Нестандартный урок природоведения для 4-х классов по теме: "Все мы дети природы"

Разделы: Начальная школа


Форма проведения: брэйн-ринг.

Цель: 1) обобщить знания детей об охране родной природы; 2) прививать интерес, любовь к природе, желание беречь и охранять её; 3) развивать познавательную деятельность детей через: 1) умение анализировать явления, составлять целостную картину о них; 2) отвлечённо мыслить и обобщать единичные предметы, явления, факты; 3) подтверждать правила примерами; 4) выводить правила из целого ряда фактов, полученных в процессе наблюдений, работы со справочной литературой; 5) доказывать правильность суждений.

Оборудование. Раздаточный материал для 5 команд, дипломы для награждения, плакат “Всё прекрасное на Земле – от Солнца, и всё хорошее - от человека”. М. Пришвин; ватманы для конкурса плакатов, фонограммы явлений природы и голосов птиц; секундомеры у жюри.

Методические рекомендации к заданиям. Задания должны отвечать следующим требованиям: основываться на знаниях, имеющихся у детей; быть посильными и в то же время достаточно трудными; ясно и чётко сформулированными; учитывать время выполнения; предусматривать возможность записи (озвучивания жюри) результатов.

ХОД ИГРЫ

 Выступление ведущего.

Здравствуйте, уважаемые гости, здравствуйте, участники нашего брэйн-ринга! Для каждого человека стало привычным, что красный цвет светофора предупреждает: “Остановись!” К сожалению, бывая на природе, люди не всегда останавливаются перед красивоцветущими растениями, чтобы полюбоваться ими, а, как правило, стремятся сорвать их для букета. Порой ради любопытства или даже, не задумываясь, сорвут цветок, повертят в руке и бросят красивое создание природы. За последние годы многие растения стали встречаться редко, а в некоторых местах полностью исчезли. Угроза вымирания и исчезновения нависла и над многими животными (демонстрация слайдов). Опустошенные леса, нарушение экологии создают угрозу для жизни всего живого, в том числе и человека. Чтобы оберегать и любить природу по-настоящему, её надо знать. Участвуя в сегодняшних конкурсах, не забывайте об этом.

 План проведения игры.

Представление команд

Правила игры,

Раунды 1-6.

Тайм-аут.

Домашнее задание.

Подведение итогов.

Сегодня в брэйн-ринге участвуют 5 команд. Чтобы установить порядок выступления, приглашаю капитанов для жеребьёвки.

Правила игры.

На обсуждение вопросов каждой команде даётся 45 секунд. До истечения этого времени команда должна найти ответ, а капитан - поднять карточку с номером. Капитан решает вопрос о том, кто будет отвечать. Если команда даёт неправильный ответ, у другой команды есть возможность получить дополнительные очки.

Раунд 1.

О растениях.

Команда 1.

  1. Трава от 99 болезней( зверобой).
  2. Самое сладкое дерево наших лесов( липа).

Разноцветные съедобные грибы (сыроежки).

Команда 2.

1.Какая ягода бывает чёрной, красной, белой?(Смородина)

2. Какое дерево весной дятла поит?(Берёза)

3. Какой гриб носит название лесного хищного зверя? (Лисичка)

Команда 3.

  1. Название какого растения говорит, где оно живёт? (Подорожник)
  2. Какой цветок лето начинает? (Колокольчик)
  3. Чьи листья опадают осенью зелёными? (Ольхи)

Команда 4.

1.Какую траву любят кошки? (Валериану)

2. Какое дерево называют зелёной аптекой? (Черёмуху)

3. Какая ягода заменяет лимон? (Клюква)

Команда 5.

  1. Трава, которую на ощупь могут узнать даже слепые (крапива).
  2. Листопадное хвойное дерево (лиственница).
  3. Название какого цветка – кондитерское изделие? (Ирис)

 Раунд 2.

 О животных.

Команда 1.

1. Слепыми или зрячими родятся зайчата? (Зрячими)

2. Кто может пить ногой? (Лягушка)

3. Почему волка называют санитаром леса? (Добивает, прежде всего, больных, ослабленных животных)

Команда 2.

1.У кого каждый день растут зубы? (У зайца, у бобра)

2. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь)

3. Чем стрекочет кузнечик? (Ногой о крыло)

Команда 3.

1. Что случится с пчелой после того, как она ужалит? (Умрёт)

2. Кровожадный хищник наших лесов (волк).

3. Кто охраняет лесную поляну от вредных мух? (Стрекоза)

Команда 4.

    1. Что теряет лось каждую зиму? (Рога)
    2. Сколько ног у паука? (Восемь)
    3. Родилась в воде, живёт на земле (лягушка).

Команда 5.

    1. Каким насекомым хлопают в ладоши? (Комар, моль)
    2. Самый чистоплотный зверёк. (Барсук)
    3. Детёныши каких животных питаются молоком чужой матери? (Зайчата)

Раунд 3.

О птицах.

Команда 1.

    1. Какие птицы выводят птенцов три раза за лето? (Воробьи, овсянки)
    2. Перед какой погодой птицы перестают петь? (Перед дождливой)
    3. Какая птица в мире самая большая? (Страус)

Команда 2.

    1. Какая птица выше всех летает? (Орёл)
    2. Зимуют ли птицы в скворечниках? (Нет, там холодно)
    3. Какая птица достаёт себе пищу подо льдом? (Оляпка)

Команда 3.

    1. Какая птица подбрасывает яйца в чужие гнёзда? (Кукушка)
    2. Какая птица умело подражает голосам многих птиц? (Скворец)
    3. Самая маленькая птичка в мире (колибри).

Команда 4.

    1. Кто кукует у кукушки – самец или самка? (Самец)
    2. Какая птица тундры резко меняет цвет своего оперенья? (Белая куропатка)
    3. Почему нельзя трогать руками яйца в гнёздах? (Легко помять, чужой запах отпугивает родителей)

Команда 5.

    1. Когда температура тела воробья ниже: летом или зимой? (Одинаковая)
    2. У какой птицы самый длинный язык? (У дятла, до 15 см)
    3. Какая птица носит название танца? (Чечётка)

Раунд 4.

Почему сложились такие поговорки о птицах?

Команда 1.

Белая трясогузка - птица-ледогонка. (Её прилёт совпадает со вскрытием рек)

Команда 2.

Глухая тетеря (токующий глухарь не слышит).

Команда 3.

Заладил, как дятел (долбит деревья с большим упорством).

Команда 4.

Как с гуся вода. Вышел из воды сухим (перья гуся обильно смазаны жиром)

Команда 5.

Седой как лунь (самцы этой хищной птицы с возрастом седеют).

Раунд 5.

Поведение в лесу.

Команда 1.

Почему особенно весной и в начале лета нельзя шуметь в лесу, включать магнитофон, разжигать костры? (Шум, запах дыма пугают лесных обитателей, заставляют птиц бросать гнёзда, зверюшек – искать укромное местечко)

Команда 2.

Каковы причины лесных пожаров? (Непотушенный окурок, костёр, молния)

Команда 3.

Ты натёр ногу в пути. Как облегчить боль? (Приложить лист подорожника)

Команда 4.

На муравейник опустился дрозд, вытянул крылья в стороны и сидел несколько минут. Для чего? (Принимая “муравьиную ванну”, птица освобождается от паразитов – муравьи опрыскивают тело дрозда остро пахнущей муравьиной кислотой)

Команда 5.

Как правильно разжечь костер в лесу? (Выбрать место подальше от деревьев, снять дёрн и положить подальше от огня). Когда костёр будет залит водой, необходимо залить головни, уложить дёрн на место и полить хорошенько водой.

Раунд 6.

Конкурс плакатов, тесты.

Команда 1.

Что такое Красная книга природы?

    1. книга с красной обложкой
    2. книга, куда занесены растения и животные, которых нужно охранять от уничтожения
    3. книга, куда занесены растения и животные, внешне красивые

Команда 2.

Главные загрязнители воды:

    1. промышленные предприятия
    2. дикие животные
    3. растения
    4. нечистоты от домашнего хозяйства

Команда 3.

Ваш папа фермер. В какой природной зоне Якутии он мог бы выращивать пшеницу?

    1. в тундре
    2. в северной части тайги
    3. в средней и южной частях тайги
    4. в пустыне

Команда 4.

В городах и других населенных пунктах главные загрязнители воздуха:

    1. котельные и электростанции
    2. деревья
    3. автомобили
    4. домашние животные

Команда 5.

Впишите важное полезное ископаемое, которое добывается в Якутии:

  1. нефть
  2. ….
  3. газ
  4. уголь

Домашнее задание.

(Дома командам нужно было подобрать по три загадки об обитателях леса).

Подведение итогов.