Внедрение личностно-ориентированной модели образовательного процесса на основе программы "Сообщество"

Разделы: Работа с дошкольниками


Введение.

В основе философии программы “Сообщество” лежит убеждение, что ребёнок развивается наилучшим образом тогда, когда он увлечён процессом обучения и сам активно участвует в деятельности. На сегодняшний день это уже не требует доказательств. Философия программы основана на гуманистических принципах, подтверждающих право ребёнка на самореализацию личности, на собственный путь развития, соответствующий его индивидуальным особенностям. Программа имеет личностно-ориентированную направленность педагогического процесса, организация которого значительно отличается от того, что мы имеем на сегодняшний день в большинстве дошкольных учреждений.

Организация педагогического процесса.

Образовательное пространство группы разделено на центры развития: движения, математики, строительства, искусства, литературы, познания, игры, кулинарии. Оборудование, материалы, планировка группы, задания предлагаемые детям, работают на развитие каждого ребёнка. Планирование работы с детьми осуществляется по принципу тематического. Темы, задачи, содержание и виды деятельности определяются исходя из реальных возможностей детей, их интересов, при непосредственном участии самих детей и родителей, поскольку семья- это первое и самое главное звено в образовании и развитии ребёнка . Присутствие членов семьи ребёнка в группе- обязательное условие нашей работы, они принимают активное участие в планировании и оценке развития малышей. К примеру, в 2002-2003 учебном году родителями было проведено 57 занятий с детьми в центрах активности. Кто не имеет возможности работать в центрах, участвует в реализации программы через другие активные формы: организация праздников, досугов, развлечений, походов, экскурсий, встреч с интересными людьми, и т.д. Вовлечение родителей в реализацию программы приносит пользу и детям, и родителям, и детскому саду:

оказывает психологическую поддержку ребёнку;
даёт родителям представление об уровне развития их малыша на фоне других детей; реальное представление о характере его взаимодействия со сверстниками и другими взрослыми(близкими других детей);
даёт ребёнку право гордиться своими родителями(“Это моя мама занималась сегодня с детьми.”);
воспитателю даёт информацию о взаимоотношениях ребёнка с близкими, о стилях их общения;
даёт возможность продолжения работы в домашних условиях(родители понимают чем и как можно занять ребёнка дома).

Развивающая среда в группе организована таким образом, чтобы побуждать детей к творчеству, к исследованию, к саморазвитию. Дети имеют возможность реализовать свои интересы во всех видах деятельности через любой из центров активности, выбор которых дети осуществляют сами. Центры открыты ежедневно, материалы в них постоянно дополняются и меняются в зависимости от темы проекта и интересов детей. Тематические проекты объединяют в одной теме все способы познания, таким образом дают ребёнку возможность выбрать тот путь познания, который ему более доступен: кто-то предпочитает слушать рассказы воспитателя; кто то наоборот читать и придумывать самостоятельно; кто-то познаёт окружающий мир через деятельность- строит, лепит, рисует, проводит опыты… Продолжительность тематических проектов зависит от степени заинтересованности детей.

Планирование образовательной работы осуществляется детьми совместно с воспитателями и родителями на утреннем сборе:

дети собираются все вместе, радуются встрече и началу нового дня;
обмениваются новостями, задают друг другу вопросы;
определяют вместе тему проекта;
планируют содержание и формы работы по теме в центрах.

В младшем возрасте тему проекта предлагают взрослые. В средней группе тема проекта инициируется как взрослыми так и детьми. Если тему проекта инициирует взрослый, то к началу утреннего сбора воспитатели подбирают соответствующую возрасту детей мотивацию(это могут быть иллюстрации, книги, предметы по теме, истории, сюрпризные моменты). В старшем возрасте тема проекта инициируется детьми, а воспитатель ведёт опрос(“Какую тему для обсуждения вы предлагаете?”. “Кого ещё интересует тема, предложенная Леной?”. “Сколько детей выбрали эту тему?”. “Посчитай, Настя.”. “А сколько детей интересуется темой, которую выбрал Игорь?”. “Посчитай, Кирилл.”. “Какую тему выбрало большинство детей?”). Таким образом детям даётся право принять самостоятельное решение в выборе темы проекта. Одним из наиболее эффективных способов разработки тематических проектов, которые мы используем в своей работе, является модель “трёх вопросов”. Суть заключается в том, что воспитатель задаёт детям на утреннем сборе следующие вопросы:

1) Что вы знаете? (По данной теме.)

2) Что вы хотите узнать?

3) Что надо сделать для того, чтобы узнать?

Ответы детей воспитатель фиксирует на листе бумаги, записывая под каждым имя ребёнка.

Например: разработка тематического проекта “В морской глубине”.

Что знают? Что хотят узнать? Что нужно сделать, чтобы узнать?
Реки бывают глубокие и мелкие.

(Маша)

В реке живут рыбы.

(Настя Н.)

В Черном море вода тёмно-синяя.

(Вася Ч.)

Море больше чем река.

(Настя О.)

В реке есть ракушки.

(Вася П.)

Из-за дождя появляются реки.

(Никита В.)

На дне рек и морей есть камни, водоросли и песок.

(Кирилл Н.)

В море живут дельфины.

(Настя Ю.)

Море бывает Чёрное, Красное и Жёлтое.

(Даниил)

Вода в море бывает светло-голубая и зеленая. (Серёжа У.)

Откуда появляются моря?

(Аня К.)

Откуда в море появляются ракушки и рыбы?

(Настя Н.)

Как в море появляется трава разная?

(Настя Ю.)

Какие морские животные живут в море?

(Игорь)

Чем питаются рыбы?

(Никита К.)

Почему море большое, а река нет?

(Даниил)

Зачем нам надо столько морей и рек?

(Аня О.)

Узнать в центрах развития.

(Даниил)

Сходить на озеро.

(Игорь)

Посмотреть на карте все моря и реки, а ещё на глобусе.

(Настя Н.)

Посмотреть передачу о море по телевизору.

(Лена)

Узнать из “умных” книг о морях.

(Настя О.)

Таким образом, мы имеем первоначальную информацию о знаниях детей по данной теме.

Тема выбрана. Далее мы вместе с детьми составляем план-“паутинку”, она является образовательной основой плана.

Начинается процесс планирования содержания деятельности в центрах: “Мы с вами выбрали тему “В морской глубине”. Что мы можем сделать в наших центрах, чтобы более подробно узнать о морях?”. Воспитатели и родители могут предлагать свои идеи наряду с детьми. Все идеи детей записываются, затем корректируются и находят своё отражение в плане-“паутинке”. Задача воспитателей и родителей заключается в том, чтобы дополнить идеи детей, подобрать разнообразные материалы для реализации идей в разных центрах активности, предусмотреть интегрированность решения задач по разным видам деятельности в каждом из центров. Вечером, к приходу родителей, мы вывешиваем в приёмной информационный лист. Прочитав его, родители будут иметь представление:

об интересах детей в группе и интересах своего ребёнка;
что дети знают и ещё хотели бы узнать по данной теме;
чем дети будут заниматься в ближайшее время;
о чём можно поговорить дома;
какие материалы могут понадобиться для реализации проекта.

Следующим шагом планирования на утреннем сборе является выбор центров активности. Воспитатель проводит презентацию центров, сообщает детям, какие материалы и предполагаемая деятельность их ожидает, предлагает подумать и решить, в какой центр они пойдут и чем будут заниматься сегодня. После того как дети сделали свой выбор, воспитатель предлагает нескольким детям высказаться (рассказать о своём плане). Например: “Я сегодня пойду в центр искусства. Я хочу научиться рисовать морских обитателей”. Если дети затрудняются, задать наводящие вопросы. В результате работы на утреннем сборе мы получаем:

эмоциональный настрой детей на предстоящую деятельность;
развитие коммуникативных навыков через коммуникативный тренинг (обмен новостями, рассказ о своих планах, обращение с вопросами друг к другу);
ощущение общности, проявление внимания друг к другу;
общий план темы.

Итак, дети выбрали центр, спланировали свою деятельность. Далее они переходят к осуществлению плана в каждом из центров, где партнёром выступает ассистент-взрослый (воспитатель, младший воспитатель, родители, специалист по изодеятельности, психолог, логопед) или ребёнок (в младшем возрасте - дети старшей и подготовительной группы; в старшем возрасте - ребёнок с более высоким уровнем развития).

Степень самостоятельности ребёнка определяется не только готовностью к самостоятельной работе, но и наличием дружелюбных сверстников, готовых оказать помощь и поддержку. Спланированная работа может быть не закончена за один день. В этом случае ребёнок может закончить её в вечернее время, в последующие дни, а партнёры и помощники могут меняться в зависимости от желания детей.

Подведение итогов, результатов дети осуществляют на итоговом сборе, задача которого заключается в том, чтобы все смогли рассмотреть результаты продуктивной деятельности, проанализировать достижения и трудности, наметить перспективы. Дети располагаются в кругу. Мы предлагаем всем желающим рассказать о своей выполненной работе, о том, что представляло особую трудность, кто помог в преодолении трудности. Дети высказывают слова благодарности, говорят, что ещё хотели бы узнать, чему научились сами и чему могли бы научить малышей. Например: “Я сегодня занимался в центре математики. Я выбрал карточки с играми-задачами. С одной задачей я справился сам, а вторую я не мог решить, и мне помогла мама Ани. Завтра я сам попробую решить задачу”.

По окончании темы проекта мы обсуждаем результаты вместе со всеми детьми. Предлагаем детям вспомнить и обдумать все занятия в рамках проекта. Все вместе возвращаемся к списку вопросов о том, что дети хотели бы узнать по данной теме, составленному в начале проекта. Зачитывается каждый вопрос и предлагается всем ответить на него по очереди. В ходе обсуждения выясняется, все ли дети поняли тему правильно. Детям задаются вопросы:

1) Кто узнал что-то новое для себя?
2) Что вас особенно удивило?
3) Какое из занятий в проекте вам понравилось больше всего и почему?

В ходе реализации проекта, при необходимости, совет педагогов принимает решение об изменении заданий, корректировки задач и содержания:

1) Как изменить содержание занятий с целью их улучшения.
2) Как индивидуализировать занятия для каждого ребёнка.
3) Какие ещё занятия, тематически связанные с данным проектом, можно организовать.

По окончании и в ходе проекта мы постоянно проводим анализ. Основой для анализа служат результаты наблюдений. Мы ведём эту работу постоянно, в течение всего дня (прямое наблюдение), анализируя продукт деятельности (косвенное наблюдение), обсуждая особенности развития малыша с членами семьи. Во время прямого наблюдения мы ведём записи в блокнотах, не содержащие оценочных суждений. На основе накопившихся фактов делается вывод об особенностях и перспективах развития ребёнка, впоследствии обсуждается вместе с родителями и специалистами детского сада. По итогам педагогического наблюдения делаем вывод о динамике продвижения ребёнка по основным направлениям: речевое развитие, математика, игровая деятельность, познавательное развитие, трудовая деятельность, навыки здоровья, социально-нравственные представления, музыкальное развитие, физическое развитие. Результаты наблюдений мы фиксируем в индивидуальных картах развития. Результаты наблюдений также учитываются нами при планировании целей и задач развития (записываются на оборотной стороне “паутинки”).

Такая организация педагогического процесса реализует право ребёнка на свободный выбор деятельности; даёт возможность каждому ребёнку развиваться в своём темпе; даёт возможность детям стать более самостоятельными и раскрепощёнными, целеустремлёнными и уверенными в себе, общительными, более внимательными и заботливыми по отношению к сверстникам и взрослым; способными к взаимопониманию и сотрудничеству.