Педагогическая разработка свободных экспресс — дебатов на тему: "Человеку, не владеющему компетенциями устного и письменного общения, грозит исключение из общества"

Разделы: Общепедагогические технологии


Во всем мире при решении вопросов модернизации образования в центре оказываются вопросы культуры человека, в частности то, как современные люди умеют контактировать, понимать позицию другого человека, находить согласованные решения – то есть как человек умеет общаться. От этого умения во многом зависят и личные успехи, и успехи общества в целом.

Но слишком часто и убедительно в настоящее время демонстрируют свое неумение общаться не только выпускники школы, но и профессионалы (ведущие радио- и телевизионных программ, парламентарии, преподаватели, юристы и т.д.). Да, в наше время общение не стало “удивительной роскошью” нашей жизни: умение говорить, слушать, читать, писать не стало реально действующим инструментом поисков согласия, конструктивных идей, решения вопросов.

А ведь умение договариваться, находить мирный компромисс стоит многого. Обладай мы все умением и желанием договориться, конструктивно обозначить и понять позиции друг друга, кто знает - может быть, не было бы войн, терроризма, “мордобоя” депутатов, бытовых конфликтов, такого количества разводов и проявлений аддиктивного поведения в обществе.

Сегодняшняя мода на дебаты, чрезмерное ими увлечение привело не столько к пониманию, осмыслению каких-то событий в нашей действительности, сколько к популяризации публичных деятелей от властных структур, политики, науки, искусства и иных сфер деятельности. Именно это дало повод Президенту России В.В.Путину в ходе предвыборной кампании публично заявить о “бесплодности такого рода дебатов”.

Однако общение необходимо, пусть и искусственно организованное, но – продуктивное, помогающее взаимопониманию, взаимодействию, взаимовоспитанию, взаимообогащению, взаиморазвитию. Дебаты – это своеобразные тренинги общения, способствующие развитию социабильности (склонности к завязыванию связей с другими людьми), самопроявления и самоутверждения индивидов, определению собственной роли в решении проблем.

Назначение дебатов: рассмотреть дидактические возможности общения участников образовательного процесса для развития языковой компетентности и коммуникативных способностей.

Тема: Человеку, не владеющему компетенциями устного и письменного общения, грозит исключение из общества.
(Из списка ключевых компетенций на семинаре Совета Европы в рамках проекта “Среднее образование в Европе”, 1998г)

Ограничения: педагогическая ситуация.

Цели: определение тактики развития языкового общения в ОУ (форм общения, педагогических технологий) как ведущего средства образования.

Организация конструктивного взаимодействия участников образовательного процесса:

  • выражение собственного видения проблемы;

  • определение собственной роли, возможностей и задач участниками образовательного процесса в решении проблемы;

  • нахождение общих интересов участниками образовательного процесса;

  • формирование основных положений образовательной программы по развитию речевой компетентности и коммуникативности детей.

Планируемый результат:

  • На уровне педагога – обозначение подходов и задач к развитию коммуникативных способностей средствами языка;

  • На уровне обучающихся – формирование представления о возможностях и условиях развития речевой компетентности и коммуникативных способностей; определение собственной роли в решении проблемы;

  • На уровне родителя – определение собственной возможности и задач участия в развитии речевой компетентности и коммуникативности детей;

  • На уровне руководителей ОУ – определение задач управленческой деятельности по развитию риторической и коммуникативной компетентности педагогов и формированию основных положений образовательной программы по развитию речевой компетентности и коммуникативности детей.

Состав участников: педагоги, администраторы, учащиеся, их родители из общеобразовательных школ района.

Группы взаимодействия и моделируемые социальные роли:

  • Первая социальная группа – педагоги (сборная команда учителей, педагогов ДО, классных воспитателей и т.п., любых участников дебатов, желающих участвовать в роли педагога);

  • Вторая социальная группа – родители учащихся (сборная команда родителей, любых участников дебатов, желающих участвовать в роли родителя);

  • Третья социальная группа – учащиеся (сборная команда учащихся, любых участников дебатов, желающих участвовать в роли учащихся);

  • Четвертая социальная группа – администраторы (сборная команда руководителей школ, заместителей директора, психологов, любых участников дебатов, желающих участвовать в роли администратора).

Ролевые участники дебатов:

  • Ведущие

  • Таймкипер

  • Менеджеры

  • Спикеры

  • Эксперты

  • Актеры

Регламент:

Представление темы, участников, правил, регламента - 8 мин.
Экспресс-мнение (заявка позиции участников – 1 человек от группы по 30 сек) - 4 мин.
Педагогическая ситуация №1 - 8 мин.
Работа в группах - 3 мин.
Барьер - 20 мин.
Экспертиза - 3 мин.
Педагогическая ситуация №2 - 8 мин.
Работа в группах - 3 мин.
Барьер - 20 мин.
Экспертиза - 3 мин.
Педагогическая ситуация №3 - 8 мин.
Работа в группах - 3 мин.
Барьер - 20 мин.
Экспертиза - 3 мин.
Итоговое обсуждение (свободный обмен мнениями) - 10 мин.
Подведение итогов (по 2 мин) - 13 мин.
Итого: 2 астрономических часа - 15 мин.

Правила проведения дебатов:

Диалог образовательного сообщества проводится в 3 этапа.

Первый этап: обозначение позиции (экспресс-мнение).

В сжатой форме высказывается позиция участника дебатов по отношению к тезису-теме дебатов (настолько ли важно в наше время владеть компетенциями устного и письменного общения и настолько ли страшно не владеть). От каждой команды по одному выступающему по 30 сек.

Второй этап: выявление уровня владения технологией общения.

Состоит из трех педагогических ситуаций, разыгрываемых в игровой форме.
Первая педагогическая ситуация разыгрывается на уровне учащегося и педагога. В ходе урока рождается конфликтная ситуация между ребенком и педагогом. Из данного конфликта ни педагог, ни учащийся не могут найти выход.
Этот конфликт развивается во второй педагогической ситуации, которая разыгрывается на уровне педагога и родителя. Оба участника общения не нашли разумного выхода из данной конфликтной ситуации.
Продолжение следует в третьей педагогической ситуации, участниками которой становятся все предыдущие действующие лица и директор школы. Почвой для разговора в данном случае явились не только устные высказывания участников, но и поступившие жалобы от родителей и докладные от учителя на имя директора по поводу конфликта. Предположительно данная ситуация должна завершиться каким – то компромиссным решением, которое удовлетворит всех действующих лиц, участвующих в конфликте.

Решение каждой ситуации разбито на несколько шагов:

  • непосредственно показ (просмотр) педагогической ситуации (8 мин);

  • обсуждение и анализ ситуации в группах по предложенному алгоритму с учетом социальной направленности группы; назначение менеджером команды двух спикеров для представления позиции группы у барьера. Менеджер имеет право выступать в роли спикера;

  • барьер – восемь участников (по 2 от каждой команды). На выступление каждой команды отводится в целом по 5 мин: 1,5-2 мин – аргументированная речь спикера по анализу педагогической ситуации и 3-3,5 мин – ответы спикеров на вопросы ведущего, спикеров или участников других команд. Право на ответ может передаваться любому, более компетентному члену команды;

  • заключение и оценка экспертов (3 мин).

Третий этап: итоговое обсуждение.

Проводится ведущим, который вправе задавать любые вопросы в пределах обозначенной темы любому участнику дебатов или давать возможность оппонентам задать вопрос для уточнения позиций сторон (10 мин).
Эксперты подводят итог последнего этапа и дают общее заключение по эффективности дебатов в аспекте поставленных целей и планируемых результатов (2 мин).
Менеджеры команд подводят итог работы команды в аспекте значимости темы, а также роли и задач членов социальной группы (педагог, учащийся, родитель, руководитель) в решении обозначенной проблемы (по 2 мин).
Ведущий подводит итог дебатов в целом (3 мин).

В помощь менеджеру:

Алгоритм анализа педагогической ситуации

(проводится только с позиции члена социальной группы; например, учащегося или администратора или родителя или педагога)

  • Выявите “некорректный” (ошибочно используемый) компонент ценностно-мотивационной составляющей, являющийся предпосылкой превращения педагогической ситуации в конфликтную.

  • Определите используемые приемы коммуникативной техники, способы взаимодействия педагога (учащегося, родителя, администратора), уровень его речевой компетентности.

  • Определите возможности субъектов общения. Преобразуйте выявленный негативный компонент в позитивный, позволяющий предотвратить конфликт.

  • Предложите свой вариант (желаемый) коммуникативного решения данной ситуации, в том числе развития отношений субъектов.

  • Предложите комплекс эффективных приемов, методов и средств общения в данной ситуации.

  • Обобщите и обозначьте в своем выступлении - в чем значимость развития речевой компетентности и коммуникативных способностей конкретно для вашей социальной группы. Определите собственную роль в решении проблемы.

В помощь аналитику – эксперту:

Алгоритм экспертизы:

Выступление спикеров команды

Оцениваемые критерии при выступлении:

  • Ролевое соответствие.

  • Соответствие теме.

  • Структурированность выступления.

  • Доказательность и убедительность, логичность, культура речи.

  • Грамотность анализа ситуации.

  • Вариантность выхода из ситуации.

  • Обозначение собственной позиции и роли в решении проблемы.

  • Соблюдение регламента выступления.

  • Уместное цитирование.

Ответы команды на вопросы

Оцениваемые критерии при полемике:

  • Ролевое соответствие.

  • Адекватность ответа, соответствие ответа вопросу.

  • Аргументированность, обоснованность ответа.

  • Грамотность и культура речи, эмоциональность, свобода речевого общения.

  • Корректность отвечающих на вопросы.

  • Выражение собственной позиции.

Постановка командой вопросов

Оцениваемые критерии при полемике:

  • Ролевое соответствие.

  • Соответствие теме.

  • Адресность.

  • Активность команды.

  • Качественная характеристика вопросов (грамотно сформулированный, продуктивный, интересный, конструктивный, направленный на попытку понять позицию представителя другой социальной группы).

  • Корректность задающего вопрос.