Конспект урока литературного чтения во 2-м классе (система Занкова 1—4). Русская народная сказка "Снегурочка"

Разделы: Начальная школа


Тема: Новые загадки следствия… Происхождение сказки из мифа. Русская народная сказка “Снегурочка”.

Цели урока:

  • Подробнее познакомить детей с отражением древних обрядов в народных сказках, загадках, легендах.
  • Показать целостность художественного образа, его общую природу в разных видах искусства (сказка, пьеса, опера, живопись, поэзия).

Оборудование:

  • выставка аппликаций учеников “Анютины глазки”,
  • выставка рисунков учеников “Древнерусские терема”,
  • рисунки декораций, костюмов В. Васнецова к опере Н.А. Римского-Корсакого “Снегурочка”,
  • фотография “Снегуркина беседка”,
  • запись песни Леля из оперы “Снегурочка”,
  • словарь В. Даля.

На доске – тема урока, эпиграф.

I. Проверка домашнего задания.

– Что интересного вы узнали на прошлом уроке?

– Откуда берет свои истоки эта сказка “Старик-годовик”, пересказанная В. Далем? (Начало берет из древних славянских мифов, из тех времен, когда человек не мог объяснить природные явления: смену времен года, дня и ночи и т.д.)

– Как В. Даль определил жанр своего произведения? (Сказка – загадка).

– Найдите черты сказки и загадки в этом тексте.

(Волшебные превращения, иносказательность, в сказке встречаются реальный обычный мир и волшебный, реальные люди, наделенные волшебством, повтор, как обязательный элемент сказочного жанра, числа 3, 4, 7; а от загадки – узнать, разгадать название непростых птиц).

– Спасибо за ваши замечательные аппликации “Волшебные птицы”, которые красочно иллюстрируют сказку В. Даля.

– Молодцы, подготовили выразительное чтение, не забыли особенности сказочного жанра, помните о таком великом человеке, как Владимир Даль.[1] Такими людьми гордится наша страна, и мы должны с благодарностью вспоминать его имя. Пошел уже третий век, а мы до сих пор пользуемся словарем великого русского языка, “живаго” (т.е. живого языка), как назвал его сам Даль. Это наша историческая память (дети запомнили, что Даль был другом А.С. Пушкина, что он был военным инженером, великолепным хирургом, который мог одинаково хорошо оперировать правой и левой рукой, он бы прекрасным знатоком, ценителем русского языка).

II. Работа над новым материалом.

1. Вступительное слово учителя.

– Прочитайте, как называется тема сегодняшнего урока.

– А что располагается под названием темы урока? Эпиграф: “Сказки – это те мостки, которые связывают прошлое с настоящим”. Ведерникова Н.М. [2].

– Кто помнит, что скрывается в эпиграфе? (Короткое изречение, которое настраивает на произведение или выражает его главную мысль).

– Как вы понимаете эти слова? (Читая сказки, мы узнаем о том, как жили раньше, в сказках встречаются слова, которые сейчас не употребляются, герои русских сказок до сих пор “живут” с нами).

Звучит вступление из оперы Н.А. Римского-Корсакого “Снегурочка”.

– Сегодня мы продолжаем путешествие во времени, отправляемся в Древнюю Русь. И поможет нам в этом сказка. А наши иллюстрации перенесут нас в те далекие времена. Вслушаемся в знакомую с детства поэтическую, красивую сказку “Снегурочка”, пересказанную Владимиром Далем.

– Выразительное чтение сказки в лицах приготовили ваши товарищи (сказку читают 6 человек). Включите свое воображение: представьте русскую деревню, красивые расписные терема, резные ворота, леса, поляны, покрытые снегом. (В классе выставка рисунков “Русские терема” (рис. 1-5)). Сядьте удобнее, приготовьтесь следить и слушать.

Рис. 1

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 4

Рис. 5

Рис. 5

2. Обмен мнениями.

– Спасибо, ребята!

– Понравилась сказка? Понравилось чтение ребят? Что удалось ребятам?

– Соответствует ваше настроение тому, которое передали ребята?

– Какое настроение вызвала эта сказка? Почему?

– Вам жалко Снегурочку? Ивана да Марью?

– Спасибо, ребята, за чтение! Обращение к классу: “Постарайтесь дома также прочитать, как это сделали ваши товарищи”.

3. Анализ произведения.

– Хотите прочитать эту сказку еще раз?

– Перечитывая, обратите внимание на следующее: какая это сказка (волшебная), почему (найдите доказательства из текста), где в этой сказке заметны следы очень древнего происхождения (слова, выражения)?

– Вы обратили внимание, что глава называется “Новые загадки следствия…” Продолжаем расследования. Что же скрывают от нас древнерусские сказки.

– В тексте сказки спрятался миф о происхождении цветов.

– Найдите, прочитайте его.

– Слышали о таком цветке – Иван-да-Марья?

– Обратимся к книге “Атлас растений” [3]. Кто сумеет в такой большой книге отыскать это растение Иван-да-Марья? (Вызываются два ученика).

– Ребята, а мы с вами выберем эпитеты, относящиеся к образу Снегурочки.

(Ласковая, приветливая, смышленая, добрая, скромная, душевная, чистая, трудолюбивая – дети выходят к доске и среди множества эпитетов выбирают нужные).

– Спасибо, за работу! Мы обратимся чуть позже к этим эпитетам.

– Мальчики справились с поиском. Рассмотрим этот цветок.

– Какой знакомый цветок Иван-да-Марья!

Дети довольны, что узнали и хором отвечают:

– Так это же анютины глазки!!!

– Какие легенды вы помните о происхождении этих цветов? Ответы детей.

– Кто помнит, что обозначает каждый цвет в лепестках? (Белый – цвет надежды, желтый – удивления, фиолетовый – печали).

На уроке труда дети выполняли аппликацию “Анютины глазки” (рис. 6–8), где уже знакомились с легендами происхождения этих цветов (скандинавскими, славянскими, немецкими) [4].

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 6

Рис. 7

Рис. 8

Рис. 8

III. Единство образа Снегурочки в других произведениях искусства (живописи, музыки, драматургии).

На доске вывешиваются листы с надписями “Драматург А.Н. Островский”, “Композитор Н.А. Римский-Корсаков”, “Художник В.А. Васнецов”.

1. Рассказ учителя.

– Ребята, а родилась эта сказка в самом центре России, на берегу великой русской реки Волги, в Костромской губернии. Снегурочку так раньше и называли – “костромская девушка”. Образ этой девушки (перечисляются эпитеты, записанные на доске) вдохновил и вдохновляет поэтов, драматургов, художников, композиторов на создание новых произведений.

– Я расскажу вам о великом русском драматурге А.Н. Островском. Вам еще не знакомы его произведения, с ними вы познакомитесь в старших классах. Каждый год с мая по октябрь драматург Александр Николаевич Островский (1823-1886) проводил в имении родителей в Щелокове, он написал много пьес для театра. Образ Снегурочки пленил его, когда он гулял по тем местам, где по преданиям жила Снегурочка. На берегу Волги до сих пор стоит резная беседка, которая так и называется “Снегуркина беседка”. И, будучи взрослым, Островский пишет пьесу-сказку “Снегурочка” [5].

– А композитор Н.А. Римский-Корсаков, влюбленный в эту пьесу-сказку, создает музыку. Так рождается опера – большое сценическое музыкальное произведение [6].

– А прекрасные декорации создает художник, хорошо знакомый вам по картинам “Алёнушка”, “Три богатыря”, “Три царевны подводного царства”.

– Кто это?

– Правильно! Это – Виктор Михайлович Васнецов. Когда в театре открылся занавес, зал встал, не ожидая такого великолепия. Зрители оказались в сказочной стране. До Виктора Васнецова никто не создавал таких великолепных декораций, даже его недруги кричали: “Браво!” [7, 8].

Учитель демонстрирует репродукции декораций к опере “Снегурочка”, костюмы для героев, придуманные Васнецовым [9].

2. Самостоятельное чтение либретто оперы про себя, затем вслух.

– У вас на партах вы найдете либретто оперы “Снегурочка” [10].

Чтение либретто к опере “Снегурочка” (объяснение слова “либретто” – книжечка, литературное содержание оперы).

– Отличается ли сказка “Снегурочка” от либретто оперы “Снегурочка”?

– Либретто оперы написано по пьесе А.Н.Островского.

– Какие новые герои появляются в пьесе и в опере?

Дети перечисляют героев.

– Сам Римский-Корсаков пишет: “ Нет для меня на свете лучшего царства берендеев с их чудным царем, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу” [5].

– Это было самое любимое произведение композитора.

Действие оперы и пьесы происходит в сказочном царстве берендеев, где все люди добры и справедливы. Ложь и обман считаются преступлением. Берендеи поклоняются природе и солнцу – источнику жизни на земле. Правдивое изображение жизни и быта людей сочетается с миром сказочным.

3. Слушание песни Леля.

– Сейчас я предлагаю вам послушать мой самый любимый отрывок из оперы “Снегурочка”, песню Леля. Лель – друг Снегурочки, молодой пастушок. Может быть, что-то удивит вас в звучании песни.

Детей может смутить тот факт, что мужскую партию исполняет женщина.

– Римский-Корсаков так и задумал, что в опере партию Леля исполняет певица с самым низким женским голосом – контральто. В операх певицы с таким голосом исполняют партии юношей.

IV. Итог урока. Домашнее задание по вариантам.

– Сегодня вы придете домой, чем вы поделитесь с мамой, папой? Что запомнилось вам?

– В заключение я хочу обрадовать вас. Мы сегодня не расстаемся со Снегурочкой, на уроке изобразительного искусства мы увидим фрагменты оперы-сказки “Снегурочка”. И каждый создаст свой образ Снегурочки.

– На партах вы нашли еще произведения, связанные с образом Снегурочки. Договоритесь с соседом, какое произведение вы возьмете домой почитать (сказка “Снегурушка и лиса” или продолжение сказки “Снегурочка”, написанное ученицей второго класса). Приготовьте его выразительное чтение. На следующем уроке мы поговорим об особенностях этих произведений.

– Заканчиваем урок стихотворением костромского поэта Андрея Воронцова “Песнь о костромской Снегурочке” [10], которое очень точно отражает современный взгляд на неувядаемый образ Снегурочки (стихотворение наизусть читают ученики).

1-й ученик

Утро. Громко бренчат подойники.
Овцы тупо теснят друг друга.
В избах сладко поют рукомойники.
Просыпайся, вставай, округа!
Сколько лет! Было то иль не было?
Может, просто однажды привиделось?
Костромщина моя сердешная,
Иль на память мою обиделась?

По-над Волгой туман серебряный
Загордился рассветной проседью,
Воздух, словно златыми гребнями,
Рассечен вековыми соснами.

2-я ученица

Терема с куполами светлыми,
Словно к небу с земли летящие,
Может, вас никогда и не было?
Может, все вы не настоящие?

А беседка над самой кручею,
Из какого ты веку-времени?
Сила, сила в тебе могучая,
Только скрыта забвенья бременем.

3-й ученик

Здесь когда-то, у самой Волги,
Может, думалось веселее?
Родилась здесь, чтоб жить надолго
Чудо-сказка о русской фее.

Дочь Весны с голубыми глазами
И Мороза с седой бородою,
Не могла она быть крещеной
Не из Волги святой водою.

Кострома ей наряды шила,
Кружевные вязала шали.
Здесь Снегурочка не тужила,
Здесь в народе ее уважали.

4-я ученица

Да и зимы здесь не простые:
Коль зима – так зима надолго,
Коли песни – так заводные,
Коли музыка – без умолку.

Костромщина вовеки славилась
Хороводами, смехом звонким,
Говорят, всем ребятам нравились
Костромские наши девчонки.
Мастерством да и нравом кротким
Отличались они завидно.
Если б вдруг родилась Снегурочка
Не у нас – было б ей обидно...

1-й ученик

Как заливисты наши птицы,
Как полны этих птиц леса,
Как красивы церквей вереницы,
А над Волгою паруса!

Здесь и чувства – не просто чувства,
Здесь волшебной силы любовь,
Если б мог я два раза родиться –
Костромщину я выбрал бы вновь...

2-я ученица

Ах, Снегурочка, чудо лесное!
Грустно Лелю тебя отпускать!
Потеряв тебя ранней весною,
Подскажите, где вновь отыскать!

А весна – без конца и без края,
Без конца и без края любовь!
Если вдруг по весне улетает -
Это знак, что воротится вновь...

По-над Волгой туман серебряный
Загордился рассветной проседью,
Воздух, словно златыми гребнями,
Рассечен вековыми соснами.

Терема с куполами светлыми,
Словно к небу с земли летящие,
Может, вас никогда и не было?
Ну, а может, все настоящее?!

Библиография

  1. Энциклопедический ресурс http://www.rubricon.com.
  2. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка. М.: Наука, 1975.
  3. Маевский П.Ф. Флора средней полосы Европейской части СССР. Л.: Колос, 1964.
  4. Моложавенко В.С. Тайна красоты. М: Педагогика-Пресс, 1993.
  5. Смирнова Э.С. Русская музыкальная литература. М.: Музыка, 1985.
  6. Голованова М.В., Шарапова О.Ю. “Снегурочка” А.Н.Островского в начальной школе.
  7. Начальная школа, 1998. № 5.
  8. Хмелева Н. Художники мамонтовской оперы. От живописи к театру. Наше наследие. 1998, № 46.
  9. Россихина В.П. Оперный театр Саввы Мамонтова. М.: Музыка, 1985.
  10. Островский А.Н. Снегурочка. М.: Детгиз, 1954.
  11. Иллюстрации В.М. Васнецова.