Опорные слова (урок риторики во 2-м классе)

Разделы: Начальная школа


Цели урока:

  • Научить выделять опорные слова в тексте, определять по ним тему текста.
  • Учить на основе опорных слов создавать текст или воссоздавать известный текст.
  • Развивать устную речь, культуру речи и коммуникативные умения школьников.

Ход урока:

1. Речевая разминка (на доске)

Мышка сушек насушила.
Мышка мышек пригласила.
Мышки сушки кушать стали,
Зубы сразу же сломали.

– Прочитайте про себя написанное на доске.

– Прочитайте теперь вслух на одном выдохе.

– Прочитайте тихо.

– Прочитайте в быстром темпе.

– Что вы такое читали?

– Почему это чистоговорка?

– Что передают повторяющиеся звуки?

2. Актуализация знаний

– Чем является чистоговорка?

– Почему это текст?

– Что мы уже знаем про текст?

– Какова тема этого текста?

– Какая основная мысль этого текста?

– Какой заголовок можно дать?

3. Новый материал

– Заголовок текста дает нам возможность предположить тему текста и даже его основную мысль, т. е. его основное содержание.

– Посмотрите на наш текст. В нем выделены слова. Прочитаем их. Как вы думаете, почему они выделены? Можно по ним догадаться, о чем этот текст?

– Кто знает, как называют такие слова?

– Тема сегодняшнего урока – “Опорные слова” (запись на доске).

– Какие цели будут стоять перед нами?

На доске запись:

1. Выяснить…

2. Узнать…

3. Научиться…

4. Восстанавливать…

5. Создавать…

6. Развивать…

– Итак, почему эти слова называют опорными или ключевыми?

– Прочитаем правило на странице 12 (учебник Т.А. Ладыженской “Детская риторика в рассказах и рисунках” для 2-го класса).

– Какая роль у ключевых слов?

– Повторите чистоговорку (с доски стираются слова, кроме опорных) по ключевым словам.

4. Закрепление нового материала

а) Сейчас вы в группах читаете текст на карточке и выделяете опорные слова, учитывая основную мысль текста и то, чтоб они помогли пересказать.

Карточка № 1:

“Жил – был доктор. Он был добрый. Звали его Айболит. Больше всего на свете доктор любил зверей. В комнате у него жили зайцы. В шкафу у него жила белка. На диване жил колючий еж. В сундуке жили белые мыши. Но из всех своих зверей доктор Айболит любил больше всего утку Кику, собаку Авву, маленькую свинку Хрю – Хрю, попугая Карудо и сову Бумбу”. (К.И. Чуковский)

– Какие слова оказались у вас ключевыми?

Сверим с доской.

доктор еж
добрый в сундуке
Айболит мыши
любил больше всего
в комнате Кику
зайцы Авву
в шкафу Хрю-Хрю
белка Карундо
на диване Бумбу

– Перескажите текст по опорным словам.

– Кто автор текста? Как он называется?

б) Сейчас прочитайте опорные слова начала одной известной сказки.

На доске:

двадцать пять оловянных солдатиков

сыновьями оловянной ложки

очень красивы: ружье,

грудь колесом,

мундир красный с синим

– Как она называется? Кто ее автор? (Г.-Х. Андерсен)

Какова основная мысль?

– Кто может вспомнить начало этой сказки?

в) Напишите опорные слова к одной известной сказке без главных героев. А мы ее отгадаем.

Карточка № 2

“Золушка” Ш. Перро

“Белоснежка” Я. И В. Гримм

“Волшебник Изумрудного города” А. Волков

“Малыш и Карлсон” А. Линдгрен

– Что у вас получилось?

г) По опорным словам составьте свою сказку.

Карточка № 3:

Солнце

туча

поспорили

доброта.

– Прочитайте свои сказки.

– Какой заголовок можно дать сказке?

– Чему учит ваша сказка?

5. Итог урока

– Что мы узнали нового на уроке?

– Чему учились?

– Зачем нам это надо?

– Каким был для вас сегодняшний урок?

Расшифруем слово

“ р

и

т

о

р

и

к

а

а

н

в

т

а

н

о

к

д

т

о

в

з

т

р

т

о

е

р

е

в

е

о

и

с

р

ч

т

и

л

т

в

т

е

е

с

в

л

к

н

н

с

с

т

а

е

и

ы

ы

н

к

в

ю

к

й

й

й

ы

и

е

щ

т

й

й

н

и

у

ы

й

й

й

– Ваша само оценка своей работы на уроке.

(Красный – понравилось, я работал активно, многое узнал;

зеленый – было интересно, но я не всегда участвовал в общей работе,

синий – обычный урок, работал как всегда;

коричневый – было трудно, устал;

черный – не понравился, ничего нового не узнал).

6. Домашнее задание

Страница 14 задание 15 (по учебнику Ладыженской “Детская риторика в рассказах и рисунках” для 2-го класса).