Искусство и реальность (1-й класс II четверть)

Разделы: МХК и ИЗО

Класс: 1


Тема: Характерный образ животного в изобразительном искусстве.

Цель: Мотивировать детей к внимательному анализу окружающего мира и умению выразить свои чувства и наблюдения через язык различных видов искусства.

Задачи:

  1. Расширить словарно-образный запас детей;
  2. Выработать умение образно ассоциировать животное и характер;
  3. Через язык изобразительного искусства постараться передать образ-настроение.

Специальные задачи:

  1. С помощью цвета и пропорций выразить характер изображаемых животных;
  2. Научить почувствовать ритмическую основу звука, через пластическое движение;
  3. Задействовать и активизировать - дать возбуждение коре головного мозга в области слуховых и зрительных центров.

Ход урока:

Учитель ведет урок от лица двух конусных кукол – Царя Диапазона (музыканта) и лошадки Маруси (художника).

Диалог Царя Диапазона и лошади Маруси.

Царь Диапазон: Здравствуйте ребята! Я долго готовился к сегодняшнему дню, а где моя подруга Маруся? Вы ее не видели? Появляется вторая героиня урока (импровизация учителя).

Маруся: Доброе утро Царь Диапазон, доброе утро ребята! У меня для вас сюрприз.

  • Кто у нас самый внимательный?
  • Кто у нас самый находчивый?
  • Кто у нас самый сообразительный?

Мы сейчас посмотрим! Ваше величество – музыку пожалуйста!

Царь: Сейчас вы внимательно послушаете песенку-потешку. И мы посмотрим, кто сможет справиться с хитрой загадкой и перечислить всех героев?

(Звучит музыка – запись песенки.)

“Тень-тень потетень”.

Тень, тень потетень!
Выше города плетень.
Сели звери под плетень.
Похвалялися весь день.
Похвалялася лиса – “всему свету я краса”.
Похвалялся зайка  – “поди догоняй-ка”.
Похвалялися ежи – “у нас шубы хороши”.
Похвалялись блохи – “мы и так не плохи”.
Похвалялся медведь – “могу песни я петь”.
Похвалялася коза – “всем повыколю глаза”.

Ответы детей – прописываем на доску. Ребята с помощью Маруси и Царя составляют пиктограмму песенки. Рис №1, Рис №2

Рисунок 1

Рисунок 2

Разучиваем песню при помощи пиктограммы на доске – объясняя слова: похвалялись, плетень.

Царь: Попробуйте передать голосом образ каждого героя. (Разучиваем по фразам!)

Маруся: Вы услышали героев песенки, теперь попробуем их увидеть.

– Кто попробует показать медведя?

– Какой он? Он большой, тяжелый, грузный, неуклюжий на вид.

– А подумайте, какие цвета мы можем назвать тяжелыми? (Если затрудняются ответить, то какой легче цвет желтый или черный?)

Ответы: коричневый, черный, синий, темно-фиолетовый, темно-зеленый.

Маруся: Хорошо! Мы теперь знаем, какие цвета использовать для изображения медведя.

А по форме он похож на гору? Или на что? Он маленький или большой? Ушки как у чебурашки? А есть ли хвост? (Импровизация учителя)

По этой же схеме разыграть всех животных из песенки.

Просмотр иллюстраций Е. Чарушина. (Изображения героев этой песенки). Рис №3 по №7

Рисунок 3

Рисунок 4

Рисунок 5

Рисунок 6

Рисунок 7

Маруся: Мы услышали героев песенки, поиграли в них (пластическое движение). Пришло время изобразить. Выберите любого героя песенки, который вам понравился и нарисуйте.

Практическая работа.

Рисуем пальцем, без палитры (цвета смешиваем на листе).

Набираем объем животного, пытаясь передать характерные пропорции.

Уточняем детали тонкой кисточкой (глазки, носики, усики).

Маруся напоминает о необходимости смешения цветов.

Приемы работы:

  • отпечатки пальца;
  • смазывание;
  • процарапывание ноготком.

Оснащение и материалы к работе:

  1. Гуашь в баночках – 3 основных цвета + черный, + белый.
  2. Банка с водой.
  3. Листы А4 формата.
  4. Тонкая кисть (на заключительном этапе работы).
  5. Тряпочки влажные (для рук).

Готовые работы вывешиваются на доску в пиктограмму, вместо изображений зверей.

Диалог Маруси и Царя Диапазона:

– Вот портреты наших героев, посмотрите какие красавцы. Рис №8 по №10 А ну-ка давайте, глядя на них, споем и оценим, у кого характер получится ярче и интереснее.

Рисунок 8

Рисунок 9

Рисунок 10

Поем с движением.

– Теперь вы будете внимательнее к окружающему, все замечайте, присматривайтесь к природе, к характерам людей, насекомых, животных, птиц, ко всему, что вас окружает.

А мы с вами на уроках искусства сможем выразить наши наблюдения в звуках и красках.

До новых встреч!