Урок развития речи "Подготовка к сочинению — описанию внешности и костюма по картине Ф.В. Сычкова "Учительница-мордовка" (7-й класс)

Разделы: Русский язык, Литература

Класс: 7


Цели: познакомить учащихся с творчеством Ф.В.Сычкова, подготовить их к осознанному восприятию картины;

-углубить представление об описании внешности;

-показать, как замысел художника определяют выразительные средства;

-совершенствовать умение собирать и систематизировать материал, на основе которого будет создано высказывание;

-развивать чувство прекрасного, воспитывать любовь к своей Родине.

Эпиграфы:

Самая занимательная для нас
поверхность на земле – это
человеческое лицо.
Г. Лихтенберг

Какие красивые костюмы, и
как красивы душой были люди,
которые придумали их.
Н. Ситникова

Оборудование: эпидиаскоп, диапроектор, набор слайдов “Творчество Ф.В.Сычкова”, магнитофон, аудиозаписи (мордовская лирическая музыка, “Лунная соната” Л. ван Бетховена).

Оформление: репродукции портретов работы Ф.В.Сычкова, мордовский национальный костюм.

  1. Вступительное слово учителя.
  2. /Звучит лирическая музыка/

    Ребята, представьте, мы с вами, не торопясь, идем по залам музея. С развешанных по стенам холстов на нас смотрит множество человеческих глаз – одни вопрошающе, другие – грустно, третьи – холодно и надменно, четвертые – насмешливо и иронично. В них мысль и боль, страдание и молчаливая исповедь, погруженность в себя и приглашение к диалогу. Бесконечное разнообразие лиц, характеров, судеб…

    Есть лица, подобные пышным порталам,
    Где всюду великое чудится в малом.
    Есть лица – подобие жалких лачуг,
    Где варится печень и мокнет сычуг.
    Иные холодные, мертвые лица,
    Закрыты решетками, словно темница.
    Другие – как башни, в которых давно
    Никто не живет и не смотрит в окно.
    Но малую хижинку знал я когда-то.
    Была неказиста она, небогата,
    Зато из окошка ее на меня
    Струилось дыханье весеннего дня.
    Поистине, мир и велик, и чудесен!
    Есть лица – подобье ликующих песен.

    Мы внимательно всматриваемся в лица на портретах, воочию убеждаясь в мудрости афоризма немецкого писателя Г. Лихтенберга: “Самая занимательная для нас поверхность на земле – это человеческое лицо”.

    Сегодня урок мы посвятим подготовке к сочинению-описанию внешности. А для этого мы познакомимся с творчеством Ф.В.Сычкова, соберем материал для домашнего сочинения и составим примерный план.

  3. Подготовка к сочинению по картине Ф.В.Сычкова
  4. “Учительница-мордовка”.

    1. Словарно-орфографическая работа.
    2. /Через эпидиаскоп проецируется текст/

      Художник создает свои портреты, обогащенный впечатлениями, полученными во время общения с людьми. Многие картины овеяны атмосферой радости, непринужденного веселья. Наш взор привлекает многокрасочная палитра, яркий колорит. Автор изображает крестьянских девушек, наряженных в праздничные сарафаны и платки. Они стоят среди буйной зелени и цветов, насыщенных солнцем и светом.

      Задания.

      а. Прочитайте текст, запишите слова художник, картина, изобразил, подберите к ним синонимы /автор картины, живописец, портретист; репродукция, полотно, холст, произведение живописи; показал, передал, запечатлел, написал/.
      б. Выпишите слова колорит, палитра, портрет. Обращаясь к словарю С.И.Ожегова, дайте толкование этих слов, составьте словосочетания или предложения с ними /многокрасочная палитра, яркий колорит, живописный портрет/.
      в. Выпишите из текста причастия, объясните правописание Н и НН.
      г. Перескажите текст.

    3. Беседа о портрете как о жанре.
      1. Какие жанры живописи вы знаете?
      2. В чем отличительная особенность портрета? /На портрете изображается внешность человека, поза, выражение лица, костюм/.
      3. Можно ли за внешним сходством в портрете увидеть что-то большее? /Задача художника-портретиста – показать не только внешнее сходство, но и черты характера, настроение, внутренний мир героя./
      4. В каком стиле речи лучше описывать портрет? /В художественном стиле/.
      5. Назовите особенности художественного стиля. /Выражает определенные эмоциональные чувства человека; отличается образностью, используются эпитеты, метафоры, сравнения; наличие сложных предложений, предложений с однородными членами и причастными оборотами/.
    4. Работа с картиной Ф.В. Сычкова “Учительница-мордовка”.

    Портрет – это ни что иное как описание внешности. Сегодня мы будем работать над сочинением-описанием в художественном стиле. А для этого обратимся к творчеству нашего талантливого земляка художника Ф.В.Сычкова, изобразившего на своих полотнах удивительную землю с удивительной историей и замечательными людьми.

    Я не случайно обратилась к работам мордовского художника. Мне хочется, чтобы вы больше узнали об истории родного края, знали и бережно относились к традициям мордовского народа. Ведь каждый народ во все времена своего существования воспевает свой край, свою малую родину. О том, как прекрасна земля владимирская, убедительно рассказал нам Владимир Солоухин, Сергей Есенин заставил полюбить рязанщину, о своей большой и малой родине писал Расул Гамзатов. Открыть красоту мордовской земли, повседневную, будничную, помогают музыкальные произведения Кирюкова, скульптура С.Д.Эрзи, живопись Ф.В.Сычкова.

    1. Сообщение учащегося о художнике Ф.В.Сычкове.
    2. /Звучит “Лунная соната” Л. ван Бетховена, проецируются слайды/.

       Ф.В.Сычков

      Родился художник 14 марта 1870 года в селе Кочелаево Наровчатского уезда Пензенской губернии /ныне Ковылкинский район Мордовии/. Беспросветная нужда крестьянина-бедняка, лишившегося в детстве отца, саманная, под соломенной крышей изба, лапти, зипун, домотканая рубаха, кусок черного хлеба – вот что было уделом Федота Васильевича в детстве. Но природная одаренность, отменное трудолюбие и содействие добрых учителей открыли путь подростку к глубокому пониманию прекрасного. Симпатии и сердце художника раз и навсегда были отданы одной теме – жизни родного села Кочелаево. Труд, праздники односельчан, природу родного края воспел он в своих произведениях. В народе, среди которого жил Федот Васильевич, он видел и ценил особые черты – оптимизм и жизнелюбие. “Не люблю, когда плачут”,- так чуть рассеянно и даже наивно объяснял свою творческую позицию художник.

      Вглядитесь в лица на полотнах портретиста. Какие разные люди и судьбы. Вот портрет матери Ф.В.Сычкова, задумчиво сидящей у окна.

      Портрет матери

      А это – романтический портрет его жены.

      Портрет жены

      Вот перед вами характерный для художника детский портрет “Гринька”.

      Гринька

      На следующем слайде мы видим трактористок-мордовок, изображенных в праздничных национальных костюмах.

      Портрет трактористок-мордовок

      Когда внимательно смотришь на эти картины, понимаешь, что за кажущейся простотой содержания скрывается буря чувств художника, страстно влюбленного в свою Родину, в благородные качества человеческой души.

      Но особое внимание хочу обратить на портрет учительницы-мордовки.

      Портрет учительницы-мордовки

      Чтобы написать этот живой портрет, самые звонкие, яркие, сочные краски собрал на холст живописец. Картина была создана в 1937 году. У портрета есть конкретный прототип – мордовская учительница Софья Павловна Рябова. Но не только в передаче внешнего сходства, которое так поразительно для сычковских портретов, видел свою задачу автор. Он раскрывает черты характера и внутренний мир героини.

    3. Сбор материала и составление плана.
    4. У каждого из вас на столах есть репродукция этой картины. Давайте рассмотрим ее. Обратим внимание на внешность женщины, костюм, краски, которым написано полотно. Таким образом, мы подберем материал для домашнего сочинения. Попутно мы будем составлять план и записывать его в тетрадь.

      План

      • История создания картины.
      • Описание внешности героини:
      • а. Поза /сидящая на скамье, в минуты отдыха, спокойная, свободная/;

        б. Черты лица /овальное, правильной формы, румяное, задумчивое, немного строгое; глаза большие, карие, выразительные, умные, смотрят пристально; брови чуть нахмурены, нос прямой, губы полные/;

        в. Одежда.

        Молодая женщина представлена в праздничном национальном костюме. Чтобы лучше рассмотреть его, я предлагаю вам совершить небольшую экскурсию в мордовское село.

        /Звучит лирическая мордовская музыка/.

        Представьте, мы идем по улице. Перед нами деревянные дома с резными наличниками. Здесь работают девушки-мокшанки. Долгими зимними вечерами под протяжную мордовскую песню вышивают они свои праздничные наряды.


        Все вышивала долгими веками
        Рубаху из льняного полотна.
        Как будто это мудрыми руками
        Писала о своей судьбе она.

        Справа налево мелькает проворная рука с иглой, то прямо, то наклонно ложатся на ткань плотные короткие стежки, бегут друг за другом по прямой линии. Скрещиваясь по два, по шесть, образуя крестики, ромбики, розетки. И простенькая белая рубаха расцветает красивыми рельефными узорами, которые мордовские мастерицы вышивают без всякого рисунка, без канвы, просто по счету нитей. Почти всегда вышивка дополняется всевозможными отделочными материалами – бисером, разноцветными бусами, лентами, блестками, цепочками, кисточками из шерсти, раковинами и даже пуговицами.

        Обратите внимание на эти костюмы. Они еще хранят тепло человеческих рук, человеческой души. Так и хочется вслед за Н.Ситниковой воскликнуть: “Какие красивые костюмы, и как красивы душой были люди, которые придумали их”.

        Любая деталь мордовского костюма имеет свое название.

        Рубаха – панар.

        Ркава, расшитая затейливыми яркими узорами.

        Вокруг шеи – всевозможные украшения из бисера, монет, стекляруса. Одно из них – сюлгамо – является частью герба Мордовии.

        У пояса несколько кистей потяжелее, набранных из более крупных бусин и раковин-каури, которые привозились с моря.

        На голове кокошник – панго – разукрашенный блестками, бусинами, вышивкой.

        Не правда ли красиво!

        Запишите слова, обозначающие детали мордовского костюма.

        г. Характер /добрый, спокойный, влюбленный в свое дело и в свой народ человек/.

      • Фон картины /краски яркие, сочные: красные, желтые, зеленые, синие; выражают жизнерадостность, красоту человека и красоту родного края/.
      • Мои впечатления от картины.
    5. Чтение текста-образца (авт. Сурина М.И.).
    6. Одна из лучших работ мастера, посвященных людям Мордовии, картина “Учительница-мордовка”, написанная в 1937 году. Сидящую на скамье молодую женщину художник представил в окружении цветущих садовых растений, в праздничном национальном наряде.

      В серьезном, немного строгом лице, в задумчивом взгляде внимательных глаз, в спокойной позе чувствуется возвышенность помыслов. Пристально, сосредоточенно смотрят умные глаза. Брови чуть нахмурились, повинуясь внутреннему движению мысли. И только юная свежесть чистого овала, нежный румянец на еще пухлых щеках, цветущих здоровьем, удивительно гармонирует с фоном портрета – ярким, залитым солнцем, напоенным благоуханием цветов.

      Это восторженная красочная поэма о том, как представляет себе Ф.В.Сычков среду, мир, в котором должен жить человек. Цветовое решение портрета способствует раскрытию цельности и чистоты образа. Особенно щедро художник использует красный цвет, создавая тем самым настроение праздничной приподнятости. Как под лучами щедрого летнего солнца цветет и благоухает земля Мордовии, так же расцветают таланты, творческие и духовные возможности людей.

  5. Домашнее задание: напишите сочинение по картине Ф.В.Сычкова “Учительница-мордовка”.
  6. Подведение итогов.

Вот и подходит к концу наш урок. Я надеюсь, что вы узнали для себя много нового и интересного /познакомились с творчеством Ф.В.Сычкова, узнали интересные сведения о создании мордовского костюма, собрали материал и составили план будущего сочинения/.

/Звучит лирическая мордовская музыка/.

Картины Ф.В.Сычкова всегда будут учить людей любить родную землю, будут заражать оптимизмом, верой в человека, будут дарить людям радость, потому что замечательного живописца, певца Мордовии, певца народной жизни вдохновляли на творчество непреходящие, вечные ценности: красота земли, красота человека, красота труда и счастья.