Объяснение грамматической темы: "Разделительные вопросы" на уроке английского языка в среднем звене (собственная методическая разработка)

Разделы: Иностранные языки


Уважаемые коллеги, учителя английского языка!

Я уверена, что каждый из вас согласится, что преподавание грамматики зачастую вызывает у учащихся большие проблемы, особенно в среднем звене. Я работаю в школе шестнадцатый год. За это время мною изучено множество методических журналов, учебников и пособий по грамматике. Однако, ни в одном из них я не встретила подробных методических рекомендаций, как целесообразнее объяснить учащимся грамматическую тему “Разделительные вопросы" в пятом классе.

Учителя английского языка нашего лицея работают в пятых классах по учебнику всем известных и уважаемых И.Н. Верещагиной и О.В. Афанасьевой. Согласно планированию уроков объяснение новой темы (Tail questions) выпадает на конец октября. К концу I четверти дети знакомы уже с 4 грамматическими временами. Они радуют своих учителей правильными устными ответами. Однако, при письменном контроле мы часто охаем, вздыхаем, огорчаемся, увидев массу ошибок, допущенных учащимися по, казалось бы, такой досконально изученной теме.

Задумавшись над причинами низкого качества письменных проверочных работ, я решила, что для объяснения данной грамматической темы мне нужно будет ввести какие–то свои термины, применить свои подходы. Так родилась идея творческой разработки темы " Tail questions", которую я и предлагаю вашему вниманию.

ОПИСАНИЕ УРОКА ПО ТЕМЕ “ ТAIL QUESTIONS”

Ребята! На прошлом уроке вы познакомились с четырьмя типами вопросов. Сегодня на уроке вы познакомитесь с самым сложным, самым многоликим типом вопросов – разделительным. Почему его так называют? Да ведь он действительно делит предложение на две части, и последняя часть называется “a tail”, хвостик.

Давайте усвоим КЛЮЧЕВОЕ ПРАВИЛО: ЕСЛИ ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ВОПРОСА УТВЕРДИТЕЛЬНАЯ, ТО ХВОСТИК – ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ. И НАОБОРОТ: ЕСЛИ ПЕРВАЯ ЧАСТЬ ВОПРОСА ОТРИЦАТЕЛЬНАЯ, ХВОСТИК УТВЕРДИТЕЛЬНЫЙ.

Начертите табличку, демонстрирующую это правило:

V ( + ) .................. , tail ( – ) ?

V ( – ) ................... , tail ( + ) ?

Приведем примеры.

1. He IS at home, ISN’T he?

( + ) ( – )

2. He ISN’t at home, IS he?

( – ) ( + )

Казалось бы, все просто. Однако, хвостиков так много, что вы должны уметь правильно выбрать нужный. Чтобы не ошибиться, давайте распределим все глаголы по группам. Таких групп четыре.

ПЕРВУЮ группу мы назовем САМОДОСТАТОЧНЫЕ глаголы. К данной группе следует причислить следующие глаголы: IS, ARE, HAS GOT, HAVE GOT, CAN, MUST, SHOULD,

(OUGHT TO), WILL, SHALL, а также глагол HAVE в значении “обладать” (She has a nice book, hasn’t she?)

Почему эти глаголы самодостаточные? Да потому что они настолько самостоятельные, что не нуждаются в чужом хвостике, а используют сами себя, только с противоположным знаком.

ПРИМЕРЫ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ I ГРУППЫ.

  1. My brother IS a very good doctor, ISN’T he?

  2. You ARE NOT reading now, ARE you?

  3. Helen HAS GOT five kittens, HASN’T she?

  4. They HAVEN’T GOT much money, HAVE they?

  5. Bob CAN NOT run fast, CAN he?

  6. Children MUST come to school in time, MUSTN’T they?

  7. People SHOULD cross the street at the red light, SHOULDN’T they?

  8. We OUGHT TO take care of homeless dogs, OUGHTN’T we?

  9. My friends and I WILL go to the park tomorrow, WON’T we?

  10. I SHALL NOT do my homework in an hour, SHALL I?

ВТОРУЮ группу глаголов назовем СЛАБЫЕ. Почему они слабые? Потому что глаголы этой группы не обладают такой силой, какая есть у самодостаточных глаголов. Чтобы задать вопрос, слабым глаголам понадобится ЧУЖОЙ хвостик, они сами не справятся. Таких глаголов – большинство. Вот некоторые из них: LIKE, GO, CLEAN, WRITE, LIVE, OPEN; SAW, WASHED, COOKED, GAVE, VISITED, DECORATED. Как правильно подобрать хвостик?

Внимательно посмотрите на глагол. В каком времени он стоит? Present Simple? Past Simple? Если глагол употреблен в Present Simple, то хвостиками будут вспомогательпые глаголы этого времени do (don’t) или does (doesn’t). Если глагол употреблен в Past Simple, вам повезло: у этого времени один вспомогательный глагол – did (didn’t). Он же и станет хвостиком.

ПРИМЕРЫ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ II ГРУППЫ

  1. Peter MET a friend yesterday, DIDN’T he?
  2. Mother DIDN’T BUY pencils last week, DID she?
  3. Andrew GOES swimming every Saturday, DOESN’T he?
  4. Your sister DOESN’T LIKE bananas, DOES she?
  5. They WORKED hard two days ago, DIDN’T they?

ТРЕТЬЮ группу глаголов составят ИСКЛЮЧЕНИЯ. Это два известных вам глагола – AM и HAVE. Причем , глагол HAVE – в идиоматическом значении. Совершенно неожиданно, но грамматически правильно звучит в конце вопроса c глаголом AM хвостик – AREN’T I . Это нужно просто запомнить. Теперь разберемся, когда глагол HAVE имеет идиоматическое значение, а когда выступает в значении “обладать”. Для этого хорошенько изучите примеры.

ПРИМЕРЫ РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫХ ВОПРОСОВ III ГРУППЫ

  1. I AM right, AREN’T I?
  2. I AM singing well, AREN’T I?
  3. Мy uncle HAS DINNER in the cafe, DOESN’T he? (выражение to have dinner ( обедать ) имеет переносное, идиоматическое значение, поэтому и хвостик чужой – doesn’t he)
  4. I HAVE A good IDEA, DON’T I? (Опять идиома! Выражение to have an idea имеет значение “прийти в голову” (об идее), соответственно и хвостик снова пришлось позаимствовать – don’t I )
  5. Mr. Smith HAD a lot of TIME last year, DIDN’T he? (И еще одна идиома! Выражение to have time означает “располагать временем”, а хвостик теперь не настоящего, а прошедшего времени – didn’t he)

ЧЕТВЕРТУЮ группу глаголов назовем ПОБУДИТЕЛЬНЫЕ.

Ребята! На уроках русского языка вы узнали, что предложения по цели высказывания делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. В английском языке тоже есть эти виды предложений. Не торопитесь с выбором хвостика, если вам встретятся побудительные предложения. Ведь в них наверняка есть и “побудительные” глаголы. А хвостики к вопросам с глаголами, имеющими побудительную окраску, особые. Запомните 4 подгруппы вопросов:

I ПОДГРУППА: Вопросительные предложения, выражающие просьбу, распоряжение, приказ, могут иметь любой из следующих хвостиков – WILL YOU , WON’T YOU, CAN YOU, COULD YOU

  1. Please, OPEN the door, WILL YOU? ( won’t you ? can you ? could you ? )
  2. SPEAK English, WILL YOU? (won’t you ? can you? could you ? )
  3. COME UP to the blackboard, WILL YOU? ( won't you ? can you ? could you ? )

Глаголы open, speak, come up в примерах 1,2,3 имеют побудительную окраску.

II ПОДГРУППА: Вопросительные предложения, призывающие не делать чего–либо, имеют хвостик – WILL YOU

  1. DON’T GO there, WILL YOU?
  2. DON’T MOVE, WILL YOU?
  3. DON’T SHOUT at me, WILL YOU?

Глаголы don’t go, don’t move, don’t shout в примерах 1, 2, 3 имеют побудительную окраску.

III ПОДГРУППА: Вопросительные предложения, начинающиеся с “ LET’S...” , имеют хвостик – SHALL WE.

  1. LET’S have breakfast, Shall WE?
  2. LET’S do it, SHALL WE?
  3. LET’S go to the museum, SHALL WE?

Глаголы have, do, go , стоящие после “Let’s”, приобрели побудительную окраску.

IV ПОДГРУППА: Вопросы,начинающиеся с “ LET me/him ”etc , имеют хвостик – WILL YOU или WON’T YOU

  1. LET him stand up, WILL YOU? ( won’t you ?)
  2. LET me have a rest, WILL YOU? (won’t you ?)
  3. LET the children decide, WILL YOU? (won’t you ?)

Глаголы stand up, have , decide, cтоящие после “Let”, приобрели побудительную окраску.

ПРИМЕЧАНИЕ: ЛОВУШКИ

Ловушка N1

Как известно, в английском языке не может быть двух отрицаний в одном предложении. Те ребята, которые забывают это правило, попадают в ловушку. Помните, что в разделительном вопросе также встречаются слова с отрицательным значением – NOTHING, NOBODY, NEVER, NO ONE, NONE. В этом случае, хвостики будут положительными :

  1. NOTHING is wrong, IS it?
  2. You’ve NEVER been there, HAVE you?
  3. NONE of the boys are here, ARE they?

Ловушка N2

Изучите таблицу. В каких случаях следует ставить хвостик IT, а в каких – THEY?

Если вопрос начинается с: пишите хвостик:
This ... it
That ... it
Everything ... it
These ... they
Those ... they
Everyone ... they
Everybody ... they
Someone ... they
Somebody ... they
Nobody ... they
No one ... they
  1. THAT is your book, isn’t IT?
  2. EVERYTHING is okay, isn’t IT?
  3. THESE are yours, aren’t THEY?
  4. EVERYONE took the test, didn’t THEY?
  5. NOBODY called on the phone, did They?
  6. SOMEBODY has come, haven’t THEY?
  7. NO ONE knows this young writer, do THEY?