Формирование картографических умений и навыков

Разделы: География


В географии карта – это объект первостепенной значимости. За каждым географическим знаком стоит живая действительность, сложная и интересная. В школьные годы человек должен основательно изучить географическую карту. Ведь понимание международной жизни, ориентация в экономике области, республики, государства предполагает глубокие знания географии и, конечно же, карты.

Вступительные экзамены в высшие учебные заведения, срезы, проводимые в школе, показывают, что учащиеся имеют недостаточно глубокие знания по этой своеобразной географической азбуке.

Нам необходимо сформировать навыки чтения географической карты, научить читать легенду карты и довести до сознания учеников, что географическая карта – это язык географии.

Что такое карта? Карта – это уменьшенное и обобщенное изображение земной поверхности на плоскости, географические объекты которой переданы условными знаками.

Карта!

Ты познанья свет!

Ты ведь биография

Лучшей из планет!

Если б не было тебя,

Ничего б не знала я.

Я б не знала островов,

Сельвы, стран и городов,

Рек, озёр, морей и гор,

И тебя – родной простор.

Я привела пример, что такое карта, не случайно. Считаю, что знание понятий – необходимое условие знания карты, например, широта, долгота, параллели, меридианы. Понятие “карта”, как и другие, названные выше, трудные для запоминания учениками 6 класса. Моя задача – научить понимать их значения. Для этого мы находим вместе с учениками главное, основное слово. В понятии “карта”- это изображение земной поверхности, а потом как на ниточку мы начинаем нанизывать все остальные слова – признаки: на плоскости, условными знаками, в уменьшенном виде. Когда ребята поймут, им легко будет сформировать понятие и не важно, что при этом они могут переставлять слова в данном понятии или использовать свои пояснения. Это можно выразить схемой: понятие = основное слово + главные признаки.

Под эту схему подойдёт любое понятие:

Географическая широта – это расстояние

а) от какой-либо точки на земной поверхности до экватора;

б) выраженное в градусах.

Или “пассаты” - это ветры. Дующие

а) постоянно;

б) от 30-х широт к экватору.

При изучении карты использую краеведческий материал, топонимику нашего края, например, п. Октябрьский. Поселку было присвоено это название по инициативе учителей и учащихся школы № 2 в 1956 году в честь празднования 38-й годовщины Октября. Толкование названия “Сосновые Родники”:

  1. Основная растительность нашего края – сосна, отсюда, “Сосновые”;
  2. “Родники” – было много выходов подземных вод на поверхность, правда, сейчас, многие из них исчезли: засыпаны опилками, отходами местного производства.

При изучении Иркутской области:

“Ангара” - бурятское название: “разинутый”, “ущелье”. Происхождение названия связано с характером морфологии долины реки с её истоком, напоминающим расселину, ущелье, по которому Ангара вырывается из Байкала.

“Байкал” - несколько толкований:

Якуты – “бай” - богатый, “кель” - озеро;

Эвенки – “лама” море;

Тюрско-монголы – “байгаал” - большой водоём, море.

“Аршан” - минеральный или теплый источник, имеющий целебное значение (Усть-Удинский, Куйтунский, Тулунский, Аларский районы).

“Урал” - что это? Название занесено с запада переселенцами, связано с понятием “невысокие горы – водоразделы”. На одном из таких поднятий и расположено село в Куйтунском районе.

Программой не предусмотрено специальное время на работу с картой и, тем не менее с ней надо заниматься на каждом уроке. Например, при изучении береговой линии материков или океанов даю такие задания с картой: соверши путешествие.

  1. Вокруг материка или по карте полушарий от берегов п-ва Индокитая к берегам Северной Америки, называя океаны, моря, проливы, заливы, острова. Полуострова, встречающиеся в пути. Задания можно усложнять: назовите с какими народами мы встретимся, какие животные и растения обитают…
  2. По физической карте Северной Америки с запада на восток по 40° с.ш., называя все крупные формы рельефа, реки и озера.
  3. По Зарубежной Европе по 50° с.ш., называя государства и страны. Для разнообразия закрепления можно провести в виде рассказа (прилагаются):
    • Путешествие от Чукотки до Суэцкого канала (7 класс)
    • Путешествие по Восточной Сибири (8 класс). Учитель выступает в роли рассказчика. Методика проведения разнообразная: чтение рассказа с показом указкой; чтение без показа; путь маршрута показать цветной тесьмой (нитью). Возможен вариант рассказа с географическими ошибками, например, “Моря, омывающие “Россию”.

    Давайте проверим свои знания. Я читаю текст, делаю паузы в том месте, где включено, название проверяемого объекта (по приложению). Задания с географическими объектами позволяют внести элементы занимательности и дают возможность проверить свои знания, выявить пробелы и устранить их, работая с картой.

    Чтение карты необходимо начинать с вопросов и заданий, например:

    • Каким цветом показаны отрасли черной металлургии или цветной;
    • Назовите центры чёрной металлургии, алюминия, никеля и т.д.

    Или:

    • Какие отрасли показаны на карте химической промышленности?
    • Что они производят?
    • Назовите центры.

    Хорошо идёт отработка знаний карты при работе в паре: один ученик (в роли учителя) называет географические объекты, другой (в роли ученика) показывает. Такую работу провожу часто со всем классом в начале или конце урока (3-5 мин.) Не менее интересно, проходит закрепление навыков работы с картой при опросе. Ученики задают опрашиваемому 2-3 географических названия для показа на карте.

    Большое место при изучении географической номенклатуры имеют таблицы и схемы. При составлении схем использую методику Шаталова. Сначала схемы составляем вместе: учитель на доске, ученики в тетрадях. Затем задания усложняются: доработай схему, вместо вопросительного знака поставь название объекта; составь схему самостоятельно, используя текст учебника и карты атласа. Например, “Рельеф Австралии”. Вопросы по карте:

    • Что вы можете сказать о рельефе Австралии?
    • Какие основные формы рельефа хорошо просматриваются? Где? Назовите их.
    • Определите самую высокую часть Австралии. Как она обозначена? Её высота и т.д.

    По ходу беседы на доске и в тетрадях появляется схема.

    Рельеф

    Равнины

    Горы

    Возвышенности
    400-500 м
    Низменности
    Центральные
    равнины
    Большое
    Водораздельный хребет
    г.Косцюшко, 2228

    Закрепление – работа на контурных картах:

    1. Используя цветные карандаши, покажи разнообразие рельефа;
    2. Подпиши названия основных форм рельефа.

    Таблицы – это одно из простых и эффективных средств для систематизации учебного материала. Таблицы дают возможность кратко, лаконично передавать содержание текста, например “Металлургические базы страны”.

1. Заготавливаем таблицу:

      Название
      базы
      ГП Месторождения
      полезных
      ископаемых
      Центры Производимая
      продукция

2. Если класс слабый, то таблицу заполняем совместно: учащиеся читают текст, анализируют картосхему в учебнике, называют базу (одну из трёх) и все данные заносим в таблицу. По остальным базам школьники работают самостоятельно.

    Закрепление: на контурные карты нанести границы баз и центры.

    Не закреплённые в процессе любой практической деятельности знания остаются для учащихся мертвым грузом и быстро забываются.

    Для выполнения любой самостоятельной, практической работы учащиеся вначале должны овладеть некоторой суммой теоретических знаний, приёмами учебной работы, простыми умениями и навыками. С этой целью использую различные памятки.

    При выполнении практических работ использую карточки с алгоритмом работы, например “Машиностроение России” или “Физико-географическое положение материка”.

    Более подробно с программными практическими работами вы можете познакомиться в специальном выпуске “Программные практические работы по географии. VI – X классы” под редакцией И.И.Бариновой – М.: Школа – Пресс. “География в школе. Библиотека журнала”, выпуск 4. В выпуске даны обязательные работы по всем курсам школьной географии. Подробно показано, как с помощью, каких источников географической информации выполняется та или иная работа, в какой форме представляются её результаты, как она оценивается. Книга полезна как начинающим, так и опытным учителям при проведении практических работ.

    В основу изучения географической номенклатуры положен один из принципов обучения: оно должно быть интересным. Интерес является мощной движущей силой: если учащимся, интересно, то они сознательно прилагают свои усилия для выполнения поставленной цели.

    Лучшему усвоению названий на карте способствует использование стихов:

    Вот отсюда, именно отсюда,

    Из глубин лесного родника

    Выбегает голубое чудо –

    Русская великая река.

    Или,

    У тебя, краса-река

    Женское обличье,

    Даже имя у тебя –

    Женское девичье.

    Ласковым тебя не зря

    Окрестили словом

    Несмотря, что родилась

    Ты в краю суровом.

    Отгадайте что это за реки.

    Можно использовать географические загадки:

    1. К торжественному крику

    Прибавь согласный звук,

    Чтоб протянулись горы

    С севера на юг. (Ура – л)

    2. Я – сибирская река,

    Широка и глубока

    Букву “е” на “у” смени

    Стану спутником Земли. (Лена – Луна)

    3. Когда жара иль дождь идёт,

    Тебя от них всегда укрою.

    Прочти меня наоборот –

    Узнаешь озеро большое.

    (Навес – Севан)

    Занимательные вопросы и задания, всевозможные викторины, развивающие и познавательные игры, и множество других средств помогают формировать знания географической карты и дают хорошие результаты.

    Поиграем (физминутка):

    Если есть на карте губы,

    Если есть на ней носы,

    Значит где-то между ними

    Расположены усы!

    Назовите самые известные на карте губы, носы, усы. Если затрудняетесь ответить сразу, то отыщите их на карте (ответы прилагаются).

    Большой интерес у учеников вызывают весёлые вопросы, например:

    • Какой город Томской области имеет два конца? (Палочка )
    • Какая река Красноярского края может заменить все существительные женского рода? (Она )
    • Какой город Тюменской области принимает самое активное участие в выборах? (Урна )
    • Какой город в Венгрии гордится своими сыновьями? (Папа)

    В своей работе я использую игры, вот, например, “Третий лишний”. На доске или на листе бумаги записываю три понятия: Амазонка, Нил, Джомолунгма. Спрашиваю, что лишнее? (модели игр 1, 2, 3, 4,5). Такого рода игры развивают память, воображение, способствуют запоминанию объектов на карте.

    Более сложный вид игры “Собери карту” или “Географические силуэты”. Карточки с географическими силуэтами ввожу постепенно, начиная с 6-го класса. Вначале ученик по очертаниям только узнаёт и называет материк, затем отвечает на вопросы: в каком полушарии находится материк? Какие океаны его омывают? И т.д. В 7 классе по мере прохождения тем курса эти силуэты наполняются. Ещё больше усложняется работа в 8 классе. Тогда к уже хорошо знакомым географическим объектам прибавляются контуры полуостровов, островов, очертания рек и озёр нашей Родины.

    Наиболее популярный вид настольной игры сегодня – кроссворды. Вначале я предлагаю ученикам составленные кроссворды, вывешивая их на стенде “Сегодня на уроке” в начале изученной темы (показ). Позднее учащиеся сами составляют их. При этом они учатся чётко, грамотно ставить вопросы, что способствует развитию грамотной речи и ответственности. Обычно ученики составляют кроссворды по изученной теме, поэтому я их использую при опросе. Ученики отгадывают кроссворд. Находят в нём ошибки и выставляют отметку составителю. Иногда школьники при составлении сами заполняют кроссворды. Я их тоже использую на уроке – составляем вопросы к нему.

    Более простой вид кроссворда – чайнворд, с них и начинаю работу в 5-6 классах. Такого рода игры развивают память, воображение, закрепляют навыки работы со справочной и другой литературой. Способствуют запоминанию объектов на карте.

    Их можно использовать на разных этапах урока: в начале для активизации внимания учащихся, с целью проверки знаний; и в середине, когда необходим момент занимательности или “передышки”; в конце урока, как закрепление; в домашней работе, как творческое задание.

    В процессе игры школьники получают знания, испытывая при этом удовольствие. Положительные эмоции сказываются на лучшем усвоении изучаемого материала, влияют на развитие личности ребёнка в целом.

    Большим подспорьем в отработке географических ЗУН являются контурные карты.

    При работе с ними возникает проблема на сегодняшний день: не у каждого ученика имеются карты. В этом случае использую трафареты. За перемену ученики успевают обвести контур и тогда на уроке работают все.

    Обозначение и надписывание на контурных картах названий гор, равнин, вулканов не вызывает затруднений у учащихся. Они с большим интересом работают с атласом и контурными картами, у них формируются умения самостоятельно читать физическую карту. Контурные карты помогают учащимся постепенно, без ненужного натаскивания научиться ориентироваться по карте, быстро находить нужный объект.

    Другие работы более сложные и предусматривают применение учащимися различных знаний, умений, навыков. Обозначение на контурной карте стран и их столиц формирует знания о ГП этих стран, городов, умения комплексного использования политической и контурной карт. Обозначение центров трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения России представляет первоначальнейшую работу по анализу экономической карты и обоснования принципов размещения машиностроительных предприятий различных типов.

    Зная определение теоретических понятий, учащиеся не испытывают серьёзные затруднения в работе с картой при самостоятельном изучении новых территорий. В литературе появилась новая методика отработки навыков, умений с географической картой – рисовальные карты, образные традиционные методы работы, которые нацелены на механическое запоминание, являются не лучшими помощниками в определении местоположения объектов: ребята ориентируются не по сторонам света. Они продолжают искать объекты “вверху”, “внизу”, “в левом углу” карты и т.д.

    Первый шаг к пониманию карты, важный шаг к её усвоению – это умение распознавать географические объекты по расположению относительно других объектов. Существует целая серия заданий схематического обозначения некоторых объектов для распознавания (страны, города, элементы рельефа, субъекты федерации, реки). Страна, например, должна распознаваться по протекающей по ней реке, полуостров – по омывающим его морям и заливам. Первые схемы сориентированы по сторонам света в соответствии с картографическим каноном. Схемы без труда вычерчиваются мелом на доске в несколько секунд.

    Выполнение таких заданий заставляет зорче вглядываться в карту. Разумеется, начинать работу с заданиями такого рода нужно не “вслепую”, а позволяя ученикам пользоваться картой. Но со временем они войдёт в карту, вникнут в территорию. Они сами начнут составлять подобные схемы, но это новшество ещё надо апробировать.

    Кого заинтересовала данная работа, то можете посмотреть еженедельную газету “География” (2002 год № 42, 2003 год, № 14, 30, 40).

    Нельзя в нашей работе забывать и о наглядности на уроках по формированию знаний географических объектов. Я использую некоторые вспомогательные средства: пунсоны, значки полезных ископаемых, разных типов электростанций, отраслей хозяйства, карточки с названием географических объектов, стрелки, тесьму, цветные нитки. Использую дидактический материал. Всё это способствует более быстрому запоминанию географической карты, объектов на ней.