Система уроков по теме: "Лексика в 5-х классах спортивной направленности"

Разделы: Русский язык, Спорт в школе и здоровье детей


Урок № 1 . Лексическое и грамматическое значения слов

Задачи:

  1. Определение понятий “Лексическое и грамматическое значения слов.
  2. Выработка навыка определять лексическое и грамматическое значения, исправлять грамматические ошибки, уметь сочетать слова в соответствии с их лексическим значением.
  3. Совершенствование работы со словарём.
  4. Пополнение лексикона.
  5. Развитие творческой фантазии.

ХОД УРОКА.

Каждому учащемуся дается текст.

Был день обычная тренировка. Мы готовилась к спартакиаде поэтому тренер велел нам получше стараться. Вода была холодной и как всегда пахла хлорками. На ней виднелись буйки. У стен стояли несколько лавочек на них сидели спортсмены. Маршрут известная мы должны проплыть от одних краёв бассейна до других коснуться их и плыть обратно.

Задание. Расставить знаки препинания, найти и исправить ошибки.

Учитель. Кому интересно плавать в таком бассейне? Давайте его раскрасим. Для этого найдём ключевые слова и определим их лексическое значение. Какие слова “раскрасим”? (Вода, буйки, стены, спортсмены.) Чтобы понять, как разъяснить лексическое значение, обратимся к упр. 314. Учтите, что слова могут сочетаться не со всеми прилагательными, как, например, в упр 315. Подберём эпитеты к ключевым словам.

Домашнее задание. Записать предложения из текста с эпитетами к ключевым словам.

Урок № 2. Многозначные и однозначные слова

Задачи:

  1. Определить значение терминов “многозначные и однозначные слова”.
  2. Научиться находить значение слов, использовать многозначные слова в тексте.
  3. Закрепление навыка грамотного письма.
  4. Развитие речи и логического мышления учащихся.
  5. ХОД УРОКА.

Словарный диктант.

  • Тренер,
  • на тренировке,
  • состязание,
  • спартакиада,
  • спортсмены,
  • бассейн,
  • маршрут.

– Определите слово по грамматическому значению

  • Сущ., во мн. ч., Им. п.
  • Сущ. С.р., в ед ч., Им. п.
  • Сущ ж.р. в ед.ч., П.п.

– Определите слово по лексическому значению.

  • Человек, занимающийся спортом.
  • Специалист по тренировке спортсменов.
  • Массовое соревнование по различным видам спорта.
  • Путь следования.
  • Товарный поезд, идущий без изменения состава и груза до места назначения.
  • Искусственный водоём, сооружённый для плавания.
  • Совокупность притоков реки.
  • Область залегания полезных ископаемых.

Учитель. Что такое грамматическое и лексическое значения слов? Сколько значений может иметь слово? Мы знаем 2 способа записи лексического значения слова. Как вы думаете, какой подходит только для записи значения однозначного слова? Запишите в виде простого предложения значение слова “спартакиада”. В виде словарной статьи запишем вместе значение слова “бассейн”

Бассейн, - а, м. 1. Искусственный водоём сооружённый для плавания. Плавательный бассейн. 2. Совокупность притоков реки. Бассейн реки Волги. 3. Область залегания полезных ископаемых. Угольный бассейн.

Упр. 320, 323, 321.

Домашнее задание. Упр. 322, по желанию упр. 324.

Урок № 3. Прямое и переносное значение слов

Задачи:

  1. Изучить возможности использования слов в переносном смысле.
  2. Закрепить умение определять значение слов.
  3. Развитие речи и образного мышления учащихся.
  4. ХОД УРОКА.

Учитель. Узнай предложение, расставь в нём знаки препинания.

Вода предчувствовала близкую победу поэтому она с наслаждением приняла нас в свои ледяные объятия и стала одурманивать нас болотным запахом.

– Что изменилось? Какой приём мы использовали? Приём олицетворение предполагает использование слов в переносном значении. Какие слова употреблены здесь в переносном значении? А “ледяные” в словосочетании “ледяные объятия” в каком смысле? Что ещё может быть ледяным? Запишем в столбик

Ледяная гора;
ледяной ветер;
ледяное спокойствие;
ледяной взгляд;
ледяные фигуры

– Через тире напишем значение слова “ледяной” в каждом словосочетании. Измените 4, 5, 6 предложения в нашем тексте. Потренируемся находить слова в переносном значении.

Устно упр. 329, 328.

Домашнее задание. Упр. 331, по желанию упр 329.

Урок № 4 . Прямое и переносное значения слов

Задачи:

  1. Выяснить возможности использования художественных средств выразительности в тексте.
  2. Развитие умения работать со словарём.
  3. Развитие речи, логического и образного мышления учащихся.

ХОД УРОКА.

Учитель. Описывая какой-либо предмет, мы должны максимально проявить свою фантазию. Что бы вы хотели добавить в описание бассейна так, чтобы он не перстал им быть? Например, поместим в бассейн море. Выпишите в столбик из толкового словаря слова, подходящие к новой теме. Прилагательные пишите без окончаний, так как потом будем подбирать существительные разных родов.

Айсберг;
алмазный;
бакен;
бирюзовый;
вал;
буйки;
изумрудный;
лазоревый;
лиловый;
сапфировый;
сизый;
свирепый;
седой;
коралловый;
маяк.

– Подберём к записанным словам эпитеты, метафоры, сравнения.

Айсберг – ледяная гора, стена льда, гора льда, ледяной корабль, ледяной дом.
Алмазный – льдины.
Бакен, как уточка.
Вал – жестокий неистовый.
Буйки как коралловые рифы.
Бирюзовые гребни волн.
Изумрудный.
Лазоревый.
Лиловый.
Сапфировый.
Сизый.
Свирепый вал.
Седой.
Коралловый остров.
Маяк – трамплин, тренер.

– Если мы “расцветим” теперь всё сочинение, вот, что может получиться.

Необычная тренировка.

Мы зашли в бассейн и увидели потрясающее зрелище. Стены вдруг исчезли, и вместо них нас окружало настоящее море. Вода была разных цветов: изумрудной, лазоревой, лиловой, бирюзовой, сапфировой. Алмазные льдины в ней играли в салочки. Буйки, как коралловые рифы, составляли волшебный лабиринт. Бакены показывали опасные места, а трамплин, как маяк, показывал, куда плыть.

Домашнее задание. Напишите свой вариант необычной тренировки, используя любые записанные выражения.

Урок № 5. Омонимы

Задачи:

  1. Определить значение изучаемого термина.
  2. Закрепить умение находить лексическое и грамматическое значения слов.
  3. Закрепить навык грамотного письма.
  4. Развитие речи учащихся.

ХОД УРОКА.

Словарный диктант.

Спартакиада, состязание, спортсмены, тренер, тренироваться, маршрут, бассейн, ледяной взгляд, коралловый остров, изумрудное ожерелье, бирюзовый айсберг, лазоревый цветок, неистовый вал.

Задание. Найдите слово по грамматическому значению.

  • глагол в Н.Ф.
  • Сущ. в ед. ч., Им. Пп.

Учитель. Найдите прилагательное в переносном значении. Составьте с ними словосочетание в прямом значении. Найдите в словаре значение слова “вал”. Как вы думаете, почему словарные статьи отличаются? Чем отличаются омонимы и многозначные слова?

Виды омонимов: упр. 333, 334, 337 устно, 336 письменно.

Домашнее задание. Включить в сочинение подробное описание айсберга.

Урок № 6. Синонимы

Задачи:

  1. Определить значение изучаемого термина.
  2. Научиться использовать синонимы в тексте, их художественную роль.
  3. Развить речь и образное мышление учащихся.

ХОД УРОКА.

Учитель. Читаем описание айсберга. По камим критериям оценивается художественное изящество текста? (Наличие сравнений, эпитетов, олицетворений и т.п.) Если несколько предложений мы посвящаем одному предмету, мы не можем часто использовать одно слово, мы подбираем к нему синонимы – слова, имеющие то же или похожее лексическое значение, но звучащие иначе. Например, айсберг – он – незнакомый предмет – и метафоры прошлого урока. Будут ли местоимения синонимами? В сочинении к словам “получше”, “холодной” подберём слова, которые преувеличивают. А к слову “велел” синоним, который преуменьшает. Как называются приёмы преувеличения и преуменьшения? Для чего нужны синонимы?

Упр. 338, 341 устно, 342 письм.

Домашнее задание. Упр. 338

Урок № 7. Синонимы

Задачи:

  1. Определить роль синонимов в тексте.
  2. Закрепить умение находить синонимы.
  3. Развитие речи, лингвистического “чутья” учащихся.

ХОД УРОКА.

Учитель. Увидев море в бассейне, мы удивились, опишите, как вы смотрели на море, используя глаголы, выражающие ваши эмоции (Пялились, глядели). Упр. 344 читаем. Выпишем синонимы к слову “смотреть”. Какие из них мы можем использовать, а какие нет, почему? Упр. 346. Спишите, выбирая в скобках слово, которое сочетается с главным.

Домашнее задание.  Упр. 345, подготовиться к терминологическому диктанту.

Урок № 8. Антонимы

Задачи:

  1. Определить значение термина.
  2. Выяснить возможности использования антонимов в тексте.
  3. Развитие речи и творческой фантазии учащихся.

Терминологический диктант.

Учитель. Можно ли ещё что-нибудь оригинальное прибавить к нашему сочинению? Мы упустили из виду один приём. Прочитайте предложение, расставьте знаки, определите приём.

Когда негр смеялся я видел только его белые зубы я думал что они белее, чем у любого из нас.

– А мы изучаем антонимы. Чем похожи слова “антонимы” и “антитеза”? Что обозначает приставка “анти” - против.

  • Антитеза – противопоставление.
  • Антонимы – слова с противоположным значением.

– Итак, введём в сочинение антитезу. Какие у нас ключевые слова? Что можно им противопоставить ?

  • Тёмная вода – белый айсберг
  • Бушующие волны – спокойный айсберг
  • Прыгающие буйки – ленивые спортсмены
  • Весёлые огоньки – задумчивые берега.

Виды антонимов: упр. 348 Добавить антонимы по этим признакам. Упр. 350

Домашнее задание. Написать сочинение, принести цветные карандаши.

Урок № 9 . Совершенствование написанного

Задачи:

  1. Показать пути совершенствования сочинения.
  2. Закрепление материала, изученного в разделе “Лексика”.
  3. Развитие речи учащихся.

ХОД УРОКА.

Работа со своим сочинением:

  1. Выбрать однозначное слово, написать его значение в форме простого предложения.
  2. Подчеркнуть зелёным слова в переносном значении.
  3. Подчеркнуть синим 5 многозначных слов.
  4. Выпишите, если есть, словосочетание с омонимом, чтобы было понятно значение, или придумать самому.
  5. Выписать пару синонимов.
  6. Подчеркнуть жёлтым олицетворение.
  7. Подчеркнуть коричневым гиперболу.
  8. Подчеркнуть чёрным антонимы.

Учитель. Кто использовал все цвета? Поощряется. Лучшее сочинение используем как контрольную работу.

Домашнее задание. Дополнить сочинение.