Учетно-контрольный урок биологии в 8-м классе "Пищеварение", "Обмен веществ и энергии"

Разделы: Биология


Задачи урока:

Образовательно-развивающие:

  • Обобщить и систематизировать материал по темам «Пищеварение» и «Обмен веществ и энергии».

  • Применение опорных понятий: пищеварение, метаболизм, ассимиляция, диссимиляция, фермент, витамины, терморегуляция, авитаминоз, аппетит, кариес.

  • Развитие умений оперировать с понятиями:

1) определение понятия,

2) деление понятия,

3) ограничение и обобщение понятий,

4) отношение между понятиями,

5) находить и разрешать противоречие.

Воспитательные задачи:

  • Обучение приёмам творческого мышления.
  • Формирование умения работать в группе.
  • Воспитание культуры общения.
  • Привитие интереса к биологии.

Тип урока: обобщение знаний.

Методы обучения:

По источнику знаний: словесные, наглядные, практические.

По характеру деятельности учащихся: частично-поисковый.

По характеру деятельности учителя: проблемный.

Оборудование:

На доске - пронумерованные понятия по темам; таблицы с изображением пищеварения и схема обмена веществ энергии.

На столах учащихся – пакеты с заданиями.

Класс поделён на три команды.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Здравствуйте! Начинаем конкурсные задания по теме сегодняшнего урока. На столах у вас лежат листы контроля знаний, в которые вы в течение урока будите вносить отметки каждому члену команды за работу на уроке.

Первое задание: биологический диктант. На доске расположены пронумерованные понятия, а на столах находятся карточки с числами. Я раскрываю содержание понятия, вы определяете и поднимаете карточку нужного ответа.

Учащиеся, прослушав содержание понятия, поднимают карточку с номером правильного, по их мнению, понятия.

Вопрос – суждение. Почему организму необходимо поступление питательных веществ? Составьте логическую цепочку. Найдите противоречие.

Учащиеся составляют, работая по группам, логическую цепочку, на отдельных листах:

Живой организм обладает гомеостазом – Требуется энергия - Необходимо расщепление органических веществ - Необходимо поступление органических веществ. Противоречие между поступлением крупных молекул и невозможностью их усвоения. Разрешение противоречия – благодаря пищеварению.

А теперь играем в игру «Третий лишний». У вас на столах есть конверт «Круги Эйлера», раскройте его, внимательно прочтите понятия. Найдите лишнее понятие. Объясните, почему вы так решили. Определите основание деления, отношения между понятиями и изобразите их кругами Эйлера.

1. А – органы выделения, Б - мочевой пузырь, В – аппендикс.

2. А – ассимиляция, Б - диссимиляция, В – коагуляция.

3. Какую функцию печень не выполняет в организме?

А – гуморальная, Б – барьерная, В – пищеварения.

Учащиеся выполняют задания.

 

 

 

1. лишнее - аппендикс, основание деления - соподчинение.

2. лишнее - коагуляция, противополагание.

3. лишнее - гуморальная, основание деления- противополагание.

Командам предлагается поработать со схемой превращения веществ в процессе обмена.

Ж

Б

У

Расставьте стрелочками возможные превращения между органическими веществами.

 

Б Глюкоза

Ж Аминокислоты

У Глицерин и Жирные кислоты

Б - Аминокислоты

Ж - глицерин и жирные кислоты

У - глюкоза

Вывод: Обмен веществ между организмом и средой включает три непрерывных взаимосвязанных этапа:

- поступление воды, питательных веществ и кислорода в клетки тканей человека через пищеварительную, дыхательную и кровеносную системы;

- изменение веществ в клетках тканей;

- выведение продуктов распада.

Давайте подведём итог. В командах обсудите, кто как поработал, и на листах контроля поставьте каждому соответствующую отметку. Листы сдайте учителю. Спасибо за работу.

Учащиеся записывают вывод в тетрадь и домашнее задание:

Дайте физиологическое обоснование.

«Кто долго жуёт, тот долго живёт».

«Когда я ем, я глух и нем».

Учащиеся оценивают работу каждого члена команды.