Решение проблем качества обучения математике через систематизацию педагогического мониторинга

Разделы: Администрирование школы


Одним из главных объектов контроля при любом планировании современные нормативные документы определяют уровень (качество) знаний и воспитанности учащихся. Несмотря на серьезную критику так называемой “процентомании”, в школах по-прежнему измеряют качество знаний “процентом обученности учащихся” и “процентом качества знаний”. А можно ли в управлении школой сегодня обойтись без пресловутых ЗУНов, которые предписаны программой? Ничего нового, единого для всех школ пока не придумано. Надежной системы оценивания качества образования на государственном уровне нет. Если школа находится в режиме развития, то, как правило, администрация учреждения занимается разработкой критериев и показателей эффективности обучения. Главное, чтобы с помощью этих критериев можно было объективно оценивать уровень знаний учащихся, видеть проблемы и успешно их решать.

Контроль качества обучения – это получение качественных характеристик учебного процесса по результатам контрольных срезов и анализа соответствия данного качества требованиям стандарта.

В нашей школе традиционным стало отслеживание состояния успеваемости при помощи гистограмм по трем показателям: выполнение стандарта (процент успеваемости), качество знаний (процент качества знаний), и средний балл. Эти показатели отражают состояние итогов четверти, учебного года и итогов контрольных работ.

Для того чтобы проследить динамику обучения каждого класса, составляются сравнительные таблицы за 5 лет, из которых четко просматриваются проблемы успеваемости каждого класса. Классы, которые имеют отрицательную динамику, в следующем году выводятся на контроль, но предварительно выясняются причины спада, предметы, за счет которых произошел спад. Например, анализируя сравнительную диаграмму, изображенную ниже, видно, что серьезные проблемы по географии и математике. Обязательно администрация должна глубоко и всесторонне изучить создавшуюся ситуацию и принять необходимые меры (вплоть до смены учителя).

Но, если итоги успеваемости показывают закономерности обученности класса в целом, то по итогам контрольных работ отслеживается качество обучения конкретному предмету: четко наблюдаются “спады” и “взлеты”. При этом выясняется уровень требований учителя в течение года, объективность выставления оценок, оптимальность применяемых методик и т.д. Кроме того, независимые контрольные работы могут установить несоответствие четвертных и итоговых отметок учителя со степенью обученности по результатам работы.

 

класс в классе человек Писали

работу

Получили оценки

%

вып.

%

кач

Ср.

балл

Май 2002

Средний балл за год

5

4

3

2

% вып % кач Ср. балл
математика                      

                         

                         

И т.д.

                         

5-6 кл

                         
алгебра                      

                         

                         
                           

И т.д.

                         

7-11 кл.

                         

При планировании внутришкольного контроля по предмету, прежде всего определяются классы с низким уровнем знаний или отрицательными изменениями. Но сама по себе констатация фактов не поможет решить проблему. Здесь поможет системный подход к анализу возможных причин: методика преподавания учителя, тематическое планирование и выполнение учебного плана, уровень класса, посещаемость уроков учащимися, соответствие требований к знаниям учащихся, взаимоотношения учителя с учащимися и т.д. Если планируется персональный контроль за работой учителя, имеющего наибольшее количество неуспевающих по итогам четверти и контрольных работ, то вопросами контроля обязательно должны быть следующие: наличие системы контроля и учета знаний, уровень требований к знаниям учащихся, дифференцированный и индивидуальный подход к учащимся, методы активизации деятельности учащихся на уроке, приемы воспитания интереса к предмету, стиль взаимоотношений учителя с учащимися и другие.

Большую роль при планировании контроля по математике имеет и анализ ошибок, которые допускают учащиеся при выполнении контрольных работ. Учителю удобнее отслеживать результаты каждого ученика, а завучу – класса в целом. Здесь необходимо разработать единую схему анализа, удобную для обработки.

Например:

Сводная таблица ошибок, допущенных при выполнении контрольных работ за год.

ошибки

итого

1.

Дейстия с: натуральными числами

Обыкновенными дробями

десятичными дробями

положит. и отрицательными числами

Порядок действий

4

6

 

4

7

2

7

3

10

6

11

7

5

8

6

6

3

4

6

6

4

3

5

4

3

5

3

2

4

2

4

4

3

4

2

3

1

3

 

62

62

57

50

20

2. Решение задач: арифметических

на составление уравнений

геометрического смысла

4

5

2

6

4

5

5

7

5

3

5

4

 

15

27

13

3. Раскрытие скобок: ± ( )

а( )

( )*( )

         

4

4

6

2

4

4

3

3

4

2

1

2

 

17

26

29

4. Разложение на множ-ли: вынесение множ-ля

ФСУ

квадратного трехчлена

         

4

2

3

3

4

1

2

 

14

36

9

5. Тождественные преобразования: подобные

Сокращение дробных выражений и дробей

± дробных выражений

*ч дробных выражений

Тригонометрические тождества

2

   

6

4

 

2

3

3

 

15

31

18

10

13

6 Свойства степеней: с натуральным показател

С целым и рациональным показателем

Преобразование иррациональн. выражений.

         

8

3

5

2

 

20

7

20

7. Решение уравнений: линейные

Квадратные

Тригонометрические

Показательные и Логарифмические

иррациональные

7

6

12

8

2

4

5

3

4

 

54

28

21

13

12

8. Решение неравенств: линейные

Квадратные

Показательные, логарифмические

Тригонометрические

Иррациональные

Метод интервалов.

                   

19

13

10

28

9. Построение графиков: линейных функций

Квадратичных функций

Чтение графиков.

         

6

2

4

2

 

14

11

9

10. Решение систем: линейных уравнений

Уравнений трансцедентных функций.

         

3

2

5

3

 

17

8

11. Производные: нахождение производной

Уравнение касательной

                   

8

3

Анализируя данную таблицу, легко проследить темы курса, которые плохо усваиваются ребятами и над которыми необходима постоянная работа в течение долгого времени. Так, например, работа над вычислительными навыками учащихся не должна заканчиваться в 5-6 классах, как это предполагает программа. При посещении уроков обязательным становится вопрос контроля – совершенствование вычислительных навыков. Продуктивными могут быть декады по работе над этой проблемой во всех классах с обязательными контрольными срезами. Кроме того, должно быть тесное сотрудничество учителей начальной ступени и предметников, определение единых требований к уровню ЗУН учащихся начальной школы. Эффективным будет создание творческой группы, состоящей из молодых учителей математики и начальной школы, которые займутся изучением и разработкой методик, рекомендаций, серий открытых уроков, направленных на повышение вычислительных навыков. Можно запланировать глубокое изучение теоретических вопросов по одной из тем на заседании методического совета, которые представит учитель-мастер или приглашенный преподаватель. Администратор обязательно должен помочь руководителю МО в построении “дерева целей” и задач на следующий учебный год или перспективу, исходя из данных глубокого анализа.

Учителю же подробный анализ ошибок поможет в системе проводить работу по пробелам знаний учащихся, организовать индивидуальную или групповую работу, а также сделать выводы о результативности своей деятельности по решению данной проблемы.

Анализ ошибок, допущенных учащимися 9а класса в контрольных работах.

ошибки

1четв

2четв

3четв

4четв

годов

экзам

1.

Дейстия с: натуральными числами

Обыкновенными дробями

десятичными дробями

положит. и отрицательными числами

Порядок действий

4

6

2

4

3

6

3

2

1

4

2

2

2

2

1

2

1

2

1

1

2

2. Решение задач: арифметических

на составление уравнений

геометрического смысла

5

 

2

 

 

 

 

1

3. Раскрытие скобок: ± ( )

а( )

( )*( )

4

2

5

4

2

 

2

 

1

 

2

 
4. Разложение на множители: вынесение за() множ-ля

ФСУ

квадратного трехчлена

3

2

5

2

2

 

4

 

4

 

1

5. Тождественные преобразования: подобные

Сокращение дробных выражений и дробей

± дробных выражений

*ч дробных выражений

Тригонометрические тождества

4

1

   

4

5

4

 

3

3

6 Свойства степеней: с натуральным показателем

С целым и рациональным показателем

Преобразование иррациональных выражений.

 

4

3

3

3

 

2

 

2

7. Решение уравнений: линейные

Квадратные

Тригонометрические

Показательные и Логарифмические

иррациональные

6

4

5

2

3

3

3

3

8. Решение неравенств: линейные

Квадратные

Метод интервалов.

 

2

3

8

2

5

 

6

4

1

4

2

4

9. Построение графиков: линейных функций

Квадратичных функций

Других.

Чтение графиков.

5

6

3

5

 

 

 

3

2

3

4

1

2

10. Решение систем: линейных уравнений

Уравнений трансцедентных функций.

 

2

   

1

 

Так, анализируя данные приведенной таблицы, можно сделать вывод о том, что по темам “Решение квадратных уравнений” и “Решение неравенств методом интервалов” повторение было или несистематическим, или некачественным.

Без посещения уроков нельзя все же делать выводы о работе учителя. Каждый учитель знает, что от качества каждого урока зависит и качество знаний учеников. Посещение уроков является одним из самых значительных мероприятий работы завуча. У каждого из них выработана своя схема анализа. Числовой анализ урока использую в своей работе в течение 5 лет. Данная методика была опубликована в методических журналах и газетах. Этот анализ поможет учителю увидеть слабые стороны применяемой методики, а завучу – оценить не только деятельность одного учителя в динамике, но и определить общий уровень преподавания в школе (для этого обязательно сделать общую таблицу посещенных уроков). Кроме того, есть учителя, которые необъективно определяют уровень проводимых уроков, а числовой анализ дает возможность реально оценить качество урока и соответствие его какой-либо категории.

Элементы урока

Элементы урока

дата

   

1.

Целеполагание и мотивация учебной деятельности

1.1

Сообщение цели и задач урока      
1.2 Место урока в данной теме, курсе      
1.3 Развитие познавательного интереса (занимательные ситуации…)      
1.4 Проблемно-творческое построение У      
1.5 Соответствие структуры У его целям и типам      
1.6 Самостоятельность на У, ее виды      
1.7 Рациональный выбор форм обучения (индив., групповая, фронтальная)      
1.8 Учет индивидуальных особенностей класса, уч-ся, коррекция знаний      
1.9 Реализация дифференцированного подхода      
1.10 Формирование спец. умений по предмету      
1.11 Сознательная дисциплина, внимание, интерес к предмету      
 

Средний балл по 1 этапу

     
2. Содержание изучаемого материала
2.1 Научность материала; актуальность, связь с жизнью      
2.2 Правильность подбора материала для различных этапов урока и видов деятельности учащихся;      
2.3 Соответствие содержания урока требованиям программы, по которой работает учитель;      
2.4 Оптимальность объема материала для усвоения      
2.5 Домашнее задание (как задается, объем, проверка предыдущего)      
 

Средний балл по 2 этапу

     

3.

Эффективность преподавания

3.1

Рациональное использование времени      

3.2

Оптимальность темпа, чередование и смена видов деятельности      

3.3

Наглядность и ТСО      

3.4

Рациональность и эффективность методов работы      

3.5

Контроль за работой уч-ся и объективность оценки      

3.6

Качество усвоения материала      

3.7

Воспитательный эффект      

3.8

Воздействие У на развитие уч-ся      

3.9

Санитарно-гигиенические требования к У      

3.10

Культура общения на У      

3.11

Единые требования к уч-ся (записи в тетрадях, организация начала и конца У)      
 

Средний балл по 3 этапу

     
 

Средний балл за урок

     
 

класс

     
  Оценка, категория урока      

Критерии оценки урока

Оценки: “4” -- отлично; “3” -- хорошо; “2” -- удовлетворительно; “1” -- отсутствие элемента, неудовлетворительно

Уровень урока: 1 – 1,8 – неудовлетворительный; 1,8 – 2,5 – удовлетворительный; 2,5 – 3,4 – хороший; 3,4 – 4 – отличный.

Категория урока: 2,5 – 2,9 – 2 категория; 2,9 – 3,4 – 1 категория; 3,4 – 4 – высшая категория.

Новые приоритеты в сфере образования, растущая вариативность форм получения образования, разнообразие учебных заведений, программ, методик непосредственно влияют на качество подготовки учащихся. Охране качества подготовки учащихся служит мониторинг. Мониторинг является важнейшим инструментом проверки и оценки эффективности внедряемого содержания образования, используемых методик, служит основой для обоснованных путей устранения недостатков учебного процесса в школе, является основой для принятия эффективных управленческих решений. Постоянный мониторинг за качеством учебного процесса, результатов обучения школьников становится особенно актуальным в условиях реформы школы, обновления содержания образования, введение образовательных стандартов, обостряющихся проблем доступности учебного материала, нормализации учебной нагрузки учащихся.