С чего начинается Родина?

Разделы: Музыка


“Как никто не может дать другому того,
чего не имеет сам, так не может развивать,
воспитывать и образовывать других тот,
кто сам не является развитым, воспитанным
и образованным. Он лишь до тех пор способен
на самом деле воспитывать, пока сам работает
над своим собственным воспитанием и образованием”.

(А. Дистервег)

У любой профессии есть свои “секреты”. Не исключение и учитель музыки. Любовь к музыке, стремление отдать себя детям, вера в то, что без настоящей музыки нельзя стать гармонично развитым человеком, увлеченность своим делом — этими чувствами постоянно живет педагог — музыкант. Сложность нашей профессии в том, что мы одновременно и учителя, и музыканты. Причем каждая из составляющих в свою очередь очень многогранна. Учитель музыки ведет учебно-воспитательную работу, формирует взгляды, убеждения, потребности, вкусы, идеалы детей. Он должен быть не просто широко образованным человеком, хорошо знающим свой предмет, но и личностью в высоком общественном значении этого слова. Поэтому педагог должен постоянно стремиться к новому, умению экспериментировать, изучать литературу и опыт коллег.

Мы живем в сложное и вместе с тем удивительное время: мы пережили рубеж эпох, живем в век преобразований достижений в науке, искусстве, создания разных машин и компьютера - искусственного разума. В наше время происходят процессы по самоопределению разных народов. Процесс демократических реформ в России сопровождается ростом национального самосознания и стремлением к соответствующему устройству основ социальной жизни. Статья вторая Закона Р.Ф. “ Об образовании” определяет государственную политику в области образования, основывающуюся на приоритете общечеловеческих ценностей, необходимости воспитания гражданственности и любви к Родине.

На мой взгляд, знание культуры родного края его истории, традиций, обычаев и людей его наследующих, несомненно, сможет духовно обогатить, сформировать осознанное патриотическое чувство и объединить многие народы. И что очень важно – предотвратить межнациональные конфликты, живыми свидетелями которых мы являемся на рубеже веков.

"Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца." Эти слова принадлежат К.Г.Паустовскому, который нежно и трепетно любил свою родину. Велика, необъятна наша страна. Неотделимой частицей ее является родной край, небольшой город, где мы родились и живем, где впервые увидели солнце, сказали первые слова, где начали узнавать окружающий мир. Ребенок, только начинающий учиться, очень мало знает о том уголке страны, где он живет. Дом – двор – детский сад – школа – границы мира постепенно расширяются, и маленький человек начинает задавать все больше и больше вопросов. И ему надо помочь правильно понять мир, который его окружает, воспитывать в нем потребность к эстетически – художественным ценностям родного края.

Стало уже правилом восхищаться “заграницей”, да и отъезд из страны за рубеж считается правильным для многих. Считаю, что именно учитель должен взять на себя ответственность за воспитание чувства любви к своей Родине, к своему краю. Потому что любовь к Родине начинается с любви к тому месту, где ты родился, где сделал первые шаги по земле, где все было впервые. Как не вспомнить дорогую всем песню: “С чего начинается Родина?” А усиливает это чувство любовь к малой родине, к людям, живущим и жившим рядом с нами. Для этого большое внимание в воспитании и обучении надо уделять региональному компоненту.

Региональный компонент существенно влияет на формирование самоопределения школьников, наполняет нас новым содержанием, делает нас духовно богатыми и цельными, возрождает в нас истинный патриотизм, гордость за осознание себя россиянином, сибиряком, формирует чувство сопричастности к родным местам, чувство хозяина родной земли, позволяет формировать баланс между собственными жизненными предпочтениями и потребностями общества, направленными на восстановления культурно-экономического потенциала страны.

В каждом уголке России, есть люди ценящие и любящие свой край. Если не знать, чем живет твой родной город в творческом плане, значит, ко всему относится равнодушно. Если оглядеться, всмотреться, вслушаться, поинтересоваться, то можно открыть для себя богатую и разнообразную культурную жизнь родного края. Ведь в каждом городе открываются все новые и новые имена поэтов, композиторов, музыкантов и художников.

Если каждый учитель страны поймет, что в преподавании, прежде всего, важно прививать любовь к родному краю, тогда все могут быть спокойны за будущее наших школ и государство.

На уроках и занятиях, во внеурочное время мы с учащимися знакомимся, встречаемся, переписываемся с композиторами, творческими коллективами, музыкантами, поэтами, художниками родного края. Для меня важно воздействовать на ребенка эмоционально, поэтому не только экскурсии, встречи, концерты, праздники, наполненные радостью, весельем раскрывающие обычаи, историю родного края, реализуются в моей работе с детьми, но и в учебном процессе на уроках музыки мы знакомимся с композиторами родного края и разучиваем их песни.

Урок музыки в 3 классе.

Тема урока: “Поздняя осень”

Форма: урок-исследование.

Цель: углубить понимание художественного образа времени года – поэтического, музыкального и живописного, расширить нравственно – эстетическое восприятие родной природы и воспитывать бережное к ней отношение.

Задачи:

Образовательные

  • Формирование эстетических и нравственных переживаний учащихся на основе восприятия произведений музыки, живописи и литературы о природе.
  • Познакомить учащихся с произведениями композиторов родного края А.А. Арыковым и И.В. Друговым.
  • Формировать представление о сходстве и различие произведений искусств, пронаблюдать за процессом развития музыки, характером каждого произведения искусства их окраской.

Развивающие

  • Развитие вокально-хоровых навыков, необходимых для выразительного исполнения попевок и песен, развитие ладового чувства при формировании представлений о выразительности минора и мажора.
  • Развитие ритмического чувства и творческих способностей школьников.
  • Развитие навыков восприятия музыкального произведения и художественных картин. В процессе слушания музыки развивать тембровый, динамический, ладовый слух, развивать умения анализировать, сравнивать.

Воспитывающие

  • Воспитывать интерес к музыкальным занятиям.
  • Обогатить духовный мир детей.

ХОД УРОКА

I. Организационный момент.

Звучит музыка “Берегите лес” И.В. Другова. Распевание.

Здравствуйте ребята,
Здравствуйте учитель,
Прозвенел звонок, добрый день.
Добрый день!
Начался урок, добрый день!
Добрый день!

II. Артикуляционная гимнастика.

  • Покусать кончик языка.
  • Надуть щеки.
  • “Почистим зубки”.
  • Пощелкаем языком (по высотности).
  • Губы трубочкой, рисуем круги.

III. Занимательная гимнастика.

  • Надуваем насосом колесо – на звук “с”.
  • Сдуваем шар на звук “ш”.
  • Изобразим, как звенит звонок.
  • Сдуть пушинку “п”.
  • Удивление на звук “а”.
  • Улыбаемся на звуки “и”, “у”.

IV. Вокальные упражнения на гласные “а”, “о”, “у”, “и”

V. Объявление темы урока.

Тема урока на доске закрыта рисунком.

Ребята, вы узнаете тему урока, если внимательно послушаете стихотворение и поймете о чем оно.

Есть в осени первоначальной
Короткая, но дивная пора –
Весь день стоит, как бы хрустальный,
И лучезарны вечера...

Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто все-простор везде,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.

Пустеет воздух, птиц неслышно боле,
Но далеко еще до первых зимних бурь-
И льется чистая и теплая лазурь
На отдыхающее поле...

– О чем это стихотворение?
– Об осени.
– О какой осени?
– Ранней.
– А какая сейчас осень?
– Поздняя.
– Чем ранняя осень отличается от поздней?

– Давайте и мы с вами попробуем “услышать и увидеть” осень, о которой сочинил свою пьесу П. И. Чайковский. (Показать портрет композитора.) Вспомните его, и расскажите о нем.

VI. Слушанье музыки

Звучит “Осенняя песня” П. И. Чайковского из его музыкального цикла “Времена года”.

– Послушайте музыкальное произведение и ответьте на вопрос: если бы вы были художниками, какими бы красками вы нарисовали музыку?
– Желтые, коричневые, темноватые.
– У какого времени года есть такие краски?
– У осени.
– Что вы почувствовали, пережили, слушая музыку?
– Небо темное, вся природа плачет, увядает, холодновато.
– Что хотел передать этой музыкой П. И. Чайковский?
– Тишину осени, задумчивость природы.
– Сравните прослушанную музыку со следующим стихотворением.

Скучная картина!..

Скучная картина! Тучи без конца.
Дождик так и льется, лужи у крыльца.
Чахлая рябина мокнет под окном.
Смотрит деревушка сереньким пятном.
Что ты рано в гости, осень, к нам пришла?
Еще просит сердце света и тепла!

– Какими словами поэт говорит об осени?
– Соответствуют ли друг другу музыка и стихотворение?
– Похоже ли они по окраске?
– Кто знает стихи об осени?

VII. Анализ произведения.

– Какой характер, настроение музыки?
– Печальный, грустный, тоскливый, плачущий.
– Какой музыкальный лад произведения?
– Минорный.
– Что выражает музыка?
– Грусть, печаль, уныние человека от увядания природы, чувства человека.
– Что изображает музыка?
– Шуршание листьев, их полет, капельки дождя, ветерок.
– Громко или тихо звучит музыка? Какая динамика? Почему?
– Тихо, природа грустит, она наблюдает за своим увяданием, за своей прощальной красой.
– Что удобно делать под эту музыку: петь, танцевать или маршировать?
– Петь.

VIII. Сопоставление картин и музыки.

Для сравнения предлагаются две картины: “Золотая осень” и “Поздняя осень”/

– Осенние пейзажи русской природы привлекали не только композиторов, но и художников. Рассмотрите внимательно картины и скажите:

– Какие краски использовал художник?
– Что изображено на переднем плане картины, на заднем плане?
– Музыкальна ли картина?
– Какие звуки слышны?
– Какая изображена осень, поздняя или ранняя?
– Какая из этих картин соответствует услышанной нами музыки?

Вывод: Картина не специально была написана для музыки и музыка не была написана по картине. Художник по-своему увидел природу осени, так же, как и композитор П.И. Чайковский, заметил эти явления природы, прочувствовал их и изобразил эти звуки в прекрасной песне “Осенняя песнь”.

– Ребята, неужели вся осень печальна и в ней нет радостных минут? Красива ли она, сколько красок можно встретить в природе осенью?
– Какую песню мы начали разучивать о красках осени?
– “Осенняя акварель”.
– Кто помнит, кто написал эту песню?
– Алексей Антонович Арыков.

Алексей Антонович Арыков родился в Таштынском районе село Заслонка, Красноярского края. Этого села давно уже нет, оно находилось на границе между Кемеровской области и Красноярского края. Свое предпочтение композитор отдает Кузбассу. А.А. Арыков учитель школы №5 города Мыски. Он же руководитель городского методического объединения учителей музыки и детского ансамбля “Сувенир”, который не раз становился лауреатом фестивалей.

IX. Разучивание песни “Осенняя акварель” А.А. Арыкова.

Выразительное пение. Пропевание гласных. Окончание слов “закрыто”. Музыкально-ритмические движения.

    Осыпается весь наш бедный сад
    Листья, пожелтевшие, по ветру летят
    Лишь в дали красуются – там на дне долин
    Кисти ярко – красные вянущих рябин.

Учащиеся изображают движениями это стихотворение.

– Трудно ли приходиться животным и птицам осенью?
– Что мы должны сделать, чтобы помочь им?
– Если мы будем им помогать, то весной снова будем наблюдать красоту и величие природы?
– Кто знает стихотворение о защите природы?

Дерево, цветок, трава и птица
Не всегда умеют защищаться.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни!

Вывод. Если заботливо относиться к природе сегодня (осенью, зимой) – завтра (весной, летом) она даст нам свои плоды, подарит нам свою красоту.

– Давайте в заключение урока споем песню, где поется об охране природы и леса.
– Как эта песня называется?
– “Берегите лес”.
– Какой композитор ее написал?
–  Игорь Васильевич Другов, лауреат Всесоюзных фестивалей народного творчества, заслуженный работник культуры Российской Федерации. В 1948 году родился Кузбасс, а точнее шахтерский город Ленинск- Кузнецкий. 1 сентября 1993 года в Ленинске- Кузнецком. открылась одна из первых в Кузбассе частная музыкальная школа, учредителем – директором которой является И.В. Дрегов).

Исполнение песни “Берегите лес”. Эмоционально, четко, ясно.

X. Итог урока

– Чему нас учит песня “Берегите лес”?
– И.В. Другов в своей песне призывает всех маленьких детей и взрослых пап и мам задуматься о красоте природы и просит всех людей на земле оберегать природу своего края.

Выставление оценок.