Урок рефлексии "Единицы площади", 2-й класс (по технологии деятельностного метода)

Разделы: Начальная школа

Класс: 2


Цель:

– актуализировать способность к переводу единиц площади и действий с ними, построению фигур с заданной площадью;
– актуализировать знания о прямоугольнике, квадрате, как частном случае прямоугольника, прямоугольном параллелепипеде;
– тренировать способность к решению текстовых задач, вычитанию и сложению трёхзначных чисел;
– формировать алгоритм рефлексивного мышления;
– развивать способность к адекватному оцениванию.

Оборудование: у учителя: a карточки для каждого и для доски (на А–3):

Рисунок 1

a 7 карточек из односторонней цветной бумаги, которые прикрепляются магнитами к обозначенным местам на схеме цветной стороной вниз; цвет карточек на конце дорожки соответствует цвету стрелок в начале дорожек (на конце синей дорожки 2 карточки, одна под другой); на карточках:

Рисунок 2

Рисунок 3 

Рисунок 4

оранжевая карточка – пустая;

a другой вариант самостоятельной работы с. 59–60 для каждого;

a эталоны к самостоятельной работе с. 59–60 для каждого;

a увеличенная (А-3) ксерокопия прямоугольного параллелепипеда (№ 12, с.63.);

a эталоны к дополнительному заданию (с.60, № 12; с. 63 № 10).

у учащихся: тетрадь;

сборник с/р;

линейка;

цветные карандаши.

Этапы урока Содержание Примечания
1–2. Самоопределение к деятельности, чередующаяся с актуализацией знаний.

– Я знаю, что вы очень любите путешествовать. Хочу вас порадовать: сегодня нас ждёт путешествие да не обычное, а по… посмотрите на доску и скажите сами, где будет проходить наше путешествие? (По лабиринту.)

– Путешествуя по лабиринту, мы узнаем, чему будет посвящён сегодняшний урок.

– Какие из наших качеств мы возьмём с собой в дорогу? (Целеустремлённость, трудолюбие, внимательность…)

– Я желаю вам успеха.

  • – Начнём движение с синей стрелки. Закрасьте дорожку синим цветом.

Перевернуть карточку. С обратной стороны – она синего цвета, на ней написано задание (см. оборудование.)
 

– Что вы видите на карточках? (Пример на вычитание трёхзначных чисел и слоги.)

– Я думаю, чтобы понять задание, нужно сначала расшифровать это слово. Оно распалось на части. Соберём его. (Проверка.)

– Что же нужно сделать в этом задании? (Решить пример на вычитание в столбик и сделать проверку.)

– На своих схемах, в соответствующем квадратике сделайте такую же запись, которую мы открыли.

– Выполним задание с синей карточки под № 1:

1 у доски.
 

_ 273
  158

– Теперь выполним проверку. Как можно это сделать? (Можно сложить части, можно из целого вычесть другую часть.)

1 у доски.
 
  • – Молодцы! Двигаемся по следующей дорожке. Какого цвета следующая стрелка? (Жёлтая.)

– Закрасим эту дорожку жёлтым цветом. Посмотрим, туда ли мы попали.

– Мы пришли правильно, и здесь нас ждут… (геометрические фигуры).

– Назовите их. (Квадрат, прямоугольник, прямоугольный параллелепипед.)

– Нарисуйте их на вашем следующем квадратике.

– Вспомним, что мы знаем о каждой из этих фигур. Какой четырёхугольник называется прямоугольником? (Прямоугольником называется четырёхугольник, у которого все углы прямые.)

– Как доказать, что четырёхугольник является прямоугольником? (С помощью чертёжного угольника надо убедиться, что все углы прямые.)

– Что вы знаете о квадрате? (Квадрат – это прямоугольник, у которого все стороны равны.)

– Следующая фигура, это… (Прямоугольный параллелепипед.)

– Чем он отличается от первых двух фигур? (Прямоугольник и квадрат плоские, параллелепипед – объёмная фигура.)

– Сколько у параллелепипеда граней (рёбер, вершин)? (6граней, (12 рёбер, 8 вершин).)

  • – Отлично! Следующая стрелка – красная. Пройдите по дорожке, закрасив её красным цветом.

– Интересно узнать, куда она нас привела?

Перевернуть карточку.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Перевернуть карточку.

  -Что вы видите? (Это знак площади)

– Напишите его в соответствующем квадратике на ваших схемах.

– Что такое площадь? (Это величина, которая показывает больше ил меньше места занимает фигура на плоскости.)

– Докажите, что площадь это величина. (Её можно измерить, результат выразить числом.)

  • – Путешествуем по коричневой дорожке. Закрасим её.

– Мы пришли к следующему заданию. Посмотрим, что тут.(см?)

Перевернуть карточку.
 

– Сделайте запись в своих квадратиках.

– Что такое квадратный сантиметр? (Единица измерения площади.)

– Какие ещё единицы измерения площади вы знаете? (дм?, м?.)

– Вспомните соотношение единиц площади. (1дм? = 100см?, 1м? = 100дм?.)

– Что мы умеем делать с величинами? (Сравнивать, вкладывать, вычитать.)

– При каком условии возможно производить операции с величинами? (Когда они выражены в одинаковых единицах измерения.)

– Выполним задания, которые связаны с единицами измерения площади.

Перевернуть карточку.
 

90 см2 = … дм2

7 м2 = … дм2

2 дм2 - 8 см2

(9 дм2, 700 дм2, 192 см2.)

  • – Какого цвета будет следующая дорожка? (Зелёного.)

– Двигаемся по ней. Кто ждёт нас в конце пути? (Девочка Задачка.)

– Верно, какой же урок математики без задачи?

– Запишите в соответствующих квадратиках слово “задача”. Решим её.

Путешественники в первый день прошли 7 км, во второй день – на 2 км больше. В первые два дня они прошли на 4 км больше, чем в третий день. Сколько километров прошли путешественники в третий день?

/Дети анализируют задачу,

составляют план её решения

и записывают решение задачи./

– Посмотрите на все карточки, которые мы открыли и скажите, чему посвятим сегодняшний урок. (Выявлению затруднений, выяснению их причин и отработке.)

– Но у нас осталась ещё одна дорожка. Давайте пройдём по ней. Закрасьте её.

Открыть на доске задание.

По 1 у доски, остальные выполняют в тетрадях.

Перевернуть карточку.

 

– Посмотрим, что нас ждёт на этой карточке? (Она пустая.)

– Когда вы шли по этой дорожке, что вы заметили? Что отличает эту дорожку от остальных? (Она идёт по кругу и пересекает четыре карточки с темами сегодняшнего урока.)

– С каким затруднением вы можете встретиться, работая с любой из этих тем? (Трудности при счёте.)

– Итак, эта карточка означает… (Вычислительные ошибки.)

– Почему дорожка, обозначающая вычислительные ошибки проходит только через четыре темы? (В пятой теме не надо считать, там не может быть вычислительных ошибок.)

Перевернуть карточку.
 
  • – Итак, мы повторили всё, что необходимо для выполнения самостоятельной работы. Откройте сборники на с. 59.

– Просмотрите всю работу. Кому необходимо что-то выяснить, задайте вопрос на понимание.

– Прежде, чем приступить к выполнению с/р, поставьте перед собой цель. (Выполнить работу за отведённое время, выявить причины затруднений, если они остались.)

– Выполняйте работу.

Раздать сборники для с/р.

 

Пока дети выполняют работу, учитель нумерует темы от 1 до 7 по порядку их открытия.

3. Локализация места затруднения.

– Проверим. Помечаем свои удачи знаком “+”, промахи – знаком “!”.

– Зелёной ручкой подчеркните место ошибки и поставьте соответствующий номер.

– Достигли ли вы цели, которую поставили перед собой до выполнения с/р? Докажите. (…)

– На какие темы были ошибки?

 
4. Построение проекта выхода из затруднения.

– Поднимите руку, у кого ошибок в работе не было.

– Расскажите, что будете делать дальше? (Выполнять дополнительное задание.)

 
 

– Поднимите руку, у кого ошибок в работе не было.

– Расскажите, что будете делать дальше? (Выполнять дополнительное задание.)

– Верно. Откройте учебники на с. 60, № 12. Кто успеет, выполните № 10 на с. 63.

Как ещё можно с пользой провести оставшуюся часть урока? (Быть консультантами во время выполнения остальными ребятами второй с/р.)

– У кого были ошибки, расскажите план дальнейших действий. (Выявить причину ошибки, повторить соответствующее правило (алгоритм), потренироваться в выполнении подобных заданий.)

Записать на доске.
5. Реализация проекта выхода из затруднения, чередующаяся с обобщением во внешней речи.

-Итак, примемся за работу.

– Здесь нам пригодятся те качества, которые мы взяли с собой в дорогу перед началом нашего путешествия. Напомните их. (Трудолюбие, целеустремлённость, внимательность.)

  • – У кого есть ошибка в задании, которое мы обозначили № 1 и № 2? Назовите это задание. (Вычитание трёхзначных чисел в столбик и проверка.)

Назовите номер этого задания в работе. (№ 5.)

– В чём причина ошибок? ( Забыли уменьшить на 1 разряд, у которого занимали; неправильно выбрали способ проверки вычитания.)

/Для отработки решить пример: 984 – 437./

  • – Следующая тема обозначено № 3. Назовите эту тему и номер задания в работе. (Геометрические фигуры, задание № 1.)

– В чём причина затруднений? (Перепутали (забыли) сколько у прямоугольного параллелепипеда граней, вершин, рёбер.)

На этом этапе отрабатываются только те задания из с/р, в которых были допущены ошибки. Вычислительные ошибки оговариваются отдельно после отработки всех видов ошибок.

1 у доски.

 

– Повторим это. Посмотрите на изображение прямоугольного параллелепипеда. Сколько у него граней (рёбер, вершин)? (Граней 6, рёбер 12, вершин 8.)

  • – Рассмотрим тему № 4. Это площадь (№ 2.). У кого были затруднения в построении фигуры заданной площади. В чём их причина? (Перепутали квадратные сантиметры с клеточками тетради.)

– О каком качестве забыли, допустив эту ошибку? (О внимательности.)

– Что вы пожелаете себе, когда будете выполнять подобное задание? (Быть внимательными.)

  • – Тема № 5. Назовите тему и номер задания в самостоятельной работе. (Операции с величинами, № 3.)

– В чём причина ошибок? (Забыли соотношение единиц площади; условия, при которых возможны действия с величинами.)

– Повторим их. (1дм? = 100см?, 1м? = 100дм?.)

– При каких условиях возможны действия с величинами? (Если они выражены в одинаковых единицах измерения.)

  • – Тема № 6 – задача.

– У кого возникли затруднения в решении задачи? В чём их причина? (Ошиблись в ходе решения задачи.)

/Отработка на той же задаче./

  • – Что посоветуете тем, у кого были вычислительные ошибки? (Повторить состав числа в пределах 10 и 20.)

Повесить на доску ксерокопию прямоугольного параллелепипеда (№ 12, с.63.)

6. С/р с самопроверкой по эталону.

– Осталось ли ещё что-нибудь непонятным?

– Что будем делать дальше? (Выполним задания, подобные тем, в которых возникали затруднения.)

– Зачем мы выполняем подобные задания? (Чтобы убедиться, что затруднения преодолены.)

– Те, кто выполнил дополнительные задания, могут воспользоваться эталонами для их проверки и помочь остальным ребятам в качестве консультантов.

– При отработке затруднений, выполняйте только те задания, в которых были допущены ошибки.

– Достигли ли вы цели, которую поставили перед собой? Докажите.

– Кому не удалось достичь цели, не огорчайтесь, у вас ещё будет возможность разобраться в непонятых темах и отработать их.

– Кто успешно справился с дополнительным заданием? Порадуйте нас своими успехами.

 
 

– Те, кто выполнил дополнительные задания, могут воспользоваться эталонами для их проверки и помочь остальным ребятам в качестве консультантов.

– При отработке затруднений, выполняйте только те задания, в которых были допущены ошибки.

– Достигли ли вы цели, которую поставили перед собой? Докажите.

– Кому не удалось достичь цели, не огорчайтесь, у вас ещё будет возможность разобраться в непонятых темах и отработать их.

– Кто успешно справился с дополнительным заданием? Порадуйте нас своими успехами.

Раздать эталоны к доп. заданиям.

Раздать другой вариант с/р.

Раздать эталоны.

7. Рефлексия деятельности.

– Чему мы посвятили сегодняшний урок? (Выявлению затруднений и их отработке.)

– Что помогло нам выяснить, чему будет посвящён урок? (Путешествие по лабиринту.)

– Что мы взяли с собой в дорогу? (Качества, которые помогают нам вместе преодолевать трудности: трудолюбие, взаимовыручка, внимательность…)

– Пригодились вам эти качества на уроке? Когда?

– У кого остались затруднения? В чем их причина?

– Как будете действовать?

– Кому всё удалось?

– Желаю вам, чтобы на этот вопрос поднималось все больше и больше рук.

 

Д/з

С. 60, № 10, с. 62, № 6 (а), № 7.