набранным очкам, “рис.11”

Рис. 11

Рис. 11

“Иглу” – домик эскимосов

Инвентарь: лопаты штыковые – 2 шт.

За определенное время нужно соорудить шалаш из пластов снега с остроконечной или овальной крышей, чтобы в нем можно было разместиться человеку в пургу.

Подготовка команд

  • Форма участников.
  • Парадный шаг.
  • Легенда гостей.
  • Рапорт и построение.
  • Показательные выступления.
  • Эмблема отряда инопланетян.

Инвентарь

  • санки (одни),
  • звезды (по количеству участников) в среднем в отряде 20-25 человек,
  • палки – 2 шт. по 50 см,
  • эмблема – одна на команду,
  • коньки – 6 пар,
  • лопаты штыковые – 2 шт.

Элементы костюмов участников состязания

  • Очки.
  • Маска.
  • Антенна.

Каждый класс готовит одного “инопланетянина” из числа освобожденных участников своего класса. Всем костюмы не обязательно.

Условия подготовки формы:

  • Минимум времени для подготовки
  • Максимум фантазии

Пресс центр – штаб игры

  • находимся на обозначенной площадке в палатке;
  • имеет стенд-схему движения команд;
  • готовит маршрутные карты;
  • ведет съемку на видео или фотоаппараты;
  • приглашает для показательных выступлений автомобилистов;
  • обеспечивает деление команд, распределяет их на этапы;
  • готовит таблички с названием этапа.
Маршрутная карта команда “Вега”
№ этапа Время старта Вид состязаний Соперник Результат
1   Гонки “Близнецов” “Орион” 1
2   Полет кометы “Кассиопея” 1
3   Вавилонская башня “Дракон” 2
4   Состязания “Стрельцов” “Альтаир” 1
5   Метание “топора” “Марс” 2
6   “Иглу” “Сатурн” 1
7   “Космические пираты” “Венера” 1
Сумма мест – 9 баллов

Оформление места соревнований.

Оборудование.

  • Флаги рассвечивания (красные, зеленые, желтые, синие) 20 штук.
  • Шары, гирлянды из шаров – 50-80 штук.
  • Макеты:
  • а) спутника;
    б) космического корабля – 1;
    в) НЛО – 1;

  • Проволока стальная – 40-50 метров.
  • Мегафон.
  • Проигрыватель.

Схема места проведения

Макеты кораблей, звездолеты

Макеты изготавливаются из ДВП “рис.12”

Рис. 12

Рис. 12

Варианты установки макетов:

а) на площадке;

б) на стене;

в) движущиеся макеты по проволоке: макеты без сброса; макеты со сбросом (приземление космических кораблей).

Конкурс макетов (от каждой команды по одному) – оценивается оригинальность.

Рапорт о построении

Равняйтесь, смирно (команда принимает необычное положение). Команда “Кассиопея” на межпланетные игры в количестве 22 человек построена, командир отряда Петров Виталий.

Деление команд

а) по классам (соревнования между параллелями)

б) по расчету на 1-й – 2-й – 3-й – 4-й – 5-й – 6-й Каждый класс рассчитывается, и первые номера всех классов организуют команду, 2-е – то же самое – 2-ю команду.

В командах выбирают капитана.

В разных состязаниях участвуют разные участники. Участников назначает командир.

Команде выдается эмблема, и закрепляется инопланетянин с картой маршрута движения по этапам игры.

Команде присваивается  порядковый номер.

в) делить команды нужно с расчетом на количество этапов состязаний.

г) по сигналу команды меняют место соревнований и движутся по маршруту к следующему этапу.

д) при подведении итогов соревнований, награждаются самые активные в отряде. Проигравшего класса не бывает, всем весело и интересно.

Все получили заряд здоровья.

Классы идут на чаепитие.

Праздник можно приурочить к Дню здоровья.

Время нахождения на этапе определяется видом соревнований, возрастом участника и временем, отведенным для проведения соревнований.

Показательные выступления

Команда готовит 1 выступление продолжительностью 3-5 минут:

а) спортивный танец;
б) пирамиды;
в) массовые гимнастические упражнения;
г) фокусы;
д) и т.д.

Показательные выступления выполняются между таймами игр.

Музыкальное оформление

Музыка применяется при выходе команды на парад, в показательных выступлениях, при подъеме флага соревнований, в паузах между играми.

Парадный шаг

Звучит музыка, бьют барабаны, участники выходят на построение необычным “фантастическим” шагом, они ведь являются гостями с другой планеты.

Варианты: прыжками, бегом, вприпрыжку, шагом многоножки и т.д.

Легенда гостей

Когда идет парад, диктор, из числа освобожденных участников, представляет команду, объявляет планету.

Например: мы прибыли с планетного созвездия льва, среди наших участников находятся чемпионы:

  • по гладиаторским боям Семенов Олег _______________________________________,
  • по звездолетам Иванов Александр___________________________________________,
  • командир отряда спортсменов Тишкин Алексей___чемпион галактики среди астронавтов по путешествиям на астероидах.

Судейская коллегия

I – этап судит (фамилия,имя) победитель галактики по борьбе без правил.

II – этап -//- //- //- //-//-//- чемпионка вселенной по наблюдениям за туманностями.

III – этап - //-//-//-//-//-//- победитель созвездия большой медведицы по исследованию “черных дыр”.

IV - и т.д.

Судьи из числа учащихся спец.мед.групп и освобожденных от физических нагрузок. Учителя выполняют роль инструкторов на этапах и ведут фото и видеосъемку интересных моментов на этапах.

Для своих игр вы можете взять не все виды состязаний, а те, что вам приемлимы.

PS. Больше фантазии, мечты и выдумки. Дерзайте!

 Литература

  1.  А.А. Гриедис. “Подвижные игры” Ленинград. 1961 г.
  2.  И.М. Коротков. “Зимний пионерский лагерь” М.: “Молодая гвардия ЦК ВЛКСМ” 1959 г.
  3.  Л.В. Былеева, Коротков И.М. Подвижные игры. М.: Физкультура и спорт. 1982 г.
  4.  Материалы личного опыта работы в пионерском лагере “Орленок” и в школе.