Удивительные превращения пищи в нас

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель: познакомить детей с пищеварительным трактом, его основными отделами, показать важность выполняемой каждым отделом работы, учить ребят понимать свой организм, его потребности. Объяснить необходимость профилактических мер. Воспитывать гигиенические навыки.

Материал: плакат с изображением пищеварительного тракта, иллюстрация из книги М. Голиболи “Человек”, веревка длиной 7 м, морковь для всех детей, изображение морковки на магните.

Предварительная работа:

Зачем человек ест? Полезная и вредная пища.

Чтобы ходить, бегать, прыгать, дышать, смеяться, работать, чтобы жить, нужно принимать пищу. Человек может жить без еды 30-40 дней. За свою жизнь каждый человек съедает примерно 50 тонн продуктов. Целый грузовой вагон. Наша фабрика-кухня справляется с пищей за 5-6 часов. Пища должна быть не только полезной, но и красиво выглядеть. Это повышает аппетит. Принимать еду необходимо в одно и тоже время.

Самая полезная пища та, которую человек ест с аппетитом. Пища должна быть разнообразной и вкусной.

Вредная пища - избыток соли, сахара, незнакомая пища.

Вопросы:

1. Почему человеку так необходима пища?

2. Какие продукты питания вы обычно употребляете в пищу?

3. Какое ваше любимое блюдо?

4. Какое блюдо вы можете приготовить сами?

Задание: нарисовать любимое блюдо.

Ход занятия.

Ребята, сегодня мы поговорим о том, как устроен наш организм, узнаем, какие органы участвуют в обработке пищи и как этот процесс называется.

Дети, мы с вами недавно завтракали. Кто-нибудь голоден, хочет есть? Значит мы сыты. А почему мы не хотим сейчас есть? Но куда же делась пища, которую мы ели недавно? Что с ней произошло?

Нет, она лежит в животике, как в сундучке. С нею произошли чудесные превращения. Рассказать какие? Так давайте отправимся открывать тайну исчезновения пищи.

Пища в начале попадает в рот. Значит, проникнув туда, мы и найдем дорогу, по которой ушла пища! А кто живет во рту? Правильно, во рту живет язык - строгий охранник. А для чего нам нужен язык? Он помогает дышать, жевать, согревать или охлаждать еду, глотать, узнавать - соленая она или сладкая, горькая или кислая, горячая или холодная, он также помогает петь, говорить, смеяться. Язык еще охраняет и вход в пищеварительный тоннель. Он ни за что горьких и невкусных гостей не пропустит!

А что еще есть во рту? Зубы. Они работают как жернова, хорошо перемалывают и пережевывают пищу. Это очень важная работа. Если они плохо разжуют пищу, она может повредить пищевод и желудок, которые очень трудно лечить. Желудок над такой пищей трудится в несколько раз дольше, а значит, меньше отдыхает и начинает болеть.

А вы замечали, что у нас во рту всегда мокро? Это слюна, она постоянно выделяется в небольшом количестве и смачивает пищу, а язык помогает протолкнуть ее внутрь. Попробуй, проглоти черствый хлеб. Все горло обдерешь. А если хлеб долго жевать, он хорошо смочится слюной и проглотить его будет нетрудно.

Говорят: все болезни вползают через рот. Поэтому нужно мыть руки перед едой и не забывать перед употреблением мыть фрукты и овощи.

Я сейчас вам дам по кусочку моркови. Но вы сразу не глотайте ее, а сначала дайте поработать зубам и язычку. Разжевали? Как вам кажется, слюна смочила морковь во рту? А теперь сделайте глотательное движение и проглотите морковь. Получилось? И куда же она улетела, ведь во рту ее больше нет? А полетела она в маленькую пещерку. Вот такую, как на этом рисунке. По пищеводу пища попала в желудок. Желудок похож на мешок. Этот мешок у каждого человека расположен под ребрами. Потрогайте его рукой. Нашли свой желудок? И у меня есть желудок, вот здесь.

Миша, а у тебя где желудок? Правильно. Когда ребенок рождается, его “мешок” имеет длину 5 см. У взрослых любителей поесть размер желудка иногда превышает футбольный мяч. У малоежек он может быть размером с кулак.

И вот пища, наша морковка, попала сейчас в желудок. Когда мы голодны, он как спущенный шарик. Дунешь в него - он чуть надуется, попадет пища в желудок - он чуть растянется и, наконец, превратится в целую пещеру, до потолка набитую едой.

Здесь есть специальная жидкость. Она называется желудочный сок. Этот сок постепенно пропитывает пищу и растворяет ее твердые частички. Но когда в желудок попадает хорошо пережеванная пища, ему легче с нею справиться. Вот поэтому всегда нужно хорошо, тщательно пережевывать все, что мы едим. Желудок начинает работать. Он своими стенками мнет, растирает и перемешивает пропитанную соком пищу. Как будто варит ее. Вот и называется этот процесс пищеварением - варением пищи.

Итак, главная работа желудка - переваривать пищу, а помогает ему в этом желудочный сок. Желудок нужно очень беречь. Кушать необходимо всегда в одно и тоже время, потому что желудок привыкает вырабатывать желудочный сок в определенное время.

Когда пища хорошо переварится, она переходит в тоннель с мягкими ворсистыми стенками. Но тоннель наш не прямой, а со множеством поворотов. Этот тоннель называется кишка. Вот она, посмотрите на рисунок. Видите, какая длинная - 7 метров. Вот у меня веревка, в ней как раз 7 метров. Давайте ее растянем. Какая длинная! Но в теле человека она свернута в несколько раз, как 7-метровая змея и лежит себе под желудком, как под камешком. “Змея” эта в начале тонкая, как сосиска, а в хвосте толстая, как огурец. Посмотрите на рисунок.

Но сначала переваренная пища из желудка проходит коридор в 12 пальцев. Раньше, в старину пальцы называли перстами. Потому и эту часть кишки называют двенадцатиперстной. Игорь, Олег, подойдите сюда и положите на веревку ваши пальчики (по четыре, без большого). Игорь положи 2 руки, а Олег одну. Наташа, посчитай, сколько пальцев, сколько перстов всего положили дети? Двенадцать. Вот такая длина 12-перстной кишки. В ее стенках есть отверстия, в которые втекает сок из поджелудочной железы и печени, он смачивает и растворяет пищу.

А дальше все начинают еще активнее трудиться - и стенки кишки, и ворсинки, и печень. И все разбирают себе питательные вещества: питается кровь и разносит все полезное по всему организму, в толстой кишке образуются витамины. И, наконец, остается от пищи то что уже никому не нужно. Вот тогда-то мы идем в туалет. Это тоже очень важно делать вовремя, чтобы организму было легче и чтобы он сам себе помогал и мы ему помогали.

"Опора и двигатели нашего организма".

Цель: знакомство детей с частями тела человека и их значением.

Материал: схемы человеческого скелета и мышц, рисунки из книг Г. Юдина “Главное чудо света”, М. Гомболи “Человек”, видеофильм “Наше тело”, тренажеры (велотренажер, эспандер, батут).

Ход занятия:

Вношу тряпичную куклу, набитую поролоном, создаю ситуацию (нужно куклу посадить на табурет), рядом стоит второй табурет, на котором сидит ребенок.

    • Почему кукла не может сидеть?
    • Почему Ваня сидит?
    • А теперь поставьте куклу на ноги.
    • Почему она не стоит?
    • Давайте мы с вами встанем.
    • Почему мы можем стоять?

Правильно, у нас есть кости, они составляют скелет – опору нашего тела (показываю скелет на схеме и спрашиваю как называются кости скелета). А если у нас не будет скелета, то на что мы можем быть похожи? (Игра - фантазирование).

Скелет состоит из 200 костей, а что будет, если кости переставить местами? У каждой кости свое место и обязанности, они защищают наши внутренние органы. Череп , например, что защищает? (мозг). Грудная клетка, что укрывает? (сердце, легкие). Кости соединены очень подвижно и поэтому человек может выполнять различные движения.

Провожу пальчиковую игру “Бабушка кисель варила”.

    • Что помогает нашим пальчикам так хорошо двигаться?

Сами кости двигаться не могут, их приводят в движение мышцы. Мышцы – главные силачи нашего организма. (Показываю схему мышц человека).

Они прикреплены к скелету и заставляют его двигаться. Без этих двигателей все кости были бы неподвижны. Благодаря мышцам мы подпрыгиваем, ходим, поворачиваемся, размахиваем руками, крутим головой, шевелим пальцами, жмуримся, поем, разговариваем, смеемся и другое.

    • Давайте поиграем в игру “Обезьянка и зеркало” (Цель: повторять мимические движения за ведущим).

Просмотр фрагмента из фильма “Наше тело” (ребенок от рождения до года) в видеозаписи.

    • Чего ребенок в этом возрасте не может делать без помощи взрослого?
    • Почему ребенок не может сидеть, стоять, держать ложку?
    • А что умеете делать вы?
    • Да, вы умеете самостоятельно кушать, …, красиво двигаться. А для этого кости и мышцы необходимо укреплять. А как? Надо регулярно заниматься физкультурой, много играть в подвижные игры, правильно питаться. Тогда наши мышцы станут упругими и сильными.
    • Вот сейчас вы мне покажите, как вы умеете заниматься на тренажерах.
    • Что вы почувствовали?
    • Какие мышцы у вас работали, покажите.

Дидактическая игра “Хорошо – плохо”.

    • А теперь давайте вспомним, что нового мы сегодня узнали на занятии? Для чего нам нужен скелет, какую роль он выполняет? Для чего нужны мышцы? Что нужно делать, чтобы расти крепкими, сильными, здоровыми?