Метод проектов как способ организации обучения и воспитания на уроках ОБЖ в 6-м классе

Разделы: ОБЖ


104307 Губина М

Содержание программы ОБЖ в 6 классе отражает жизненную необходимость знаний и умений в данной области, но ученики и их родители все же относят этот предмет к группе “неосновных”. Возникает противоречие: жизненно необходимо знать, но редко кто из школьников хочет учить. Как же добиться прочных знаний? Выход один - необходимо решить задачи:

  • заинтересовать
  • убедить
  • увлечь

На мой взгляд, в данном случае метод проектов является чудесной находкой. Он расширяет горизонты в педагогической теории и практике, показывает, как от словесного воспитания и обучения перейти к обучению и воспитанию самой жизнью, т.е. является конкретной возможностью использовать жизнь для воспитательных и образовательных целей. Ученик должен стать субъектом обучения. И это, в общем,  совсем не сложно, как казалось раньше. Внедрение в жизнь принципа “Учиться, делая” дает положительный результат.

Но как сделать запуск? Решила начать работу в 6 “б” классе. В начале учебного года, знакомя ребят с темами, которые предстоит изучить, остановилась на одной из них “ Правила выживания на природе”, в которую входят в частности уроки:

  • Подготовка к походу
  • Одежда и обувь для похода
  • Правила безопасного поведения на природе

Рассказала ребятам о знаменитых путешественниках, об их удачах и неудачах, познакомила со статистическими данными, которые отражали происшествия и травмы в походах, вспомнили содержание фильма “Тайга” и ребята пришли к выводу: к походу необходимо готовиться, но как?

Данная тема изучается в октябре, и у ребят был в запасе целый месяц. Заинтересовались работой 5 учеников. Самым сложным для учителя на данном этапе является работа по организации самостоятельной познавательной деятельности учеников, так как руководить работой шестиклассников, конечно, необходимо, но это надо сделать так, чтобы они были уверены в своей самостоятельности и компетентности. Ребята прошли уже две стадии: были подготовлены к работе над проектом, выбрали проблему и вошли в третью стадию- сбор информации. В течение месяца ребята приходили ко мне со своими находками, старались соблюдать намечанные сроки. На этом этапе они обращались в местные библиотеки, выходили в Интернет. Эта работа плавно перешла в стадию разработки собственного варианта решения проблемы, так как ребята решили отработать теоретические знания на практике и побывать в походе. Но на дворе осень! Как? Куда? И тогда обратились в туристическое бюро, выбрали однодневную экскурсию в историко-культурный музей-заповедник “Томская писаница” и поэтапно отработали изученную теорию. Ребята ответственно готовились к защите своего проекта. Они не только подготовили серьезные сообщения, но и ответили на все вопросы. Кроме того, к презентации проекта они подготовили справочник- путеводитель, т.к. пришли к выводу, что на экскурсии не только отработали практически теорию, но и насладились красотой природы Кемеровской области, узнали историю края и рекомендуют всем ребятам побывать в заповеднике, позвать с собой родителей. Справочник-путеводитель содержит маршрут похода, этапы его подготовки, советы по организации, интересные сведения об уникальном музее под открытым небом и является хорошим рекламным материалом.

Метод проектов - это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая завершилась вполне реальным осязаемым практическим результатом, оформленным в виде рекламного справочника-путеводителя.

Один из основоположников этого метода Килпатрик говорил: “Проект есть всякое действие индивидуальное или групповое, совершаемое от всего сердца”. Это ярко прослеживалось на стадии рефлексии, когда ребята обсуждали результаты своей работы. Мои ребята на сегодня хорошо знают данную тему, приносят фотографии, пишут стихи, сочинения, собирают накопительный материал, сняли фильм. Вторая часть справочника-путеводителя демонстрирует этот материал. Последняя работа - рисунок Кристины “Древо желаний”. Представим себя на берегу реки Томь у этого дерева, привяжем ленточку на веточку, загадаем желание и обойдем вокруг дерева 3 раза. Согласно древнему поверью загаданное желание должно сбыться.

В нашем педагогическом единстве мы все хотим, чтобы наши ученики получали прочные знания, которые будут востребованы ими в будущем. Так пожелаем друг другу успехов.