Комплексное занятие по развитию психомоторики и сенсорных процессов "Наш город"

Разделы: Начальная школа, Школьная психологическая служба


Цель занятия: создание условий для коррекции и развития познавательной деятельности детей и подготовки их к будущей социальной адаптации.

Основные задачи:

  • Развивать произвольное внимание, зрительную и слуховую память у детей, на материале дидактических игр.
  • Продолжать работу по развитию у учащихся различных видов восприятия (зрительного, тактильного) и моторно-двигательных функций, через выполнение специальных упражнений.
  • Работать над развитием речи детей, используя игровую ситуацию.
  • Развивать словесно-логическое мышление учащихся на основе сравнения и обобщения.
  • Познакомить детей с некоторыми учреждениями города, профессиями людей, которые там работают.
  • Воспитывать чувство любви к родному городу, уважение к людям труда.

Оборудование:

Для учителя:

  • Магнитола.
  • Аудиокассета с записью "Песенки крокодила Гены" (музыка В. Шаинского).
  • Игрушки: мячик, кукла, мишка, ежик, зайка, тигренок.
  • 9 домиков (для составления картинки "Какой это дом?").
  • Картинка "Заплатка".
  • Мешочек из плотной ткани.
  • Кусочки различных видов ткани (шелк, ситец, фланель).
  • Картинки с изображением людей разных профессий – 5 штук.
  • Конверты (140 х 100 мм) – 5 штук.
  • Карточки из белого картона и изображением геометрических фигур (140 х 100 мм) – 5 штук.
  • Карточки из цветного картона (140 х 100 мм) – 5 штук (по цвету марки на конверте).
  • Буквы из разрезной азбуки для составления названия города.

Для учащихся:

  • Тетрадный лист в клетку.
  • Простой карандаш.
  • Набор (5 шт.) карточек (70 х 50 мм) из белой бумаги с контуром геометрических фигур, указанных на конвертах.
  • Картинка "Какой это дом?" (70 х 50 мм).
  • Картинка "Заплатка" (70 х 50 мм).
  • Карточка с образцами ткани (шелк, ситец, фланель).
  • Картинка "Машины".
  • Набор карточек с цифрой от 0 до 9.

ХОД УРОКА

Вводная часть

Звучит музыка В. Шаинского "Песенка крокодила Гены".

Дети под музыку заходят в класс.

Учитель: Прозвучали слова "День рождения только раз в году" из известной детской песни. Скажите, дети, чей день рождения мы скоро будем праздновать?

Дети: День рождения нашего города.

На доске: С днём рождения,                      

У: Правильно, ребята. Наш город ещё совсем молодой. Раньше это был небольшой поселок строителей, которые строили очень нужный и важный для страны завод. Это строительство началось ещё в годы Великой Отечественной войны. Для людей, которые строили город, были нужны дома, больницы, театры, кинотеатры, магазины. Для их детей нужны были детские сады и школы. Поселок рос и строился, жителей становилось всё больше. И вот 17 марта 1954 г. правительство приняло решение преобразовать поселок в город Новоуральск, поэтому этот день стал днем рождения города. Мы с вами готовились к этому празднику: посетили городской музей, оформили в классе выставку рисунков, открыток с видами г. Новоуральска.

Наше занятие мы посвящаем дню рождения нашего города. Не выходя из класса, мы проведем небольшую экскурсию по городу, познакомимся с некоторыми городскими учреждениями и профессиями людей, которые там работают. Выполним задания и поиграем с вами.

На доске составлено слово из разрезных букв, но пока оно закрыто.

За каждое выполненное задание мы будем открывать одну букву в слове на доске. Посмотрим, какое слово получится! Итак, в путь!

Основная часть

Задание 1.

У: Для передвижения по городу мы должны выбрать вид транспорта. Выполнив правильно задание, вы узнаете, на чём мы поедем на экскурсию. Для этого проведем графический диктант. На листочке в клетку поставьте точку – начало рисунка. Далее работаем простым карандашом:

1 клеточку вниз, 1 клеточку вправо, 1 клеточку вверх, 5 клеточек вправо, 1 клеточку вниз, 1 клеточку вправо, 1 клеточку вверх, 1 клеточку вправо, 2 клеточки вверх, 5 клеточек влево, 2 клеточки вверх, 2 клеточки влево, 2 клеточки вниз, 2 клеточки влево, 2 клеточки вниз, 1 клеточку вправо.

Что у вас получилось? Правильно, машина. Рис.1.

Рис.1

Рис.1

Задание выполнено. Открываем первую букву в слове – Н.

Задание 2.

У: В нашем городе много машин, надо быть очень внимательными во время движения. Рядом с нами движутся ещё несколько автомобилей. Посмотрите на картинку.

Рис.2

Рис. 2. Сосчитайте, сколько их?

Д: 6 машин.

У: Верно. Открываем вторую букву в слове – О.

Задание 3.

У: Недалеко от школы – Центральная площадь города. Рядом находится большое здание почтамта. Для чего нужна почта?

Д: Люди могут отправить письма, позвонить по телефону, купить газеты.

У: Кто работает здесь?

Д: Почтальоны, телефонисты.

У: Давайте поможем почтальону разнести почту по адресам.

Учитель выставляет наборное полотно.

Здесь конверты с разными марками в виде геометрических фигур разного цвета. На конверте указан адрес-номер дома. Посмотрите внимательно и запомните: цвет, фигуру, цифру на конверте. Рис. 3.

Рис.3

Рис.3

Наборное полотно через 20 сек учитель убирает.

Проверим вашу память. Я показываю вам карточку определенного цвета, а вы должны показать марку-карточку с геометрической фигурой, которая была на конверте. Молодцы!

Открываем третью букву в слове – В.

Задание 4.

У: Я показываю марку-карточку с геометрической фигурой, а вы показываете цифру-номер дома на конверте.

Все справились с заданием. Хорошо.

Открываем следующую букву в слове – О.

Учитель снова выставляет наборное полотно с конвертами.

У: А теперь снова посмотрите на эти конверты и определите, какой конверт лишний. Почему?

Д.: У этого конверта марка в форме круга, на остальных конвертах марки в форме многоугольников и ещё здесь номер дома – нечетное число, а на конвертах – четные номера домов.

Открываем следующую букву в слове – У.

Задание 6. Игра "Какой это дом?" [3]

У: Этот конверт мы должны отнести в дом № 9.

На доске: Расположено 9 домов. Девятый дом – недостроенный.

У: Посмотрите внимательно на картинку Рис. 4. Здесь 9 домов. Из них 8 домов имеют различную форму крыши и окна. Нужно определить: форму крыши, форму и расположение окна у девятого дома. Подумайте и нарисуйте девятый дом. Объясните свой выбор.

Рис.4

Рис.4

Дети выполняют самостоятельно задание, затем объясняют свой выбор.

У: Задание выполнено. Открываем следующую букву в слове – Р.

Физпауза.

Вы хорошо поработали, а теперь давайте отдохнем. Рядом с почтамтом расположен стадион. Выполним упражнения на стадионе.

  • Поднять вверх правую руку, достать левую лопатку. Опустить руку.
  • Поднять вверх левую руку, достать правую лопатку. Опустить руку.
  • Достать правой рукой левый (правый) мысок, колени не сгибать.
  • Попрыгать на правой (левой) ножке.

Упражнения для глаз:

  • сделать вращательные движения;
  • посмотреть влево, вправо;
  • зажмуриться;
  • быстро поморгать.

Задание 7.

У: Отдохнули и снова в путь! А теперь давайте посетим ателье. Что делают в ателье?

Д: Шьют, вяжут и ремонтируют одежду.

У: Кто там работает?

Д: Швеи, вязальщицы.

У: В нашей школе старшие девочки учатся швейному делу, а мы учимся выполнять ремонт одежды.

Чтобы сделать ремонт одежды нужно правильно подобрать по форме и рисунку заплатку.

У каждого ученика и на доске – картинка "Заплатка" [3]. Рис. 5.

Рис.5

Рис.5

Дети внимательно смотрят на картинку, выбирают подходящую по форме и рисунку заплатку. Объясняют свой выбор. Один ученик выполняет задание у доски.

У: Задание выполнено. Открываем следующую букву в слове – А.

Задание 8.

У: А теперь, давайте определим, из какой ткани будет ваша заплатка.

(У каждого карточка с образцами ткани: шёлк, ситец, фланель). Рис. 6.

Рис.6

Рис.6

Дети трогают рукой образцы ткани, стараются запомнить, какие они на ощупь, запоминают названия тканей, после этого карточки убираются.

Игра "Чудесный мешочек".

У: В моем мешочке кусочки различных видов ткани. Вы закрытыми глазами, на ощупь должны определить и назвать вид ткани, после этого достать её из мешочка.

Дети выполняют задание, называют вид ткани, объясняют по каким признакам они это определили.

У: Задание выполнено. Открываем следующую букву в слове – Л.

Задание 9. Игра "Магазин".

У: Зайдем в магазин, где продают игрушки. Кто работает в магазине?

Д: Продавцы.

У: Какие игрушки стоят в отделе?

Д: Кукла, ежик, мячик, зайка, мишка, тигренок.

У: Выбираем продавца, остальные дети - покупатели. Покупателю нужно рассказать про игрушку, которую он хотел бы купить, не называя её. Продавец должен догадаться, о какой игрушке говорит покупатель и подать её.

Дети парами выходят к доске и разыгрывают ситуацию в магазине. Например:

Покупатель: "Здравствуйте, я хочу купить игрушку. Она резиновая, круглая, синего цвета, с красными полосками".

Продавец: "Это мяч, пожалуйста, получите".

У: Вы правильно выполнили задание. Открываем следующую букву в слове – Ь.

Задание 10.

У: В нашем городе много фотосалонов. Я предлагаю вам поехать на выставку фотографий в один из них. Посмотрите внимательно. Что перепутал фотограф? [2].

На доске расположены картинки. Рис. 7.

Рис.7

Рис.7

У: Кого же он сфотографировал? Давайте, исправим его ошибки! Возьмите ножницы, разрежьте по линии и составьте фотографии правильно.

Дети выбирают картинку, работают ножницами, а затем составляют у доски правильную фотографию.

У: Люди каких профессий изображены на фотографиях?

Д: Врач, космонавт, фотограф, пожарный, капитан.

У: Действительно, в нашем городе живут и работают люди разных профессий. Они любят свой город и стараются своим трудом сделать его ещё краше!

Задание выполнено. Открываем следующую букву в слове – С.

Задание 11.

У: В день рождения принято дарить подарки. Давайте, нашему городу мы подарим букет цветов и проведем игру "Собираем букет": первый ученик называет цветок, второй повторяет название первого цветка и добавляет название своего и т.д. Последний должен перечислить все названия цветов.

Дети выполняют условия игры.

У: Замечательный получился букет! Открываем последнюю букву в слове – К.

Слово открылось полностью. Давайте дружно прочитаем предложение на доске.

Д: С днем рождения, Новоуральск!

Ученик читает стихотворение:

Наш город, ты будешь расти вместе с нами,
Ты станешь с годами еще нам родней.
Тебя мы украсим своими делами,
Украсим трудом и любовью своей!

Заключительная часть

У: Мы заканчиваем экскурсию по нашему городу.

  • Скажите, где мы с вами побывали?
  • С какими профессиями познакомились?
  • Чему вы учились на занятии?
  • Что вам понравилось?

Дети отвечают на вопросы учителя.

У: Вы замечательно выполнили все задания. Спасибо вам за участие в нашей экскурсии. Каждому ученику я вручаю эмблему с изображением герба города Новоуральска.

Литература

  1. Ван-Автов. Веселые задачки для девочек и мальчиков. – СПБ., 1998.
  2. Гаврина С.Е. и др. Развиваем внимание. Рабочая тетрадь. – М., Росмэн, 2001.
  3. Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников. Книга для учителя начальных классов. – М., 2000.
  4. Материалы муниципального историко-краеведческого музея г. Новоуральска.