Как повысить качество усвоения прочитанного у дошкольников

Разделы: Начальная школа, Работа с дошкольниками, Работа с родителями


Прежде, чем говорить о повышении качества усвоения прочитанного у дошкольников, хотелось бы сказать про общение ребенка с книгой.

Не так много вокруг родителей, которые могут похвастаться тем, что их ребенок с удовольствием читает. Гораздо больше тех, кто жалуется на обратное. Но ведь это мы – взрослые, должны открыть ребенку этот чудесный мир книги, поддержать его на этом пути. Но вокруг столько других интересных вещей, которыми можно заняться. Сегодня в каждом доме много занимательных игрушек, конструкторов, видеоигр, мультфильмов и т.д. И можем ли мы упрекать ребенка за то, что игру он предпочитает чтению. А если ребенок чаще всего видит родителей у телевизора, смотрящих без разбора подряд все передачи и фильмы, или играющих в компьютерные игры, разве захочется ему почитать? Нет, лучше он присоединится к родителям. Может быть, стоит задуматься о том, а когда малыш должен познакомиться с книгой?

Ведь процесс общения ребенка-дошкольника с книгой – это процесс становления в нем личности. Книга должна войти в мир ребенка как можно раньше, обогатить этот мир, сделать его интересным, полным необычных открытий. Ребенок должен полюбить книгу, тянуться к ней, воспринимать общение с ней как праздник.

Дошкольник является особенным читателем. Слово “читатель” по отношению к дошкольному возрасту условно. В действительности это слушатель, и встреча его с книгой полностью определяется взрослым человеком, начиная от выбора текста для чтения и кончая продолжительностью общения с книгой. Интерес к произведению, его трактовка, умение ориентироваться в круге детского чтения – все это во власти взрослого. От взрослого в большей степени зависит и то, станет ли ребенок настоящим, увлеченным читателем или встреча с книгой в дошкольном детстве мелькнет случайным, ничего не значащим эпизодом в его жизни.

Что поможет сформировать устойчивый интерес ребенка к чтению и литературе? В зависимости от возраста ребенка процесс чтения должен занимать не менее 30 минут в день и не иметь никаких других задач, кроме задачи глубокого усвоения текста. Чтение должно быть ежедневным.

Прежде всего, нужно научить ребенка слушать. Это достигается подбором интересной, доступной ребенку литературы, выразительным чтением, умением почувствовать и учесть эмоциональное состояние малыша. Ребенок дошкольного возраста не может самостоятельно разобраться в смысле, а тем более в нюансах текста. А для этого ему необходимо помочь проанализировать, обдумать прочитанное, необходимо, если потребуется, скорректировать его восприятие.

Восприятие – это творческий процесс, начинающийся эмоциональной реакцией на произведение. В. Г. Белинский назвал ее “стадией восторга”. Чтобы ребенок пережил эту стадию, необходим этап подготовки к восприятию, соответствующий настрой на слушание. Это может быть пересказ отдельных интересных моментов из биографии писателя; пересказ краткого, но занимательного отрывка из произведения, прерванный на самом интересном месте предложением прочесть всю книгу; выразительное чтение взрослого и т. д.

После чтения текста необходимо немного помолчать, оставить ребенка наедине с услышанным, дать простор для работы воображения.

Восприятие – это процесс, тесно связанный с возрастом, взрослением ребенка, его читательским опытом. Поэтому всегда нужно помнить о доступности текста, его смысле и объеме не вообще, а относительно возраста. Взрослый должен вести ребенка от усвоения сюжетной схемы, до понимания богатства содержания и формы произведения, до той степени усвоения смысла, когда он начинает воздействовать на личность маленького человека, формировать его.

Когда ребенок научится читать сам - важно, чтобы у него появилось желание читать больше. В основе этого желания лежит, прежде всего, способность ребенка хорошо понимать то, что он читает, т.е. такая сторона навыка чтения, как осознанность или качество усвоения прочитанного. Именно качество усвоения прочитанного (осознанность) занимает ведущее, главенствующее место в навыках чтения. Ребенок может читать бегло, но не понимать прочитанного, но самое главное в чтении – это качество усвоения. Действительно, чтение осуществляется ради того, чтобы получить информацию, заключенную в тексте, осознать ее смысл, понять содержание.

Понимание прочитанного подразумевает осознание ребенком значения практически всех слов, которые употребляются в тексте, причем как в прямом, так и в переносном смысле. Трудности в осознании прочитанного часто связаны с бедным словарным запасом. Ребенок может не знать значения слов, которые читает, или знает, но не может их объяснить. Если во время чтения вы чувствуете, что ребенок не понимает смысла слова, остановите чтение и объясните ему это понятие или обратите его внимание к толковому словарю. Учите ребенка пользоваться словарями

Расширение словарного запаса – ежедневная, постоянная работа, которая длится у человека всю жизнь. Поэтому, работая над словарем, обращайтесь не только к активному речевому запасу (тем словам, которые ребенок постоянно использует), но и пассивному (т. е. к тем словам, которые хранятся в памяти). Стимулируйте его к употреблению в речи слов, которые он знает, но использует их редко. Занимайтесь расширением словарного запаса не только на занятиях, но и на улице, во время игр, просмотра телепередач и т. д., привлекая внимание ребенка к новым незнакомым словам и объясняя их значение.

Работая над формированием такого компонента навыка чтения, как осознанность, особое внимание необходимо уделять развитию речи ребенка. Таким образом, качество усвоения, его глубина определяются и уровнем развития речи. Это в полной мере обоюдный процесс: чем больше читает и познает ребенок, тем лучше развивается его речь, и наоборот, чем лучше развита речь, тем легче понимание и тем глубже осознание прочитанного.

Кроме того, хотелось бы отметить, что глубина осознанности зависит также и от возрастных запросов и возможностей читателя, круга его интересов и потребностей, жизненного опыта и запаса наблюдений. Именно поэтому одно и то же произведение может быть понято и осознанно по-разному не только ребенком и взрослым, но и людьми одного и того же возраста и уровня образованности. С этой точки зрения осознанность, понимание содержания прочитанного не имеет границ и пределов, а любое обсуждение с ребенком прочитанного, обмен мнениями будет способствовать лучшему усвоению и пониманию смысла.

Какие упражнения можно выполнять с ребенком-дошкольником, чтобы повысить качество усвоения текста? Желательно, чтобы эти упражнения выполнялись ежедневно.

Упражнение “Давай подвигаемся”.

(Развитие внимания при слушании, воображения, памяти, повышение качества усвоения текста.

Попросите ребенка внимательно слушать текст и одновременно изображать все действия, которые совершают живые существа. (Перед прочтением текста можно показать ребятам иллюстрации предметов, живых существ, которые встречаются в тексте.) Например, вы читаете предложение: Медведица осторожно вышла из леса на поляну. Ребенок должен изобразить это. Читайте текст выразительно, спокойным темпом, чтобы малыш успевал показать необходимые действия. После выполнения этого упражнения не забудьте похвалить ребенка, даже если у него не все получилось.

Следующее упражнение “Читаем, представляем”.

(Развитие словарного запаса, воображения, мышления, памяти). Это упражнение необходимо выполнять постоянно для лучшего усвоения ребенком содержания текстов. Взрослый перед чтением должен подобрать иллюстрации к тексту для работы над образами.

Попросите ребенка во время слушания закрыть глаза и представить все картины и образы, которые встречаются в этом тексте.

Сначала проработайте 1 предложение. Например: Паслись гуси на лугу. Прочитайте предложение, попросите ребёнка рассказать, что он представил. Ребёнок должен представить гусей, луг. Можно спросить, какими он представил гусей, что растет на лугу, что делают гуси на лугу и т. д. А дальше вы читаете текст медленно, делая небольшие паузы между предложениями, чтобы ребёнок мог представить то, о чём вы читаете. После прочтения текста можно задать вопросы по содержанию, чтобы узнать, как ребенок усвоил прочитанное.

Упражнение “Пропущенное слово”.

(Развитие словарного запаса, мышления, устной речи)

Подберите предложения, в которых пропущены слова, слово (от простого к сложному). Читайте предложение с пропущенным словом, а ребенок подбирает подходящие по смыслу слова. Может читать предложения и сам ребенок, подбирая нужные слова. Например: Миша и Дима …… книгу. Мама в магазине…… молоко и …. В песочницу привезли на …… машине песок. Собака принесла хозяину…….

Упражнение “Отгадай загадку, загадай загадку сам”.

(Развитие словарного запаса, мышления, устной речи). Подбирайте загадки, где есть как можно больше признаков. С помощью этого упражнения учим ребёнка узнавать предмет по его признакам и описывать его, используя признаки.

Например:

Зверь забавный сшит из плюша: (Объясните, что такое плюш)
Есть и лапы, есть и уши.
Мёду зверю дай немного
И устрой ему берлогу. (Медведь)

Проведите беседу по выявлению признаков предмета. - А как ты догадался, что это медведь? (Взрослый вводит понятие признаки. Они определяются по цвету, по форме, по размеру, по назначению). - А это живой медведь или игрушечный? Почему?

После выявления признаков, по которым ребенок отгадал загадку, можно показать ему плюшевого медвежонка. Попросите малыша назвать признаки именно этой игрушки (цвет, размер, для чего предназначено и т.д.). Для выполнения этого упражнения выбирайте загадки про игрушки или про животных. Если работа будет проводиться постоянно, то ребенок легко сможет самостоятельно придумать свою загадку так, чтобы в ней было как можно больше различных признаков.

Упражнения для развития словарного запаса “Слова-приятели” (подбор синонимов – слов близких по смыслу).

Например: красивый – прекрасный, замечательный, превосходный и т.д.

“Слова-неприятели” (подбор антонимов – слов противоположных по смыслу). Например: низко – высоко, чёрный – белый, сухой – мокрый и т. д.

Упражнение “Объясни слово”

(Развитие словарного запаса, мышления, устной речи). Ребенку дается любое слово, он должен объяснить, что оно обозначает. Например: вы спрашиваете, что такое магазин, ребенок объясняет смысл слова, как он его понимает. Начинайте работу с простых слов, постепенно переходя к более сложным словам.

Во время выполнения упражнений постоянно подбадривайте малыша, т. к. любая положительная оценка повышает значительность ребенка в собственных глазах. Похвала будет стимулировать его к дальнейшему росту, будить в ребенке стремление добиваться новых результатов.