Формирование успешности путем исследовательско-экскурсионной деятельности при организации школьного музея

Разделы: Внеклассная работа


Музейная педагогика – одно из наиболее значимых направлений педагогики. Она позволяет проявить у школьников такие умения и навыки как: видеть в предметах окружающей действительности широкий историко-культурный контекст; выявлять предметы музейного значения в окружающем мире; иметь представление о вкладе различных цивилизаций в мировую культуру; эмоционально воспринимать культурное наследие в различных формах его существования.

Учащимся интересно и полезно узнавать о прошлом своей семьи, школы, города, страны. Традиции, связь поколений начинается с любви к малой Родине, гордости за нее, интереса к прошлому и настоящему, уважению к труду своих предшественников, и своему умению взять из прошлого в настоящее все то, что ценится во все времена: уважение, понимание, милосердие, сотрудничество, трудолюбие, миротворчество.

Первоочередной задачей было создание актива музея, оборудование и оформление помещения. Начали работу по созданию музея с формирования научной концепции и проекта переоборудования учебного кабинета в музей. Консультативную помощь оказывали специалисты – сотрудники городского музея Березовская С.В., Назаренко Т.Ю., Новичихина Т.К. В результате переоборудования учебного кабинета получилось функциональное, оснащенное витринами, стеллажами со съемными полками, отдельным фондохранилищем современное помещение школьного музея площадью 65,8 кв.м.

Далее решено было создать Совет музея. На первом заседании актива музея (все заинтересованные в работе музея учащиеся 5–11 классов) выбрали Совет музея, который координировал работу всего актива. Актив музея собирался один раз в неделю. Прошло разделение ребят по группам: Совет литературного музея – 4 чел., поисковая группа – 5 чел., экскурсоводы – 11 чел., журналисты – 7 чел., фотокорреспонденты – 3 чел., оформители – 5 чел. Учащиеся вместе с руководителем изучали литературу, посещали городской музей; был проведен ряд методических семинаров, на которых были даны основы музееведения.

Следующим шагом в работе музея было определение направлений деятельности. Основные разделы: “История школы № 80”; “История Северска”; “История СХК”; “Культурная жизнь Северска”; “Литературные объединения Северска”; “Литература родного края”; “Ветераны Великой Отечественной и локальных войн”; “Поля русской Славы”.

В активе музея сложилась поисково-исследовательская группа, которая занималась сбором исторического материала. Ребята брали интервью у своих родителей, учителей, знакомых. Был составлен несложный опросник: Биография учителя; Какие традиции были в школе № 80 раньше? Какие ребята запомнились, почему?

Всем учащимся школы было предложено опросить своих родственников и знакомых: Учились ли они в школе № 80? Когда? Что запомнилось?

Таким образом, выделилась группа ребят, которая начала работать над серьезными исследованиями по темам “Семейная династия учителей”, “Первый выпуск школы № 80”, “Есть такая профессия – защищать Родину”. По результатам исследовательской и поисковой работы были оформлены экспозиции, написаны и оформлены рефераты, проведены экскурсии и лекции. Реферат по теме “ Есть такая профессия – защищать Родину” (О Евгении Дерябине, выпускнике школы № 80, погибшем в Дагестане) был представлен на городскую историческую конференцию. За исследование учащиеся были награждены грамотами и ценными подарками.

То есть, было продолжено оформление экспозиций музея, началась серьезная исследовательская работа. Появилась поддержка со стороны родителей учащихся и жителей микрорайона, которые с интересом отнеслись к работе музея. В фондах появились новые экспонаты, на литературные гостиные стало приходить больше гостей, которые помогали в оформлении музея, создании фондов как мемориального, так и мемуарного характера. Учащиеся почувствовали себя хранителями времени, истории, традиций, стали ощущать себя частью истории семьи, школы, города, страны; стали понимать, что любовь к Родине, патриотизм начинается со знания, уважения и хранения памяти о своих родных, близких знакомых, что Родина начинается с сосен за окном, качелей во дворе, соседей, которых они встречают каждый день, учителей и друзей. Это и есть та малая Родина, которая является неотъемлемой частью большой России. Актив музея, опираясь на поисковую и исследовательскую работу учащихся, разработал ряд сценариев мероприятий. Это выставки, презентации, семинары, конференции, встречи с интересными людьми, брейн-ринги, диспуты, Шукшинские чтения, музейные уроки. При музее работают “Школа молодого журналиста”, клубы “Свеча”, “Сам себе издатель”, “Фасон”.

Ученые доказали, что абсолютно каждый ребенок, появившийся на свет без патологических отклонений, обладает огромным потенциалом и дарованиями. Задача педагога – помочь ребенку раскрыть свои способности, направить энергию на созидание, а не разрушение. Но особенно важно создать условия, в которых ребенку будет комфортно, в которых способности превратятся в талант. И “Школа молодого журналиста”, и клубы интересны и уместны именно на базе литературного музея. Школьники выявляют и развивают свои способности в журналистике, литературе, дизайне, работе с компьютером, выборе имиджа; учатся обращаться с людьми разных возрастов, характеров, профессий; выбирают занятие по душе, самоутвреждаются при поддержке друзей и педагогов. А это особенно важно для достижения успешности в жизни, т.к. не каждый может проявить себя в учебе или спорте, а в творчестве, общении – каждый, если только ему вовремя помочь, направить в нужном направлении, дать совет. Развитие кругозора, коммуникабельности, умения владеть устной и письменной речью, формирование индивидуальной позиции, выбор профессии – все это составляющие непростой задачи развития личности ребенка, которая стоит перед школой вообще и клубной деятельностью в частности.

Литературный музей им. В.М.Шукшина активно сотрудничает с другими культурными учреждениями и организациями. Актив бывает частым гостем в городском музее, музее истории СХК, других школьных музеях, библиотеках, театрах. Ребята сотрудничают с редакциями газет “Диалог” и “Новое время”, журналом “Северский меридиан”, с “Радио Северска”, каналом “СТ-7”, литературным клубом “Друза”. Совместно с Союзом “Чернобыль” была выпущена книга “Люди из Зазеркалья”. В 2002 году активисты музея вместе с руководителем посетили Шукшинские чтения в г. Бийске и селе Сростки; в 2003 году планируется поездка на Клюевские чтения в г. Вологду и г. Вытегру. Установлены связи с клубом шукшинистов и музеями имени Шукшина, клубом клюеведов.

Ливахова Настя, учащаяся 10А класса, с успехом выступила на семинаре “Славяне и Сибирь” по теме “Северский храм Владимирской иконы Божией Матери” (декабрь, 2002, школа № 16 г. Томск); за участие во Всероссийском конкурсе “Педагогические инновации – 2002” за методическое обеспечение работы музея был получен диплом.

Таким образом, в музее, кроме фондов и экспозиций, создана методическая музееведческая библиотека. Работа музея признана интересной и необходимой. Музей успешно прошел паспортизацию, и ему присвоено имя В.М.Шукшина. Музей является дипломантом различных конкурсов, один из наиболее комфортных, функциональных, современных и наиболее эстетически оформленных музеев в городе.

Опираясь на интерес к работе в музее, выявляя положительный опыт прежних поколений, выступая в средствах массовой информации, участвуя в работе конференций и семинаров, учащиеся могут успешно самореализоваться. Еще раз подчеркнем, что музейная педагогика значительно расширяет возможности учителя, воспитателя в решении задач, связанных с историческим, культурологическим образованием. Она направлена на повышение внимания детей к окружающей действительности, помогает обнаруживать вокруг себя реалии музейного значения, раритеты, ценить подлинные вещи ушедших эпох, семейные реликвии. Все это делает жизнь учащихся более насыщенной и интересной, поднимает его культуру, развивает интеллект, дает ему в руки новый инструмент для познания мира.