Новый Семейный кодекс - правовая основа брачно-семейных отношений в РФ

Разделы: История и обществознание


Тема урока: Новый Семейный кодекс – правовая основа брачно–семейных отношений в Российской Федерации. (По телесценарию “Моя Семья”).

Цели урока:

– развивать и формировать познавательный интерес к различным областям жизни человеческого общества;
– воспитывать потребность осознанно соблюдать законы, с уважением относиться к нормам и правилам, созданным обществом, – овладеть определённым набором знаний по семейному законодательству для дальнейшей самореализации личности.;
– закрепить теоретические знания по законодательству о браке и семье;
– способствовать выработке умений ориентироваться в семейном законодательстве;
– попробовать научиться принимать самостоятельные решения по практическим правовым ситуациям.

Эпиграф: Семья – взаимное несение тягот и школа жертвенности (Н.Бердяев)

Дидактическое обеспечение:

1. Конституция Российской Федерации;
2. Семейный кодекс Российской Федерации;
3. Гражданский кодекс Российской Федерации;
4. Федеральный закон о дополнительных гарантиях по социальной защите детей–сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Таблицы № 1,2,3,4,5,6,7 (Приложение 1)

Таблица №1

Условия для вступления в брак:

    • достижение брачного возраста – 18 лет;
    • добровольное согласие мужчины и женщины;
    • отсутствие другого зарегистрированного брака;
    • не должно быть близкого родства между брачующимися;
    • лицо, вступающее в брак, не признано судом недееспособным вследствие психического расстройства.

img2.gif (1716 bytes)

Таблица 3

Таблица 4

Таблица 5

Таблица №6

Совместная собственность супругов:

  • имущество, нажитое ими во время брака;
  • заработная плата;
  • доходы от предпринимательской деятельности;
  • пенсии, пособия;
  • ценные бумаги и вклады в банках;
  • квартиры, дачи, гаражи, автомобили;
  • земельный участок;
  • предприятия;
  • вещи, полученные в дар обоими супругами.

Межпредметная связь:

  • Обществознание. Тема “Роль семьи в жизни общества”.
  • Гражданское право. Тема: “Личная и совместная собственность”.
  • Основы экономики. Тема: “Доходы и расходы семьи”.

Внутрипредметная связь:

  • Тема: “Понятия и классификация конституционных прав и свобод”, раздел 3 §3, “Основы правоведения”, автор А. И. Яковлев.
  • Тема: “Порядок обращения с иском в суд”, раздел 3 §5, “Основы правоведения”, автор А. И. Яковлев.

Перед началом занятия группа разделена на 3 “семьи” (по 5–6 человек), шесть человек образуют экспертную группу, которая предварительно изучила тему, знакома с контрольными заданиями, ходом занятий. Приглашены психолог и социальный работник.

Дидактическое обеспечение. Таблицы:

1.“Условия для вступления в брак”;
2.“Прекращение брака”;
3. “Расторжение брака в органах загса”;
4. “Расторжение брака в суде”;
5. “Личная собственность супругов”;
6. “Совместная собственность супругов”.

Ход урока:

  1. Организационный момент:
  2. Опрос домашнего задания. Каждая группа получает своё индивидуальное задание. (Приложение 2)

Каждой малой группе–“семье” дается одинаковое время. Группы настраиваются на самостоятельную работу. Эксперты оказывают посильную помощь студентам.

Задание для “семьи” №1.

  1. Дать определение понятиям:
      • брак (свободный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи, рождение и воспитание детей);
      • загс (запись актов гражданского состояния);
  2. Назовите нормативные акты, регулирующие такой социальный институт, как брак и семья. (Конституция РФ, Гражданский кодекс РФ, Конвенция ООН о правах ребёнка, Семейный кодекс РФ и другие федеральные законы).

Задание для “семьи” №2.

  1. Дать определение понятиям:
      • брачный договор (контракт между супругами, конкретизирующий их имущественные права и обязанности в случае расторжения брака);
      • семья (группа людей, связанных кровно–родственными отношениями).
  2. Расскажите об основных задачах нового Семейного кодекса РФ 1995 года. (Совершенствование правовых основ укрепления семьи, обеспечение правовой защиты её членов в новых социально – экономических условиях).

Задание для “семьи” №3.

  1. Дать определение понятиям:
      • совместная собственность (имущество, нажитое супругами во время брака);
      • приёмная семья (семья, в которой воспитываются дети, оставшиеся без родительского попечения).
  2. Объясните, как вы понимаете суждение: “Ребёнок в семье – самостоятельная личность”. (Ребёнку в семье должны быть созданы условия для нормальной жизни, воспитания, всестороннего развития и духовного становления).

Домашнее задание проверяют независимые эксперты. У экспертов есть эталоны ответов. Студенту, безупречно выполнившему все задания, выдаётся жетон розового цвета (оценка “5”).

Студенту, успешно выполнившему все задания, – жетон синего цвета (оценка “4”).

За выполнение всего задания, но допустившему погрешности, – жетон зелёного цвета (оценка “3”).

Следующий этап урока – актуализация новой темы. Постановка целей по изучаемой теме “Новый Семейный кодекс – правовая основа брачно–семейных отношений”. Знакомство групп – “семей” с заданиями, алгоритмом работы, понятийным аппаратом.

Весь изучаемый материал разделен на 3 учебные единицы (насыщенные, компактные, без незнакомых терминов), малая группа – “семья” получает свое задание и по алгоритму выполняет.

Прилагаются конверты с заготовленными эталонами ответов. После выполнения задания студенты открывают конверты и проверяют правильность решения проблемной задачи. Так происходит самооценка знаний студентов. Эксперты проверяют выполнение, выдают жетоны за правильные ответы. Так происходит взаимопроверка.

Задание разделено на две части:

1 часть – самостоятельно изучить теоретический материал с выделением самого главного, т.е. поделить на абзацы, озаглавить, записать в тетрадь. В малой группе студенты читают текст, обсуждают варианты заголовков, записывают, задают друг другу вопросы, чтобы понять значение терминов, уловить смысл абзаца. Эксперты помогают выполнить данное задание. Так студенты готовятся к выступлению по изучаемой теме.

2 часть – решение ситуационной задачи. Таким образом преподаватель проверяет, насколько усвоен теоретический материал.

Работа в группах – “семьях” по индивидуальному заданию.

“Семья № 1” работает со специальной литературой, учебником, готовит выступление на тему: “Понятие брака и условия его заключения”.

Брак – это заключенный в установленном законом порядке свободный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание семьи, рождение и воспитание детей, ведение общего хозяйства. Брак заключается в органах записи актов гражданского состояния (ЗАГСе).

Условия его заключения:

  • достижение брачующихся 18 лет;
  • взаимное добровольное согласие;
  • отсутствие у супругов другого зарегистрированного брака;
  • нет близкого родства между брачующимися.

Брак невозможен, если один из брачующихся признан судом недееспособным.

Далее студенты коллективно решают проблемные задачи, которые требуют от них знания материала, мыслительной деятельности, возможности посмотреть на проблему с различных сторон, с разных позиций.

Задача № 1. После смерти гражданина Ковалева в 1994 г. в сбербанке остался денежный вклад на сумму 380 тыс. руб. На этот вклад предъявили требование две жены Ковалева, каждая из которых предоставила свидетельство о браке. Причем, у одной брак был зарегистрирован 28. 05. 77 года, а у другой – 09. 08. 90 года. Жена, с которой он прожил 16 лет, заявила в суде, что муж с ней брак не расторгал, и она не знала о его второй семье.

Группа должна ответить на следующие вопросы:

  1. Какой из двух браков следует считать недействительным?
  2. Каковы последствия признания брака недействительным?

“Семья” обсуждает данную проблему, каждый доказывает свою позицию, стремится прийти к правильному решению данной проблемной ситуации.

“Семья № 2” готовит выступление на тему: “Личные и имущественные отношения супругов”.

Личные права супругов:

  • при заключении брака новобрачные выбирают фамилию, при расторжении брака имеют право сохранить общую фамилию или восстановить свои добрачные фамилии;
  • выбирают место своего жительства, могут проживать совместно или раздельно, если это для них удобно;
  • свободны в выборе занятий, профессии.

“Законный режим имущества супругов” – возможность заключения супругами брачного договора (контракта).

Имущество, принадлежащее супругам, подразделяется на совместную и личную собственность. Совместная собственность – это заработная плата, квартира, дачи, автомобили. Личная собственность – это имущество, принадлежащее супругу до вступления в брак, полученное в дар или в порядке наследования, вещи индивидуального пользования (одежда, обувь, за исключением драгоценностей и предметов роскоши). Раздел имущества производится по взаимному согласию или судом. Доли супругов признаются равными. “Семье № 2” предлагается следующая проблемная задача.

Задача № 2. Гражданка Дудникова и гражданин Мамедов до вступления в брак имели имущество: Дудникова – бриллиантовое колье стоимостью 2500 долларов, картину Айвазовского стоимостью 35000 долларов; Мамедов – автомобиль ВАЗ 2112 1993 года стоимостью 7000 долларов.

В браке гр. Дудникова и Мамедов приобрели квартиру двухкомнатную, сделали вклад на имя Дудниковой в размере 15000 рублей. Также гр. Мамедов получил в наследство торговую точку. Находясь в состоянии развода, супруги приступили к разделу имущества. Гр. Дудникова подала иск на раздел двухкомнатной квартиры и торговой точки. Гр. Мамедов претендует на вклад на имя гр. Дудниковой в размере 15000 руб. Подлежит ли разделу двухкомнатная квартира и торговая точка, а также вклад на имя одного из супругов?

Ответ: разделу подлежат квартира и вклад в размере 15000 руб. Торговая точка является личной собственностью гр. Мамедова, так как получена в наследство. Имущество, приобретенное до заключения брака, разделу не подлежит.

“Семья № 3” работает над темой: “Права и обязанности родителей и детей. Опека и попечительство”. Ребенком признается лицо, не достигшее совершеннолетия (18 лет). Каждый ребенок имеет право на жизнь и воспитание в семье, общение с обоими родителями, на защиту своих законных прав и интересов. С 10 лет учитывается мнение ребенка.Закон возлагает на родителей обязанность содержать своих детей. Родители могут заключить соглашение о порядке выплаты алиментов. При отсутствии соглашения алименты взыскиваются судом в таком порядке: на 1 ребенка – 25 %, на 2 детей – 33 %, на 3 и более – 50 % заработка и иного дохода.

Трудоспособные совершеннолетние дети обязаны содержать своих нетрудоспособных родителей, которые нуждаются в помощи. Суд решает конкретный размер участия каждого из детей, определяет твердую денежную сумму, исходя из материального и семейного положения родителей и детей. Взыскивается эта сумма ежемесячно.

Опека и попечительство устанавливаются для воспитания несовершеннолетних детей вследствие:

  • смерти родителей;
  • лишения их родительских прав;
  • болезни родителей;
  • другие причины.

Опека устанавливается над малолетними (до 14 лет), попечительство – над несовершеннолетними детьми от 14 до 18 лет.

Опекуны и попечители не должны содержать подопечных. Их задача – в интересах подопечных расходовать принадлежащие им средства, получаемую пенсию, пособие, алименты.

“Семье № 3” предлагается решить задачу № 3.

Задача № 3. Мария Гончарова, имея двух малолетних дочерей, систематически пьянствовала и была поставлена на учет в наркологическом диспансере. Ее дети не получали надлежащего ухода и воспитания. А своим аморальным поведением она оказывала на дочерей вредное влияние. Квартира, где проживает Гончарова с детьми, находится в антисанитарном состоянии. В нетрезвом состоянии Мария бьет свою престарелую мать. Дети стали нервные и непослушные, выражаются нецензурно. Комиссия по делам несовершеннолетних предъявила в суд иск о лишении Гончаровой родительских прав.

Необходимо ответить на следующие вопросы:

  • Достаточно ли в данном случае оснований для предъявления иска?
  • Вправе ли комиссия по делам несовершеннолетних предъявлять такой иск? Кто еще имеет право обращаться в суд с таким заявлением?
  • Каковы последствия лишения родительских прав?
  • Куда передаются дети при лишении обоих родителей родительских прав?
  • Как исполняется решение суда о лишении родительских прав?

В целях активизации студентов на занятии, создания элемента состязательности, при изучении материала используются жетоны, которые вручаются за правильные ответы, за оригинальные, нестандартные мысли по той или иной проблеме.

Экспертная группа подводит итоги решения ситуационных задач, отмечает положительные и отрицательные стороны работы “групп – семей”.

Следующий этап занятия – закрепление нового материала. Для этой цели студентам необходимо принять участие в игре– эстафете “Знаете ли вы?”

Предлагается следующая работа группам: подготовить по 2 вопроса для другой группы по изученной теме в следующем порядке: семья № 1 – семье №2, семья №2 – семье №3, семья №3 – семье №1.

Или преподаватель задает вопросы.

Карточка № 1

Назови характерные признаки современной семьи.
Приведи примеры из собственного опыта.

Карточка № 2

Как ты считаешь, нужно ли заключать брачный контракт настоящим и будущим супругам?

Карточка № 3

Расскажи, какими должны быть взаимоотношения между родителями и детьми в современном обществе?
Поделись собственным опытом.

Эксперты контролируют ход эстафеты, вручают жетоны за правильные ответы.

“Заморочки из бочки” (решение практических задач).

Преподаватель готовит по три практические ситуации. Дается время на их обсуждение, затем отвечает любой член “семьи”.

Ситуационная задача № 1

Супруги имеют общих несовершеннолетних детей.
Супруг долго отсутствовал и признан судом безвестно отсутствующим.
Где будет производиться расторжение брака?

Ситуационная задача № 2

Супруги решили заключить брачный договор.
Какова процедура заключения брачного договора и каково содержание брачного договора?

Ситуационная задача № 3

Супруги Ивановы прожили в браке 15 лет.
Имеют двоих детей.
После расторжения брака отец отказывается выплачивать алименты.
Какие права имеют мать и дети?

Выступление психолога, социального работника колледжа о роли семьи в жизни человека, о добрых взаимоотношениях между членами семьи, как залога счастья и мира всех семей российского общества.

Вопросы студентов к психологу, социальному работнику по интересующим темам, наболевшим вопросам. Квалифицированные ответы специалистов.

Примерные вопросы.

Студент:

1. Какой возраст является для мужчины оптимальным для вступления в брак?
2. Должна ли молодая семья жить с родителями или все – таки лучше иметь отдельное жилье?
3. Почему родители часто бывают против “гражданских браков”?

Вопросы задает социальный педагог:

  1. В чем состоит отличие городской современной семьи от семьи сельского типа?
  2. Какова причина наиболее частых конфликтов между родителями и детьми?
  3. В чем состоит причина увеличивающейся тенденции разводов в современном мире?

Вопросы задает психолог:

  1. Какой стиль воспитания вы считаете наиболее приемлемым?
  2. Что лежит в основе создания крепкой, счастливой семьи?
  3. Что вы думаете об эмансипации женщин? Какова роль женщины в семье? Должна ли она работать или обязана заниматься хозяйством и детьми?
  4. Что должны знать будущие родители, чтобы родить и воспитать здоровое потомство?

Подведение итогов.

Эксперты подсчитывают количество заработанных жетонов, отмечают активных студентов, активную малую группу – “семью”. Преподаватель выставляет оценки, комментирует ответы.

Домашнее задание (предлагается по выбору 3 уровня заданий):

1 уровень. Написать сочинение: “Какие изменения (дополнения) я хотел бы внести в новый Семейный кодекс?”

2 уровень. Составить по 2–3 ситуационные задачи на тему: “Семья и брак”.

3 уровень. Составить кроссворд на 10 – 15 слов.