Урок красивой улыбки

Разделы: Начальная школа


Уход за зубами. Режим питания.

Урок природоведения в 3-м классе (1–4)

Цели

  • Сформировать общее представление о строении зубов, их видов;
  • Обеспечить усвоение правил ухода за зубами, навыков личной гигиены;
  • Научить бережно относиться к своему здоровью;
  • Развивать умение работать в команде;
  • Воспитывать уважение друг к другу, к мнению товарищей.

Оборудование

  • Таблицы «Органы пищеварения»;
  • «Строение зуба», «Приемы чистки зубов»;
  • Кроссворд.

ХОД УРОКА

Организационный момент. Создание эмоционального настроя

Учитель.

Ребята, какое у вас настроение?

У меня тоже прекрасное и я надеюсь, что и на этом уроке вы будете мне настоящими помощниками.

Сегодня на уроке природоведения мы продолжим изучение раздела «Человек и здоровье». Вспомним, какие науки изучают человека?

На доске.

Науки о человеке изучают.

Медицина Строение тела, органов
Гигиена Как работают органы
Физиология Как нужно охранять здоровье, беречь организм
Анатомия Как узнать, чем заболел, чем лечить

- Прочитайте! Покажите стрелочками, что изучает каждая наука?

Вызванные к доске ученики выполняют задание, рисуя цветным мелом стрелочки.

Повторение.

Учитель. Что нового узнали на прошлом уроке?

Дети. Мы изучали органы пищеварения. Узнали, как человек переваривает пищу. Познакомились с правилами питания.

Проверка домашнего задания

1. Беседа.

  • Какое значение имеет питание для человека? Почему?
  • Перечисли органы пищеварения (по таблице – плакату).
  • Расскажите, как человек переваривает пищу? (Пересказ)
  • Какие знаешь правила питания?

2. Самостоятельная работа.

Тест по теме «Наше питание».

I вариант. Заполни пропуски в тексте.

Во рту пища начинает перевариваться с помощью ______. Затем пища по _______ попадает в ______. Здесь ее переваривает ________. После этого пища поступает в _______, где и заканчивается ее переваривание.

II вариант. Все ли верно в этих советах? Исправь ошибки.

Старайся питаться однообразной пищей. Больше ешь булочек, сладостей, особенно если имеешь склонность к полноте. Гораздо вреднее овощи и фрукты. Утром, перед школой, никогда не завтракай. Ужинай за две минуты до сна, лучше всего прямо в постели.

Новый материал

Учитель. Тема сегодняшнего урока является продолжением темы «Наше питание». Для того чтобы ее определить, отгадайте загадку: «Тридцать два молотят, один поворачивает».

Дети. В загадке идет речь о зубах.

Учитель. Сегодня мы узнаем, для чего нужны зубы, как они выглядят, что нужно делать, чтобы сохранить зубы здоровыми, поучимся правильно чистить зубы.

На доске.

  • Для чего человеку зубы?
  • Как выглядит зуб?
  • Почему надо ухаживать за зубами?
  • Таблица «Органы пищеварения».
  • Таблица «Строение зуба».
  • Таблица «Приемы чистки зубов».

Учитель.

Проблема 1. Для чего человеку зубы?

Обсуждение в группах. Выслушивается мнение каждой команды.

Рассказ учителя [1].

Зубы – первая ступень пищеварительной системы. Человек откусывает и пережевывает пищу зубами. Для ее размягчения и смачивания из слюнных желез в рот поступает слюна.

Сообщения детей (из книги А.Дорохова «Про тебя самого?»)

– Ты знаешь, сколько у тебя зубов?

1-й ученик.

Примерно до 6 лет ребенок живет с молочными зубами. Их 20. Затем молочные зубы постепенно выпадают. На тех же местах из десен прорезываются новые постоянные. Их 32: 16 – в верхней челюсти и столько же в нижней.

– А все ли твои зубы одинаковы?

2-й ученик.

Нет. Во рту три сорта зубов. Для одних надобностей одни, для других – другие. Спереди красуются 8 острых резцов. Ими ты легко перегрызешь морковку. За ними – 4 крепких клыка. Они помогают тебе откусить кусок чего-нибудь твердого. А позади – восемь малых и 12 больших коренных зубов. Их задача – перетирать пищу.

– Как выглядит зуб?

3-й ученик.

Зубы – самые твердые части твоего организма. Слой белой эмали, которым они покрыты, не уступает в твердости слоновой кости. А ведь из слоновой кости вытачивают бильярдные шары, которые не боятся даже самых сильных ударов. Под слоем эмали лежит менее твердый, но тоже очень прочный слой – дентина. Внутри зуба спрятана мягкая пульпа. В ней проложены кровеносные сосуды.

Учитель. Спасибо, ребята узнали много нового и интересного из ваших сообщений.

Проблема 2. Почему надо ухаживать за зубами?

Как ни тверды наши зубы, они также боятся зловредных микробов.

После каждой еды в узеньких щелочках между зубами остаются крошки. А в пище, которую ты ешь, в воде, которую ты пьешь, и даже в воздухе, которым ты дышишь, всегда полно опасных микробов. Вместе с остатками пищи микробы разрушают зубы. Появляется кариес.

Работа с учебником

Самостоятельное чтение ([4] с.134)

– Какие зубы лучше: здоровые или больные? Почему?

Проверка.

Дети.

  1. Здоровые зубы хорошо справляются со своей главной работой – пережевыванием, а больные – хуже. Плохо пережеванная пища и переваривается с трудом.
  2. Через трещины больных зубов в организм попадают болезнетворные микробы.
  3. Здоровые зубы помогают правильной, красивой речи.
  4. Украшают лицо человека.

Сценка. Ребята! К нам на урок пришли герои сказки Н. Носова из Солнечного города.

Входят ребята в костюмах. У Незнайки перевязана челюсть.

Доктор Пилюлькин: Здравствуй, Незнайка!

Незнайка: Привет, доктор Пилюлькин.

Д.П.: Что с тобой случилось?

Н.: Зубы болят.

Д.П.: Так ты не сумел сохранить здоровыми свои молочные зубки?

Н.: Как же их сохранить?

Д.П.: Ребята, а вы знаете?

Ответы детей.

Д.П.: Молодцы! Правильно. Слушай, Незнайка: (читает текст учебника с.135)

Н.: Знаю, знаю…Еще нельзя ковырять в зубах иголкой, булавкой и другими металлическими предметами. Грызть орехи зубами, откусывать нитки. Держать в зубах гвозди.

Д.П.: Ребята! Отгадайте загадку:

Костяная спинка,
На брюшке щетинка,
По частоколу прыгала,
Всю грязь повыгнала.

Дети: Это зубная щетка.

Д.П.: Садись, Незнайка. Будем вместе с ребятами учиться правильно чистить зубы.

Практическая работа

Знаете ли вы?

Учитель.

Зубная щетка должна соответствовать по размеру вашего возраста. Щетина должна быть чуть жестковатая, но не настолько, чтобы поранить десна. Новую щетку необходимо обработать кипятком. Щетка должна храниться в стаканчике щетиной вверх.

Как правильно чистить зубы?

Опыт!

Представим, что расческа – это зубы, а вата – остатки пищи. Если будем чистить зубы в горизонтальном направлении, то очищение происходит плохо. А если снизу вверх – хорошо.

Значит, какие же приемы чистки зубов существуют (по таблице «Приемы чистки зубов» ).

  1. Верхние зубы нужно чистить движениями сверху вниз.
  2. Нижние – снизу вверх.
  3. Чистить не только с наружной, но и с внутренней стороны под наклоном.
  4. Жевательную поверхность зубов лучше чистить круговыми движениями.
  5. Чтобы хорошо почистить зубы, требуется не меньше 3 минут.

Пользуйся только своей зубной щеткой. Следи, чтобы она была всегда чистой. Выбирай пасту с фтором.

Закрепление. Викторина «Берегите зубы»

Класс разбивается на 3 команды.

Учитель: Для проверки ваших знаний проведем викторину. Чей ряд наберет больше зубов, тот и победитель.

Рис. 1

Ход викторины

Конкурс 1. Для чего нам нужны здоровые зубы?

Дается 1 минута на обсуждение. Затем по одному человеку из команды называют причины, для чего нужны здоровые зубы. Называют по очереди до тех пор, пока не закончатся ответы.

Конкурс 2. Что нужно (или, наоборот, не надо) делать для того, чтобы сохранить зубы здоровыми и красивыми?

Конкурс 3. Назовите, как можно больше названий зубных паст.

Конкурс 4. Кроссворд.

Кроссворд

Конкурс 5. Сочинить стихотворение с рифмами:Вручение памятных дипломов)

весна – десна;
пломба – рондо.

Подсчет зубов.

Итог урока

  • Что же нового узнали?
  • Благодарю за работу.
  • Вручение памятных дипломов и подарков.

Домашнее задание: нарисовать плакат «Берегите зубы».

Литература

1. Пиль Адреас. Мое тело. Перевод с немецкого. М., Астрель, АСТ, 2001.

2. А. Дорохов. Про тебя самого. М., Просвещение, 1979

3. А. Ликум. Все обо всем. Популярная энциклопедия для детей. «Ключ – С», филологическое общество «Слово». М., АСТ, 1997

4. А. А. Плешаков. Природоведение. Учебник для 3 кл. М., Просвещение, 2000.