Урок развития речи. Изложение по коллективно составленному плану. Зимняя рыбалка

Разделы: Начальная школа


4-й класс (1-4)

Тема. Изложение по коллективно составленному плану. Зимняя рыбалка. (По А. Ливеровскому.)

Цель. Развитие умения передавать содержание текста по коллективно составленному плану. (Составление плана путём словесного иллюстрирования.)

Оборудование. Текст “Зимняя рыбалка”, заголовок текста напечатан на отдельных листах, отдельно на листах напечатаны слова из словаря, детские рисунки на тему “Я на рыбалке”.

Ход урока

I. Организационный момент.

II. Вступительная беседа.

Учитель. Прочитайте слово на доске … (На доске лист с напечатанным словом “рыбалка”.)

Дети. Рыбалка.

У. Что такое рыбалка?

Д. Рыбалка – это рыбная ловля (у рыбаков – любителей).

У. Расскажите о том, как вам довелось побывать на рыбалке (при рассказывании дети демонстрируют свои рисунки) по плану:

1. Когда?

2. С кем?

3. Где?

4. Какой улов?

Дети отвечают.

У. Спасибо за интересные рассказы. Вы рассказали о рыбалке, о том, как она проходит. Но ведь этому предшествует подготовительная работа. Расскажите, как вы готовились к рыбалке, включая следующие пункты:

1) приготовление; выбор места;

2) сборы в дорогу;

3) поездка до назначенного места.

Дети отвечают.

У. Итак, каждой рыбалке предшествует подготовительная работа. Представили, что всё уже приготовили, приехали на место. Наконец – то, сама рыбалка …

III. Работа с текстом.

1. Ознакомление с текстом.

У. Я прочитаю вам рассказ о необычной рыбалке. Прослушав его, вы должны будете ответить на вопрос: в чём необычность этой рыбалки?

Зимняя рыбалка.

Зимнее солнечное утро. Рыбак хлопочет у проруби. В такую погоду хорошо берут приманку налимы. Богатый улов унёс с реки человек.

Слетелись к проруби вороны. Подошла ворона к лунке и ждёт. Выплыла рыбка подышать. Раз – рыбёшка в клюве!

Воронью стайку лисица спугнула. Осторожно обходит хитрый зверь прорубь, принюхивается. А вот и пожива! Затерялся окунёк в снегу. Видно, лисье чутьё лучше птичьего глаза.

Ушла лисица. Из проруби показалась выдра. В зубах у охотницы плотичка. Съела выдра рыбку, почистилась и ушла под воду.

У. В чём заключается необычность этой рыбалки?

Дети отвечают.

2. Анализ содержания.

У. Кто же занимался рыбалкой в этот зимний день?

Д. В этот зимний день рыбалкой занимались: человек, вороны, лисица и выдра.

У. Кого ловил человек?

Д. Человек ловил налимов.

У. Как ворона поймала рыбёшку?

Д, Ворона подошла к лунке и стала ждать. Через некоторое время выплыла рыбёшка подышать. Раз – и рыбка в клюве!

У. Где и как нашла поживу лисица? Объясните, что такое пожива.

Д. Пожива – это, то, чем можно поживиться, лёгкая нажива.

Лисица спугнула стайку ворон. Потом осторожно обошла вокруг проруби, принюхиваясь. Лисица в снегу нашла окунька. Видно, вороны его не заметили.

У. Объясните, что значит “лисье чутьё лучше птичьего глаза”.

Дети отвечают.

У. Какой же рыболов был последним?

Д. Последним рыболовом оказалась выдра.

У. Выдра – хищное, хорошо плавающее животное, может долго находиться под водой.

Как выдре удалось поживиться рыбой?

Д. Выдра вынырнула из проруби, и в зубах у неё была плотичка. Охотница съела рыбку, почистилась и ушла под воду.

У. Как бы вы озаглавили текст? (Варианты предлагают учащиеся.)

Автор предлагает такой заголовок: Зимняя рыбалка. (К слову “рыбалка” слева прикрепляется слово “Зимняя”.) Поясните данный заголовок.

Деление на части.

У. Назовите картинки, которые увидел писатель на льду. Перечислив их и выделив по порядку действующих лиц, мы разделим текст на части.

Дети отвечают, в процессе работы получается следующее:

1. Человек – рыбак.

2. Вороны.

3. Лисица.

4. Выдра.

У. На сколько частей разделили текст?

Д. Текст разделили на четыре части.

У. Названия частям дали по действующим лицам. Как одним словом их можно назвать?

Д. Рыбаки.

У. Назовите главное условие для всех, чтобы рыбалка состоялась.

У. Кто проделал прорубь?

Д. Прорубь проделал человек, так как он был первым рыбаком.

У. Правильно, с действий человека началась зимняя рыбалка.

IV. Повторное чтение текста.

У. Ещё раз прослушайте текст. Слушайте, думайте, как озаглавить каждую часть.

Чтение текста.

Составление плана. Рассказ по частям, озаглавливание каждой части. Заполнение словаря (проводится орфографическая работа).

    План

    Словарь

    1. Человек – хороший рыбак.    

    2. Вороны на рыбалке.

    3. Ну и чутьё у лисы!

    4. Подводный рыбак.

    прорубь

    приманка

    налимы

    выплыла

    рыбёшка

    принюхивается    

    пожива

    окунёк

    выдра

    плотичка

Устное изложение по плану (рассказывает один ученик).

IV. Физпауза.

Упражнение “Лобно-затылочная коррекция” (помогает снять напряжение во время урока) улучшает мозговое кровообращение.

Упражнение выполняется в течение одной минуты, сидя, с закрытыми глазами. Правая рука кладётся на лоб, левая – на затылок. (Одновременно руками выполняются круговые движения в противоположных направлениях.)

У. Текст мы разделили на четыре части. При записи текста помните, что каждая часть пишется с красной строки. Следует грамотно писать слова, правильно оформлять на письме предложения. При затруднении в написании какого – нибудь слова, обратитесь к орфографическому словарю.

V. Написание изложения. Самопроверка.

VI. Итог урока. Зачитывание готовых работ учащимися.