Организация совместной познавательной деятельности родителей и учащихся

Разделы: Литература, Внеклассная работа, Работа с родителями, Социальная педагогика


Общеобразовательное учреждение (школа, гимназия, лицей) было, есть и остается одним из важнейших социальных институтов, обеспечивающих воспитательный процесс и реальное взаимодействие ребенка, родителей и социума. Основой любого взаимодействия является реализация потребностей его участников.

Одним из направлений организации работы с семьей является создание системы массовых мероприятий с родителями; работа по организации совместной общественно значимой деятельности и досуга родителей и учащихся; сотрудничество с семьями, направленное на повышение их авторитета. Реализовать данное направление позволяет и одно из мероприятий по сплочению детей и их родных на основе совместной деятельности в форме познавательной игры “Уральский сказочник”

Задачей представленного ниже мероприятия является воспитание активной личности юного тагильчанина через пропаганду историко-культурного наследия и приобщение к культурным традициям родного края.

Совместная познавательная игра обогащает личный опыт ребенка; способствует развитию общения с разными поколениями; позволяет сплотить детей, детей и их родных на основе совместной деятельности.

Результатами совместной деятельности детей, их родителей, педагогов является формирование навыков сотрудничества, коллективного взаимодействия, сплочение нескольких поколений; формирование у ребенка уверенности в доброжелательном отношении к нему других людей; формирование чувства собственной значимости и гордости за своих родных. Таким образом, организация внеклассной работы с привлечением родных и близких учащихся дает возможность для формирования позитивного восприятия ребенком себя.

Взаимодействуя с родными, выполняя различные задания, дети усваивают образцы и нормы поведения, нравственные понятия, ценности, формируется отношение ребенка к самому себе и его самооценка. Поэтому участие родных, значимых взрослых особенно важно для усвоения младшими школьниками необходимого для жизни социального опыта и формирования принимаемой обществом системы ценностей, что способствует развитию личностных качеств ребенка, формированию позитивного отношения к окружающему миру.

Школа – единственный социальный институт, через который проходят практически все дети. Одна из главных задач педагогов образовательного учреждения – это сотрудничество и расширение поля позитивного общения в семье, реализация планов по организации совместных дел родителей и детей.

Ниже представлены два этапа коллективного творческого дела, позволяющие увлечь общим делом и родителей и учащихся. Тема данного мероприятия соответствует теме года – юбилей уральского сказочника Павла Петровича Бажова.

УРАЛЬСКИЙ СКАЗОЧНИК

Форма: познавательная игра.

Правила игры: нужно внимательно послушать вопрос и выбрать правильный вариант ответа из предложенных.

За правильный ответ игроки получают баллы, так же оценивается баллами дополнение, дополнительная информация других игроков к ответу на заданный вопрос.
Таким образом, игроки могут зарабатывать баллы, отвечая на вопросы и, показывая свою начитанность, эрудированность, что также приносит дополнительные баллы. В конце игры мы выявим победителя.
Есть вопросы, которые адресуются детям, есть, которые адресуются только родителям, есть вопросы, требующие совместного участия каждого члена команды.

Набор ролей:

Чтец, Ведущий, Дед Слышко, Ребята, Степан, Хозяйка горы Медной, Отец Федюньки, Федюнька, Огневушка-Поскакушка, Старатель, Даренка, Кокованя.

Возраст игроков: 8 –12 лет и родители.

Количество участников не ограничено. Игроки сопровождаются набором карточек с вопросами.

Круг чтения для участников игры:

“Серебряное копытце”, “Каменный цветок”, “Синюшкин колодец”, “Про Великого Полоза”, “Золотой волос”, “Малахитовая шкатулка”, “Хозяйка горы Медной”, “Огневушка-Поскакушка”, “Таюткино зеркальце” + участие в заочной викторине (см. ниже).

Чтец:

Урал – опорный край державы,

Седой, могучий властелин.
Опора он России славной,
Овеян сказами былин.
Демидов строил здесь заводы,
Бажов сказами вдохновил,
И первым русским паровозом
Прославил город наш Тагил.
Люблю уральскую природу,
Просторы вековой тайги,
И подниматься в Лисью гору
Под шелест волн Тагил-реки.
Сергей Сакин.

Ведущий: Наш край, где мы живем, сказочно богат. Урал – это край прекрасной и неповторимой природы. А сколько у нас замечательных мастеров и умельцев, о которых написано много интересных книг! Есть даже такие умельцы, которые и сами написали книги о своей родине. Сможете ли вы назвать фамилию уральского писателя, который написал книгу “Уральские сказы”?

Сегодня мы с вами играем в игру, посвященную жизни и творчеству Павла Петровича Бажова.

Наши уважаемые семейные команды, настало время игры и мы познакомим вас с правилами игры (см. выше).

Недалеко от Исети –
Старый дом и сад густой…
…В этом доме жил волшебник –
Мудрый сказочник седой…

Ведущий: Внимание, задается первый вопрос нашей семейной игры. Сегодня мы узнаем как дружно живут наши семьи, как они вместе умеют делать дело, как они сплоченно будут бороться за победу. Итак…

1) Жил в Сысертском поселке при заводе Петр Васильевич Бажов с женой Августой Степановной. 28 января 1879 года у них родился сын, который потом стал писателем. Как назвали мальчика?

– Петр Васильевич
-Павел Петрович
-Павел Иванович

Ответ: отца будущего писателя звали Петром. Единственного сына назвали Павлом. Павел Петрович Бажов.

2) Осенью 1889 года десятилетнего мальчика увозят в Екатеринбург для получения образования. Провожая внука в дорогу, говорил старый дед:

  • Гляди, учись порядком, слушай, что учителя говорят. Не шали! Наше дело – не барское. С потовой копейки учить тебя отец с матерью собираются. Ты это помни!

Назовите учебное заведение, в котором учился юный Бажов.

– художественное училище
- духовное училище
- ремесленное училище

Ответ: Павел Петрович Бажов учился в духовном училище

Тяжело жилось работным людям в ту далекую пору. Но семья Бажовых была дружная, хотя жить приходилось и в нужду, и в тяжелой работе, и в заботах… Отец и мать горячо любили единственного сына: “мальчик рос смышленым – ну как такого не выучить”. Но и учить было нелегко.

3) Весной 1893 года Бажов отлично заканчивает в Екатеринбурге духовное училище, и его отправляют учиться в Пермскую духовную семинарию. Кем работал после окончания семинарии Павел Петрович?

- попом
- инженером
- учителем

Ответ: Пашу отправили в духовное училище, затем, в духовную семинарию, затем Павел Петрович работал учителем 18 лет.

4) Только полвека спустя П. Бажов выпустил книгу “Малахитовая шкатулка”.

Как вы думаете, почему известную книгу уральских сказов П.П. Бажов назвал “Малахитовая шкатулка”?

Прослушайте стихотворение Елены Хоринской и назовите названия сказов, которые вы услышите.

Недалеко от Исети –
Старый дом и сад густой…
…В этом доме жил волшебник
Мудрый сказочник седой…
След копытца серебрится,
Вьется змейкою в ночи,
Огнивушкою кружится
Пламя жаркое в печи,
Ящерки мелькнули разом,
Встал Данила над Цветком…
И шкатулкой, полной сказов,
Кажется бажовский дом.

Известная уральская писательница Елена Хоринская лично знала Бажова и много раз встречалась с ним. Она посвятила ему и его творчеству несколько стихотворений. В данном стихотворении “скрываются” следующие сказы: “Серебряное копытце”, “Огневушка-Поскакушка”, “Каменнный цветок”, а так же сказы, в которых встречаются ящерки.

Ведущий: Все эти и другие сказы Бажов услышал, когда был маленьким. И я их в свою очередь услышал от моей учительницы. А Павлу Петровичу ему рассказал дед Слышко о том, что видел сам, а повидал он очень много. А вы, хотели бы с ним, встретится? Ну, тогда отправимся к ним в гости. Гостинцев ему отнесем, может и он нам какую сказку расскажет.

Дед: Сколько гостей-то пожаловало! Здравствуйте, дорогие гости!

Ведущий: Вот пришли к тебе заглянуть, гостинцев принесли.

Дед: Ой, спасибо, уважили старика, а я слыш-ко, тоже сейчас угощу вас. Вот и чаек закипит, да еще, кой-что найдется, позавтракайте со мной!

Ребята: Спасибо, тебе, дедушка, за угощение. А не расскажешь ли ты нам что-нибудь… Сказку какую.

Дед: Сказку, говоришь? Сказка – это, друг, про вымышленное. Сказы про житье-бытье, такие тебе слушать рано. Сказка это про курочку-рябушку, да золотое яичко, про лису с петухом и протча. Сказки маленьким сказывают. Ты, поди, опоздал сказки слушать, да и не умею я. Коль знал, и то не помню. Про старинное житье – это помню. Нагляделся. Наслушался. Только это не сказки, а сказы, да побывальщины называются. Сказы-то, слыш-ко, и говорить не всякому можно, с опаской надо. А ты говоришь – сказывай!

Ведущий: Назовите героев, сидящих на этой поляне, (герои сказов в костюмах, дед Слышко). Как это место называется? (На Думной горе дед рассказывал сказы). Какое настоящее имя было у деда Слышко? (Василий Алексеевич Хмелинин).

Хозяйка горы Медной останавливается и замирает. Входит Степан, оглядывается. Хозяйка хлопает в ладоши – выбегают ящерки.

Степан: Вот беда! Как бы только ноги унести, пока не заметила!

Ведущий: Хозяйка Горы Медной оглянулась. Весело на парня глядит, зубы скалит и говорит шуткой:

Хозяйка Горы Медной: Ты что же, Степан Петрович, на девичью красу даром глаза пялишь? За погляд-то ведь деньги берут. Иди-ка поближе. Поговорим маленько.

Степан: Некогда, мне разговаривать.

Хозяйка Горы Медной: Будет тебе наигрыш вести. Иди, говорю, дело есть.

Хозяйка Горы Медной хлопает в ладоши. Звучит музыка, которая усиливается.

Хозяйка Горы Медной: Не расступи мое войско, Степан Петрович. Ты вон какой большой да тяжелый, а они у меня маленькие. Раздавишь мою слугу – беда будет..

Ведущий: Назовите из какого сказа П.П. Бажова вышли эти герои? (“Хозяйка горы Медной”)

Ящерки проводят подвижную игру со зрителями.

Хозяйка горы Медной: Здравствуйте, гости дорогие! Вот я сейчас и сама узнаю, кто из вас понятливее, да смышленее. Кто про меня сказы читал, написанные Павлом Петровичем Бажовым. (Дети показывают сценки – отрывки из сказов. Зрители называют героев и название произведения).

Отец: Ложился бы ты, Федюнька, спать.

Федюнька: Погоди, тятенька! Я маленечко еще посижу. Уголечки вон как мерцают…

(Танец Огневушки-Поскакушки. “Поглядела девчонка глазками, блеснула зубенками, подбоченилась, платочком махнула и пошла плясать”.)

(Резкий свист, уханье, хохот филина.)

Старатель: Вон до чего на огонь загляделся! В глазах зарябило… Неведомо что померешится…

Федюнька: Тять, это кто?

Отец: Филин. Кому больше-то? Неуж не слыхал, как он ухает?

Федюнька: Да не про филина я! Его-то, поди-ка, знаю и ни капельки не боюсь. Ты мне про девчонку расскажи, про ту, что на углях плясала…

Ведущий: Конечно же, вы догадались, что махонькая девчонка, вынырнувшая из самой серединки костра,- вроде кукленки, а живая- это… Огневушка-Поскакушка.

Огневушка-Поскакушка танцует и загадывает загадки:

То волнами узорчатость дорожки,
То редкая причудливость пуста-
Демидовскую Медницу, Гумешки –
Прославил этот камень не спроста.
В нем навсегда застыл зеленый пламень,
Красив своим рисунком минерал.
Скажите, как зовется этот камень,
Во всех краях прославивший Урал? (Малахит)

Камень малахит покорил многих, а свое название он получил из-за сходства с цветом листьев мальвы.

По твердости, по блеску, по всему
Меж самоцветов равных нет ему.
Велик ценой, хотя размером мал.
Скажите, как зовется минерал? (алмаз)

5) Старики говорили, что есть такой знак – вроде маленькой девчонки, которая пляшет. На что указывала Огневушка?

– золото
– песок
– малахит

Ответ: золото

Старатель: Слыхал, дескать, от стариков, что есть такой знак на золото – вроде маленькой девчонки, которая пляшет. Где такая Поскакушка окажется, там и золото. Не сильное золото, зато грудное, и не пластом лежит, а вроде редьки посажено… Только забыл, в котором месте ту редьку искать. То ли где Поскакушка вынырнет, то ли где в землю уйдет.

Ведущий: Сказ “Огневушка-Поскакушка” написан Бажовым специально для детей. В нем изображается открытие золота. А Поскакушинский прииск был на самом деле. Назван он так потому, что через болота скакать надо, - там “наскачешься” с одного места на другое место – одно кончится, начинай снова другое.

6) В сказах Бажова очень часто говорится о людях, ищущих подземные богатства, сокровища. По преданию, хранительницей золота считалась большая змея. Как ее называли?

– кобра
– полоз
– гадюка

Ответ: Хранителем сокровищ считался на Урале Полоз. (См. “Великий Полоз”).

Хозяйка горы Медной: Вы все читали сказы, они написаны особым языком, много трудных слов вам встретилось в текстах. Что означают эти слова?

Беспелюха нехочуха, глухой, неряха.

Жидкое место болото, слабый человек, трясина

Обломать расстроить, испортить дерево, победить-скрутить

Зарукавье манжет, часть реки, браслет

Батажок сумка, сапог, посох

7) Все знают сказ о волшебном животном, которое ростом не выше стола, ножки тоненькие, головка легонькая, рожки о пяти веточках, а на правой передней ножке серебряное копытце блестит. Итак, Серебряное копытце – это…

– косуля
– олень
– козел

Ответ: Козлик – Серебряное копытце.

Даренка: А сказку расскажешь, дедушка? Обещал ведь...

Кокованя: Раз обещал, значит скажу. Садись поближе, да слушай. Только это не просто сказка, а сказ да побывальщина называется. Так вот. Жила-была в глухом бору Коза-дереза. И было у нее семеро козлят. Шестеро-то озорников да прыгунов целый день бодаются, брыкаются. А седьмой-то козленок особенный.

Ведущий: Фантастический образ “Cеребряного копытца” был широко распространен на Урале. По свидетельству П.П. Бажова многие рассказывали о “серебряном олене”, бродившему по всему Уралу, и его разновидностях: звере – золотые рога, золоторогом лосе, а также козле – серебряное копытце. “Как искры, из-под ножки-то камешки сыпятся. Красные, голубые, зеленые, бирюзовые – всякие”.

Ведущий: Павел Петрович Бажов придумал не только ранее неизвестных персонажей уральских сказов, но и у самого него было вымышленное имя – псевдоним – Егорша Колдунков, от заводского, уличного прозвища, так как “бажить – самое ходовое северное слово, означает колдовать, ворожить, накликать"”. Многие персонажи Павла Петровича Бажова обладают колдовской, волшебной силой.

8) В одном из сказов старушонка на болоте охраняет колодец с богатствами. Эта коварная старушка из “Синюшкиного колодца” получила прозвище такое не зря. А что означает слово “синюшка”?

– синяя старушка
– болотный газ
– гибельное место

Ответ: По книге – это синяя старушка. Происхождение слова от слова “синюха”, “синюшка”, что означает болотный газ. Синюшка – одна из многочисленных слуг Хозяйки горы. Эти существа могли завести в такое место, откуда трудно было выбраться, могли испугать бегущими навстречу огнями, могли, наконец, погубить слабыми с виду руками старухи Синюшки.

Ведущий: В некотором царстве, в некотором государстве жил-был волшебник. У него была пушистая белая борода и живые, необыкновенно лучистые веселые глаза. А волшебник потому, что это было волшебство писателя, который смог написать великолепную книгу “Малахитовая шкатулка”.

Подведение итогов игры, награждение семейных команд.

МАЛАХИТОВАЯ ШКАТУЛКА

(подготовительная работа к познавательной семейной игре)

Форма: заочная викторина

Участники: дети и родители

Краткое описание: Вопросы викторины доводятся до сведения игроков. В викторине предусмотрены вопросы для детей и для взрослых. Вопросы для детей – это те вопросы, ответы на которые можно найти непосредственно в сказах, отвечая на вопросы для взрослых, необходимо воспользоваться дополнительной литературой. Ответы семейных команд собираются через 1–2 недели, после чего подводятся итоги. Викторина проводится как подготовка к игре “Уральский сказочник”. Вопросы:

  1. Серебряное копытце – это…
  2. – косуля
    - олень
    – козел?

  3. Из Какого сказа Данилушка –Недокормыш?
  4. Из какого сказа этот отрывок?
  5. “… Вот она какая эта бабка. Ровно еле живая, а глаза девичьи, погибельные, и голос, как у молоденькой, так и звенит. Поглядел бы как она красной девкой оборачивается.”

  6. Как называлась большая змея у кладоискателей, неизменная хранительница золота? В каких сказах она упоминается?
  7. Охотник, нянька-лисичка, Полозова дочь, дедко Филин, Полоз – герои какого сказа?
  8. Откуда произошло название СИНЮШКИН колодец?
  9. Назовите вымышленное имя (псевдонимы) П.П. Бажова.
  10. Как называется книга сказов, труд всей жизни писателя, его главное произведение, главная книга?
  11. Назовите книги сказов П.П. Бажова.
  12. Что дарит Танюшке Медной горы Хозяйка в сказе “Малахитовая шкатулка”?
  13. Какие вы знаете по сказам П.П. Бажова оперы, фильмы, балеты, симфонические поэмы, пьесы?
  14. Назовите волшебных персонажей сказов Бажова.
  15. Назовите заветные вещицы, о которых упоминается в сказах.
  16. О каких профессиях говорится в сказах?
  17. Назовите сказ, в котором говорится о тагильских мастерах?
  18. Посмотрите сказы и скажите какие самоцветы в них упоминаются. (Укажите сказ)
  19. Назовите родину сказов Бажова.
  20. На какой горе дедушка Слышко сказы свои сказывал?
  21. В каких сказах Бажова встречается Хозяйка Медной горы, Малахитница?
  22. Назовите повесть П.П. Бажова, где действуют “заединщики” Петьша, Кольша и Егорша.
  23. Назовите сказы, отрывки из которых представлены:

а) Ну, Данила-мастер, выбирай как быть? С ней пойдешь все мое забудешь, здесь останешься ее и людей забыть надо. (“Горный мастер”)
б) Наелся, напился Андрюха, как на самом большом празднике, либо на свадьбе, ящеркам поклонился: “На угощения, хозяюшки!”. А они сидят обе на скамеечке высоконькой, головеньками помахивают: “На здоровье, гостенек! На здоровье!”. (“Две ящерки”) и др.

Ответы:

  1. Козел. 2.“Каменный цветок”. 3.“Синюшкин колодец”. 4.Полоз. “Про Великого Полоза”, “Золотой волос”….5. “Золотой волос”. 6. синюха, синюшка – болотный газ. 7. Егорша Колдунков. 8. “Малахитовая шкатулка”. 9.“Малахитовая шкатулка”, “Ключ-камень”, “Сказы о немцах”. 10.Пуговку: “Прими-ко, доченька, от меня памятку,- говорит она (ХГМ),- как что забудешь по работе, либо трудный случай подойдет, погляди на эту пуговку. Тут тебе и ответ будет”. 11 . Балет “Каменный цветок” С. Прокофьев, Балет “Каменный цветок” А. Фридлендер, Опера “Каменный цветок” К. Молчанов, Фильм “Каменный цветок”, Фильм “Тайна зеленого бора” по повести “Зеленая кобылка”, Музыка, посвященная П. Бажову –Б. Гибалин, Спектакль “Марк Береговик” по сказу “Марков Камень” (Логиновская, комп. Клара Кацман), Пьесы “Ермаковы лебеди” Е. Пермяк, Пьеса “Серебряное копытце” Е. Пермяк, Пьеса “Малахитовая шкатулка” С. Корольков, Пьеса “Полозова дочка” К. Филиппова, Пьеса “Каменный цветок” К. Филиппова, Пьеса “Сказы старого Урала” К.Филиппова, Мультфилм “Огневушка-Поскакушка”. 15. “Хрустальный лак”. 17 . С 1892 по 1895 семья Бажовых жила в Полевском. Именно здесь Паша Бажов встретился с василием Алексеевичем Хмелининым и впервые слушал его рассказы. 18. На горе Думной. 19. “Медной горы хозяйка”, “Приказчиковы подошвы”, “Сочневы камешки”, “Малахитовая шкатулка”, “Каменный цветок”, “Две ящерки”, “Горный мастер”, “Хрупкая веточка”, “Таюткино зеркальце”. 20. “Зеленая кобылка”

О трудовых людях писал многие свои сказы Павел Петрович Бажов. В одном из его произведений говорится: “Работа – она штука долговекая, человек умрет, а дело его останется”. Давно уже с нами нет уральского сказочника, а работа его - “штука долговекая” осталась, и до сих пор читаем сказы дедушки Бажова.