Охрана животных и растений леса

Разделы: Начальная школа


Оборудование:

1. Видеофильмы “ Природа России”, “ Заповедники России”.

2. Старичок – лесовичок;

3. Профессор лесных наук ( в черной мантии);

4. Друзья леса;

5. Кроссворд;

6. Игра “ Волшебная сова”;

7. Плакат “ Хозяйственная деятельность человека в природе”;

8. Аудиозапись “ Голоса птиц”.

Ход урока.

1. Оргмомент.

2. Повторение.

( Звучит запись “ Голоса птиц” . Класс превращается в лесную полянку. За столом сидит Профессор лесных наук в черной мантии.)

- Сегодня мы поговорим с вами о лесе, о растительном и животном мире лесов.

( Входят друзья леса и читают стихи)

Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес.
Ты о чем шумишь листвою,
Ночью темной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь, какая птица?
Все открой – не утаи
Ты же видишь – мы свои!

2. Появляется Старичок – лесовичок с корзинкой лесных орехов.

Старичок: - Я тысячу лет живу в этом лесу, а вас не видывал.

Вы кто такие?

- Мы юные натуралисты – друзья леса.

Старичок: А я Старичок – лесовичок или леший.Как хорошо, что у меня такие помощники появились. Стар я стал, не успеваю следить за порядком в своих лесных владениях. А они у меня огромные!

Профессор: - Пятая часть мировых лесов находится в России.

Учитель: - Может ты, Старичок – лесовичок, покажешь нашим ребятам лес и его обитателей?

Старичок: - Слово есть заветное. Разгадаете заветное слово и я раскрою вам свои лесные тайны.

Разгадываем кроссворд.

(Читают друзья леса):

Рис.1

1. Необычные цветы
Просто чудо красоты.
Яркие, пахучие,
Ай, ай, ай – колючие!

( Шиповник)

2. Не заботясь о погоде,
В сарафане белом ходит.
А в один из майских дней
Май сережки дарит ей.

( Береза)

3. Вроде сосен, вроде елок,
А зимою без иголок.

( Лиственница)

4. Сосновый лес.

( Бор)

5. Растение, которое никогда не цветет.

( Мох)

6. Распустились в лесной глуши
Белые душистые цветы.

( Ландыши)

7. Бусы красные висят,
Из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти
Дети, птицы и медведи.

( Малина)

Старичок: - Молодцы! Порадовали старика. За это я хочу пригласить вас к себе в гости в лес. Но прежде скажите, как надо вести себя в лесу?

Ответы детей. “ Правила друзей леса”.

Старичок: - Главное правило – не ловить животных, не пугать их, не обижать даже самых маленьких жучков и червячков.

Учитель: - Смотрим фильм внимательно. В конце Старичок – лесовичок проверит, что вы запомнили о животных.

3. Знакомство с новым материалом.

Смотрят фильм “ Природа России”.

4. Закрепление.

Игра “ Волшебная сова”.

Рис 2.

Пояснение: 1.таблица, на месте + с обратной стороны прикреплен магнит;

2. СОВА с магнитом на обороте;

3. картинки животных с цифрами ( медведь – 5, рысь -7,

белка – 1, лось – 9, заяц – 2, кабан – 4, лиса – 10, дятел -3,

тигр – 8, соболь – 6.

Читают друзья леса. ( Правильность ответа помогает увидеть “Волшебная сова” ).

1. “ Хозяин тайги”. Считается хищником, но питается в основном корешками и ягодами. Зиму проводит в берлоге. ( Медведь – 5).

2. Похожий на кошку зверь, но более крупный с коротким хвостом. На концах ушей – кисточки. Окраска рыжеватая с темными пятнами. (Рысь -7).

3. Подвижный зверек. Прекрасно лазает по деревьям, с удивительной легкостью перепрыгивает с ветки на ветку. Питается семенами ели, орехами. На зиму запасает грибы. ( Белка – 1).

4. Сильный травоядный зверь на высоких, стройных ногах. У самцов осенью – тяжелые рога в виде лопаты с острыми отростками. ( Лось – 9).

5. Небольшой зверек с длинными ушами и коротким хвостом. Летом – серый, зимой – белый. Питается корой деревьев и молодыми побегами. (Заяц -2)

6. Животное, родственник домашней свиньи. Покрыт густой щетиной. Имеет большие клыки. Питается желудями, корешками растений. ( Кабан – 4).

7. Этот зверек считается в народе “ плутовкой”. Пушистым хвостом заметает следы. ( Лиса – 10).

8. Птица черно – белой окраски с красной “ шапочкой”. Долбит кору дерева своим сильным клювом, достает личинок, короедов. ( Дятел – 3).

9. Зверь семейства кошачьих. Очень пластичен, грациозен. Окрас рыжий с темными полосами. Занесен в Красную книгу. ( Тигр – 8).

10. Маленький зверек с ценным мехом. Его называют “ жемчужиной леса”. Встречается только на территории нашей страны. ( Соболь – 6).

5. Физкультминутка.

6. Охрана природы.

Лес – это природное сообщество. В нем прекрасно уживаются животные, птицы, насекомые. Все находится в равновесии. И человек не должен нарушать это равновесие.

Жить в зеленом мире этом
Хорошо зимой и летом.
Жизнь летает мотыльком,
Шустрым бегает зверьком,
В облаках кружится птицей,
Скачет по ветвям куницей.
Жизнь прекрасна, жизнь вокруг, -
Человек природе друг!

Только всегда ли человек относится к природе, как к другу?

Рассмотрим плакат. Почему животные и птицы встречаются все реже?

( Плакат “ Хозяйственная деятельность человека в природе.”.

  • Рубят лес.

Профессор: - Площадь лесов ежеминутно уменьшается на 20 га.

  • Пожары.

Профессор: - От пожаров страдает ежегодно 20 млн. га леса. 97% пожаров возникает по вине человека. Кострище не зарастает в течение 5-7 лет.

  • Охота. Браконьеры.

Профессор: - За 30 лет на земле истреблено 280 видов птиц и млекопитающих, а 450 видам грозит опасность исчезновения.

  • Ловят рыбу.

Профессор: - За год из морей изымается 70 млн. тонн рыбы.

  • Строят плотины.

Профессор: - Плотины в 20-30 раз снижают скорость течения рек. Это приводит к их заиливанию.

Люди рвут красивые растения, а животных истребляют ради меха или мяса. Бабочек – за красоту, лягушек – за то, что не нравится внешний вид.

Многие растения и животные, которые раньше встречались часто, сейчас стали редкими. Они занесены в Красную книгу. Эта книга называется так, потому что красный цвет – сигнал опасности. Защити их, иначе они навсегда исчезнут с лица земли.

Выходят дети с картинками некоторых животных, занесенных в Красную книгу.

Охраняются Красною книгой
Столько редких животных и птиц.
Чтобы выжил простор многоликий
Ради света грядущих зарниц.
Красная книга – красная!
Значит природа в опасности!
Значит нельзя терять даже миг,
Все живое зовет.

Создаются заповедники, заказники, где животные и птицы охраняются законом.

Смотрим фильм “ Заповедники России”

7. Обобщение. Итог.

- О чем говорили на уроке? Какой делаем вывод?

Дети получают подарки от Старичка – лесовичка –лесные орешки.