Современное преподавание математики в общеобразовательной школе

Разделы: Математика


Цель:

  1. Ввести понятие целого уравнения, степень уравнения.
  2. Умение определять степень уравнения, тип уравнений;
  3. Различные способы решения уравнений, высших степеней.
  4. Безошибочно находить методы решения уравнений;
  5. Решение уравнений, требующих предварительного упрощения с помощью формул сокращенного умножения.

Блок №1 Решить различные уравнения уже известными способами.

Цель: Закрепить знания и умения, полученные ранее.

Таблица №1 служит разминкой для дальнейшего решения уравнений более высокой степени. Следует решить два уравнения из таблицы, проверить результат, и если вы успешно справились, то перейти к следующему заданию.

ТАБЛИЦА №1

1. (х+5)(3х–6) = 0

2. х2– 6х = 0

3. (8х –1)2– х(64х + 1) = 12

4. (х –5)/2 + (4х–1)/3 = 1

5. 0.5х3– х2 = 0

Блок №2 Решить уравнения, сделав замену переменных.

Цель: Закрепить способ решения уравнений, используя замену переменных.

Пример– образец №1. Решить уравнение (х2+2х)2 – 2(х2+ 2х) = 3

Решение: Запишем равносильное данному уравнение (х2+ 2х)2 – (х2+ 2х) –3 =0, сделаем замену переменных, выражения в скобках одинаковые, поэтому можно записать:

Замена: х2 + 2х =у

Перепишем получившееся уравнение и решим его.

у2– 2у – 3= 0

Д= в2– 4ас= (–2)2– 4·1·(–3)= 16

у= 3, у= –1

Вернемся теперь к переменной х, сделаем обратную замену и решим два уравнения.

Обратная замена:

х2 +2х = 3 или х2+2х = –1

х2 +2х – 3= 0 х2 + 2х +1= 0

Д= 16 Д=0, 1 корень

х= 1, х= – 3 х= –1

Ответ: 1, –3, –1.

ТАБЛИЦА №2

Вариант 1

Вариант 2

1. (х2 +6х)2 –5 (х2 +6х) = 24

2. (х2+2)2– (х2+2) = 12

1. (х2 –5)2 –5 (х2 –5) – 36 =0

2. (х2 –4х)2 + 9(х2–4х) = – 20

Блок №3. Решение биквадратных уравнений.

Цель: Закрепить способ решения биквадратных уравнений.

Уравнение вида aх4+ bх2 + с = 0, где а,в,с – числа, х – неизвестная переменная называется биквадратным уравнением. Решение биквадратного уравнения с помощью замены переменной сводится к решению квадратного уравнения.

Пример– образец №2 Решить биквадратное уравнение х4 – 5х2 + 4 = 0

Решение: х4 –5х2 + 4 = 0, биквадратное уравнение, сделаем замену переменной и решим получившееся квадратное уравнение.

Замена: х2= t img1.jpg (5155 bytes) 0

t2–5t +4 = 0

D= 9

t= 4, t= 1

Оба корня положительные, поэтому удовлетворяют условию t img1.jpg (5155 bytes)0.

Обратная замена:

х2 = 4 или х2 = 1

х= img1.jpg (5155 bytes) х= img1.jpg (5155 bytes)

х =±2 х =±1

Ответ: ± 2, ± 1.

ТАБЛИЦА №3

Вариант 1

Вариант2

1. х4 – 2х2– 3 =0

2. 5у4 – 5у2 + 2 = 0

3. х4 –4х2 + 4 = 0

1. х4 – 5х2 – 36 = 0

2. у4 – 6у2 + 8 = 0

3. 2х4 – 9х2 + 4 = 0

Блок №4. Решить уравнения высшей степени.

Цель: Закрепить разные способы решения уравнений высших степеней.

Если, ребята, вы добрались до 4 блока, поздравляю вас, вы делаете успехи. Сейчас вам предстоит самостоятельно выбирать способ решения, переменную, которую нужно заменить.

КАРТОЧКА №4

Вариант 1

Вариант 2

1. (х2 +2х)(х2 +2х +2) = 3

2. х4 – 9х2 + 18 =0

3. (х2 –х–16)(х2–х+2) =88

1. (х2 +х)(х2 +х – 5) = 84

2. х4 – 20х2 +100 =0

3. (2х2 +7х –8)(2х2 +7х – 3) –6 =0

Блок №5.

Указания учителя. Молодцы!!! Вы, ребята, освоили решение уравнений высших степеней. Целью дальнейшей вашей работы является применение своих знаний и умений в более сложных ситуациях.

КАРТОЧКА №5

1. (х2 –1)(х2 +1) – 4(х2 – 11) = 0

2. х5 + х4 – 6х3 – 6х2 + 5х +5 = 0

3. При каких с не имеет корней уравнение

х4 – 12х2 +с = 0

Указания учителя.

В случае затруднений воспользуйтесь подсказками, данными ниже.

Подсказки.

1. Воспользуйтесь формулой (а–в)(а+в)= а2– в2, преобразуйте данное уравнение в биквадратное.

2. Сгруппируйте первое слагаемое со вторым, третье с четвертым и пятое с шестым, примените способ группировки и разложите на множители.

3. Сделайте замену и запишите условие, при котором уравнение не имеет корней, решите получившееся неравенство.